Гитара в творчестве русских композиторов

Попова Анастасия Владимировна

Проведённый классный час о гитаре в творчестве русских композиторов  имел образовательную цель: познакомить учащихся с историей популяризации шестиструнной гитары в России, рассказать о выдающихся гитаристах России, а так же дать возможность послушать выдающиеся произведения наших композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_v_tvorchestve_russkih_kompozitorov.docx545.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 "Сафоновская детская школа искусств № 1"

Классный час

«Гитара в творчестве русских композиторов»

http://www.look.com.ua/download.php?file=201507/1280x800/look.com.ua-124711.jpg

Преподавателя

Поповой А.В.

г. Сафоново

2015

        В России шестиструнная гитара до XVIII в. не имела большого распространения. Позже постепенно она начала завоевывать популярность. Этому в немалой степени способствовали приезжавшие на гастроли гитаристы, в том числе такие виртуозы как Цани де Ферранти, Ф.Сор, М.Джулиани.

В начале XIX в. в России печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда.

1821 - 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы - М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.

Во второй половине XIX века наступает упадок гитарного искусства. Достигшая своего полного расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях общества. Основным назначением гитары стали считать примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали относиться к ней как к серьезному инструменту. Многие старые традиции сошли на нет, погибло несчетное количество редких нот и манускриптов; талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше - дилетантство и невежество захлестнули гитарное искусство. Это в полной мере коснулось и России.

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/65/64454/64454_html_25df8a92.jpg

Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский  (13 апреля 1818–25 декабря 1883 гг.) в детские годы учился играть на фортепиано, скрипке и виолончели. Самостоятельно овладел искусством игры на гитаре (по школам М. Джулиани, Л. Леньяни, Й. К. Мерца и др.), непрерывно, в течение всей жизни совершенствуя своё мастерство. Концертную деятельность начал в возрасте 23 лет в Житомире, выступив 26 мая 1841 г. с концертом для гитары ми-минор Ф. Карулли, а затем, окрылённый успехом, гастролировал и по другим городам Украины. В 1846 году дол первый концерт в Москве, вскоре став любимцем московской публики. С начала 1850-х гг. с огромным успехом гастролировал в Петербурге, Киеве, Минске, Вильнюсе и др. городах России. 8 марта 1857 года М.Д. Соколовский дал концерт в самом большом зале Москвы – в зале Благородного собрания. «Московские ведомости» 21 марта 1857 года отмечали, что на концерте М.Д. Соколовского присутствовало свыше 1000 слушателей (аудитория, достойная даже по нынешним временам). Об успехах гитариста писали и в других русских газетах, что укрепило веру музыканта в свой талант и правильность выбранной стези.

В 1858 г. началась гастрольная деятельность Соколовского за границей. Публика Вены, одного из крупнейших центров музыкальной культуры Европы, с восторгом принимала игру артиста: еще ни один гитарист не удостаивался такого горячего приема. Иностранная печать писала о его концер-тах, как о чуде. Известный немецкий критик Э. Этингер отмечал, что игра Марка Соколовского “вселит жизнь даже в камень”. Здесь же, в Вене, в 1858 (или 1859) ему был вручен диплом, утверждавший его в звании первого гитариста Европы. Триумфальные выступления Марка Соколовского в Висбадене, Париже, Лондоне, Берлине, Брюсселе, Дрезде-не, Милане и др., а также в польских городах – Кракове и Варшаве принесли ему славу одного из замечательных мастеров игры на гитаре. Вернувшись на родину, выступал с концертами в городах России. 25 января 1869 года состоял-ся его знаменитый концерт в Москве в переполненном зале Большого театра. Композитор Александр Иванович Дюбюк говорил: “Вы бы послушали, как он исполнял Шопена, вы бы подумали, что Шопен писал исключительно для гитары”. Прощальный публичный концерт Соколовского состоялся в Петербурге в 1877 году в зале Придворной певческой капеллы. Параллельно с исполнительской деятельностью М.Д. Соколовский вел переговоры об открытии класса гитары в Московской консерватории. Последние годы жизни провёл в Вильнюсе, давал частные уроки игры на гитаре.

