Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства.
Размышления о нарвственном воспитании учащихся средствами музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 16.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства.
Присич С.В.
(ГБОУ школа-интернат №9 Санкт-Петербург, учитель первой категории музыки)
Жизнь на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Изменение социально-культурной ситуации в обществе произошло из-за обесценивания знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство. Кардинальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.
Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности кружка «Вокальный ансамбль». Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка способна разбудить дремлющие в нём нравственные силы, оживляя человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на внеурочных занятиях вокального ансамбля состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, при работе над музыкальным произведением, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Большое внимание я уделяю подбору музыкального материала, вокально-хоровых произведений: это песни раскрывающие величие России, через прошлое и настоящее многонационального российского народа; события, ставших основой государственных праздников России, через сохранение и продолжение славных боевых традиций; событий, посвященных дням воинской Славы и памятным датам Российской истории, через произведения искусства и литературы, народной культуры, национальные традиции, через гордость, глубокое уважение и почитание символов государства, исторических святынь Отечества, через семейные ценности. Каждая песня, как маленький спектакль, история, которую надо понять, прочувствовать и донести до слушателей. Совместная деятельность ребят на репетиции вокального ансамбля создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
При подготовке к праздникам и конкурсам происходит преображение робких, застенчивых ребят, в раскрепощенных, инициативных. Для того, чтобы деятельность детей была продуктивной, определяются ближние и дальние цели, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует творческому осуществлению выполняемой деятельности. В этом случае работают такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения. Вокальное произведение становится не столько объектом изучения, сколько вступает в диалог, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроение. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в музыкальном произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.
Так после ознакомления с произведением я обращаю внимание ребят на литературный текст: определение главной мысли, идеи, определяется форма стихотворения, расставляются акценты, кульминация и финал. В совместной деятельности учителя и школьников создается драматургия произведения, сценарий исполнения песни. Разбор литературного текста помогает ребятам понять смысл и быстро запомнить текст. Безусловно, исполнение вокального произведения не должно быть статичным, поэтому подбираются соответствующие движения (пластическое интонирование), жестикуляция, мизансцена. Я всегда даю возможность самому ученику право поиска движений, что-то подсказываю, помогаю оправдать необходимость пластики при исполнительстве. В вокально-хоровой работе соблюдаются все этапы работы для развития певческого голоса, работа над дыханием, работа над фразировкой, при работе над выстраиванием мелодической линии определяется динамический план, а также кульминация, работа над дикцией и артикуляцией. В работе над произведением я использую разные приемы и методы для усиления эмоционального настроя: просмотр образцов изобразительного искусства (картины, портреты художников, памятники); знакомимся с творчеством авторов произведения (композитор, автор текста).
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных задач, от решения которой зависит психоэмоциональное и духовное здоровье детей. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Считаю, что показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно-нравственное чувство - главная задача учителя музыки. Отсюда школа является сферой активнейшего влияния на духовный мир ребенка, что ставит учителя перед необходимостью систематически и целенаправленно заниматься вопросами духовно-нравственного развития на любом уроке музыки и внеурочной деятельности. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Список используемой литературы
1.Пигарева И.В. Сергеева Г.П. Изучение творческого наследия Д.Б.Кабалевского в образовательных учреждениях. : методические рекомендации.-М.:2004.
2.Мусагитова А.В.Духовно-нравственное воспитание музыкой.// теория и практика образования в современном мире: материалы международн. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2012.
3.Подласый И.П.Педагогика 100 вопросов – 100 ответов./И.П.Подласый- М., Владос-пресс, 2004