Искусство резонансного пения в контексте теории и практики работы с детским вокальным коллективом.

Искусство резонансного пения в контексте теории и практики работы с детским вокальным коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbudo_tsdo_v_pechat.doc93.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО ЦДО  "СОЗВЕЗДИЕ"

г.Воронеж, ул. Хользунова, д 106

СТАТЬЯ  ПЕДАГОГА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Овчинниковой Марии Георгиевны  (преподаватель эстрадно-джазового                       вокала)

Искусство резонансного пения в контексте теории и практики работы с детским вокальным коллективом.

     Известные  комнпозиторы (и певцы) М.И.Глинка и А. Е. Варламов, внёсшие свой вклад в формирование русской вокальной школы утверждали, что если ребёнка с раннего детства правильно учить  петь, то его  голос в дальнейшем приобреает силу и гибкость, которые в зрелом возрасте приобретаются уже с трудом. Эта мысль находит подтверждение и  в современной отечественной вокальной педагогике у Е.М. Малининой, Г.П. Орловой, Е.Я.Стуловой. В связи с этим, мы  хотим рассмотреть главенствующие положения  методики постановки печеского голоса детей и подростков на основе резонансной техники пения, показав их приоритетность.

Резонансная  техника  пения -это концепция  профессионального певческого голосообразования, автором которой является доктор биологических наук, профессор В.П. Морозов.

Согласно его концепции  и принятым  в вокальной педагогике  парадигмам, голосовой аппарат  певца делится на три части в соответствии с функциональным  назначением этих частей:

Гортань с голосовыми связками. Этот орган является вибратором  и  возбудителем звука.

Дыхательный аппарат ,включающий в себя, лёгкие, трахею, бронхи, дыхательные мышцы, диафрагму.

Резонаторы, или резонаторная система, поскольку резонаторов много и все они в процессе пения объединяются в единый звучащий комплекс.

   Основой резонансной теории пения является связь дыхания, гортани и резонаторов.Принцип целостности голосового аппарата певца как взаимосвязанной системы дыхание – гортань – резонаторы следует отнести к числу основных методологических принципов вокальной педагогики Практическая работа вокального педагога сводится к управлению функциями певческих резонаторов, точнее оптимальной их настройке.Классификация певческих  резонаторов производится по месту их расположения и назначению. Различаются верхние резонаторы – все, что выше гортани, и нижние – трахея с крупными бронхами. Среди верхних резонаторов важнейшую роль в пении имеет ротовая полость, глотка и область так называемой «маски».

    Функции певческих резонаторов : энергетическая, генераторная, фонетическая, эстетическая, защитная, индикаторная, активизирующая.

Каждая их этих функций выполняет определенную роль. Она существуют как теоретически, так и практически и находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Для того, чтобы реализовать свою вокальную работу певец должен понимать 3 основные взаимосвязанные части своей работы:

​ Осознанно понимать вибрационные ощущения, которые отражают активность резонаторов.

​ Правильно организовать певческое дыхание с обязательным участием диафрагмы.

​ Использовать психологические и эмоционально-образные представления о работе голосового аппарата. Здесь основой является метод «как будто», т.е. сравнивая резонатор с чем-либо , певец понимает свои ощущения. Эмоции в пении играют две важнейшие роли: эстетическую,т.е. как средство музыкально-художественной выразительности и дидактическую, как средство формирования голоса певца по законам идеомоторного акта.  Сущность идеомоторного акта заключается  в том, что мысленное представление  какого-либо движения неизменно и непроизвольно порождает это движение.

   Певец должен знать устройство голосового аппарата, т.е. не анатомо-физиологические процессы, а образные представления, которые происходят в голосовом аппарате. Это важнейшая психологическая особенность, помогающая ему понять сущность происходящих явлений. Этот психологический механизм помогает певцу в решении главной вокально-технической задачи - овладение резонаторной техникой пения.

