«Достижение выразительности одноголосной мелодии в начальном периоде обучения».

Буйневич Елена Алексеевна

Мелодия – это важнейшее выразительное средство музыки, ос­нова любого музыкального произведения. Работа над ней является для исполнителей одним из определяющих путей к раскрытию его содержа­ния.В какой период ребенок уже способен напевно исполнить мелодию? Необходимо ли откладывать достижение этой задачи до момента освоения ребенком основного приема игры на фортепиано – легато?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnogolosnaya_melodiya.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение:

 «Достижение выразительности одноголосной мелодии

 в начальном периоде обучения».

Мелодия – это важнейшее выразительное средство музыки, основа любого музыкального произведения. Работа над ней является для исполнителей одним из определяющих путей к раскрытию его содержания.

Генрих Нейгауз говорил, что вживание в образ должно начинаться в период начального обучения: «Как можно раньше надо добиваться от ребенка, чтобы он играл грустную мелодию – грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и доводил свое музыкальное намерение до полной ясности».

В какой период ребенок уже способен напевно исполнить мелодию? Необходимо ли откладывать достижение этой задачи до момента освоения ребенком основного приема игры на фортепиано – легато?

Напевное и выразительное исполнение мелодии возможно при условии, во-первых, восприятия учеником ряда звуков как мелодической линии, как осмысленной музыкальной фразой и, во-вторых, элементарного владения звуком фортепиано.

Первые извлекаемые звуки и несут в себе начало воспитания выразительности исполнения. Необходимо научить ребенка воспринимать звук живым и развивающимся. Александр Алексеев считал, что путь от нон легато к легато более рационален, потому, что он не только развивает координацию движений всех частей руки, позволяет добиться нужной степени освобождения мышц, но и способствует достижению полного певучего звука. Раннее обучение игре легато может привезти к зажатости руки, скованности в кисти. Тем более, что в силу мышечной слабости ребенка, звук при пальцевом ударе по клавише нередко  получается пустым и неглубоким.

Уже первые упражнения, которые предлагаются ученику, должны нести слуховую задачу. Взяв звук, ученику необходимо услышать его звучание не только в момент взятия, но и прислушаться к  продолжению звука –постепенному угасанию. Поэтому начальные упражнения желательно играть половинными и целыми нотами. Это дает в полной мере почувствовать динамическое изменение звука после его взятия (диминуэндо).

Работу над звукоизвлечением необходимо связать с исполнением мелодий, даже если педагог не совсем удовлетворен ее результатом. При этом работа над звуком может продолжаться по мере необходимости.

При несвязной игре невозможно достичь полной слитности звуковой линии, но вполне достижима выразительность игры при условии внутреннего объединения звуков, слушания непрерывности развития мелодии. Необходимо подобрать ученику простые и в то же время интонационно яркие песенки, в которых соответствие мелодии и текста поможет ученику охватить музыкальную фразу и почувствовать динамическое соотношение звуков. Надо обратить внимание ребенка, что мелодия – это не ряд обособленных звуков, но определенная их последовательность, связанная в единое целое. С самого начала необходимо воспитывать «линеарное восприятие мелодии», так как «дети нередко воспринимают и исполняют мелодию «точечно», подобно тому, как и читают по слогам». (А.Алексеев)

Одной из таких мелодий является песенка «Зайчик ты, зайчик». Первый ее звук берется глубоко и протяжно,  следующие два гораздо легче и короче. Так появляется простейшая выразительная интонация, которая понятна и доступна практически каждому ребенку. Если предложить затем песенку «Петушок» или «Василек», то у ученика появиться возможность ощутить зависимость исполнения мелодии от слов песенки. В «Петушке» обратное соотношение коротких и протяжных звуков. Простейший анализ слов и мелодии позволит увидеть зависимость протяженности звуков от ударяемых слогов: « зай-чик ты, зай-чик» или «пе-ту-шок, пе-ту-шок».

В начальном периоде обучения ученикам лучше удается исполнение даже более сложных мелодий, если они связаны со словами. Нужно сказать ребенку, что выразительность музыкальной речи  сходна с выразительностью нашей обычной речи. Что подобно тому, как мы подчеркиваем силой голоса важные слова или слоги, необходимо стремиться выделить главные звуки мелодии. Это стремление должно выражаться в движении, в постепенном усилении звучания к наиболее значительным звукам. Например, в песенке «Жили у бабуси», такими звуками в  двух начальных фразах станут первые половинные ноты соль. В песенке «Прокачусь-ка я  по льду» звуки будут стремиться к нотам до.

Более протяженная мелодическая линия, и соответственно более сложная, в русской народной песне «Во поле береза стояла». Исполняется она негромко и плавно, движение кисти (дыхание) небольшое, рука слегка поднимается над клавиатурой. Все звуки первой фразы объединяются устремлением к ее центральному звуку  - ноте си, выраженной половинной длительностью, которая берется особенно глубоко. Заканчивающий фразу звук ля берется  гораздо слабее.

