Программаучебного предмета Оркестровый класс разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Народные инструменты» со сроком обу
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Десногорская детская музыкальная школа»
Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«Народные инструменты»
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УП.05. Оркестровый класс
2012г.
ОДОБРЕНА: | УТВЕРЖДЕНА: |
Педагогическим советом | Директором |
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» | МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» |
№31 от 30.08.2012г. | И.Ш. Акопян |
№36 от 29.08.2013г. | 31.08.2012г. |
№41 от 29.08.2014г. | МП |
№46 от 27.08.2015г. |
Программа учебного предмета Оркестровый класс разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Народные инструменты» со сроком обучения 5, 6 лет.
Организация-разработчик:
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».
Разработчики:
Сотова Вероника Юрьевна, преподаватель
Гудина Тамара Васильевна, преподаватель.
МП
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.1.Область применения программы:
Программа учебного предмета Оркестровый класс является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Народные инструменты» со сроком обучения 5, 6 лет.
Программа учебного предмета Оркестровый класс может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2.Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
Вариативная часть.
- Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- как формируется и развивается коллективная форма исполнительства.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- коллективно музицировать;
- освоить музыкальный репертуар;
- читать с листа партии не только свои, но и партии других членов оркестра;
-грамотно исполнять соло на инструменте;
-осуществлять слуховой контроль всех оркестровых партий;
-использовать в работе музыкальные средства выразительности вместе с остальными участниками оркестра;
-приобрести опыт репетиционно - концертной работы в оркестре, а также практические навыки игры в коллективе.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 396 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 264 часа;
самостоятельной работы обучающегося 132 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1.Объем учебного предмета и виды учебной работы: срок обучения – 5 лет (2-5 классы).
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 396 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 264 |
в том числе: | |
практические занятия | 248 |
контрольные уроки, зачеты, отчётные концерты, прослушивания и др. | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 132 |
2.2.Тематический план и содержание учебного предмета:
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Становление оркестра, формирование состава. | Содержание учебного материала | 30 |
Освоение первоначальных навыков, исполнение партий, работа над одноголосными произведениями, пьесами. Знакомство с дирижерскими жестами и указаниями дирижера. Умение слушать себя и других, работа над качеством звука, отработка сигнала к вступлению. Репертуарный список: Р.н.п «Как под горкой, под горой» Р.н.п. « Степь да степь кругом» Л. Бекман «В лесу родилась ёлочка» В. Шаинский «Песня о кузнечике» | ||
Практические занятия | 28 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | |
Тема 2. Освоение основных приемов игры. | Содержание учебного материала | 30 |
Знакомство с основными приёмами игры, приобретение навыков чтения с листа, отработка навыков ансамблевой игры баса и аккомпанемента, работа над развитием мелодии. Репертуарный список: Инструментовка преп.Т.В.Гудина «Новогодний серпантин» Т. В. Гудина «Поппури на темы песен военных лет» | ||
Практические занятия | 28 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | |
Тема 3. Обучение художественно-техническим навыкам. | Содержание учебного материала | 32 |
Развитие навыков игры в оркестре, развитие слухового анализа, зрительного навыка исполнения, следования требованию дирижера, совершенствование чтения нот с листа, динамическое и ритмическое оркестровое звучание, навык правильной настройки инструментов, отработка техники передачи мелодического рисунка в ансамбле от одних голосов к другим. Отработка техники совместного исполнения основных штрихов, синкоп и фермат. Репертуарный список: «А я по лугу» рус. нар. песня. Обр. А. Корнетова. П. Чайковский « Вальс» Обр. р.н.п.« У зори то у зореньки» | ||
