Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Сценическое движение»

Николаева Юлия Флорисовна

Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся в отделении «Эстрадный вокал» и построена таким образом, что предусматривает возможность воспитания и раскрытия сценических способностей учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc110 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

Программа рассмотрена                                                «Утверждаю»

на заседании ПМК                                                        Директор МАУДО

                                                                        г. Нижневартовска «ЦДТ»

протокол № ____                                                        __________ А.В. Черногалов

от «__» __________ 2016 г.                                                «__» _____________ 2016 г.

Программа принята на педагогическом совете

приказ № _____

от «__» _______ 2016г.

протокол № ____

от «__» _______ 2016 г.

Рабочая дополнительная

общеобразовательная программа

«Сценическое движение»

Художественной направленности

Срок реализации программы – 4 год

1 год обучения

Автор – составитель: Миннуллина Ю.Ф.

педагог дополнительного образования

г. Нижневартовск - 2016

Пояснительная записка

Любое движение человеческого тела, входящее в систему искусства, - может стать основой пластического образа эстрадного вокалиста, если будет драматургически и (или) ассоциативно связано с вокальным произведением. Избранный пластический мотив, в зависимости от его стилистического толкования становится средством создания характера персонажа, от имени которого поется песня. Пластика, как составная часть сценического образа, живет и развивается подобно музыкальному материалу и создает состояние, которое способно выражать тему, идею произведения, его эмоционально-содержательную структуру. В задачу эстрадного певца входит, пользуясь теми или иными красками пластической лексики, создавать единую образную систему в синтезе с вокальной выразительностью. 
         
Для этого артист эстрады вокального жанра должен владеть разнообразным пластическим языком, сценическим пространством и быть, собственно, в некотором роде, балетмейстером-режиссером исполняемой песни. Эстрадный певец обязан уметь собирать воедино комплекс выразительных средств, чтобы ясно и ярко раскрыть основную идею в данном вокальном произведении; видение, связанное с музыкой и драматургией песни. Через единственно нужные выбранные сценические движения, родившиеся от неразрывной связи музыки и содержания песни, возможен «диалог» певца со зрителем и воздействия на него. Эстрадный певец должен убедить своими найденными пластическими красками, привлечь, изумить, заставить поверить зрителя в творческий замысел. 
         
При формировании профессиональных навыков эстрадного певца имеют значение не только занятия вокалом, ансамблем и другими музыкальными дисциплинами, но и основами сценического движения.
         Учебный предмет «Сценическое движение» - системное, планомерное развитие творческих вокально-исполнительских способностей детей. Чуткое, тонкое, эмоционально-художественное восприятие сценического действия учебного и концертного репертуара. Учебный материал выстроен по принципу от простого к сложному.

          Данная рабочая программа рассчитана на обучающихся в отделении «Эстрадный вокал» и построена таким образом, что предусматривает возможность воспитания и раскрытия сценических способностей учащихся. Принцип обучения в значительной степени зависит от педагога сценического движения, и от его взгляда на данный предмет. Программа включает в себя развитие отдельных элементов, таких как: внимание, эмоциональность, сценическое отношение, оценка и действие, на внимание и реакцию, на воображение, на двигательную память, на развитие мимики и жеста, танцевальных движений. Они, безусловно, играют большую и важную роль в процессе воспитания сценических навыков, умений, индивидуальных приемов.           

 Процесс подготовки вокальных номеров формирует у детей и подростков исполнительские умения и навыки в различных жанрах и направлениях вокального творчества, способствует выявлению творческого потенциала и индивидуальности каждого учащегося, включая в работу физический, интеллектуальный и эмоциональный аппарат ребенка. Учащиеся должны получить возможность раскрыть заложенные в каждом творческие задатки и реализовать их в соответствующем репертуаре за период обучения.

            Цель программы заключается в том, чтобы уделить особое внимание развитию специальных сценических способностей.

            Задачи: 

 1. Образовательные:

  • Овладение учащимися основных танцевальных движений, стилем и манерой исполнения;
  • Воспитание музыкального слуха учащихся на образцах  вокального репертуара;
  • Приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичного выступления;
  • Разработка процесса обучения в музыкально-эстетическом, исполнительском, сценическом развитии учащихся любого возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • Снятие психологических и мышечных зажимов.

    2. Развивающие:

  • Развитие  моторико-двигательной  и логической памяти;
  • Развитие двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
  • Развитие фантазии, двигательной памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова.

