"Работа над слаженностью ансамблевой игры в оркестре"
Открытый урок по учебному предмету "Оркестровый класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок "Работа над слаженностью ансамблевой игры в оркестре" | 30 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Детская школа искусств»
«Работа над слаженностью ансамблевой игры в оркестре»
открытый урок по учебному предмету «Оркестровый класс»
Преподаватель : Вяльшина Татьяна
Васильевна.
г. Муравленко
2015
«Оркестр - самый комфортный и
эффективный вид коллективного
творчества для всех».
А.Л. Дудин.
Вступительное слово: Оркестр - это один большой многоголосный инструмент, а дирижер - это музыкант-исполнитель, который играет на этом инструменте. В оркестре могут играть музыканты любого уровня и подготовки. Именно здесь учащийся не успевающий по специальности может себя проявить и чувствовать себя комфортно. А главное, он ощущает себя важной и нужной частичкой общего дела.
Наш оркестр - это содружество музыкантов. В это содружество входят учащиеся инструменталисты, преподаватели иллюстраторы и непосредственно дирижёр (руководитель) оркестра. Когда музыканты собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой, как одно большое сердце. Без этого нельзя добиться слаженности в оркестровой игре. Конечно же сюда надо ещё добавить взаимопонимание, чувство локтя, ответственность за общее дело, которые вырабатываются в коллективе не за один день, а годами. В понятие слаженности «ансамблевой игры» входят: ритмический, динамический и агогический ансамбль, единство штрихов, слитность звучания оркестра, уравновешенность и соподчиненность всех голосов. Над всем этим мы будем сегодня работать на уроке.
Цель урока: работа над слаженностью ансамблевой игры в оркестре.
Задачи урока.
Основные музыкально-исполнительские задачи репетиции:
- заботиться о правильности исполнения нотного текста и отсутствии ошибок, о точном ритмическом ансамбле;
- добиваться единства штрихов, единства художественных намерений, единства эмоционального отклика у оркестрантов в исполняемых произведениях;
- добиваться понимания дирижёрского жеста, внимания и чуткости к нему;
- достичь верного темпа в исполняемых произведениях;
- добиваться слитности звучания оркестра, уравновешенности и соподчиненности всех голосов, выделения главного.
Воспитывающие задачи репетиции:
- воспитывать у учащихся культуру исполнения изучаемых произведений;
- воспитывать терпение и настойчивость для преодоления возникающих трудностей при исполнении;
- воспитывать взаимопонимание, чувство локтя и ответственности за совместное коллективное дело;
- вовлекать оркестрантов в творческий процесс репетиции.
Форма проведения урока: общеоркестровая репетиция.
В ходе репетиции будут использованы следующие формы работы: начальное проигрывание, выборочные остановки для детальной проработки, работа по группам и голосам (в случае необходимости), работа в замедленном темпе для освоения технических трудностей, повторение большими разделами и исполнение полностью, для того чтобы наметить план работы на следующую репетицию.
Методы работы на уроке:
- метод дирижерского показа (движение рук, мимика);
- метод объяснения, словесного пояснения (пение как вариант слова);
- метод слуховой наглядности (это показ голосом или на инструменте, как нужно сыграть).
План урока:
- Организационный момент - 3 мин.
- Основная часть:
- работа над произведениями - 35 мин.
- заключительная часть - 2 мин.
Ход урока:
- Организационный момент:
Репетиция - это познавательный, творческий и многогранный процесс. Основной смысл репетиции – это работа над музыкальным произведением. Перед началом репетиции необходимо проверить наличие нужных инструментов (струн, медиаторов для струнных инструментов), партий планируемых для работы произведений, а также пультов и стульев. После этого производится настройка инструментов. В учебном (школьном) коллективе это делает сам руководитель. Настройке придается огромное значение. От неё зависит чистота звучания оркестра в целом. Настраивать инструменты нужно перед каждым уроком, а также подстраивать на протяжении всей репетиции, если это необходимо. Подготовив все необходимое можно приступать к основной части репетиции.
- Основная часть:
Для работы в оркестре пьесы лучше брать разные по характеру, стилю и в сочетании «легкие — трудные», «быстрые — медленные. Необходимо помнить, что трудные пьесы требуют повышенного внимания от учащихся, затрат эмоциональной и физической энергии, а также собранности и строгого контроля за своей работой. Смена произведений по темпу, характеру, нюансировке способствует поддержанию у учащихся интереса к игре в оркестре. Спланированная подобным образом репетиция не будет утомительна для учащихся. А чтобы ученики настроились на рабочий лад репетицию начнём с пьесы повторения.
Работа над русской народной песней «Улица широкая» обр. В. Прокудина
Задачи:
- точное исполнение штрихов, динамических оттенков и приемов игры;
- добиваться соотношения звучания групп оркестра, слаженной игры ударной группы в контексте звучания всего оркестра;
- добиваться внимания и чуткости к дирижерскому жесту.