Практические занятия | 30 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 18 |
Тема 4. Работа над совершенствова-нием оркестрового звучания. | Содержание учебного материала | 32 |
Развитие точности совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта всеми участниками оркестра, достижение точности в темпе, ритме, штрихах, специфике тембрового звучания. Репертуарный список: В. Новиков « Школьный вальс» Р.Лехтинен «Летка-енка» Р.н.п. «Барыня» И.Ивановичи «Дунайские волны» В.Доренский «Весёлое настроение» Б.н.т. «Янка» В.Горлов «Хоровод» Ф.Шуберт «Вальс» | ||
Практические занятия | 30 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 |
Тема 5. Развитие навыков игры и художественного воображения. | Содержание учебного материала | 33 |
Усовершенствование основных приёмов игры, развитие техники исполнения штрихов, формирование правильных приёмов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных техническими задачами, отработка мышечной свободы движений учащихся. Репертуарный список: Инструментовка преп. Т.В.Гудиной «Одинокая гармонь» Е.Дербенко «Старый трамвай» Е.Зубков «Встреча» Е.Дербенко «Страдания» В.Хромушин «Мартышка и очки» Н.Богословский «Песня старого извозчика» Б.Тихонов «Карело-финская полька» Е.Дербенко «Тургеневский вальс» | ||
Практические занятия | 31 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 |
Тема 6. Расширение музыкального кругозора. | Содержание учебного материала | 33 |
Развитие внутреннего слуха, умение выделять различные компоненты музыкальной ткани, совершенствование чтения нот с листа, фиксирование внимания учащихся на различных сторонах нотного текста (тональность, ключевые знаки, размер, ритм, исполнительские ремарки, нюансы динамики), слушание музыки. Репертуарный список: А.Темнов «Весёлая кадриль» В.Дмитриев «Русское интермеццо» Л.Гаврилов «Игорёк» Р.н.п. «По улице мостовой» Р.н.п. «Я на камушке сижу» У.н.п. «Ой, за гаем, гаем» И.Гладков «Рассвет над морем» И.н.п. «Санта Лючия» | ||
Практические занятия | 31 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 18 | |
Тема 7. Работа над слаженностью и уравновешенно- стью звучания ансамбля. Работа по партиям. | Содержание учебного материала | 37 |
Умение учащихся начинать пьесу с любого места в нужном темпе, умение делить произведение на небольшие части: предложения, периоды, фразы. Умение сочетать работу групповую и оркестровую. Репертуарный список: Е.Дога « Вальс» Биберман « Полька – Буфф» Шуман Р. «Дед мороз» инстр. В. Смирнова | ||
Практические занятия | 35 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | |
Тема 8. Работа над стабильностью исполнения и культурой поведения во время исполнения. | Содержание учебного материала | 37 |
Повышение уровня концертных выступлений, исполнение разучиваемых произведений содержательно и выразительно, умение обратить внимание на звучание оркестра, качественный строй, синхронность исполнения, исполнения требований дирижера во время игры. Репертуарный список: Ю.Соловьев «Марш» А. Широков «Маленькая приветственная увертюра». Е.Дербенко « Аккордеонист играет джаз» | ||
Практические занятия | 35 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельнаяработа обучающихся | 16 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета:
- концертный зал (0,65 кв.м на одно посадочное место);
- зал для занятий оркестра (2.0 кв.м);
- учебные аудитории для индивидуальных занятий (12 кв.м).
Оборудование учебного кабинета:
- пульты, подставки, инструменты, стулья, ударная установка.
Технические средства:
- метроном, магнитофон, музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Интернет ресурсы:
- Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/;
- Всё для музыкальной школы: http://as-sol.net
- Нотный архив «Нотомания»: http://www.notomania.ru/;
- Нотный архив: http://partita.ru/.
Основные источники:
- Ансамбли. Старшие классы. М., 2012г.
- Альбом ансамблей для баянов и аккордеонов ДМШ. изд. Феникс, 2012г.
- Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Композитор, М.,2011г.
- Ансамбли. Средние классы. Вып. 13/ изд. Композитор, М.,2010г.
- Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Композитор, М., 2012г.
- Альбом нетрудных переложений для ансамбля баянов. Вып.1, 2 М., Музыка, 2012г.