Все изложенное позволяет понять принцип овладения резонансной техникой пения. Во взаимодействии всех певческих резонаторов между собой и с работой других частей голосового аппарата певца, в обеспечении оптимального гармонического взаимодействия всех систем и состоит сущность резонансной теории и практики пения.

   Резонаторы- особые полости, которые влияют на возникающий в голосовой щели звук и придающийе ему силу и тембр. Звук обладает собственным тоном, высота которого зависит от размера резонатора. При этом резонанс возникает в результате совпадения частоты собственного тона с частотой звука. Резонаторы играют огромную роль в певческом процессе и многие  недостатки вокальной техники связаны с их недооценкой  и неумением использовать в работе.

   Резонанс- -это усиление звука. Поэтому резонансной техникой называется пение  с максимальной активностью всех резонаторов голосового аппарата (ротоглоточного,носового, грудного), что достигается поющим с  помощью вибрационной чувствительности. Чем больше активность того, или иного резонатора, тем  сильнее вибрируют участки тела певца в  области данного резонатора (твёрдое нёбо, "маска", грудь, лоб)

    Изменяя настройку резонаторов, то есть регулируя их размеры и форму движениями языка, мягкого нёба и челюсти, певец может достигнуть максимальной активности резонаторов.  Правильно организованное диафрагматическое дыхание и свобода гортани ( а она и нижняя челюсть зачастую зажаты у детей) -необходимые условия  для резонансной техники.На примере экспериментального изучения техники великих певцов  профессором В.П. Морозовым  показано, что резонансная техника придаёт голосу лёгкость, полётность, красоту тембра, выносливость и сценическое долголетие засчёт освобождения гортани от перегрузок (защитная роль резонаторов). Если же певец игнорирует резонансную технику, то есть не чувствует  вибрацию резонаторов, не поддерживает постоянно их активность по вибрационным ощущениям, а поёт засчет нажима на гортань, то он не будет звучать в полную силу своих возможностей. Недостатки в его голосе будут практически неискоренимы.

   Принято считать, что существуют верхние и нижние резонаторы. И те, и другие играют важную роль в звукообразовании, украшают и усиливают печеский звук.

Особое значение имеют и верхние (головные) резонаторы: ведь постановка голоса заключается в том, чтобы соответствующим образом направить звук в "маску". Как в помещении с хорошей аккустикой звук приобретает особый эффект звучности, так при правильном направлении звука возникает его полноценная окраска. Не случайно существует образное выражение " звук у певца подкуполом". Действительно,хороший певческий звук находится "под куполом", образванным твёрдым нёбом и лежащими над ним полостями. Образное выражение"формируйте звук под куполом" помогает ученикам  "нащупывать" направление звука, соответствующее художественному плану произведения.

 Также  положительна  в формировании певческого звука  роль нижнего резонатора. Нижний (грудной) резонатор придаёт певческому звуку более низкие обртоны и окрашивает его мягкими плотными тонами, особенно необходимыми для низких нот всякого голоса. Верхние же резонаторы окрашивают звук более высокими обертонами и придают ему яркость и полётность- качества правильно поставленного голоса.

   Но практика показывает, что певцам следует уметь пользоваться техникой работы со  смешанными резонаторами (одновременным включением нижнего и верхнего). Нельзя, например, брать низкие ноты только грудным резонатором, так как это придаёт звуку излишнюю вязкость и даже грубость.  Точно также , как нельзя использовать только головные резонаторы, "маску" для крайних верхних нот. Грудной призвук должен обязательно присутствовать, иначе звук будет "стеклянным", безжизненным.

   Певец, не использующий грудного резонатора в верхних нотах, "обкрадывает" себя, обедняя тембр своего голоса, который будет лишён низких обертонов.

   Резонансное пение у детей, безусловно, особая и очень важная научно-практическая проблема. Сформированный у ребёнка навык певческого звукоизвлечения- это основа голоса будущего взрослого человека, и в этом плане роль педагога столь же важна, сколь и ответственна.

