Методическая разработка урока музыки в 5 классе Тема: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной)
Конспект урока, презентация, приложения, музыкальное приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_.docx | 23.9 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.05 КБ |
prilozhenie3.docx | 422.89 КБ |
priloozhenie_2.docx | 76.49 КБ |
ppp.ppt | 2.8 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки в 5 классе
Тема: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной)
Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.
Задачи урока:
Предметные: Сформировать представление о роли дирижера, видах и группах симфонического оркестра, об истории возникновения дирижирования и дирижерской палочки, о дирижерских схемах (2-х и 3-х-дольной), о партитуре, познакомить ребят со знаменитыми дирижерами.
Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету, развивать исполнительскую и слушательскую культуру школьников.
Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.
Планируемый результат:
Школьники научатся:
Знать понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, виды оркестров, ауфтакт, партитура, имена выдающихся дирижеров, 2-х и 3-х-дольные схемы дирижирования, историю возникновения дирижерской палочки.
Школьники получат возможность научиться:
различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания, работать с информацией, дирижировать по 2-х и 3-х-дольной схемам.
Оборудование: проектор, компьютеры с колонками, установленный на компьютере ОМС-плеер (http://fcior.edu.ru/), раздаточный материал, фортепиано.
Ход урока
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Урок начинается на фоне звучания симфонической музыки.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, вы уже обратили внимание на доску. На ней нет пока темы урока. Я надеюсь, вы сами ее назовете через некоторое время. Чтобы назвать ключевое слово темы вам понадобится разгадать кроссворд. (Загадки сопровождаются звучанием инструментов).
-Молодцы, ребята, теперь вы знаете главное слово темы урока.(Дирижер). Слайд №9
-Что обычно у дирижера в руках? (Палочка)
-А каким словом можно называть палочку дирижера? (Волшебной)
-Попробуйте назвать тему урока. Дети предлагают свои варианты. Вместе с детьми учитель формулирует тему урока и показывает ее на слайде. Слайд №10 Дети записывают тему в тетрадь.
-Почему же палочку дирижера называют волшебной? На этот вопрос нам придется ответить в конце урока. Слайд №11.
3. Изучение нового материала
-Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы ответить на этот вопрос (о том как возникла дирижерская палочка, о профессии дирижера, об оркестре, инструментах симфонического оркестра). Сейчас вы будете работать в командах. Каждая команда получит свое задание. На подготовку дается не более 5 минут. После ознакомления с информационным материалом представитель (представители) от каждой группы с места или у доски знакомят с ним класс. Слайд №12. Слайд №13.
1команда:
а)изучить краткую информацию об основных видах оркестра (Приложение 1)
б)изучить схему расположения инструментов симфонического оркестра на сцене (Приложение 2)
2 команда: а) изучить информацию о появлении и развитии дирижирования (Приложение 3 )
- Мы познакомились с видами и группами оркестра, узнали много интересного о возникновении дирижирования. А сейчас давайте с вами побудем в роли исполнителей, организуем оркестр и подумаем, зачем нужен дирижер оркестру.
Учитель распределяет инструменты, дает командам задание: придумать ритмическую формулу для сопровождения уже хорошо знакомой вам песни, научиться организованно исполнять ритмический аккомпанемент. Во время работы звучит песня «Во поле береза стояла». Слайд №14.
После подготовки каждая команда исполняет ритмический аккомпанемент (первые 2 строчки без дирижера, а вторые 2 строчки под управлением дирижера).
Вывод: музыкантам без дирижера трудно исполнять музыку, оркестр звучит несогласованно.
- Для чего нужен дирижер в оркестре?
Учитель с помощью дирижерских жестов просит детей петь одну и ту же фразу то громко, то тихо, то стаккато, то легато, то ускоряя, то замедляя ,то на ¾, то на 2/4
Вывод: дирижер управляет скоростью звучания (темпом), громкостью звучания (динамикой), характером музыки, а так же показывает вступление инструментам.
Оказывается, дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой. Существует своеобразный язык дирижера (жесты, мимика). Дирижерские жесты понятны любому музыканту мира.
Учитель: Но прежде чем выйти к оркестру дирижеру предстоит выучить партитуру. Слайд №15
Он должен выучить все произведение, партии всех инструментов. Только тогда дирижер может может приступить к репетициям.
