Культурологический метод обучения на уроках фортепиано.

Юдина Татьяна Анатольевна

Музыка не существует отдельно. Единые стили,  культурные течения эпох, стран, в которых творят художники, музыканты, поэты, единое содержание произведений, стиль.

Изучение музыки, как и любого вида искусства, должно, в первую очередь, основываться на обобщении художественного состояния эпохи, периода, в котором творил тот или иной композитор. В данной статье показаны примеры разбора  произведений, изучаемых в фортепианном классе,  используя культурологический метод. Учащихся необходимо "окунуть" в рассматриваемую эпоху, чтобы стали понятными законы создания и построения музыкальных произведений, их стилистическая логика, образ и идея. Неограниченные возможности в этом нам дает культурология - наука о множественности культур, об их общих закономерностях культурно-исторического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturologicheskiy_metod_obucheniya_na_urokah_fortepiano.doc74.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

 Культурологический метод обучения на уроках фортепиано.

Музыка не существует отдельно. Единые стили, единые культурные течения эпох, стран, в которых творят художники, музыканты, поэты, единое содержание произведений различным художественным языком.  Изучение музыки, как и любого вида искусства,  должно, в первую очередь, основываться на обобщении  художественного состояния эпохи, периода, в котором творил тот или иной композитор. Основное условие, которое в наибольшей мере  способствует раскрытию творческого потенциала  ребенка - это создание творческой среды, где  художественный потенциал детей  раскрывается и полностью реализовывается  при развитии их творческого мышления, мотивации, то есть,  интереса к определенной  деятельности. Установление связи с другими предметами, дисциплинами, прежде всего,  теоретическими предметами, историей искусств, является стратегией обогащения образовательного процесса.  

Фундаментальная категория любого вида  искусства – стиль, а без объяснения проблем стиля  невозможно понимание общих и частных характеристик изучаемых произведений. В. Власов в своем труде [2,5] отмечает, что «феномены создания, восприятия и оценки произведений искусства связаны с этим понятием».  Сравнивая произведения различных видов искусств -  архитектуры, живописи, графики и др. мы можем обнаружить присущие им общие черты. Особенности стиля из отдельных видов искусств нагляднее проявляются в архитектуре и живописи. Поэтому,  классическое музыкальное искусство, специфика композиционного построения, принципы гармонии легко объясняются на примере классической архитектуры,  орнаментика И.С.Баха на примере  декора, украшений  памятников архитектуры  эпохи барокко, музыка импрессионистов (размытость образов, колористические звуковые «пятна»)  -  на примере живописи (У.Тернер «Замок Норем. Восход солнца», «Восход солнца с лодкой между двумя мысами», «Метель. Переход Ганнибала через Альпы», «Мол в Кале», К. Моне «Лондон,  Парламент Солнце пробивается сквозь туман», «Впечатление. Восходящее солнце», П.О.Ренуар «Качели», Н.Кройгер «Старый деревенский дом» и др.). Сказочный мир находил выражение в музыке всегда, поэтому, русское народное творчество легко воспринимается учащимися на примере древнерусского искусства и русской народной сказки (русский терем, нарядность древнерусского искусства, обрядовая практика).

Работа в средних и старших классах отличается  сложностью репертуара. В этот период решаются более сложные  стилевые задачи, исполнение отличается  профессиональностью, у учащихся активная конкурсно-концертная деятельность. В данном случае,  происходит усложнение репертуара в плане  формы, фактуры, художественного содержания, жанрового, стилевого разнообразия, расширение временных границ изучаемого репертуара как в сторону старинной «добаховской» музыки, так и в направлении современной музыки, как наиболее сложной. Поэтому, в репертуаре используются  не только  педагогически направленные сочинения, но и часть «серьезной» фортепианной литературы, более  объемные программы, выходящие за рамки репертуарных требований данного года обучения. Но, музыка – знаковая система, ноты – знак. Нам же необходимо от знака передать учащимся содержание, идею, «посыл» композитора.  Поэтому, учащегося необходимо «окунуть» в рассматриваемую эпоху, чтобы затем перейти к объяснениям законов построения произведений, определять стилистическую логику их создания и образ.  Любая историческая эпоха характеризуются некоторой общностью философских, религиозных, культурологических идей, представлений,  особенностей мировосприятия, этических норм и эстетических критериев. Все эти факторы складываются в представлении человека в конкретную «картину мира», по которой и отличают одну эпоху от другой. Стилистической анализ, сравнение, сопоставление, нахождение общих черт и свойств художественных стилей является важным средством изучения  художественного произведения. В музыкальном искусстве это происходит через музыкальную интонацию, которая является звуковым воплощением музыкальной мысли, «наименьшая конструктивная часть мелодии, имеющая выразительное значение» [6, 221].  Интонация в музыке, - как пишет В. Холопова, - это «выразительно-смысловое единство, существующее в невербально-звуковом воплощении, функционирующее при участии опыта музыкально-содержательных и внемузыкальных ассоциативных представлений, ведь язык музыки – образы» [6, 205]. Учащийся должен понять эмоционально-ценностное ядро произведения. Только тогда возможно понимание замысла композитора. И здесь неограниченные возможности нам дает культурологический метод обучения и культурология –  наука о множественности культур, об их  общих закономерностях культурно-исторического процесса (по П.Гуревичу).  Культурологический метод, как пишет доктор педагогических наук, профессор Л. Рапацкая, – это возможность вводить в содержание музыкального образования духовные компоненты, отражающие «глубинные смыслы» культуры [12].

