Методическая разработка урока музыки в 5 классе Тема: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной)

Вилькина Екатерина Георгиевна

Конспект урока, презентация, приложения, музыкальное приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx23.9 КБ
Файл prilozhenie_1.docx14.05 КБ
Файл prilozhenie3.docx422.89 КБ
Файл priloozhenie_2.docx76.49 КБ
Office presentation icon ppp.ppt2.8 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки в 5 классе

Тема: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной)

Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.

Задачи урока:

Предметные: Сформировать представление о роли дирижера,  видах и группах симфонического оркестра, об истории возникновения дирижирования и дирижерской палочки, о дирижерских схемах (2-х и 3-х-дольной), о партитуре, познакомить ребят со знаменитыми дирижерами.

Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету, развивать исполнительскую и слушательскую культуру школьников.

Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.

Планируемый результат:

Школьники научатся:

Знать понятия дирижер, оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, виды оркестров, ауфтакт, партитура, имена выдающихся дирижеров, 2-х и 3-х-дольные схемы дирижирования, историю возникновения дирижерской палочки.

Школьники получат возможность научиться:

 различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания, работать с информацией, дирижировать по 2-х и 3-х-дольной схемам.

Оборудование: проектор, компьютеры с колонками, установленный на компьютере ОМС-плеер (http://fcior.edu.ru/), раздаточный материал, фортепиано.

Ход урока

1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Урок начинается на фоне звучания симфонической музыки.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, вы уже обратили внимание на доску. На ней нет пока темы урока. Я надеюсь, вы сами ее назовете через некоторое время. Чтобы назвать ключевое слово темы вам понадобится разгадать кроссворд. (Загадки сопровождаются звучанием инструментов).

-Молодцы, ребята,  теперь вы знаете главное слово  темы урока.(Дирижер). Слайд №9

-Что обычно  у дирижера в руках? (Палочка)

-А каким словом можно называть палочку дирижера? (Волшебной)

 -Попробуйте назвать тему урока. Дети предлагают свои варианты. Вместе с детьми учитель формулирует тему урока и показывает ее на слайде. Слайд №10 Дети записывают тему в тетрадь.

-Почему же палочку дирижера называют волшебной?  На этот вопрос нам придется ответить в конце урока. Слайд №11.

      3. Изучение нового материала

   -Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы   ответить на этот вопрос (о том как возникла дирижерская палочка, о профессии дирижера, об оркестре, инструментах симфонического оркестра). Сейчас вы будете работать в командах. Каждая команда получит свое задание. На подготовку дается  не более 5 минут. После ознакомления с информационным материалом представитель (представители) от каждой группы  с места или у доски   знакомят с ним класс. Слайд №12. Слайд №13.

         

1команда: 

а)изучить краткую информацию об основных видах  оркестра (Приложение 1)

б)изучить схему расположения инструментов симфонического оркестра на сцене (Приложение 2)

2 команда: а) изучить информацию  о появлении и развитии дирижирования (Приложение 3 )  

- Мы познакомились  с видами и группами оркестра, узнали много интересного о возникновении дирижирования. А сейчас давайте с вами побудем в роли исполнителей, организуем оркестр и подумаем, зачем нужен дирижер оркестру.

Учитель распределяет инструменты, дает командам  задание: придумать ритмическую формулу для сопровождения уже хорошо знакомой вам песни, научиться организованно исполнять ритмический аккомпанемент. Во время работы звучит песня  «Во поле береза стояла».  Слайд №14.

После подготовки каждая команда исполняет ритмический аккомпанемент (первые 2 строчки без дирижера, а вторые 2 строчки под управлением дирижера).

Вывод: музыкантам без дирижера трудно исполнять музыку, оркестр звучит несогласованно.

- Для чего нужен дирижер в оркестре?

Учитель с помощью дирижерских жестов просит детей петь одну и ту же  фразу то громко, то тихо, то стаккато, то легато, то ускоряя, то замедляя ,то на ¾, то на 2/4

Вывод: дирижер управляет скоростью звучания (темпом), громкостью звучания (динамикой), характером музыки,  а так же показывает вступление инструментам.

Оказывается, дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой.  Существует своеобразный язык дирижера (жесты, мимика). Дирижерские жесты понятны любому музыканту мира.

Учитель: Но прежде чем выйти к оркестру дирижеру предстоит выучить партитуру.  Слайд №15

Он должен выучить все произведение, партии всех инструментов.  Только тогда дирижер может может приступить к репетициям.

-Посмотрите фотографии (Слайд (№16) и представьте, как может звучать музыка под управлением этих дирижеров?                                                

Вывод: Чтобы стать дирижером, иметь хорошие музыкальные способности память, слух, музыкальный  вкус, чтобы верно трактовать замысел композитора,)нужно много учиться, нужно быть высокообразованным человеком в разных областях, иметь широкий кругозор.