http://blog.norma40.ru/wp-content/uploads/2013/02/gitarist-makarov-400.jpg

Не менее известный Николай Петрович Макаров (16 февраля 1810–17 декабря 1890 гг.), родился в 1810 году в городе Чухломе Костромской губернии. Служил офицером в армии. С детства играл на скрипке. В 28 лет увлёкся гитарой, в период пребывания в военной академии в Варшаве учился играть на 6-струнной ("испанской") гитаре, и, занимаясь по десять-двенадцать часов ежедневно, вскоре добился значительных успехов. Играл на шести и десятиструнной гитарах. С 1840 г. жил в Санкт-Петербурге.

Первый концерт Макарова состоялся в 1841 году в Туле, в Большом зале Дворянского собрания, где он сыграл первую часть 3-го концерта М. Джулиани. Для музыкального усовер-шенствования совершил две поездки за границу: 1851 год – Вена и Париж, 1852 год – Германия и Англия, в ходе которых встречался с крупнейшими гитаристами Европы: Цани де Ферранти, М. Каркасси, Н. Костом, Й. К. Мертцем, гитарным мастером И. Шерцером и др. Следующая поездка за границу была связана с подготовкой и проведением в 1856 году пер-вого международного конкурса гитаристов.

В 1856 году пытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготавливающих эти инструменты, однако в России инициатива широкой поддержки не нашла. Макарову удалось осуществить свое намерение только за границей, в столице Бельгии Брюсселе, где в 1856 году прошел I-й Международный конкурс на лучшее сочинение для гитары и лучший инструмент. Сам Макаров на конкурсе с большим успехом выступил и как солист. 1-ю премию за лучшее сочинение на конкурсе получил Й. К. Мертц за пьесу "Концертино", 2-ю - Наполеон Кост за сочинение "Большая серенада", 1-ю премию за лучший инструмент - австрийский мастер И. Шерцер, 2-ю - русский мастер И. Ф. Архузен.

Написал несколько книг о гитаре, в частности брошюру "Несколько правил высшей гитарной игры" (1874), представлявшую большую ценность для музыкантов вплоть до появления современной школы.

И все же гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России того времени. В произведениях композиторов XIX в. явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Италии, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую охоту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.

http://persons-info.com/userfiles/image/persons/70000-80000/71000-72000/71259/AGAFOSHIN_Petr_Spiridonovich_1.jpg

Пётр Спиридонович Агафошин (1874-1950), - русский советский гитарист, один из первых педагогов на шестиструнной гитаре. П.С. Агафошин родился в селе Пирогово Рязанской губернии в крестьянской семье. Страсть к гитаре унаследовал от отца. Играл на "русской" семиструнной гитаре). Переехав в Москву, Петр Агафошин совершенствовал игру на семиструнной гитаре самостоятельно, редко пользуясь советами преподавателей.

Участвовал как исполнитель во многих концертах. Аккомпанировал выдающимся певцам Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо. Признанием исполнительского искусства Петра Агафошина явилось приглашение участвовать в опере Ж. Массне "Дон Кихот" в Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф.И. Шаляпину.

Встреча в 1926 году с Сеговией оказалась судьбоносной для Агафошина. Он не пропускал ни одного концерта испанского артиста, лично встречался с ним. "После отъезда Сеговии я немедленно перестроился, внес необходимые коррективы в свою постановку, в приемы игры. К следующему его приезду весной 1927 года мое состояние было более уравновешенным, так как к этому времени я уже и сам кое-чем овладел. Поэтому мои дальнейшие наблюдения над его игрой были значительно более продуктивными, я мог сосредоточить их на отдельных моментах и деталях его исполнения, особенно тех пьес, которые были в процессе моего изучения". (Агафошин П.С.) Год интенсивных занятий дал ощутимые результаты.