   Детскую психику справедливо сравнивают с чистой грифельной доской: что на этой доске впервые пишется, то плохо стирается, а то и вовсе невозможно стереть. Эту важнейшую особенность детского мозга неоднократно подчеркивал выдающийся чешский педагог Я.А. Коменский. Чем раньше усвоен человеком какой-либо навык, тем он прочнее и тем труднее поддается переделке с годами.

   Детская вокальная педагогика обладает целым рядом особенностей по сравнению с обучение взрослых. Особенности эти определяются тем, что детский организм еще не сформирован и находится в определенной стадии анатомо-физического развития. Это период накопления растущим организмом сил, необходимых навыков и знаний. Поэтому опытные педагоги, работая над вокальным развитием детей, стараются, прежде всего, избежать перегрузок детской психики. и голосового аппарата.Сложность вокального обучения детей состоит в том, что каждый возраст требует особенных методических приемов, в зависимости от возраста.

     Не простую по сущности  трактовку резонансной техники для детского и подросткового возраста можно адаптировать  при помощи всё тех же проверенных методов эмоционально-образного обучения "как будто". Эти методы должны подбираться в соответствии с возрастом детей. Здесь самое главное, чтобы сам педагог хорошо представлял себе сущности резонансных принципов голосообразования. Тогда он всегда найдет нужные эмоционально-образные выражения, сравнения, метафоры, ассоциации, т.е. доступные для детей каждого детского возраста методы типа «как будто».   Именно такое начало работы над певческим голосом является природосообразным и доступным ученикам любого возраста, так как речь организуется у каждого человеска естественно.

   Основные задачи, которые должны быть решены в дошкольном детстве :

​ Формирование общей пластики, которая является фундаментом пластики певческого аппарата.

​ Формирование фокусирование звука в «точке маски» - ведущего звена резонансной техники пения.

​ Выстраивание на резонансной основе певческого голоса в пределах октавы, соответствующей природному речевому диапазону ребенка; формирование певческих навыков.

​ Развитие всей системы общих музыкальных способностей и вокального слуха.

​ Развитие актерских способностей

Упражнения и игры-драматизации дают возможность последовательно отрабатывать необходимые ощущения и навыки резонансной техники пения. В них включены специальные движения, с помощью которых формируется резонансное фокусирование звука – основой певческого голоса.

   На начальном этапе постановки детского голоса ( 5-6 лет) вокальные ощущения отрабатываются в примарно-речевом регистре. В дальнейшем на резонансную основу ставится грудной , более низкий, по сравнению с примарным, регистр, и только после этого – фальцетный и головной регистры. Таким образом, общая последовательность работы – от примарного регистра – вниз, для овладения нижним, грудным регистром, затем – без какого-либо напряжения – вверх, через фальцетный к головному.

   В дошкольном возрасте важно развивать как вокальные, так исполнительские и музыкальные способности, сочетая развитие ребенка с резонансной постановкой звука.  К концу шестого года ребенок в результате занятий по данной методике может естественно, легко и звонко говорить и петь, что характерно для правильного сфокусированного звука в «точке маски». Он может также выразительно читать стихи и петь простые песни в примарном диапазоне, свойственном типу его голоса.

   Работа над резонансной техникой пения начинается с упражнений, которые готовят мышцы артикуляционного аппарата к поэтапной отработке фокусирования звука в «точке маски». На этом этапе в речевом режиме вырабатывается единое место упора звука для всех согласных и гласных. Начинается эта работа с согласных звуков, которые служат «берегом» гласных. Только после резонансной отработки произнесения каждого гласного звука можно приступить к постановке гласных звуков.