Оркестр –это коллектив профессионалов-музыкантов, каждый из которых слышит по-своему музыку. И самым трудным для дирижера является то, что он должен убедить в своей трактовке произведения, убедить музыкантов исполнять музыку так, как он ее слышит.

-Как вы думаете, какие личные качества при этом ему понадобятся? (уверенность, настойчивость, сила характера...) Дирижер для оркестра как капитан на корабле, как полководец, который ведёт в атаку.

Вывод на вопрос «Кто такой дирижер?» делают ребята. Специальность дирижера  очень сложная, потому что он должен совмещать в себе много качеств, должен уметь трактовать замысел композитора, обеспечивать качество исполнения. Дирижер должен владеть системой движения рук, знать партии всех музыкальных инструментов или голосов.

Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?

Ученики предлагают свои варианты ответов. (Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться).

4. Вокально-хоровая работа

В завершении урока школьникам предлагается разучить песню О. Хромушина «Дружба-дирижер».

5. Закрепление нового материала

Каждой команде предлагается выполнить задания в ОМС-плеере «Помоги дирижеру» и «Виды оркестров». Задания направлены не только на закрепление нового материала, но и на рефлексию.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Задание 1 группе: а)прочитать информацию о видах оркестров

                                   б) каждому участнику команды  уметь перечислить виды оркестров

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

Большой симфонический оркестр может включать в себя до 110 музыкантов. Его основу составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные. В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, а также фортепиано, орган, челеста, клавесин).

Малый симфонический оркестр   может состоять из не более чем пятидесяти исполнителей. В нем  чуть меньше струнных, меньше деревянных духовых (всех инструментов по 2, а не по 4), а медная группа представлена только двумя валторнами (иногда бывают ещё две трубы).

Камерный оркестр (от позднелат. и итал. camera — комната, палата) — сокращенный симфонический оркестр, состоящий из 15—30 исполнителей. Составы камерного оркестра весьма различны. В основе камерного оркестра — небольшая группа струнных инструментов, к которым добавляются деревянные духовые (до 8 инструментов), валторны и иногда трубы, реже тромбоны, литавры, другие ударные, арфа, фп. или клавесин и т. д. в зависимости от требуемого в партитуре состава.

Границы между малым симфоническим оркестром и камерным оркестром  достаточно условны и часто определяются субъективными представлениями авторов музыки. Один и тот же коллектив может исполнить, например, "Концерт Буфф" С. М. Слонимского для К. О., "Вальс-фантазию" М. И. Глинки (малый симфонич. оркестр) и "Гимны" А. Г. Шнитке (ансамбль солистов).

Духовым оркестром называют оркестр, в состав которого входят духовые (деревянные и медные или только медные) и ударные музыкальные инструменты.

Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Эстрадный оркестр — коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

Джазовый оркестр (бэнд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, тромбонов и саксофонов, группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм- секции.



Предварительный просмотр:

Приложение3

Задание 2 группе: а)прочитать текст

                               б) уметь ответить на вопросы

История развития дирижирования

История дирижирования уходит корнями в глубокую древность. Еще у первобытных людей, исполнявших под аккомпанемент примитивных музыкальных инструментов ритуальные танцы, были свои «дирижеры», чаще всего они «дирижировали» разнообразными телодвижениями, а иногда с помощью раковин, отточенных камней или палок.

В Древней Греции дирижерские обязанности выполнял предводитель хора – корифей. Он дирижировал хором и инструментальным ансамблем, сопровождавшим спектакль.Корифей задавал тон певцам, показывая, когда должны вступать инструменты. Он дирижировал руками, лишь иногда отбивая ритмударами окованной железом подошвы.

В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».

Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применили композиторы и дирижеры  Людвиг Шпор и Карл Мария Вебер . Сделали они это совершенно независимо друг от друга.      

   Людвиг Шпор                                       Карл Вебер

Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. 2

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера. 

Вопросы:

1.Как в Древней Греции называли руководителя хора?

2.Почему в 18 веке дирижера называли «дровосеком»?

3. Что значит «тихое дирижирование?  Когда оно возникло?

4.Какие предметы использовались, чтобы сделать руки дирижера более заметными?

5. Дирижер обычно стоит спиной к публике. Назовите композитора и дирижера, который повернул дирижера к оркестру, кто первым применил дирижерскую палочку.

6. Кто первым применил дирижерскую палочку?



Предварительный просмотр:

Приложение 2


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


 

Комментарии

Костина Марина Николаевна

Очень понравилась Ваша разработка! Обязательно использую в своей работе! Спасибо!