ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ УП.05. Изучение оркестровых партий

Севостьянова Вероника Юрьевна

Программа учебного предмета Изучение оркестровых партий разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Народные инструменты» со сроком обучения 5, 6 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.o.p._5_let.doc133 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Десногорская детская музыкальная школа»

Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области

Дополнительная предпрофессиональная

общеобразовательная программа в области

музыкального искусства

 «Народные инструменты»

В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

УП.05. Изучение оркестровых партий

2012г.

ОДОБРЕНА:

УТВЕРЖДЕНА:

Педагогическим советом

Директором

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ»

№31 от 30.08.2012г.

И.Ш. Акопян

№36 от 29.08.2013г.

31.08.2012г.

№41 от 29.08.2014г.

МП

№46 от 27.08.2015г.

                

 Программа учебного предмета Изучение оркестровых партий разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Народные инструменты» со сроком обучения 5, 6 лет.

        Организация-разработчик:

МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».

        Разработчики:

Сотова  Вероника  Юрьевна, преподаватель

         

 МП

                                                        

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ    УЧЕБНОГО   ПРЕДМЕТА.

  1.1.Область применения программы:

Программа учебного предмета Изучение оркестровых партий является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Народные инструменты» со сроком обучения 5, 6лет.

Программа учебного предмета Изучение оркестровых партий может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

1.2.Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

Вариативная часть.

   1.3.Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.

В результате освоения предмета обучающийся должен знать:

- базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
-
профессиональную терминологию;
-
особенности работы в качестве артиста оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. 

В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:

- целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения,;

- самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар;

- коллективно музицировать;

- освоить музыкальный репертуар;

- читать с листа партии не только свои, но и партии других членов оркестра;

-грамотно исполнять соло на инструменте;

-осуществлять слуховой контроль всех оркестровых  партий; и

-использовать в работе музыкальные средства выразительности вместе с остальными участниками оркестра;

-приобрести опыт репетиционно - концертной работы в оркестре, а также практические навыки игры в коллективе.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки 58 часов;

самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.1.Объем учебного предмета и виды учебной работы: срок обучения – 5 лет (2-5 классы).        

                                                                                                                                                   

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

58

в том числе:

практические занятия

45

контрольные уроки, зачеты, отчётные концерты, прослушивания и др.

13

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

2.2.Тематический план и содержание учебного предмета:

Название темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Количество часов

Тема 1.

Знакомство с оркестровым инструментом, историей происхождения и влиянием его на культурно-бытовой уклад народа. Его роль в эстетическом воспитании человека.

Содержание учебного материала

4

Характеристика русских народных инструментов, исполнительская характеристика изучаемого инструмента, исполнение партий, работа над одноголосными произведениями, пьесами. Работа над качеством звука, отработка сигнала к вступлению.

Репертуарный список:

Р.н.п «Как под горкой, под горой»

Р.н.п. « Степь да степь кругом»

Л. Бекман «В лесу родилась ёлочка»

В. Шаинский «Песня о кузнечике»

Практические занятия

4

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 2.

Освоение основных приемов игры.

Содержание учебного материала

4

Работа над основными видами исполнительской техники: игра двойными ударами, бряцанием, тремоло,  знаки сокращенного письма (репризы, вольты и др. знаки повторений), приобретение навыков чтения с листа, отработка навыков ансамблевой игры.

Репертуарный список:

«Как под яблонькой» В. Насонов

В. Шаинский « Антошка» из м/ф «Весёлая карусель»

Практические занятия

4

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 3.

Обучение художественно-техническим навыкам.

Содержание учебного материала

6

Развитие слухового анализа, зрительного навыка исполнения, следования требованию дирижера, совершенствование чтения нот с листа, динамическое и ритмическое оркестровое звучание, навык правильной настройки инструментов, отработка техники передачи мелодического рисунка в ансамбле от одних голосов к другим. Отработка техники совместного исполнения основных штрихов, синкоп и фермат, фразировка.

Репертуарный список:

В. Андреев « Вальс»

Р.Н.П. обр.А. Корнетова «А я по лугу»  

П. Чайковский « Вальс»

Обр. р.н.п.« У зори то у зореньки»

Практические занятия

4

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Тема 4.

Работа над совершенствова-нием звучания.

