Открытый урок на тему работа с учащимися со слабыми музыкальными данными
Открыта тема работа с учащимися со слабыми музыклаьными данными, а также работа в ансамбле. Насколько можно добиться успеха работая с детьми в ансамбле. Приведены примеры различных упражнений для развития и заинтересованности детей в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_uchashchimisya_so_slabymi_muz_dannymi.doc | 81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Введение
Урок является основной формой организации учебной и воспитательной работы. Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе, т.к. это индивидуальное занятие учителя с учеником целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта. Этим целям подчинены задачи и методики преподавания.
Рассмотрим некоторые из них.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
∙ создавать проблемные ситуации;
∙ активизировать самостоятельное мышление;
∙ организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
∙ выстраивать позитивные отношения с группой;
∙ проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
∙ помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
∙ развивать ответственность;
∙ поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
∙ решение проблемных ситуаций;
∙ использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
∙ связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
∙ организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
∙ Веселый праздник
∙ Тяжелая работа
∙ Развитие
∙ Вкусный ужин
∙ Смелый поступок
∙ Болезнь
∙ Счастье
∙ Разлука
∙ Дружба
∙ Темная ночь
∙ Печаль.
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
Индивидуальный подход к каждому ученику
Это - фундаментальный принцип музыкальной педагогики. Объём и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными для каждого ученика в отдельности.
Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя не плохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока.
Таким образом, чтобы уроки не были пустой тратой времени, но приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку и, используя все видовое многообразие уроков и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо помнить, что в деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта, его профессионализма и мировоззрения у педагога по специальности гораздо больше возможностей, чем у других учителей и это надо использовать, чтобы противостоять «засилию массовой культуры».
Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении детей со средними и слабыми музыкальными данными.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
Основные задачи:
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.
Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
«Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».
Никто не встречал шести-, семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.
Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность преподавателя ничем не ограничены. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного». Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.
В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Хочу отметить что, очень велико положительное воздействие ансамблевого исполнительства на ритмическое чувство исполнителей. Воздействие это обьясняется тем, что коллективный ритм отличается особой определенностью и устойчивостью, укрепляет и обогащает общее ритмическое чувство индивидуальных участников ансамбля.
Преподаватель фортепиано и концертмейстер должны обладать абсолютным чувством ритма, иначе педагог не сможет сформировать его у своих учеников, а концертмейстер никогда не станет достойной частью ансамбля.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным. Особенно ярко это ощущается в тех случаях, когда один из ансамблистов более даровит.
Метод Д. Зайцева.
Формула счастья. Взгляд оптимиста на школу
1. Учитель – главный специалист по учёбе. Учащийся – главный специалист по общению.
2. Учитель стремится что-то заполнить. Учащийся охраняет свою «тару» от мусора.
3. Слабый учитель плохо обучает музыке, но не мешает ребёнку жить.
4. Сильный учитель хорошо обучает музыке, но делает это под давлением.
5. Учитель – ударная сила школы, умница.
6. Директор – специалист по тылу, умница.
7. Завуч – специалист по методам обучения, умница.
8. Учащийся – первый дегустатор, умница.
9. Заведующий отделением – волонтёр, пятое колесо в телеге.
10. Что делать, если «хочу играть как Рихтер»? – А ничего не делать! Не ставить задачу, не пытаться решать.
11. Что делать, если в классе холодно, а пианино расстроенное? – А ничего не делать! Не ставить задачу, не пытаться решать.
12. Что делать, если под рукой нет хорошей литературы? – А ничего не делать! Не ставить задачу, не пытаться решать.
13. Что делать, если свой же родненький руководитель «бьёт по рукам»? – Не подставлять руки.
14. Что делать, если в школе творить можно, а производить новый продукт нельзя? - А ничего не делать! Не ставить задачу, не пытаться решать.
15. Что делать, если большая задача не решаема? – Надо решать задачу малую.
16. Что сделать, если думы тяжкие? – Надо настроить пианино, обогреть класс, подготовить хорошую литературу, поставить малую задачу и не есть по утрам капусту.
17. Что делать, если учителя много хвалят и мало ругают? – Надо понизить статус учителя.
18. Что делать, если учителя не хвалят, не ругают, не завидуют ему? – Надо учителю отказаться от жалованья, работать просто так.
19. Что делать, если снится, что можешь летать, а другие люди не могут летать? – Ничего не делать, с годами пройдёт.
20. Что делать, если не снится, что можешь летать? – Меню на ужин: манная каша и сладкий чай.
21. Что делать, если дела хороши, а сны – чуть похуже? – Надо опять проверить дела.
22. Что делать, если сны очень плохие? – С раннего утра подготавливаемся ко сну. Если постель чистая и наглажена, ещё раз постирать, ещё раз прогладить. Конечно, своими руками.
