Методическая разработка (открытый урок) Олейникова М.Д. по специальности «Духовые инструменты» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Олейников Михаил Дмитриевич

Тема:

«Постановка исполнительского дыхания обучения игре на духовом инструменте в начальных классах»

 

Цель урока: Формирование и развитие комплекса первоначальных навыков для овладения исполнительским дыханием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_.docx26.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка (открытый урок) Олейникова М.Д. по специальности «Духовые инструменты» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема:

«Постановка исполнительского дыхания обучения игре на духовом инструменте в начальных классах»

 

Цель урока: Формирование и развитие комплекса первоначальных навыков для овладения исполнительским дыханием.

Основные задачи: 

Учебно-образовательные:

  • Освоить комплекс дыхательных упражнений с инструментом и без него;
  • Ознакомить учащегося с различными видами дыхания; овладеть навыками грудобрюшного дыхания;
  • Формировать навыки быстрого вдоха и длительного выдоха;  
  • Формировать начальные навыки контроля над процессом дыхания. 

Воспитательные:

  • Прививать навыки самостоятельной работы над развитием исполнительского дыхания;
  • Создать условия для повышения интереса к обучению игре на духовом инструменте;  
  • Воспитание учащегося в обстановке доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Развивающие:

  • Развивать силу, гибкость и координацию дыхательных мышц в контакте с элементами исполнительского аппарата – губами, языком.  
  • Развивать умение извлекать длительный, непрерывный звук – важнейший из технических навыков;
  • Развивать умение анализировать свои действия во время дыхательных упражнений.

 

Здоровьесберегающие:

  • Снятие психоэмоционального напряжения путём беседы и смены разнообразных видов деятельности; 
  • Развитие выносливости при игре на духовых инструментах; 
  • Укрепление органов дыхания при выполнении дыхательной гимнастики;
  • Следить за физическим состоянием учащихся, предусматривать моменты отдыха при игре на духовых инструментах 

Тип урока: комбинированный урок  

Форма проведения: индивидуальная

Методы обучения: словесный, практический, метод показа

Оборудование: класс для занятий, зеркало для контроля над постановкой, блокфлейта, предметы, необходимые для выполнения упражнений.

 

Основные этапы урока: 

  1. Организационный этап:

Эмоциональная настройка на урок, снятие психологических зажимов

  1. Вступительное слово педагога.  
  2. Практическая часть. Программа урока: 
  • Разминка: дыхательные упражнения Стрельниковой
  • Дыхательные упражнения на освоение диафрагмального и грудобрюшного дыхания
  • Дыхательные упражнения на освоение вдоха и длительного выдоха
  • Физкультминутка, слушание музыкальных произведений, исполненных преподавателем
  • Первоначальные упражнения на развитие координации движений пальцев   Упражнения с инструментом  
  1. Заключение. Этап обобщения и подведение итогов работы на уроке.

Ход урока: 

  1. Организационный этап: сообщение темы, цели и задач урока.
  2. Вступительное слово преподавателя:

Занятия на духовом инструменте способствуют укреплению физического состояния учащегося, детям с болезнями бронхо-лѐгочной системы врачи рекомендуют играть на духовых инструментах, так как в процессе музицирования укрепляются органы дыхания.

Постановка исполнительского дыхания должна занимать важнейшее место в практике обучения игре па духовых инструментах.

Овладение навыком дыхания достигается систематической тренировкой, которая должна начинаться с первых же уроков. Тренировка производится двумя способами: без инструмента и в процессе игры.

Дыхательная гимнастика без инструмента ускоряет усвоение нужных навыков, укрепляет органы дыхания, совершенствует управление дыхательной мускулатурой, усиливает кровообращение. Хотя этот способ тренировки – вспомогательный, игнорировать его нельзя, т.к. он содействует общей жизнедеятельности организма.

3. Практическая часть.

 

Этапы работы

Действия преподавателя

Действие учащегося

1.(5мин.)

С учащимися 1-2 классов в начале урока провожу подготовительную дыхательную гимнастику, чтобы активизировать внимание и подготовить игровой аппарат ребёнка. Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой

Николаевной Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только развивают дыхание, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно – психическое состояние учащегося.

Ученик         вместе         с преподавателем выполняет следующие упражнения:

  1. «Ладошки»
  2. «Ушки»
  3. «Обними плечи»
  4. «Насос»

 

 

 

2.(5мин.)