    3. Воспитательные:

  • формирование навыков здорового образа жизни, коммуникативные навыки и культуры поведения;
  • стимулирование интереса к различным  видам искусства;
  • воспитания внимательности, инициативности, стремление к саморазвитию.

Учебный предмет "Сценическое движение" неразрывно связан со всеми предметами общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Эстрадный вокал" и направлен на создание плодотворного и целесообразного обучающего и репетиционного процесса, нацеленного на рост  навыков и умений в различных вокальных сферах творческого самовыражения.

При изучении предмета необходимо активно использовать современные технические средства, просмотр видеоматериала, концертных выступлений, прослушивание музыкального материала и т.д., которые могут служить примером в изучении предмета «Сценическое движение». Необходимо приводить примеры из творческой деятельности ведущих мастеров  эстрадного   искусства,   а  также  знакомить   с  лучшими конкурсными выступлениями, концертными    программами    и    отдельными    номерами эстрадных вокалистов.       

         

Освоение программы по предмету «Сценическое движение» рассчитано на 4 года. Основной формой учебной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником, продолжительностью 40 минут. Рекомендуемый объем часов: 1- 4 классы – 1-2 часа в неделю.           

          Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Сценическое движение».

Класс/ количество часов

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

Количество часов общее на 4 года

280

Количество часов на год

70

70

70

70

Недельная нагрузка

2

2

2

2

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • метод организации учебной деятельности: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы), практический;
  • репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);
  • эвристический метод (нахождение оптимальных вариантов исполнения);
  • метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);
  • аналитический (сравнение и обобщение, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
  • исследовательский (овладение детьми методами  самостоятельной творческой работы).

Содержание программы учебного предмета

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Вид учебного занятия

Учебная нагрузка

1

Ритмические упражнения и движения

практические занятия

44

2

Изучение танцевальных движений

практические занятия

20

3

Специальные навыки сценического движения

практические занятия

30

4

Подготовка концертных номеров

практические занятия

50

5

Итого:

144

Содержание разделов учебного предмета

Тема 1. Ритмические упражнения и движения.

Задача - развитие чувства ритма в движении и способности сохранять и изменять заданный темпо-ритм.

Тема 2. Изучение танцевальных движений.

Задача – изучение движений в соответствии с песенным репертуаром.

Тема 3. Специальные навыки сценического движения. 

Задачи:

  • при освоении навыка выявить то качество, которое недостаточно хорошо развито или плохо используется;
  • наметить перспективу перехода от навыка движения к осмысленному действию.

Тема 4. Подготовка концертных номеров. 

           Концертный номер - это отдельное, завершенное небольшое, сценическое произведение, со своей завязкой, кульминацией и развязкой и оставляющее у зрителей целостное впечатление. Главной целью постановки концертных номеров является сценическая практика учащихся и развитие творческих способностей в различных жанрах и стилях. Выбор материала для подготовки номеров, в первую очередь, зависит от тематики концертов, поэтому подбор репертуара должен быть различной направленности (к календарным праздникам, к знаменательным датам, к тематическим школьным мероприятиям), в зависимости от способностей детей.

Формы контроля

Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется регулярно (каждый 2-3 урок) и предполагает использование пятибалльной системы оценивания. Основной формой учета успеваемости ученика в течение учебного года является четвертная оценка, определяемая педагогом. В конце года на основе четвертных выставляется итоговая оценка.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося, усвоение им образовательной программы и проходит в форме зачета или концерта класса.

Зачет или концерт класса проводится в конце первого полугодия и предполагает публичное исполнение программы, состоящей из одного-двух произведений.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы по учебному предмету «Сценическое движение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • умение    подготовить    концертно-сценический    номер    или    фрагмент  под руководством преподавателя;
  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • навыков владения средствами танцевальной выразительности;
  • умения вырабатывать логику поведения на сцене, целесообразность действий;
  • умения координироваться в сценическом пространстве;
  • навыков по владению психофизическим состоянием;
  • знания основных эстетических и стилевых направлений в области вокального искусства;
  • навыков репетиционной и концертной работы;
  • использовать навыки по применению полученных знаний и умений в практической работе на сцене при исполнении концертного номера;
  • навыков анализа собственного исполнительского опыта.

К числу творческих элементов, которыми должны овладеть учащиеся, относятся:

  • держать внимание к объекту, к партнеру;
  • память на ощущения и создание на ее основе образных видений;
  • воображение и фантазия;
  • логичность и последовательность действий и чувств;
  • вера в предлагаемые обстоятельства;
  • чувство ритма;
  • выдержка, самоотдача и целеустремленность;
  • мышечная свобода и пластичность.