- Андрюшенков П. Детский оркестр р.н.и., Союз художников, 2011г.
- Биберган В. Любимая мелодия для ф-но с оркестром р.н.и., Композитор СПб, 2012г.
- Биберган В. Русские потешки для оркестра р.н.и., выпуски 1-2,СПб, 2011г.
- Дербенко Е. Русские народные обработки для оркестра р.н.и., 2011г.
- Дербенко Е. Веселые синкопы, выпуски 1-2, 2011г.
- Дербенко Е Ах, ты степь широкая, 2011г.
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники, М. 2012г.
- Зубков В. Мелодия из к/ф «Цыган».
- Играем вместе. Альбом легких переложений для ансамбля баянов и аккордеонов М., Музыка, 2011г.
- Классика- XXI 21 век. Современные мелодии и ритмы, 2010г.
- Петров А. Популярная музыка из кинофильмов, 2012г.
- Попурри на темы песен военных лет, 2012г.
- Произведения современных композиторов для оркестра р.н.и., Композитор СПб 2012г.
- Привалов Н. Пьесы для любительского оркестра р.н.и.,2011г.
- Учитель и ученик, сост. Лепина Е. Композитор СПб, 2012г.
Дополнительные источники:
- Ансамбли в музыкальной школе, М., 2000г.
- Оркестровая литература, СПб, 2008г.
- Популярные мелодии для ансамбля р.н.и., Композитор СПб, 2003г.
- Переложения классических произведений русских и зарубежных композиторов для оркестра р.н.и.
- Русская народная песня в переложении для смешанных ансамблей, М., 2000г.
- Серебряные струны. Сюита для оркестра р.н.и., Композитор СПб 2010г.
- Сперанский И. Ансамбли для двух баянов, Композитор СПб 2000г.
- Шавкунов И. Популярные пьесы для оркестра р.н.и., выпуски 1-2, Композитор СПб, 2004г.
- Шишаков Ю. Инструментовки для оркестра р.н.и., Музыка, 2005г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - как формируется и развивается коллективная форма исполнительства. В результате освоения предмета обучающийся умеет: - коллективно музицировать; - освоить музыкальный репертуар; - читать с листа партии не только свои, но и партии других членов оркестра; -грамотно исполнять соло на инструменте; -осуществлять слуховой контроль всех оркестровых партий; и -использовать в работе музыкальные средства выразительности вместе с остальными участниками оркестра; -приобрести опыт репетиционно - концертной работы в оркестре, а также практические навыки игры в коллективе. | Контрольные уроки. Зачеты. Отчётные концерты. Прослушивания. |
Приложение №1
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(ЗАЧЕТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ,
ОТЧЁТНЫЕ КОНЦЕРТЫ, ПРОСЛУШИВАНИЯ).
2 класс
I вариант
- Б.Мокроусов «Одинокая гармонь».
- М.Глинка «Полька».
II вариант
- М.Глинка «Полька».
- Р.Глиэр «Песня».
3 класс
I вариант
- Р.Бажилин «Вальсик».
- Е.Дербенко «Страдания».
II вариант
- В.Холминов «Песня».
- В.Белов «Русское танго».
- И.Ивановичи «Дунайские волны».
4 класс
I вариант
- В.Зубков «Мелодия».
- Д.Хромушин «Мартышка и очки».
II вариант
- О.Дымов «Школьный вальс».
- обр.В.Лушникова «Степь, да степь кругом».
- Е.Дога « Вальс».
5 класс
I вариант
- В.Двилянский «Вальс».
- В.Сидоров «Тайна».
II вариант
- А.Агапкин «Прощание славянки».
- обр.В.Воробьева «Синий платочек».
- А. Широков «Маленькая приветственная увертюра».
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Десногорская детская музыкальная школа»
Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«Народные инструменты»
В.00. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
УП.05. Оркестровый класс
2012г.