Рассмотрим для примера изучение на уроках фортепиано пьес композиторов  XX века (С.Прокофьев, А.Шнитке)  и русской музыки XIX века  (П.И.Чайковский «Времена года»).

С.Прокофьев. Детская музыка ор.65. Утро. Ходит вечер над лугами. Дождь и радуга.

«Игрой вечно творящей природы» называла «Детскую музыку» пианистка В.Разумовская [14, 157]. Эти пьесы - тонкие, импрессионистские зарисовки природы. Доктор искусствоведения, профессор М.Смирнова указывает на одну из черт творчества Прокофьева, а именно его новаторство  в соотношении звука и цвета (синопсия). «Увлеченность композитора колоритом требует размытости контуров, тончайшей акварельной звукописи» [14,161]. Колористические звуковые пятна труднодостижимы на фортепиано. Для объяснения зыбкости колорита можно использовать ассоциации с акварельной техникой - как вода размывает акварель, так педаль фортепиано «размывает звук».

А. Шнитке.  «Шинель»  из цикла «Ревизская сказка» (переложение для двух фортепиано В.Боровикова).

Современная музыка имеет свой своеобразный язык и она наиболее сложна для изучения. При объяснении образов будет использоваться принцип «диалога искусств» - литература (Н.В.Гоголь), театр (постановка спектакля «Ревизская сказка» А.Любимовым в театре на Таганке), музыка («Гоголь-сюита» А.Шнитке).  Ю.Любимовым в 70-е годы XX в. в театре на Таганке был поставлен данный спектакль по произведениям Гоголя. Спектакль включал в себя отрывки из разных произведений Гоголя: «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Портрет», «Нос» и др. Гоголь был очень музыкальным человеком, поэтому музыка в спектакле является неотъемлемой частью и у нее важнейшая роль, благодаря которой создается на сцене определенное настроение, время действия,  показан внутренний мир Гоголя.  Поэтому, начинать изучение музыкальной пьесы   необходимо  с  отправного источника произведения[1], захватывая затем все остальное.

Изучение творчества Петра Ильича Чайковского, великого русского композитора XIX века, сопровождает обучение учащихся фортепианного класса все годы обучения. Его фортепианные произведения, циклы «Детский альбом», «Времена года» являются незаменимым материалом по раскрытию духовной сущности русской музыки и русской культуры в целом. Чайковский - мастер звукового пейзажа, создатель своеобразного русского фортепианного стиля - лирико-созерцательного [13]. Именно внутреннее содержание его музыки, его глубокие связи с русской национальной культурой определили  основные черты фортепианного стиля великого русского композитора. Он посвятил природе единственный в своем роде цикл фортепианных пьес.  «Времена года» - циклическая поэма -  это  музыкальное воплощение  чувств и настроений, высказанных многими русскими художниками и поэтами того времени. Характерно, что эпиграфами к этим пьесам служили  стихотворения русских поэтов - Пушкина, Вяземского, Майкова, Фета, А.К.Толстого и других. Цикл «Времена года» - это 12 пьес, неразрывно связанных с русской духовной сущностью, русской живописью, русской культурой во всех ее проявлениях, от культуры русской усадьбы до обрядовой практики. Представить изучение цикла в отрыве от данных составляющих в учебном процессе невозможно.

