Сценарий лекции-концерта "Приглашение к танцу"

Буховцова Галина Васильевна

Лекция-концерт "Приглашенгие к танцу" проводилась в Каширской детской школе искусств. Сценарий и тема этого мероприятия специально разрабатывался для того, чтобы в  концерте могли участвовать  учащиеся нашей школы разных специальностей(хореография, инструменталисты).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       Сценарий концертно-познавательного проекта
                                 «Приглашение к Танцу»
     
Фонограмма 0. За 10 минут до начала звучит фоновая музыка, зрители заполняют зал.
(Слайд № 1 ) Фонограмма 1.  К.Вебер. «Приглашение к танцу».

Ведущий: . (Далее: звук тихий):Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех собравшихся в этом зале! Каждый праздник не проходит без танца. Пусть не все умеют танцевать профессионально, но безусловно, красота танца понятна всем. Наш вечер мы начали с прекрасной музыки выдающегося немецкого композитора Карла-Марии Вебера. Этот концертная пьеса  называется как и наш вечер- «Приглашение к танцу». Сегодня  мы предлагаем  вам   отправиться в увлекательное фантастическое путешествие в мир танцевальной музыки. Наше путешествие будет и историческим, и географическим одновременно. А помогут нам в этом преподаватели , учащиеся нашей школы и гости нашего праздника. Наше путешествие будут сопровождать Гиды-(Ф.И.О. преподавателей).  Итак,  мы Приглашаем  всех к Танцу!
Ведущий:
Из жаркой Африки  мы волшебным образом переместимся в Средневековую Европу, в  Итальянский город Таранто . Этот город  дал название и пауку тарантулу,  и танцу Тарантелле. (Слайд №2  )  
*
Гид:  Историческая справка.  В те далёкие времена местные жители верили, что этот паук ядовит и его укус вызывает смертельную болезнь. Единственным способом излечения они считали танец, исполнение которого могло длиться несколько часов. Движения такой тарантеллы были резкими, быстрыми и почти конвульсивными, что символизировало агонию от укуса. Это был истинно народный танец, который исполняли простые люди, чаще всего на открытом воздухе. Постепенно Тарантелла утратила своё предназначение и сейчас стала визитной карточкой народного итальянского танца, известного далеко за пределами Италии.
1.
 Ведущий: музыкальный номер(Тарантелла).
Ведущий: Еще один народный танец обрел широкую известность далеко за пределами страны, где он зародился. Это- «ПОЛЬКА». Он родился в Чехии и до настоящего дня является народным танцем. (Слайд №3  )  
*Гид:  Историческая справка. Название его происходит от слова pulka -- половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу. Многие композиторы разных стран писали музыку в стиле «Польки». 3. Ведущий: музыкальный номер(полька).
4. «Школьная полька», испоняют ...
Ведущий:
 (Слайд №  ) Немецкий композитор Иоганнес Брамс так  проникся красотой венгерских национальных мелодий,  что это нашло отражение в его знаменитых «Венгерских танцах» , где использованы характерные мелодические обороты и ритмы венгерской народной музыки.
5. Ведущий: ..... исполнят «Венгерский танец» И.Брамса.
Ведущий (Слайд № 5 ) :    Пока итальянцы танцевали Тарантеллу, их соседи, французы, в 16-17 веке  ввели моду на балы, где собирались только знатные люди. Богатые вельможи приглашали лучших музыкантов для танцевальных балов. Композиторы сочиняли музыку специально для танцев. Так возник жанр Танцевальной музыки. Одним из традиционных бальных танцев была ЧАКОНА.
*Гид:  Историческая справка.
 
Первоначально чакона была народным танцем, известным в Испании с конца XVI века. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе. Перейдя в XVII веке в придворный балет Франции,
Чакона приобрела медленный темп, церемонный характер. Обычно чаконы проникнуты возвышенно-сосредоточенным, иногда трагическим настроением.
6. Ведущий:  .....исполнит «Чакону»  Георга Фридриха  Генделя.