ОДОБРЕНА: | УТВЕРЖДЕНА: |
Педагогическим советом | Директором |
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» | МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ» |
№31 от 30.08.2012г. | И.Ш. Акопян |
№36 от 29.08.2013г. | 31.08.2012г. |
№41 от 29.08.2014г. | МП |
№46 от 27.08.2015г. |
Программа учебного предмета Оркестровый класс разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Народные инструменты» со сроком обучения 8, 9 лет.
Организация-разработчик:
МБОУ ДОД «Десногорская ДМШ».
Разработчики:
Сотова Вероника Юрьевна, преподаватель
Гудина Тамара Васильевна, преподаватель.
МП
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
1.1.Область применения программы:
Программа учебного предмета Оркестровый класс является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Народные инструменты» со сроком обучения 8, 9 лет.
Программа учебного предмета Оркестровый класс может быть использована в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2.Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:
Вариативная часть.
- Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- как формируется и развивается коллективная форма исполнительства.
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- коллективно музицировать;
- освоить музыкальный репертуар;
- читать с листа партии не только свои, но и партии других членов оркестра;
-грамотно исполнять соло на инструменте;
-осуществлять слуховой контроль всех оркестровых партий; и
-использовать в работе музыкальные средства выразительности вместе с остальными участниками оркестра;
-приобрести опыт репетиционно - концертной работы в оркестре, а также практические навыки игры в коллективе.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 396 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 264 часа;
самостоятельной работы обучающегося 132 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1.Объем учебного предмета и виды учебной работы: срок обучения – 8 лет (5-8 классы).
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 396 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 264 |
в том числе: | |
практические занятия | 248 |
контрольные уроки, зачеты, отчётные концерты, прослушивания и др. | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 132 |
2.2.Тематический план и содержание учебного предмета:
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Становление оркестра, формирование состава. | Содержание учебного материала | 30 |
Освоение первоначальных навыков, исполнение партий, работа над одноголосными произведениями, пьесами. Знакомство с дирижерскими жестами и указаниями дирижера. Умение слушать себя и других, работа над качеством звука, отработка сигнала к вступлению. Репертуарный список: Р.н.п «Как под горкой, под горой» Р.н.п. « Степь да степь кругом» Л. Бекман «В лесу родилась ёлочка» В. Шаинский «Песня о кузнечике» | ||
Практические занятия | 28 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | |
Тема 2. Освоение основных приемов игры. | Содержание учебного материала | 30 |
Знакомство с основными приёмами игры, приобретение навыков чтения с листа, отработка навыков ансамблевой игры баса и аккомпанемента, работа над развитием мелодии. Репертуарный список: Инструментовка преп.Т.В.Гудина «Новогодний серпантин» Т. В. Гудина «Поппури на темы песен военных лет» | ||
Практические занятия | 28 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | |
Тема 3. Обучение художественно-техническим навыкам. | Содержание учебного материала | 32 |
Развитие навыков игры в оркестре, развитие слухового анализа, зрительного навыка исполнения, следования требованию дирижера, совершенствование чтения нот с листа, динамическое и ритмическое оркестровое звучание, навык правильной настройки инструментов, отработка техники передачи мелодического рисунка в ансамбле от одних голосов к другим. Отработка техники совместного исполнения основных штрихов, синкоп и фермат. Репертуарный список: «А я по лугу» рус. нар. песня. Обр. А. Корнетова. П. Чайковский « Вальс» Обр. р.н.п.« У зори то у зореньки» | ||