Произведение проигрывается от начала до конца. Пьеса технически играется достаточно чисто. Учащиеся улавливают стиль народной музыки, ее характерные темповые и динамические особенности. Оркестранты имеют целостное представление о пьесе, что способствует работе воображения, которое необходимо для работы над музыкальными образами и характером русской народной музыки. Работа проходит по группам оркестра, устанавливая при этом для каждой из них точные динамические оттенки, штрихи, обозначая приемы игры и добиваясь их неукоснительного выполнения. Необходимо скорректировать звучание инструментальных групп оркестра в целом, чтобы не заглушались главные партии. Обращается внимание на группу ударных инструментов, так как она должна звучать слаженно и не выбиваться из контекста звучания всего оркестра. Отдельно проходит работа над началом и окончанием пьесы. Во вступлении и в последней цифре происходит кардинальная смена темпа, которая требует слаженности в совместной игре, внимания и чуткости к дирижерскому жесту.
Работа над пьесой П. И. Чайковский «Сладкая грёза».
Задачи:
- точное исполнение штрихов, динамических оттенков, приемов игры и преодоление трудностей в их исполнении;
- добиваться соотношения звучания групп всего оркестра;
- добиваться единства в понимании художественного образа, единства эмоциональной стороны пьесы;
Пьеса исполняется от начала до конца. В работе над этой пьесой обращается внимание на интонационную чистоту и ритмическую точность, штриховое единство, правильную фразировку, динамику. Также необходимо отработать единовременное начало каждой фразы. Надо учесть, что начало звучания у струнных часто опережает долю и точку дирижера, а у баяна начало звучания, как правило, запаздывает. Это связано с конструкцией инструментов. Работая над динамическим ансамблем в этой пьесе канителенного характера, важно сбалансировать звучание оркестра и его отдельных групп, при котором аккомпанемент гибко следует за мелодией, не заглушая ее (принцип главного и второстепенного). Работа над произведением проходит по инструментальным группам, устанавливая при этом для каждой из них точные динамические оттенки, штрихи, обозначая приемы игры и добиваясь их выполнения. Особое внимание обращается на качество тремоло у струнных инструментов, которое должно быть густым, насыщенным на любом динамическом уровне пьесы. В работе над этой пьесой очень важно, чтобы оркестранты слышали звучание каждой инструментальной группы отдельно и всего оркестра в целом, играли по руке дирижера и выполняли все его требования.
Работа над пьесой Е. Дербенко «Гармонист играет твист».
Задачи:
- добиваться слаженности в игре, внимания к дирижерскому жесту;
- преодолеть технических трудностей в исполнении штрихов, динамических оттенков и приемов игры;
- добиваться соотношения звучания групп всего оркестра;
- добиваться ритмически ровного исполнения и единого темпа.
Пьеса исполняется по цифрам, так как технически от начала до конца играется недостаточно чисто. Особое внимание обращается на репризы и переходы на вольты. Учащиеся делают остановки, связанные с трудностями освоения правильного ритма (в партитуре отмечены сложные ритмические места: синкопы, ноты с точкой и т. д.) Многое из того, что не получалось после первой репетиции над этой пьесой, начинает уже получаться: учащиеся улавливают стиль исполняемой пьесы, ее характерные темповые, ритмические и динамические особенности. Оркестранты понимают значение технических приёмов, с помощью которых раскрывается содержание пьесы. Это помогает правильно сыграть не получавшиеся ранее технически сложные места. Учащиеся прослушивают пьесу Е. Дербенко «Гармонист играет твист» в записи на диске. Это делается для того, чтобы учащиеся привыкли к темпу исполнения пьесы и имели большее представление о характере произведения. После чего пьеса исполняется оркестрантами в приближённом темпе. В пьесе есть места, где возможны непредвиденные нарушения темпа, сложные технические места оркестранты, замедляют и, напротив, легкие — ускоряют. В таких случаях оркестр «убегает» от руки дирижера. Исполнение требует одинаковой собранности от оркестрантов, так как произведение звучит в достаточно быстром темпе. Также проходит работа над динамическими оттенками. В пьесе много крещендо (усиление звука) и форте (громко). Необходимо добиться баланса в звучании всего оркестра. Учащиеся охотно включаются в творческий процесс. При помощи жеста, взгляда, слова (пения как варианта слова) дирижер добивается требуемого и передаёт эмоциональное состояние, которое необходимо для достижения поставленной цели.
Заключительная часть:
Подведение итогов:
Репетиция прошла максимально эффективно, так как отведенное на неё время использовалось с большой отдачей. По окончании репетиции складывается ощущение завершенности работы над пьесами. Учащиеся постепенно овладевают языком дирижерских жестов и творческая работа становится легкой и приятной и для них, и для руководителя. В организации работы коллектива на репетиции учитывались индивидуальные особенности как личностные, психологические, так и касающиеся музыкальной подготовки учащихся.