Ведущий:
  Отгадайте Загадку:
Балы, балы и музыка играет
На танец даму кавалеры приглашают.
Французский  танец движет силуэт,
А танец называют… (
менуэт).       
*Гид: Историческая справка. (Слайды  № 6, 7)
Менуэт- самый известный из танцев того времени. Музыку Менуэтов писали такие великие композиторы как Иоганн Себастьян Бах, Филипп Рамо, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, и многие другие композиторы.
7
. Ведущий:  «Менуэт» исполнит...
Ведущий:
 (Слайд № 8) в эпоху пышных придворных балов в европейских столицах16-17 веков, большую популярность получили танцевальные вечера и у мелких вельмож, деревенские балы. Вот тогда в Австрии и Германии стал популярен танец Лендлер, «дедушка» вальса. Слайд №
*Гид (Райчук Н.В.):Ле́ндлер— народный австрийско-немецкий танец. Слово «лендлер» так же переводят как «деревенский танец» (от нем. Land - сельская местность, деревня).
8. Ведущий:  ...... исполнит «Немецкий танец» В.А. Моцарта.
Ведущий:
 . (Слайд №  9 )   Во время балов разыгрывались целые музыкальные спектакли, отдалённо напоминающие современный балет. Франция считается родиной балета. Давайте ближе познакомимся с костюмом для балета.
(выходит девочка в пачке, пуантах), показывает основные движения классического балета
Ведущий: Вы видите основной костюм для занятий балетом. Давайте поближе рассмотрим туфельки балерин, они называются ПУАНТЫ.
*Гид:  Пуа́нты (в переводе— «кончики пальцев»; также па́льцевые ту́фли) — женские балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете. Пуанты позволяют танцовщице принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног, что делает позу менее бытовой и более возвышенной.Возникнув как средство образной выразительности первоначально применялись для ролей фей, богинь и прочих волшебных созданий, чтобы подчеркнуть их неземное происхождение. Балерина, исполняющая главную роль в балетном спектакле, с большим количеством дуэтов, вариаций и других выходов, может сменить за вечер несколько пар обуви. Вашему вниманию мы представляем номер из балета П.Чайковского «№Лебединое озеро» (Слайд №  10 ).   
Ведущий: .( Слайд №11)  Сейчас мы переносимся на БАЛ 19 века! В отрывке из кинофильма Сергея Бондарчука «Война и мир» мы предлагаем ощутить атмосферу бала, манеру поведения присутствующих на балу и, в частности, какое волнение переживает героиня романа на своём первом балу* Гид: Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.
Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. Дама, отправляясь на бал, брала с собой бальную книжечку, куда вписывала имена кавалеров, желающих танцевать с ней тот или иной танец. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами.
 Язык веера: ( Слайды №12, 13, 14). Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.
веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";
веер закрывается - "вы мне безразличны";
открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";
веер полностью раскрыт - "ты мой кумир"
и так далее...
Гид (Райчук Н.В.)Историческая справка по вальсу.
Родился и расцвёл
вальс в начале XIX века в Вене, а затем и во всём мире. В разных странах этот "король" танцев приобрёл те или иные национальные черты. Вальс быстро обрёл популярность в аристократических кругах, став альтернативой придворному менуэту, а затем и вовсе его вытеснив. Вена стала столицей вальса.
9..........      исполнит «Вальс» Б. Дварионаса.
Ведущий: Множество романсов европейских и русских композиторов написано в ритме вальса. Вальс-романс – это особый салонный жанр, музыка  влюблённых, прелюдия чувств.
10. Ведущий: В исполнениии.......    вы услышите романс «Я помню вальса звук прелестный».  
* Гид:
Интересно, что в начале своего развития вальс имел много противников при царских дворцах. Вальс считался непристойным танцем, потому что дама и кавалер танцуют на слишком близком расстоянии друг от друга. И лишь после того как принцесса Виктория пригласила оркестр Иоганна Штрауса 1838 году, вальс окончательно «поселился» в дворцовых бальных залах. Кроме того, два замечательных композитора, живших в Вене – Иоганн Штраус-отец и еще более знаменитый Иоганн Штраус-сын, написавший такие широко известные и популярные и сегодня шедевры как «Голубой Дунай» и «Сказки Венского леса», несомненно, способствовали тому, что в ХIХ веке этот танец затмил собой все другие. В результате развития музыкальной формы вальса в XX веке появились новые танцы: вальс-бостон и медленный вальс.
