Системно-деятельностный подход в обучении школьников в контексте реализации ФГОС
Статья о значении системно - деятельностного подхода на уроках искусства в контексте реализации ФГОС, о роли педагога в реализации системно - деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemno-deyat.docx | 37.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
И.Б.Трофимова,
методист, учитель музыки
Системно-деятельностный подход в обучении школьников
на уроках искусства в контексте реализации ФГОС
Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС НОО. В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках искусства (музыки) в контексте реализации ФГОС.
Задачи:
- рассмотреть актуальность введения новых ФГОС;
- раскрыть суть системно-деятельностного подхода.
- выявить роль педагога в реализации системно-деятельностного подхода.
Реализация технологии системно-деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.
По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность искусство, занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).
Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной. Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, надо построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии. Ведь при переходе из начальной школы в основную должны быть обеспечены педагогические условия, обеспечивающие самообучение и за порогом школы. Поэтому все уроки должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно-деятельностный подход, тем самым решаются следующие задачи:
- эффективное накопление каждым учеником собственного личного опыта;
- развитие творческих способностей;
- самостоятельное планирование своей деятельности;
- самостоятельный поиск путей решения поставленных проблем;
- побуждение детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:
- систематичность и последовательность;
- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;
- использование системно-деятельностого подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.
Предлагаем несколько примеров такой работы:
- в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске;
- урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме;
- выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
- тема урока не сообщается;
- дети в конце урока получают задание сформулировать тему;
- называем содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке;
- в конце урока обсуждается результат.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Использование деятельностного подхода в обучении школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
В основе деятельностного подхода к обучению: рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки- выставки …
Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Активное использование метода проектов.
1. Использование дифференцированных заданий.
мы считаем необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:
- проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа
учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее
подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме;
- подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск
информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.)
Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
3. Активное использование метода проектов.
В школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.
Список литературы
- Баев Л. Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах.- «ИДР»,2009
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5.
- Мошнина Р.Ш. Учитель в зеркале стандарта / Р.Ш. Мошнина // Нач. шк.: прил. к газ. "Первое сент.". - 2009. - 1-15 сент. (№ 17). - С. 2-7; 16-30 сент. (№ 18).
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. http://www.kipk.ru/
- Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе.
http://festival.1september.ru/articles/527236/