23. Что делать, если просят в долг один рубль? – Надо подарить копейку. Что делать, если копейку в дар не берут? – Надо подарить улыбку.
24. Что делать, если старость приходит, а не хочется? – Надо чаще чинить мебель и реже смотреть в зеркало.
25. Что делать, если продукт хороший, а есть не хочется? – Надо сделать соседу подарок.
26. Что делать, если Вы пошутили, а кто-то обиделся? – Надо шутнику сменить амплуа.
27. Что делать, если кто-то пошутил, а Вы обиделись? – Надо слушателю сменить амплуа.
28. Что делать, если время идти на работу, а не хочется? – Надо поставить в известность учащегося.
29. Труд мастера дёшев не бывает. – И шиповник красив, но есть колючки.
30. Что делать, если работаешь врачом, а хочется работать музыкантом? – Надо лечить пингвинов и белых медведей.
31. Что делать, если пирог большой, а рот маленький? – Надо сначала разрезать пирог на части.
32. Все сказки красивы вначале. Потом им «наводят ремонт».
33. Баба – Яга сначала была крутая, потом стала добрая.
34. «По щучьему велению, по моему хотению повернись рояль к учителю задом, ко мне передом».
35. Что делать, если продавщица – красавица, а мёд – так себе? – Надо платить за красавицу.
36. Что делать, если жена пришла принцессой, а ушла истицей? – Нормально, этапы развития.
37. Что делать, если славы много, а денег на жизнь не хватает? – Надо сократить прислугу.
38. Почему учитель – это учитель, а собрание учителей – уже педсовет?
39. Почему урок открытый, а педсовет всегда закрытый?
40. «Круглый отличник» – Это что, похвала? Раньше круглыми были Колобок, юродивый и шут гороховый.
41. «Круглый отличник» - что хороший вулкан. Сначала долго крепится, потом взрывается.
42. Что делать, если в школе тихо, чисто, тепло и уютно? Что делать, если в школе заметно движение, но нет ДТП? Что делать, если директор добрый, учитель умный и учащийся толковый? – Надо подождать, ничего не делать. Возможно, это сон.
43. Формула счастья – в школе много музыки и много концертов, но нет принуждения учащегося к игре. Нет экзаменов, нет общей программы обучения. Формула счастья – это когда учитель полностью свободен в выборе тактики и стратегии обучения. Фантастика? – Конечно, нет! Свободный труд свободного учителя – есть непременное условие нормального обучения обычного учащегося. Формула счастья – это когда все учащиеся способны к обучению музыке и каждый учитель непременно в чём-то талантлив.
А. «Ёжик в тумане».
Жил да был на свете маленький ёжик. Ёжик любил есть травку, и ещё ёжик любил ходить-бродить в тумане в старом заброшенном саду. Во время прогулок по саду ёжик что-то думал и что-то соображал. Что конкретно думал ёжик и что соображал, я не знаю. Но то, что ежик наслаждался полной красивой жизнью, - это точно. Иногда я так думаю, что наш учащийся – это тоже немного ёжик в тумане. Что думает и что чувствует наш учащийся, никому не ведомо. И учитель музыки тоже немного загадка для других учителей и для руководителей школы. Мы мало знаем друг о друге, и это просто прекрасно. Потому что есть загадка и есть тайна души. В этих таёжных условиях лучше не делать резких движений. Мягкие и гибкие формы обучения предпочтительнее крутых виражей с открытым забралом.
Самое интересное в школе – это механика. Если есть талант учителя музыки, то прибудет и талант учащегося школы. А талант учителя музыки возможен только при полной свободе движений. А полная свобода движений учителя – это отсутствие экзамена в младших и средних классах ДМШ, и, следовательно, возможность учителя работать над развитием навыков игры учащихся. Цепочка отношений – длинная, и ничто здесь нельзя нарушить. «Ёжик в тумане» - это образ и сказ о таланте. Ярком и большом. Иногда – ранимом. Ежику для его счастья нужно только свободное движение. Всё остальное у него уже есть. Иногда мне так кажется, что у учителя музыки тоже всё остальное уже есть.
Б. Две философии обучения.
1. Философия тупика. Тупик не может быть хорошим или плохим. Тупик он и есть - тупик. Философия обучения, основанная на контроле деятельности учителя музыки, ущербна и непродуктивна.
2. Философия движения. Философия обучения, основанная на доверии к учителю музыки, может быть основой для творчества и высокой производительности труда.
В. Три тормоза обучения музыке в школе.
1. Общие требования по технике игры ко всем учащимся.Что-то в современной программе обучения лишнее. Либо лишнее упоминание об индивидуальном обучении музыке. Либо лишние общие требования по технике игры ко всем учащимся. Вместе индивидуальное обучение музыке и общие требования по технике игры существовать не могут. Михаил Булгаков: «Двум богам служить нельзя». То, что есть в программе – нонсенс, логический тупик, испорченный компас для туриста.