П.С. Агафошин более 40 лет проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. В 1930-1950 годах вел курс гитары в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории. Многие известные советские гитаристы были его учениками (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие).

П.С. Агафошину принадлежит книга "Школа игры на шестиструнной гитаре", в основу которой легли семинары А.Сеговии. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930-1950 гг. За вклад в развитие культуры игры на шестиструнной гитаре, подготовку кадров профессиональных гитаристов, исполнителей и педагогов был награжден орденом "Знак почета" и двумя медалями.

http://classic-online.ru/uploads/000_person_photo/3300/3294.jpg

Александр Иванов-Крамской (1912 - 1973) - выдающийся русский гитарист, композитор, дирижер, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре", один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста РСФСР (1959). Родился 26 июля 1912 года в Москве. Учился в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции у Петра Спиридоновича Агафошина (шестиструнная гитара), затем в Московской консерватории (курсы повышения квалификации). Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.

Начал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ имени К. Игумнова) по классу скрипки, однако под впечатлением от посещения в 1926 году концерта Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории принял решение посвятить себя гитаре.

Творческая карьера Иванова-Крамского началась в 1932 году, когда он впервые выступил на Всесоюзном радио. В дальнейшем работал в Малом театре, в 1939—1945 руководил Ансамблем песни и пляски НКВД СССР, с 1946 по 1952 — оркестром народных инструментов Гостелерадио.

В 1939 году получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В качестве дирижёра и исполнителя записал более 40 грампластинок.

Иванов-Крамской часто выступал в ансамбле с певцами, в числе которых — Надежда Обухова, Иван Козловский, Александра Яблочкина, а также в ансамблях со струнными квартетами имени Бетховена и имени Комитаса, Леонидом Коганом, Александром Корнеевым и другими выдающимися музыкантами.

В 1936-м году Иванов-Крамской дебютировал как композитор, сочинив "Лирический вальс для гитары соло". Этот вальс стал украшением репертуара отечественных гитаристов. Иванов-Крамской - автор более пятисот сочинений для гитары: двух концертов, сонат, обработок народных песен, многочисленных пьес. Его музыка звучит в фильме «Несрочная весна».

Иванов-Крамской активно выступал перед бойцами во время Великой Отечественной войны.

После войны Иванову-Крамскому - первому отечественному концертирующему гитаристу - пришлось практически в одиночку вести борьбу за жизнь классической гитары, за необходимость восстановить занятия по классу гитары, которые были прекращены в середине 30-х гг.

Жизненный путь Иванова-Крамского не был усыпан розами. Ситуация усугублялась тем, что он играл не на традиционной русской, семиструнной гитаре, а на классической шестиструнной. "40-е - 50-е годы – это гонение на все иностранное, и моего отца буквально преследовали за то, что он играл на "испанской" гитаре, как ее тогда называли, – вспоминает дочь музыканта Наталья Иванова-Крамская. – На какое-то время его даже отстранили от сцены, не давали работать – и все только потому, что он играл на "космополитическом" инструменте. Сейчас трудно даже представить, что такое может быть. Но такое было".

В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной гитары был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он его и возглавил. Среди его учеников — Николай Комолятов, Феликс Акопов и другие известные гитаристы, педагог и композитор Евгений Ларичев.

В 1970 году способствовал открытию класса гитары в Институте культуры. Иванов-Крамской написал "Школу игры для шестиструнной гитары".

Александр Михайлович Иванов-Крамской был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях нашей страны.

http://animal-store.ru/img/2015/043010/3545205

Никита Арнольдович Кошкин, русский композитор и гитарист. Родился в Москве 28 февраля 1956 года. К классической гитаре пришел через увлечение рок-музыкой. В школьные годы начал самостоятельно изучать гитару, вместе с друзьями организовал в школе ансамбль. В 14 лет, решив овладеть инструментом в совершенстве и продолжить обучение профессионально, поступил в музыкальную школу. Занятия классической гитарой оттеснили увлечение роком на второй план, и Никиту полностью захватил мир новой для него гитары. После двух лет занятий в музыкальной школы, продолжил изучение гитары и композиции в музыкальном училище им. Октябрьской Революции.