Смысловая сущность музыки - это ее музыкальное содержание. В музыкальной культуре России  «духовное» является одной из основных составляющих. Как уже отмечалось, для объективного представления о содержании того или иного произведения необходимо знать идеи и эстетические принципы эпохи. Русский философ А.Ф.Лосев отмечал, например,  поиск в музыке ее философских оснований, то есть, исследование музыкального творчества во всей совокупности его этико-эстетических обоснований [6, 203]. В нашем конкретном случае предлагается  рассматривать творчество Чайковского, трактовку  цикла «Времена года» в контексте всей художественной культуры России XIX века в  синтезе  межхудожественных связей, одновременно используя  анализ музыкального произведения  с позиции духовного содержания музыки. Одновременно с этим будут формироваться   соответствующие знания по периоду русской культуры XIX века («Золотому веку») через общий срез художественной ситуации в истории, музыке, живописи, литературе, фольклоре.  При изучении цикла «Времена года» необходимо   сравнение с подобными циклами других композиторов (И.Гайдн, А.Вивальди, А.Глазунов), для определения национального в русском искусстве, русской поэзии, знакомство  с  шедеврами реалистической живописи XIX века (И.Левитан, А.Саврасов, А.Венецианов). Например, живопись И.И.Левитана. Как пишет искусствовед Т. Ильина, он возвысил русскую пейзажную живопись до уровня мирового шедевра; после А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, В.Д.Поленова художник сделал еще один шаг к освоению  «пленэрного письма».  Его пейзажи наполняются  светом, воздухом, настроением («Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода») [5,222]. И конечно ничто не может сравниться с путешествием по реке Волге, в Плес, где творил И.Левитан, чтобы познать духовную сущность художника.

В заключении необходимо отметить, что использование вышеизложенного метода обучения расширяет кругозор учащихся по смежным дисциплинам: культурологии, истории искусств, истории, мировой культуре и способствует развитию творческого воображения личности, накоплению необходимых культурологических знаний. Как было показано  на примере  изучения творчества П.И.Чайковского, в процессе изучения данного материала,  учащийся встает на определенную эстетическую позицию (по В.Лукьянову), перенося на окружающий мир определенное «ценностное значение»[7]. Это отличительные черты  русской культуры, где  воплощены переживания русского человека,   описания  русской жизни со всем своеобразием ее национального духа. Таким образом, изучение музыки в данном контексте имеет ярко выраженный  аксиологический смысл, что наиболее актуально в формирования духовного опыта учащихся. Доктор искусствоведения, музыковед и философ В.Медушевский отмечает, что музыка должна изъясняться детям в духовных понятиях. «Изъяснение светской музыки в духовных категориях – единственное, что осталось нам в нынешней педагогической ситуации»[8].

Литература:

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: в 2 ч.-  М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Власов В.Г. Стили в искусстве. -  СПб.: «Лита», 1998 г.
  3. Времена года [Ноты]: 12 характерных пьес: ор. 37-bis: (1876): для фп./ П.И.Чайковский; ред., вступ. Ст. и коммент. А.Е.Майкапара.- Челябинск: MPI, 2007.-(Мастер-класс Александра Майкапара)
  4. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С.Гуревич. – 5-е изд., перераб. И доп. – М. : КНОРУС, 2016. – 448 с.
  5. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник/ Т.В. Ильина – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. Шк., 2005.
  6. Лободанов А.П. Семиотика искусства : история и онтология: Учебное пособие. – 2-е издание. – М.: Издательство Московского университета, 2013. – 680 с.
  7. Лукьянов В.Г. Русская религиозная аксиология. – СПб.: Алетейя, 2015.
  8. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства [текст] / В.Медушевский. // Искусство в школе. – 2009, №1.- с.50-52.
  9. Николаев А. Фортепьянное наследие Чайковского. М., Государственное музыкальное издательство, 1958.
  10.  Черты стиля С.Прокофьева: Сборник теоретических статей /В.Цуккерман, А.Шнитке, А.Орелович [и др.]; сост. Л.Бергер. – М.: Советский композитор, 1962 г. -  стр.116-138.
  11. Рапацкая Л.А. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века»: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  12. Рапацкая Л.А. «Культурологический подход в музыкальном образовании: история и перспектива развития» [электронный ресурс] – режим доступа https://cyberleninka.ru
  13. Смирнов М. «Русская фортепианная музыка». - М., Музыка, 1983 г.
  14. Смирнова М.В. Из золотого фонда педагогического репертуара: Р.Шуман, П.Чайковский, К.Дебюсси, С.Прокофьев : Учеб. Пособие. – СПб.: Композитор, 2016. – 188 с.


[1] Аналогично может быть построено объяснение содержания пьесы «Жизнь веселая настала» В.Гаврилина из сюиты к телебалету «Женитьба Бальзаминова» (переложение для фортепиано в 4 руки А.Осколкова),  написанную по пьесе русского драматурга XIX века А.Островского «За чем пойдешь, то и найдешь».