2. Малый экзамен в школе. Домашнее задание, вводимое в самом начале обучения музыке – это для учащегося – малый экзамен на каждый урок. На самом деле этот малый экзамен в первом и во втором классе абсолютно не нужен. Потому что учащийся, де-факто, пока не умеет самостоятельно работать над музыкальной пьесой, и не видит смысла в домашнем задании.
3. Большой экзамен в школе. Большой экзамен в школе, де-факто, проводится в основном для проверки работы учителя музыки. Ни в младших, ни в средних классах этот экзамен не нужен. Надо больше доверять учителю музыки. Другого разумного пути у школы нет. Младшие и средние классы в ДМШ – это период «внутриутробного развития». Помочь учителю музыки в этот период никак нельзя, а навредить делу вполне можно. В. Шекспир: «Вы можете меня расстроить, но играть на мне нельзя». Классик литературы сказал именно о нас, именно о наших младших и средних классах в ДМШ. У нас варианты такие: либо полный контроль, и дальше тупик. Либо полное доверие к учителю музыки, и дальше движение.
Г. Три этапа обучения музыке в школе по методу Д. Зайцева.
1 и 2 классы ДМШ. Обучение музыке без малого и большого экзамена.
По данному методу работы предлагается в 1 и во 2 классах обучать детей музыке без большого экзамена, без домашнего задания и без оценки за игру. Частота занятий – три урока в неделю. Например: понедельник, среда и пятница. На каждый урок учитель приносит совершенно новый учебный материал. И старается за урок выработать какой-то положительный продукт. Если, конечно, это получится сделать. Но в любом случае учитель никуда не спешит, не торопится и никак не может испортить отношений с учащимся. Работа на новом материале и без домашнего задания – это работа «без отложенного зла». Учитель специально «не помнит» из прошлого урока ничего – ни доброе, ни худое. Этим приёмом прекрасно пользовался выдающийся стратег и организатор детского воспитания – Антон Семёнович Макаренко. Дома у учащегося есть прекрасный рояль и, естественно, ноты с урока. Подходит ли учащийся к инструменту или не подходит, - его воля. Домашнего задания на этом этапе нет, и это не подлежит обсуждению. Работа на каждом уроке с новым материалом, без домашнего задания и «без отложенного зла» прекрасно подходит ко всем учащимся. А для слабых и малоразвитых учащихся – это первое условие хоть какого-то движения в музыке.
3 и 4 классы ДМШ. Обучение музыке с малым экзаменом.
По данному методу работы предлагается в 3 и 4 классах обучать детей уже с домашним заданием и оценкой за игру. Но по-прежнему без большого экзамена в полугодии или в конце учебного года. Частота занятий в классе – два раза в неделю. Например, понедельник и четверг. Но с малоспособными и малоразвитыми учащимися мы продолжаем работать без домашнего задания и без оценки за игру неограниченное время - вплоть до окончания школы. Школа при этом ничего не теряет. Если есть экзамен, - выпускник имеет свидетельство об окончании школы. Если нет экзамена, - выпускник имеет справку об обучении в школе. Задолго до финала обо всех нюансах обучения можно договориться и с родителями учащегося, и с самим учащимся.
5, 6 и 7 классы ДМШ. Обучение музыке с малым и большим экзаменом.
По данному методу работы предлагается в 5, 6 и 7 классах обучать детей точно так, как в средних классах. Но уже с большим экзаменом по окончанию года. Предлагается проведение всего трёх экзаменов по специальному предмету. Но с непременным правом вето учителя на оценку игры своего учащегося. У комиссии голос – совещательный, у преподавателя – решающий. В середине учебного года большой экзамен по специальному предмету не проводится. Это делается для того, чтобы не сковывать движения учителя музыки и чтобы учитель больше работал на движение, на развитие навыков игры. Факт: чем меньше контроля со стороны, тем выше производительность труда учителя музыки и тем лучше игра учащихся в итоге.
Д. Экзамен - центральный вопрос школы.
Вступительный экзамен в школе не нужен. Современная школа достаточно сильна технологиями, чтобы успешно обучать всех учащихся, пришедших в школу. Вопрос об экзамене – центральный в школе. Если в младших и средних классах есть экзамен, то учитель не свободный в деле, и в школе нет творчества. И если в младших и средних классах нет экзамена, то есть возможность учителю творить. И есть возможность учителя проверять в деле разные варианты. И есть возможность учителя работать на развитие навыков игры. И есть возможность учителя развивать разные таланты учащихся. И есть возможность учителя работать с самыми слабыми и слабейшими учащимися. Свободно, без лишнего напряжения, без комплекса неполноценности. «Двум богам служить нельзя», за хороший продукт надо платить нормальную цену. А это – свобода учителя в деле.