Очень важно освоить правильный тип дыхания -  диафрагмальный. Для демонстрации необходимого вида дыхания преподаватель просит ученика обхватить его в районе пояса, делает вдох, ученик ощущает, что преподаватель надулся, как бочонок. Затем следует медленный выдох – ученик следит, как происходит процесс выдоха.  

Для освоения этого вида дыхания я советую своим ученикам ежедневно перед сном делать следующее упражнение в положении лѐжа. В положении лѐжа ученик не сможет поднять плечи, ему легче контролировать движение воздуха.

 Ученик ложится на банкетку, под головой – валик, руки лежат на животе. При вдохе поднимает (выпячивает) живот, при выдохе  - втягивает его. Руки контролируют, как живот, наполняясь воздухом, приподнимается и при выдохе – втягивается.

 

 

 

 

 

3. (10мин.)

Следующие упражнения помогут сформировать и развить глубокий вдох и длительный, ровный выдох:

  • «вдыхаем аромат цветка»
  • «остужаем горячий чай»
  • «раздуваем костѐр»
  • «надуй шарик»
  • «пушинка» (положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях; для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.)
  • «дуем на ладошку» (учимся выдыхать тѐплый воздух и холодный)

Ученик вместе с преподавателем выполняет все упражнения (преподаватель показывает – ученик повторяет).  

4.(5мин.)

В процессе выполнения дыхательных упражнений важно внимательно следить за самочувствием ученика: у него может закружиться голова, часто дети начинают кашлять.  В таких случаях нужно дать ребёнку отдохнуть. В качестве отдыха можно использовать:   - слушание музыки;

- пальчиковую гимнастику (в положении сидя)

Учащийся слушает в исполнении преподавателя 2-

3 мелодии, затем обсуждается характер музыки.

Пальчиковую гимнастику можно выполнять с карандашом или с блокфлейтой:

- поднимать и опускать по очереди указательный и средний пальчики, средний и безымянный, безымянный и мизинец. Большой палец находится снизу и поддерживает флейту (или карандаш). Выполнять каждой рукой отдельно или одновременно двумя руками в разных комбинациях. 

5. (10мин.)

Занятия на инструменте.

Проверка постановки перед зеркалом: правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки,

Ученик с инструментом стоит перед зеркалом и проверяет правильность и свободу постановки.

 

имеет большое влияние на все области звукоизвлечения. Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил: ноги должны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немного впереди; взгляд должен быть устремлен перед собой; голова свободно балансирует на позвоночнике; шея свободна; колени слегка пружинят. Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.

Игра отдельных звуков на всѐ дыхание:

Дыхание начинающего духовика необычайно коротко, вследствие чего звук имеет очень малую длительность. Воспроизводимый звук кроме того неустойчив по силе и в интонационном отношении. Объясняется это неразвитостью мышц и амбушюра, неумением ученика задерживать и экономить свой выдох.

Развивать мышцы следует постепенно, ни в коем случае не перегружать их. Поэтому первоначальными упражнениями должны быть: отдельные, не слишком продолжительные звуки и небольшие фразы, коротенькие попевки

(«Андрей-воробей», «Дин – дон», «Василѐк» и т.д.)

Следующий этап: По мере овладения звукоизвлечением необходимо перейти к исполнению нот со строгим соблюдением метроритма. Время для вдоха при этом становится ограниченным. Чтобы дыхание не нарушало движения, его следует брать за счет сокращения последней перед вдохом ноты. Можно добавить задания по выполнению некоторых динамических указаний: p, f, crescendo, diminuendo.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик играет длинные звуки на всё дыхание без определѐнного ритма, следит за устойчивостью интонации и звуковой ровностью

 

Ученик играет длинные звуки на всѐ дыхание половинными нотами, следит за устойчивостью интонации и звуковой ровностью.

 

Ученик играет длинные звуки на всѐ дыхание, выполняя crescendo или diminuendo.

6. (5мин.)

В заключительной части урока мы исполним пьесы, которые мы уже научились играть.

Ученик исполняет вместе с концертмейстером несколько произведений по нотам: «Андрей-воробей», «Дин – дон», «Василѐк», «Ходит зайка по саду».

7. (5 мин.)

Домашнее задание. Оценка и анализ работы ученика на уроке.