Практические занятия | 30 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 18 |
Тема 4. Работа над совершенствова-нием оркестрового звучания. | Содержание учебного материала | 32 |
Развитие точности совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта всеми участниками оркестра, достижение точности в темпе, ритме, штрихах, специфике тембрового звучания. Репертуарный список: В. Новиков « Школьный вальс» Р.Лехтинен «Летка-енка» Р.н.п. «Барыня» И.Ивановичи «Дунайские волны» В.Доренский «Весёлое настроение» Б.н.т. «Янка» В.Горлов «Хоровод» Ф.Шуберт «Вальс» | ||
Практические занятия | 30 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 |
Тема 5. Развитие навыков игры и художественного воображения. | Содержание учебного материала | 33 |
Усовершенствование основных приёмов игры, развитие техники исполнения штрихов, формирование правильных приёмов звукоизвлечения, освоения движений, обусловленных техническими задачами, отработка мышечной свободы движений учащихся. Репертуарный список: Инструментовка преп. Т.В.Гудиной «Одинокая гармонь» Е.Дербенко «Старый трамвай» Е.Зубков «Встреча» Е.Дербенко «Страдания» В.Хромушин «Мартышка и очки» Н.Богословский «Песня старого извозчика» Б.Тихонов «Карело-финская полька» Е.Дербенко «Тургеневский вальс» | ||
Практические занятия | 31 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 |
Тема 6. Расширение музыкального кругозора. | Содержание учебного материала | 33 |
Развитие внутреннего слуха, умение выделять различные компоненты музыкальной ткани, совершенствование чтения нот с листа, фиксирование внимания учащихся на различных сторонах нотного текста (тональность, ключевые знаки, размер, ритм, исполнительские ремарки, нюансы динамики), слушание музыки. Репертуарный список: А.Темнов «Весёлая кадриль» В.Дмитриев «Русское интермеццо» Л.Гаврилов «Игорёк» Р.н.п. «По улице мостовой» Р.н.п. «Я на камушке сижу» У.н.п. «Ой, за гаем, гаем» И.Гладков «Рассвет над морем» И.н.п. «Санта Лючия» | ||
Практические занятия | 31 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 18 | |
Тема 7. Работа над слаженностью и уравновешенно- стью звучания ансамбля. Работа по партиям. | Содержание учебного материала | 37 |
Умение учащихся начинать пьесу с любого места в нужном темпе, умение делить произведение на небольшие части: предложения, периоды, фразы. Умение сочетать работу групповую и оркестровую. Репертуарный список: Е.Дога « Вальс» Биберман « Полька – Буфф» Шуман Р. «Дед мороз» инстр. В. Смирнова | ||
Практические занятия | 35 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 16 | |
Тема 8. Работа над стабильностью исполнения и культурой поведения во время исполнения. | Содержание учебного материала | 37 |
Повышение уровня концертных выступлений, исполнение разучиваемых произведений содержательно и выразительно, умение обратить внимание на звучание оркестра, качественный строй, синхронность исполнения, исполнения требований дирижера во время игры. Репертуарный список: Ю.Соловьев «Марш» А. Широков «Маленькая приветственная увертюра». Е.Дербенко « Аккордеонист играет джаз» | ||
Практические занятия | 35 | |
Контрольные работы | 2 | |
Самостоятельнаяработа обучающихся | 16 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета:
- концертный зал (0,65 кв.м на одно посадочное место);
- зал для занятий оркестра (2.0 кв.м);
- учебные аудитории для индивидуальных занятий (12 кв.м).
Оборудование учебного кабинета:
- пульты, подставки, инструменты, стулья, ударная установка.
Технические средства:
- метроном, магнитофон, музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы.
Интернет ресурсы:
- Нотный архив Бориса Тараканова http://notes.tarakanov.net/;
- Всё для музыкальной школы: http://as-sol.net
- Нотный архив «Нотомания»: http://www.notomania.ru/;
- Нотный архив: http://partita.ru/.
Основные источники:
- Ансамбли. Старшие классы. М., 2012г.
- Альбом ансамблей для баянов и аккордеонов ДМШ. изд. Феникс, 2012г.
- Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Композитор, М.,2011г.
- Ансамбли. Средние классы. Вып. 13/ изд. Композитор, М.,2010г.
- Ансамбли. Старшие классы. Вып.6 / изд. Композитор, М., 2012г.