Свою первую пьесу сочинил сразу, как только начал ориентироваться в нотах, с тех пор, по словам самого музыканта, он уже не разделял занятия композицией и гитарой и в его понятии это всегда было взаимосвязано. В свои возможности как композитора Никита Кошкин всерьез поверил после первого исполнения его пьес, "Пассакалии" и "Токкаты", Владимиром Микулкой в Лондоне 2 июня 1978 года. После этого, прочитав отзыв о дебюте, он понял, что его музыка наконец-то оценена и принята.

Кроме гитары Никита Кошкин пишет музыку и для других инструментов. У него есть несколько пьес для фортепиано, несколько романсов для голоса и фортепиано, а также музыка для гитары с другими инструментами: большая соната для флейты с гитарой, трио для флейты, скрипки и гитары; цикл пьес для меццо-сопрано и гитары, сочинения для дуэта и трио гитар, для дуэта гитар и контрабаса.

Кошкин очень много выступает и часто выезжает на гастроли как по России, так и в зарубежные страны. В 1989 г. в Голландии состоялся его дебют в зале Концертгебау, одном из самых престижных залов Европы, где он играл авторский сольный концерт (во втором отделении его музыку исполняло Амстердамское трио). После этого выступления последовали предложения на серию концертов по Голландии. Несколько раз был во Франции, впервые – на гитарном фестивале в Лиможе. Выступал в Великобритании и США. В 1997 г. находясь по приглашению американского гитарного общества в Соединенных Штатах записал первый CD-диск.

Никита Кошкин имеет титул одного из самых печатаемых на сегодняшний день композиторов. Его произведения вызывают интерес у любителей гитарной музыки многих стран мира. Параллельно с композиторской работой и концертной деятельностью музыкант находит время для преподавания. Его необычная манера игры и новые приемы в музыке стабильно привлекают внимание множества слушателей.

http://www.justclassicalguitar.com/vpmusicmedia/images-composers/Kozlov.jpg

Виктор Викторович Козлов, родился в 1958 году, российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Как композитор, автор оригинальных сочинений для классической гитары, Виктор Козлов завоевал также дипломы I степени в Донецке (1982) и Москве (1988). Летом 1989 года его имя стало известно и за рубежом: на 9-ом Международном гитарном фестивале в Эстергоме (Венгрия) В. Козлов стал лауреатом третьей премии как композитор. Сочинять музыку начал с 12 лет.

Ряд произведений Козлова опубликован в России, Англии, Германии, Италии, Польше и Финляндии. Его произведения включили в свой репертуар гитаристы Н. Комолятов (Москва), В. Жадко (Киев), Т. Вольская (США), А. Хорев (С.-Петербург), Е. Гредюшко (Белоруссия), С. Динниган (Англия), дуэт «Каприччиозо» (Германия), их также исполняет Трио гитаристов Урала (В. Козлов, Ш. Мухатдинов, В. Ковба) и инструментальный  дуэт "Концертино" (Екатеринбург) и многие другие. В Челябинске музыкант сотрудничает с камерным оркестром «Классика», Государственным оркестром народных инструментов «Малахит», оркестром народных инструментов Челябинского высшего музыкального училища.

В настоящее время преподает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Среди его учеников лауреаты международных и всероссийских конкурсов, стипендиаты Международной программы «Новые имена».

В.В. Козлов – основатель южно-уральской гитарной школы (автор программ для всех ступеней обучения). Являясь председателем Челябинской областной Ассоциации классических гитаристов, он стал инициатором проведения в Челябинске международных фестивалей «Классическая гитара на Урале» (с 1991).