Содержание учебного материала

6

Определение главной тональности и побочной (если такая присутствует), достижение точности в темпе, ритме, штрихах, специфике тембрового звучания, безостановочное проигрывание,
отработка трудных мест в нотном тексте. 

Репертуарный список:  

В. Новиков « Школьный вальс»

Р.Лехтинен «Летка-енка»

Р.н.п. «Барыня»

И.Ивановичи «Дунайские волны»

В.Доренский «Весёлое настроение»

Б.н.т. «Янка»

Г.Свиридов « Метель»

Ф.Шуберт «Вальс»

Практические занятия

6

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Тема 5.

Развитие  навыков игры и художественного воображения.

Содержание учебного материала

8

Усовершенствование основных приёмов игры, развитие техники исполнения штрихов, формирование правильных приёмов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных техническими задачами, отработка мышечной свободы движений учащихся.

Репертуарный список:

Инструментовка преп.

И. Брамс « Венгерский танец» № 5

Е.Дербенко «Старый трамвай»

Е.Зубков «Встреча»

Е.Дербенко «Страдания»

В.Хромушин «Мартышка и очки»

Н.Богословский «Песня старого извозчика»

Б.Тихонов «Карело-финская полька»

А. Корелли « Адажио»

Практические занятия

6

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Тема 6.

Расширение музыкального кругозора.

Содержание учебного материала

10

Развитие внутреннего слуха, умение выделять различные компоненты музыкальной ткани, совершенствование чтения нот с листа, фиксирование внимания учащихся на различных сторонах нотного текста (тональность, ключевые знаки, размер, ритм, исполнительские ремарки, нюансы динамики), слушание музыки.

Репертуарный список:

А.Темнов «Весёлая кадриль»

В.Дмитриев «Русское интермеццо»

В. Купревич «Тульский самовар»

Р.н.п. «По улице мостовой»

Р.н.п. «Я на камушке сижу»

У.н.п. «Ой, за гаем, гаем»

И.Гладков «Рассвет над морем»

И.н.п. «Санта Лючия»

Практические занятия

6

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Тема 7.

Работа над слаженностью и уравновешенно-

стью звучания ансамбля. Работа по партиям.

Содержание учебного материала

10

Умение учащихся начинать пьесу с любого места в нужном темпе, умение делить произведение на небольшие части: предложения, периоды, фразы.  Умение сочетать работу групповую и оркестровую.

Репертуарный список:

Е.Дога « Вальс»

Биберман « Полька – Буфф»

Р.Шуман «Дед мороз» инстр. В. Смирнова

Практические занятия

6

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

Тема 8.

Работа над стабильностью исполнения  и культурой поведения во время исполнения.

Содержание учебного материала

10

Повышение уровня концертных выступлений, исполнение разучиваемых произведений содержательно и выразительно, умение обратить внимание на звучание оркестра, качественный строй, синхронность исполнения, исполнения требований дирижера во время игры.

Репертуарный список:

Ю.Соловьев «Марш»

А. Широков «Маленькая приветственная увертюра»

Е.Дербенко « Аккордеонист играет джаз»

Р.Н.П обр. А. Черных « Ах вы сени, мои сени»

Практические занятия

9

Контрольные работы

2

Самостоятельнаяработа обучающихся

6

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета:

- концертный зал (0,65 кв.м на одно посадочное место);

- зал для занятий оркестра (2.0 кв.м);

- учебные аудитории для индивидуальных занятий (12 кв.м).

Оборудование учебного кабинета:

- пульты, подставки, инструменты, стулья, ударная установка.

Технические средства:

- метроном, магнитофон, музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.

Интернет ресурсы:

  1. Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/;
  2. Всё для музыкальной школы: http://as-sol.net
  3. Нотный архив «Нотомания»: http://www.notomania.ru/;
  4. Нотный архив: http://partita.ru/.