- Альбом нетрудных переложений для ансамбля баянов. Вып.1, 2 М., Музыка, 2012г.
- Андрюшенков П. Детский оркестр р.н.и., Союз художников, 2011г.
- Биберган В. Любимая мелодия для ф-но с оркестром р.н.и., Композитор СПб, 2012г.
- Биберган В. Русские потешки для оркестра р.н.и., выпуски 1-2,СПб, 2011г.
- Дербенко Е. Русские народные обработки для оркестра р.н.и., 2011г.
- Дербенко Е. Веселые синкопы, выпуски 1-2, 2011г.
- Дербенко Е Ах, ты степь широкая, 2011г.
- Готлиб А. Основы ансамблевой техники, М. 2012г.
- Зубков В. Мелодия из к/ф «Цыган».
- Играем вместе. Альбом легких переложений для ансамбля баянов и аккордеонов М., Музыка, 2011г.
- Классика- XXI 21 век. Современные мелодии и ритмы, 2010г.
- Петров А. Популярная музыка из кинофильмов, 2012г.
- Попурри на темы песен военных лет, 2012г.
- Произведения современных композиторов для оркестра р.н.и., Композитор СПб 2012г.
- Привалов Н. Пьесы для любительского оркестра р.н.и.,2011г.
- Учитель и ученик, сост. Лепина Е. Композитор СПб, 2012г.
Дополнительные источники:
- Ансамбли в музыкальной школе, М., 2000г.
- Оркестровая литература, СПб, 2008г.
- Популярные мелодии для ансамбля р.н.и., Композитор СПб, 2003г.
- Переложения классических произведений русских и зарубежных композиторов для оркестра р.н.и.
- Русская народная песня в переложении для смешанных ансамблей, М., 2000г.
- Серебряные струны. Сюита для оркестра р.н.и., Композитор СПб 2010г.
- Сперанский И. Ансамбли для двух баянов, Композитор СПб 2000г.
- Шавкунов И. Популярные пьесы для оркестра р.н.и., выпуски 1-2, Композитор СПб, 2004г.
- Шишаков Ю. Инструментовки для оркестра р.н.и., Музыка, 2005г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - как формируется и развивается коллективная форма исполнительства. В результате освоения предмета обучающийся умеет: - коллективно музицировать; - освоить музыкальный репертуар; - читать с листа партии не только свои, но и партии других членов оркестра; -грамотно исполнять соло на инструменте; -осуществлять слуховой контроль всех оркестровых партий; и -использовать в работе музыкальные средства выразительности вместе с остальными участниками оркестра; -приобрести опыт репетиционно - концертной работы в оркестре, а также практические навыки игры в коллективе. | Контрольные уроки. Зачеты. Отчётные концерты. Прослушивания. |
Приложение №1
ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(ЗАЧЕТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ,
ОТЧЁТНЫЕ КОНЦЕРТЫ, ПРОСЛУШИВАНИЯ).
5класс
I вариант
- Б.Мокроусов «Одинокая гармонь».
- М.Глинка «Полька».
II вариант
- М.Глинка «Полька».
- Р.Глиэр «Песня».
6класс
I вариант
- Р.Бажилин «Вальсик».
- Е.Дербенко «Страдания».
II вариант
- В.Холминов «Песня».
- В.Белов «Русское танго».
- И.Ивановичи «Дунайские волны».
7класс
I вариант
- В.Зубков «Мелодия».
- Д.Хромушин «Мартышка и очки».
II вариант
- О.Дымов «Школьный вальс».
- обр.В.Лушникова «Степь, да степь кругом».
- Е.Дога « Вальс».
8класс
I вариант
- В.Двилянский «Вальс».
- В.Сидоров «Тайна».
II вариант
- А.Агапкин «Прощание славянки».
- обр.В.Воробьева «Синий платочек».
- А. Широков «Маленькая приветственная увертюра».