Если мелодия распределена между двумя руками, то особое внимание нужно уделить на моменты перехода мелодии из одной руки в другую. Ни что не должно нарушить единство музыкальной фразы. Уже на этих простейших произведениях нужно приучать ребенка готовить руки заранее, не убирать их на паузах на колени. Необходимо также предостеречь от передерживания звуков. Чтобы при игре на нон легато, в момент перехода мелодии в другую руку не появлялся новый штрих в исполнении, не залиговывались соседние звуки……………

         Постепенно в работу должны включаться мелодии, которые не поддерживаются словесными текстами. Желательно, чтобы эти произведения отличались интонационной яркостью, выразительностью образа.………….               Мелодии по эмоциональному тону могут быть различными, как плавные, напевные, так и оживленные, танцевального или шутливого характера. Их исполнение требует иного качества звука, иных приемов звукоизвлечения.

Например, шуточная народная песня «Журавель». Мелодия этой пьесы носит явно изобразительный характер. Мелодический рисунок и ритм создают образ прыгающей птицы. Это образ передается посредством четкого и довольно короткого звука и острых акцентов на слабых долях (жу-ра-вель). Прием исполнения- быстрое, стремительное  движение собранной руки, без задержки на клавишах.

Работая над несвязными мелодиями, ребенок начинает прислушиваться к звуку, учится при исполнении использовать массу всей руки. Постепенно создаются условия для благоприятного перехода к овладению навыка связной игры. Связная игра требует от исполнителя обостренного слухового внимания. Очень важно научить ребенка слышать плавный переход одного звука в другой, а не только физически его ощущать (переступать с клавиши на клавишу). Слышимое легато возможно при достаточной протяженности звуков и их динамических сопоставлений.  Хороший звук, по мнению Генриха Нейгауза, есть «сложнейший процесс сочетаний звуков разной силы, разной длительности в целом». Чуткость слуха получает развитие при первых упражнениях на легато. Их цель – научить ученика согласовывать силу второго звука с последним моментом звучания предыдущего.

При связной игре звук извлекается с помощью активного опускания пальца. Необходимо отметить, что «изолированный» палец может извлечь слабый и короткий звук, особенно если это касается ребенка. Поэтому для достижения полного звука нужно стремиться сочетать активность пальцев с гибкими вспомогательными движениями кисти и всей руки, переносящей опору с пальца на палец. Нельзя забывать о том, что форсированность звука у ребенка приводит к скованности, появлению вертикальных движений на каждый звук – толчков. Непрерывные линии легато вводятся постепенно, сначала от двух, трех, затем от пяти звуков.  Группы связанных звуков отделяются друг от  друга снятием руки – «дыханием». 

«Белорусская народная песня» не представляет особых текстовых трудностей. Задача перед учеником – достижение ровности мелодической линии. Нужно обратить внимание ребенка на тяготение мелодии в каждой фразе к долгим звукам. Ноты большей длительности должны быть сыграны более глубоко. Указать на обязательность вслушивания в переход длинного и затухающего звука в последующий, который нужно брать более осторожно. Ведение мелодии к длинным звукам сопровождается небольшим крещендо, это не должно сопровождаться ускорением темпа и толчками на каждом звуке.

Большой популярностью в педагогической практике пользуется изучение украинской народной песни «Ой ты, девица зарученная». Исполняется она как можно более связно, мягким звуком, очень выразительно, но без ярких динамических оттенков. Основная трудность исполнения — объединение ряда коротких мотивов в плавную и непрерывную линию. С этой целью можно посоветовать ученику во время пауз  не поднимать высоко руки над клавиатурой; пальцы спокойно и глубоко погружаются в клавиши. Объединяющая фразу лига на четыре такта поможет ученику уяснить себе фразировку и избежать неуместных ударений на сильные доли. Начало второго предложения - отклонение в мажор - желательно оттенить более сильным и светлым звуком. В конце песни естественно не только затихание, но и замедление.

Жизнерадостная песня «Ой за гаем, гаем» требует иных средств исполнения: четкого звука, оживленного движения, заметных метроритмических акцентов. Чередование рук помогает выделить центральные звуки первых фраз, устраняет трудность репетиций. Объединение первых двухтактовых фраз несложно выполнить, если ученик приготовит заранее обе руки над клавиатурой. Восьмые ноты берутся активными движениями пальцев, а усиление звука достигается с помощью продвижения руки. Вступающая на первую долю правая рука продолжает линию нарастания путем прочной опоры на первый звук в такте. Второй звук берется облегченно, практически на снятии руки. Следующие однотактовые  построения необходимо объединить лигой на четыре такта. В первой  лиге центром нарастания звука  будет четвертная нота ре в левой руке. Вторая лига является завершением пьесы и будет естественным затихание мелодии.

Исполнение медленных и распевных народных песен начинающим музыкантам удается менее результативно. Длинные распевные мелодии на фортепиано трудно исполнимы. Чем младше ребенок, тем труднее ему охватить широту развития подобных мелодий. Песни такого характера целесообразно включать в репертуар более подвинутых учеников.

Добиться напевного и плавного исполнения ребенком довольно длинных мелодических линий, позволяют произведения, которые привлекают своей выразительностью и  характерностью, мелодии которых легко запоминаются наизусть.

Работая над одноголосными мелодиями, различными по эмоциональному строю, ребенок учится передавать их настроение, видоизменяя звукоизвлечение, развивает слуховой контроль и осмысленность игры, что дает возможность перехода к следующему этапу обучения – игре двумя руками, исполнение мелодии на фоне выдержанных звуков и с сопровождением.