Главные вкладки
Внеклассное мероприятие "Деревенские посиделки"
Обобщающий урок в третьих классах по теме фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Деревенские посиделки | 48.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок
3 класс
«Деревенские посиделки»
Цели
1. Расширять кругозор детей об истории и быте русского народа.
2. Воспитывать чувство любви и гордость к русским традициям.
3. Продолжать работу по сплочению детского коллектива.
4. Совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.
Оборудование : синтезатор, музыкальный центр, музыкальные инструменты, шланг, иллюстрации домашней утвари.
В старые времена был такой обычай у русских людей; как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали), коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки. Как говориться в русской пословице «От скуки – бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Девушки пряли, вышивали, вязали, а парни строгали ложки, резали по дереву, плели лапти. Весело было. То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась, и мы сегодня собрались на русские посиделки.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Ну, раз посиделки это праздник для души, это веселье, это игры, это танцы, то и мы постараемся провести сегодня время весело.
Какие же посиделки без русской шутки? Давайте и мы с вами немного пошутим.
Под некоторыми стульчиками, на которых сидят дети, спрятаны осенние листья (картонные) разрезанные зигзагом пополам. Детям нужно найти свою половинку и разыграть шутку.
- Ты пирог съел?
- Нет, ни ел.
- А вкусный был?
- Очень.
- Федул, чего губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно!
- Иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
- Иван скажи моей кобыле «тпру»
- Сам скажи.
- Губы замёрзли.
- Что сегодня делал?
- Рукавицы искал.
- Нашёл?
- Нашёл.
- Где они были?
- Да за поясом.
- Тебе поклон послали.
- Кто?
- Маша.
- Какая Маша?
- Свинья наша!
Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается.
Бывало, собирались на посиделки и парни и девушки. И разговоры говорили, пели песни. Хорошая русская песня дух бодрит, где она поется, там весело живется. С хорошей песней и труд спорится. Русский народ очень любил сочинять песни и их петь.
- О чем обычно были русские народные песни? (о жизни людей).
- Как сочинялась и передавалась русская народная песня? (из уст, в уста).
Так как русским людям приходилось много работать, были заняты различным трудом, то чаще всего песни исполняли а капельно. Что это значит? (без музыкального сопровождения).
Ну, а чтобы русскую песню украсить, усложнить, то некоторые песни пели каноном.
- Что обозначает слово канон?
- А вы сможете исполнить канон?
- Что для этого нужно? ( разделиться на голоса, и распеться).
Распоёмся с вами в деревенском духе (ах, ох, их, ух, эх, (качели, горка).
Исполнение канона «Со вьюном я хожу».
Чтобы начать одному из голосов с одной ноты нужен, конечно какой – нибудь музыкальный инструмент. Ну а если под рукой его нет, то можно использовать подручный материал, например шланг. (гофра шланг). Показ детям . Раскрутить шланг над головой он издаст трезвучие.
Тон дать при помощи гофра шланга. После чего исполняем канон.
Усложняем задачу. Исполнение канона с движениями. (на каждую фразу песни делаем движения: два хлопка о колени, два щелчка пальцами, два хлопка в ладоши.). Поменяться голосами.
Во время чего обычно исполнялись такие песни? (в хороводе).
- Что такое хоровод? Какие хороводы бывают? (фигуры : змейка, улитка, ворота и т.д., а еще сомкнутые и разомкнутые).
- Каким шагом нужно идти в хороводе? (медленным, спокойным).
Давайте и мы с вами устроим хоровод.
Исполнение различных танцевальных фигур хоровода разученных ранее. Под музыку «Русская хороводная».
Ну, а чтобы выбрать водящего мы с вами посчитаемся.
Заяц белый, где ты бегал?
В лес зелёный.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
Радион.
Выйди вон.
Во время хоровода учитель прячет одного ученика за пианино. Он надевает бороду. А после исполнения хоровода, когда дети рассаживаются, выходит со словами:
Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах. Попробуйте угадать какие вещи были раньше в избах.
А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.
Дети отгадывают загадки, а домовой показывает иллюстрации отгадок и вывешивает их на доску.
Загадки.
Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).
Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).
Гибкий лес на плечи залез (коромысло).
Кривой конь лезет в огонь (кочерга).
Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).
Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
Учитель обращается к домовому: Ну, что все вещи на местах? (снимает бороду, превращая в ученика).
А теперь я загадаю вам загадки.
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает? (деревянная ложка)
«Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней,
А как только зазвенит
Сразу всех развеселит» (балалайка)
То толстеет, то худеет
Громко – громко голосит (Гармонь)
Все они про музыкальные инструменты.
Ребята, посмотрите внимательно. У вас на столах лежат разные музыкальные инструменты, выберите именно те инструменты, которые как вы думаете, выдумал русский народ.
Исполнение песни «Во кузнице»
Дети поют и импровизируют на музыкальных инструментах.
Под следующую песню нам на месте точно не усидеть. Что это за песня? Послушайте.
Я пою для вас частушку,
Слушайте внимательно
Если вы мне подпоете,
Буду вам признательна.
- Ребята, вы узнали, как называется песня, которую я вам спела? ( частушка)
- Что такое частушка?
- Когда исполняли частушки?
- Чем частушка отличается от обычной русской народной песни?
- А вы частушки знаете?
Тогда давайте посоревнуемся. ( соревнование между девочками и мальчиками).
Исполнение частушек
Девочки:
Станем девицы рядком
Да частушки пропоем.
Мальчики
Да и мы пожалуй встанем
От подружек не отстанем. (Встают друг против друга)
Все
Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки
Что пойдут плясать старушки
Затанцуют старики.
Девочки
– Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Мальчики
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
Девочки
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
Мальчики
Ставлю ногу на носок
А потом на пятку
Стану русского плясать
А потом в присядку
Девочки
Ой пол провались
Потолок обвались
На доске остануся
С частушкой не растануся
Мальчики
– Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Девочки
– Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
Учитель
Вы пропели нам частушки
И скажу вам от души
Хороши частушки ваши
И вы тоже хороши.
Посмотрите, как весело мы провели сегодняшний наш урок.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Когда устраивали посиделки?
- Кто мог участвовать в посиделках?
- Что делали на посиделках?
Конечно, любые посиделки заканчивались чаепитием у самовара с баранками и сушками, блинами да вареньем. Я думаю, если вам захочется дома устроить посиделки, не у компьютера и телевизора, а с шутками и песнями, то затем обязательно устроите себе чаепитие.
Спасибо вам за урок и как говориться «Скатертью вам дорожка»!