Требования по годам обучения

 Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

 1 класс

 Приобретение навыка: ритмических движений, распределять сценическую площадку. Умение исполнять движения.

 2 класс

 Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умение сосредотачиваться, необходимое в дальнейшем в исполнении вокального номера. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому.

          3 класс

 Воспитание у детей навыков танцевальных движений, которые помогают создавать образы. Изучение и понимание образного содержания    исполняемого произведения.

          4 класс

 Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения. Обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке.

Варианты песенного репертуара

Музыкальную основу программы составляют  разнообразные детские,  песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках  деятельности. Имеет место варьирование.

Первый год обучения

1) «Барыня»  эстрадная обработка рнп

«Юла» Г. Шайдулова

2) «Божья коровка» А. Верижников

«Классный кот» Г. Пинегин

3) «Прощайте, игрушки» Е. Зарицкая

«Колыбельная медведицы» Е. Крылатов

4) «Тигренок» А. Ермолов

«Ябеда-корябеда» В. Шаинский

        Второй год обучения

1) «Моя семья» Е. Зарицкая

«Кискин блюз» Л. Марченко

2) «Не отнимайте солнце у детей» Из репертуара группы «Родники»

«Деловое танго» Л.Марченко

3) «Наша мама» из репертуара группы «Родники»

«Кашалотик» Р.Паулс

4) «Ангел летит» Е. Зарицкая

«Дождь на танец приглашает» С. Семенов

        Третий год обучения

1) «Бетти» С. Суэтов

«Баба-яга» Л. Марченко

2) «Удивительная кошка» С. Суэтов

3) «Вьюга» Е. Полякова

«Романс» Л. Марченко

4) «Рождение звезд» А. Ермолов

«Маячок» Г. Тюльканов

         Четвертый год обучения

1) «День рождения» С. Суэтов

«Школьный блюз» П. Осошник

2) «Горница» из репертуара М. Капуро

«Ангел» Л.Марченко

3) «Лизонька» А. Ермолов

«Ветеранам» Г.Шайдулова

4) «Час магии» С. Крупа-Шушарина

«Смешная девчонка» А. Циплияускас

5) «Ноченька» из репертуара Ани Лорак

 «Лебеди» С. Семенов

6) «Россия»Ж. Колмагорова

«Мама» Л. Марченко

                           

Kpитерии оценок

             По     итогам     исполнения     программы     на   контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной системе:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения, участие на всех концертах.

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами, участие в концертах

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, малохудожественное исполнение, участие в обязательном отчетном концерте  

2  («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой  посещаемости  занятий  и нежеланием работать над собой, недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;
  • оценка на академическом концерте или конкурсе;
  • другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Методические рекомендации

В основе учебного предмета «сценическое движение» лежат следующие методические принципы:

  • единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
  • постепенность и последовательность в овладении сценическим движением;
  • принцип эмоционального положительного фона обучения;

         индивидуальный подход к учащемуся.

Необходимо знать закономерности музыкально – певческого развития детей и уметь предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного репертуара, уметь гибко и полноценно реагировать в учебно-воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.

В процессе работы большое внимание должно уделяться развитию чувства ритма, стиля, художественного образа, а также осмысленности и искренности исполнения.

Показ движений применяется педагогом для передачи ученикам характера движений. Показ помогает ученикам выразительнее, эмоциональнее и технически правильно исполнить любое движение, упражнение, танцевальные комбинации.

Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намека на унижение личности ребенка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

Проводимые на отделении ежегодно концерты являются действенной формой приобщения учащихся к музыкально-просветительской деятельности и способствуют более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям.

Описание материально-технических условий для реализации
учебного предмета:

  • специально оборудованное помещение (зрительный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, осветительными приборами, музыкальной и компьютерной техникой);
  • хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;
  • помещения для работы с аудио- и видеоматериалами;
  • удобная, нескользкая обувь, ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы;
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • фонотека;
  • использование сети Интернет;
  • материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций.


Рекомендуемый список литературы

 1. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000
2. Вербицкая А.В. «Основы сценического движения» в 2-х ч., Ч 1. М., 1982, Ч.2..М., 1983

 3.  Кох Н.Э. «Уроки сценического движения», М., 1999

 4.  Морозова Г.В. «Основы сценического движения», Л., 1970

 5.Немеровский А.Б. «Программа по сценическому движению», 1987 г