Основные источники:

  1. Ансамбли. Старшие классы. М., 2012г.
  2. Альбом ансамблей для баянов и аккордеонов ДМШ.  изд. Феникс, 2012г.
  3. Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Композитор, М.,2011г.
  4. Ансамбли. Средние классы. Вып. 13/ изд. Композитор, М.,2010г.
  5. Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Композитор, М., 2012г.
  6. Альбом нетрудных переложений для ансамбля баянов. Вып.1, 2 М., Музыка, 2012г.
  7. Андрюшенков П. Детский оркестр р.н.и., Союз художников, 2011г.
  8. Биберган В. Любимая мелодия для ф-но с оркестром р.н.и., Композитор СПб, 2012г.
  9. Биберган В. Русские потешки для оркестра р.н.и., выпуски 1-2,СПб, 2011г.
  10. Дербенко Е. Русские народные обработки для оркестра р.н.и., 2011г.
  11. Дербенко Е. Веселые синкопы, выпуски 1-2, 2011г.
  12. Дербенко Е Ах, ты степь широкая, 2011г.
  13. Готлиб А. Основы ансамблевой техники, М. 2012г.
  14. Зубков В. Мелодия из к/ф «Цыган».
  15. Играем вместе. Альбом легких переложений  для ансамбля баянов и аккордеонов М., Музыка, 2011г.
  16. Классика- XXI 21 век. Современные мелодии и ритмы, 2010г.
  17. Петров А. Популярная музыка из кинофильмов, 2012г.
  18. Попурри на темы песен военных лет, 2012г.
  19. Произведения современных композиторов для оркестра р.н.и., Композитор СПб 2012г.
  20. Привалов Н. Пьесы для любительского оркестра р.н.и.,2011г.
  21. Учитель и ученик, сост. Лепина Е. Композитор СПб, 2012г.

Дополнительные источники:

  1. Ансамбли в музыкальной школе, М.,  2000г.
  2. Оркестровая литература, СПб, 2008г.
  3. Популярные мелодии для ансамбля р.н.и., Композитор СПб, 2003г.
  4. Переложения классических произведений русских и зарубежных композиторов для оркестра р.н.и.
  5. Русская народная песня в переложении для смешанных ансамблей, М., 2000г.
  6. Серебряные струны. Сюита для оркестра р.н.и., Композитор СПб 2010г.
  7. Сперанский И. Ансамбли для двух баянов, Композитор СПб 2000г.
  8. Шавкунов И. Популярные пьесы для оркестра р.н.и., выпуски 1-2, Композитор СПб, 2004г.
  9. Шишаков Ю. Инструментовки для оркестра р.н.и., Музыка, 2005г.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся знает:

- базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;
-
профессиональную терминологию;
-
особенности работы в качестве артиста оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций. 

В результате освоения предмета обучающийся умеет:

- целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения,;

- самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар;

- коллективно музицировать;

- освоить музыкальный репертуар;

- читать с листа партии не только свои, но и партии других членов оркестра;

-грамотно исполнять соло на инструменте;

-осуществлять слуховой контроль всех оркестровых  партий; и

-использовать в работе музыкальные средства выразительности вместе с остальными участниками оркестра;

-приобрести опыт репетиционно - концертной работы в оркестре, а также практические навыки игры в коллективе.

Контрольные уроки.

Зачеты.

Отчётные концерты.

Прослушивания.

Приложение №1

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

 ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

(ЗАЧЕТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ,

ОТЧЁТНЫЕ КОНЦЕРТЫ, ПРОСЛУШИВАНИЯ).

2класс

I вариант

  1. Б.Мокроусов «Одинокая гармонь».
  2. М.Глинка «Полька».

II вариант

  1. М.Глинка «Полька».
  2. Р.Глиэр «Песня».

 3класс

I вариант

  1. Р.Бажилин «Вальсик».
  2. Е.Дербенко «Страдания».

II вариант

  1. В.Холминов «Песня».
  2. В.Белов «Русское танго».
  3. И.Ивановичи «Дунайские волны».

4класс

I вариант

  1. В.Зубков «Мелодия».
  2. Д.Хромушин «Мартышка и очки».

II вариант

  1. О.Дымов «Школьный вальс».
  2. обр.В.Лушникова «Степь, да степь кругом».
  3. Е.Дога « Вальс».

          5класс

I вариант

  1. В.Двилянский «Вальс».
  2. В.Сидоров «Тайна».

II вариант

  1. А.Агапкин «Прощание славянки».
  2. обр.В.Воробьева «Синий платочек».
  3. А. Широков «Маленькая приветственная увертюра».