-Посмотрите фотографии (Слайд (№16) и представьте, как может звучать музыка под управлением этих дирижеров?
Вывод: Чтобы стать дирижером, иметь хорошие музыкальные способности память, слух, музыкальный вкус, чтобы верно трактовать замысел композитора,)нужно много учиться, нужно быть высокообразованным человеком в разных областях, иметь широкий кругозор.
Оркестр –это коллектив профессионалов-музыкантов, каждый из которых слышит по-своему музыку. И самым трудным для дирижера является то, что он должен убедить в своей трактовке произведения, убедить музыкантов исполнять музыку так, как он ее слышит.
-Как вы думаете, какие личные качества при этом ему понадобятся? (уверенность, настойчивость, сила характера...) Дирижер для оркестра как капитан на корабле, как полководец, который ведёт в атаку.
Вывод на вопрос «Кто такой дирижер?» делают ребята. Специальность дирижера очень сложная, потому что он должен совмещать в себе много качеств, должен уметь трактовать замысел композитора, обеспечивать качество исполнения. Дирижер должен владеть системой движения рук, знать партии всех музыкальных инструментов или голосов.
Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?
Ученики предлагают свои варианты ответов. (Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться).
4. Вокально-хоровая работа
В завершении урока школьникам предлагается разучить песню О. Хромушина «Дружба-дирижер».
5. Закрепление нового материала
Каждой команде предлагается выполнить задания в ОМС-плеере «Помоги дирижеру» и «Виды оркестров». Задания направлены не только на закрепление нового материала, но и на рефлексию.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Задание 1 группе: а)прочитать информацию о видах оркестров
б) каждому участнику команды уметь перечислить виды оркестров
Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов. Его основу составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).
Малый симфонический оркестр может состоять из не более чем пятидесяти исполнителей. В нем чуть меньше струнных, меньше деревянных духовых (всех инструментов по 2, а не по 4), а медная группа представлена только двумя валторнами (иногда бывают ещё две трубы).
Камерный оркестр (от позднелат. и итал. camera — комната, палата) — сокращенный симфонический оркестр, состоящий из 15—30 исполнителей. Составы камерного оркестра весьма различны. В основе камерного оркестра — небольшая группа струнных инструментов, к которым добавляются деревянные духовые (до 8 инструментов), валторны и иногда трубы, реже тромбоны, литавры, другие ударные, арфа, фп. или клавесин и т. д. в зависимости от требуемого в партитуре состава.
Границы между малым симфоническим оркестром и камерным оркестром достаточно условны и часто определяются субъективными представлениями авторов музыки. Один и тот же коллектив может исполнить, например, "Концерт Буфф" С. М. Слонимского для К. О., "Вальс-фантазию" М. И. Глинки (малый симфонич. оркестр) и "Гимны" А. Г. Шнитке (ансамбль солистов).
Духовым оркестром называют оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты.
Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.
Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.
Джазовый оркестр (бэнд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, тромбонов и саксофонов, группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм- секции.
Предварительный просмотр:
Приложение3
Задание 2 группе: а)прочитать текст
б) уметь ответить на вопросы
История развития дирижирования
История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои «дирижеры», чаще всего они «дирижировали» разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин, отточенных камней или палок.
В Древней Греции дирижерские обязанности выполнял предводитель хора – корифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль.Корифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритмударами окованной железом подошвы.
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и дирижеры Людвиг Шпор и Карл Мария Вебер . Сделали они это совершенно независимо друг от друга.
Людвиг Шпор Карл Вебер
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
Вопросы:
1.Как в Древней Греции называли руководителя хора?
2.Почему в 18 веке дирижера называли «дровосеком»?
3. Что значит «тихое дирижирование? Когда оно возникло?
4.Какие предметы использовались, чтобы сделать руки дирижера более заметными?
5. Дирижер обычно стоит спиной к публике. Назовите композитора и дирижера, который повернул дирижера к оркестру, кто первым применил дирижерскую палочку.
6. Кто первым применил дирижерскую палочку?
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Мне нравится (1)
Комментарии
Методическая разработка урока музыки в 5 классе Тема: «Волшебная
Очень понравилась Ваша разработка! Обязательно использую в своей работе! Спасибо!