   Фокусирование всех звуков отрабатывается сначала в речи, на примарном речевом тоне, затем – на звуках примарного речевого диапазона. Примарным речевым тоном является звук, который чаще всего использует человек при произнесении односложных слов.( Примарный речевой диапазон – это тоны речевого голоса, которые используются в обычной спокойной речи. )Речевой диапазон у детей чаще всего достигает трех-четырех звуков. Ориентиром фокусирования служит место, которого касается кончик языка при произнесении эталонного согласного – ЛЬ. Внешне это место фиксируется прикосновением 3го пальца правой руки к ложбинке над верхней губой. В процессе раблоты соченание произнесения звука ЛЬ с этим движением неоднократно повторяется.

    В тембре голоса ребенка появляется «серебряный звоночек», что является показателем наличия высокой певческой форманты  – высокочастотных обертонов, которые придают голосу звонкость, полетность, делают его звучание профессиональным. Резонанс создает естественные условия для саморегуляции голоса, подобные природной постановке.

   Знакомство с правильным фокусированием согласных звуков дает возможность ввести в работу вокальную гимнастику, цель которой – включение в этот процесс общей пластики человека, являющейся необходимой основой, фундаментом собственно вокальной пластики – пластики певческого аппарата.Точная резонансная постановка речевого режима имеет огромное значение для формирования певческого процесса, прямо влияя на его качество. От него в пении зависит не только дикция, но и интонация, красота тембра голоса, и становление и развитие певческого дыхания.

   Следующий этап работы – начало фокусирования звука в пении. После того, как дети усвоили принцип резонансного произнесения согласных и гласных звуков в речи, начинается собственно певческий этап работы, на котором сначала отрабатывается резонансная слоговая техника пения. Это промежуточное звено между речью и пением – «вокализированная речь» или речь нараспев. Вокализированная речь образуется за счет пропевания отдельных гласных звуков, в то время как остальные проговариваются в речевом режиме. Начинается она с пропевания всех гласных, чтобы ребенок почувствовал специфику вокального режима, его отличие от речевого. Гласные пропеваются и отрабатываются с помощью контрольных жестов.

Свободное опускание нижней челюсти и является тем механизмом, который способствует появлению нового ощущения: звукоупора у корней нижних резцов, при сохранении произнесения согласного звука у корней верхних.

    В работе с детьми над «посадкой» гласного и его пропеванием используются контрольные жесты. Посадка гласного влияет на профессиональное качество певческого звука, вливая в его тембр низкочастотные вибрации, свойственные хорошо поставленным голосам. Отработка вокального режима опорных гласных – главная задача этапа вокализированной речи. Сначала на примарном речевом тоне, а затем в примарном речевом регистре идет работа над отдельными слогами в словах, затем читаются тексты, стихи с пропеванием в словах опорных гласных.

   Путь постановки звука от речи к пению через эти этапы является самым естественным и наиболее доступным для каждого ученика – и ребенка, и взрослого. Посадка гласного, как и резонансное фокусирование звука, является важнейшим звеном вокального процесса, непосредственно участвующего в формировании певческого дыхания.

   После того, как дети овладели «вокализированной речью», можно переходить к пению. Дети пою попевки на одном звуке (1 ступень лада), затем песни на трех ступенях (1,43,5). В распевки включаются ходы на терцию и трезвучия.

   Вокальная ступень методики включает упражнения на формирование чувства лада, распевания, работу над песней.

      Таким  образом, в дошкольном возрасте можно и нужно начинать работу по постановке певческого голоса на природосообразной резонансной основе. Раннее начало вокальных занятий позволит легко сформировать у детей необходимые двигательные резонансные ощущения, без которых невозможно дальнейшее развитие речевого и певческого голоса. Уже  начальная работа -резонансное формирование и настройка примарных тонов речи приводит к возникновению возможности самореализации певческого голоса. Резонансная настройка грудного резонатора способствует ускорению этого процесса, совершенствованию резонансной техники на всём певческом диапазоне при соблюдении принцип целостности голосового аппарата. Это послужит фундаментом подговки вокальных способностей  уже взрослого певца.