11. Лерой. «Вальсирующий кот», исполняет......  .
12. Ведущий: ....... исполнит «Вальс» Евгения Доги. 
(МАРАКАСЫ в руках) Ведущий: Слышите? Это звуки Маракасов! Это значит, что мы с вами  перенеслись в Южную Америку! Мы на Карнавале в Бразилии! Почувствовать атмосферу этого Праздника нам помогут .............13. Н.Смирнова. Бразильский карнавал. 
*Гид (Райчук Н.В.): ( Слайд №15). В1900году, в  столице Аргентины Буэнос-Айресе зародилось Аргентинское танго.  Танго стало любимым танцем аргентинского высшего общества, спустя десятилетие оно получило популярность в Европе – несмотря на возражение церковных деятелей и блюстителей нравственности, которые считали танго неприличным танцем. Для танго характерны решительность и чёткость, внезапные остановки, неожиданные позы, изменения направлений. В Европе меланхолические мелодии и неторопливая элегантность танго, пришедшего в Старый Свет уже в облагороженном и стилизованном виде, сделали этот танец фаворитом всех танцевальных залов!
14. Танго Р.Сандерс. «До свиданья, любимый» исполнит ........
15. Танго Х. Родригеса «Кумпарсита»- одно из самых известных и любимых во всём мире, его исполнит........
16. Ведущий:  Сейчас вы услышите пьесу в стиле танца  Пасодобль
 (в переводе- «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду.
Название произведения «Рио Рита», автор- испанский композитор  
Энрике Сантеухини.
Ведущий: Исполняют «Рио Риту» фортепианное трио, в составе:
17. Карлос Гардель. Танго.
19. Ведущий: У нас есть прекрасная возможность посмотреть танец в стиле «Латино». Исполняют:  
Ведущий: Из Южной Америки мы отправляемся в Северную. (
 Слайд №16)
Гид (Райчук Н.В.):
Музыкальная культура Северной Америки разнообразна, это и этническая музыка коренного населения и огромный пласт культуры, привнесенный разными народами при переселении из других стран и континентов. Танцевальное искусство также многообразно, как и музыка. В Америке танцевальная культура 20 века дала миру  новое направление в музыке- ДЖАЗ и новые образцы танцев, среди которых  джайв, фокстрот,  рок-н-ролл, квикстеп, хип-хоп и другие.
Ведущий: Сейчас вы услышите пьесы, написанные композиторами в разных танцевальных стилях, но в них отчетливо присутствует джазовый стиль как в гармонии, так и в ритмах.
19. Г. Белов. «Танец негритят»- исполнит.....
20.Г.Манчини. Тема  из к/ф  «Розовая пантера»- исполняет фортепианный дуэт:.......
21. А сейчас для вас Танец «Рок-н-ролл»  исполнит  младшая группа отделения Хореографии.
Ведущий:
А сейчас мы увидим современный танец, он называется «Поинг».
Это синтетический вид танца- в нём присутствуют элементы спорта, цирка и танцевальных движений. Корни этого танца довольно древние.
 Вначале это была веревка с прикрепленным на ней грузом, которая использовалась аборигенами Новой Зеландии для того, чтобы отгонять злых духов. 
22. Исполнит этот танец......
23. Ведущий: (
 Слайды №17, 18) Каждое путешествие всегда заканчивается прибытием домой. Мы возвращаемся на российскую землю. Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями вглубь веков. Нашим следующим поколениям есть чем гордиться: в нашей стране творили  Великие композиторы и   музыканты-исполнители; балет и хореография развились до величайших вершин и  превратились в самостоятельный вид искусства. Мы должны сохранить и преумножить нашу великую культуру!
Наш Концерт завершает Хороводный танец «Вологодские кружева», в исполнении учащихся фольклорного отделения.
Ведущий:  Под ваши аплодисменты прошу всех участников нашего Концерта подняться на сцену! Фонограмма
Ведущий:    

О, танец! Ты – мечты моей стремленье!
Прекрасней ничего на свете нет,
Чем торжество любви и вдохновенья,
Оваций восхитительный букет!

Фокстрот и танго, джайв и тарантелла,
Король всех танцев старый, добрый вальс.
И музыки чарующая сила
Несет и кружит в звездном вихре вас!

Здесь буйство красок, нежных чувств мгновенья,
Мельканье рук, движенье бедер, ног…
О, танец! Ты – великое творенье,
Волнующий, божественный восторг!
Ведущий:  Спасибо всем участникам концерта и публике за внимание! До новых встреч!


 

Комментарии

Буховцова Галина Васильевна

Если коллеги заинтересуются этим "проектом", то могу еще прислать на Вашу эл.почту Презентацию. К сожалению , она по размеру не загружается на этот сайт (много мегабайт).