УРОК МУЗЫКИ - УРОК ИСКУССТВА
В образовательном процессе многих учреждений по сей день «Музыка», да и искусство в целом рассматривается и, что греха таить, преподаются в школе не как Искусство, с его огромным духовно-нравственным, эстетическим опытом, накопленным тысячелетиями развития человеческой культуры, а как примитивное «натаскивание» умениям и навыкам, которые вряд ли смогут пригодиться ребёнку в его последующей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turovskaya_statya_urok_muzyki_-_urok_iskusstva.doc | 86.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Перми Туровская Валентина Ивановна учитель музыки
УРОК МУЗЫКИ - УРОК ИСКУССТВА
Когда задумываешься о нелёгкой жизненной стезе учителя музыки и мировой культуры, то в памяти невольно оживает притча о Сеятеле из Святого Писания. Когда семя – слова Божие – от руки сеятеля падало то при дороге, то на камни или на поле, где его заглушали сорняки, оно не прорастало. И только лишь благодатная, возделанная трудом душа человеческая приняла его, и семя дало плод…
Учителя – подобно сеятелям… Их труд заключается в том, чтобы не просто бросить семя. Главное – это подготовить, «возделать почву»: разбить камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в светлые души детей живительную влагу разума, добра и красоты …
«Урок музыки – урок искусства» - так звучит наше определение урока музыки. Это определение выбрано не случайно.
В образовательном процессе многих учреждений по сей день «Музыка», да и искусство в целом рассматривается и, что греха таить, преподаются в школе не как Искусство, с его огромным духовно-нравственным, эстетическим опытом, накопленным тысячелетиями развития человеческой культуры, а как примитивное «натаскивание» умениям и навыкам, которые вряд ли смогут пригодиться ребёнку в его последующей жизни.
Формирование души – вот главная задача образования. Этот вопрос всегда волновал человечество. Впервые в этом направлении большой вклад сделал композитор Д.Б.Кабалевский, создав художественно-педагогическую Концепцию массового музыкального воспитания и образования и на её основе выстроил поистине новую программу по Музыке, заложив тем самым краеугольный камень в здание художественного воспитания и образования нового поколения. Он писал о том, что найденные им концептуальные подходы к преподаванию музыки в школе, предполагают не только высокий профессиональный уровень учителя, но и его творческую свободу, постоянный и неутомимый поиск индивидуального видения и воплощения основных идей программы. Основополагающая мысль системы Д.Б.Кабалевского выражена в словах: «формирование музыкальной культуры школьников как части всей духовной культуры». «Путь к духовности – это поиск истины, добра и красоты» - писал великий древний мыслитель Платон. Не этот ли путь постоянного поиска оставил нам в наследство Д.Б.Кабалевский?
В наше время цифровых коммуникаций, на-на технологий, широкого развития науки, необходимо расширять рамки урока музыки, необходимо ставить перед собой более значимую задачу: ввести учащихся в мир большого искусства.
Нашу задачу мы видим в том, чтобы все учащиеся раскрыли прекрасный мир истинного Искусства – создателя и целителя человеческих душ.
Мы считаем, что интегрированный подход к уроку музыки даёт возможность учащимся равноценно воспринимать произведения искусства.
Становление музыкальной культуры с использованием множества педагогических технологий в условиях обновлённой современной школы – вот основная задача учителя музыки.
На уроках музыки мы пытаемся показать жизнь, представленную языком Искусства, Музыки и Народной философии. Обращаемся к произведениям живописи, поэзии, прозы, к произведениям прикладного искусства, к народным традициям, обрядам, к фольклору, архитектурным, скульптурным шедеврам. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность.
Свою задачу мы видим и в достижении такого уровня урока музыки, который увлечёт учащихся, сможет воспитать целостное восприятие мира посредством Искусства, сможет развить музыкальное мышление и расширит кругозор учащихся, даст возможность учащимся ориентироваться в огромном и многосложном мире Искусства. Именно на уроках музыки можно провести тесную взаимосвязь между Искусством и Жизнью.
На уроках вместе с ребятами мы не только поём и слушаем, мы рассуждаем, выражаем эмоциональное состояние от увиденного и услышанного. Так, с помощью Музыки, мы проводим тесное взаимопереплетение всех видов Искусства, а проводником в тайные уголки детских душ является Музыка, способная увлечь в свой неземной мир человеческие фантазии и воображение.
На уроках музыки учащиеся пытаются найти точки единения мысли человека и его души, мира и природы, мы находим взаимосвязь между Музыкой и другими видами Искусства. Ребятам хорошо знакомы такие высказывания как: «Звучание картины», «Музыка архитектуры», «Живопись музыки», «Интонация Скульптуры».
И не случайно программная тематика по музыке представлена в виде вопросов: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?», «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», « Можем ли мы услышать живопись?», «Музыкальный образ», «Преобразующая сила музыки», «Музыкальная драматургия». На каждом уроке учащиеся пытаются найти ответы на эти вопросы с помощью произведений Искусства.
Программа, составленная Д.Б.Кабалевским – это основа эстетического воспитания учащихся. Но современная жизнь диктует и новые задачи, и соответственно возникает и новый подход к уроку «Музыка» с использованием педагогических технологий.
Постоянный системный подход к уроку позволяет наращивать потенциал умений и навыков учащихся. Мы живём в современном мире, который сам диктует новые подходы к образованию будущего подрастающего поколения.
Главную цель урока музыки мы видим в воспитании культурного человека, в формировании музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры. Произведения Искусства должны стать предметом размышления, духовного мира и восприятия учащегося.
Главная задачи - воспитание интереса и любви к Искусству, познание его закономерностей на основе интонационной
природы и многочисленных связей с жизнью и другими видами искусства; усвоение форм проявления и функционирования музыки в жизни современного учащегося, специфика воздействия её на человека, а также освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими
умениями и навыками в различных видах деятельности (вокально-певческой, восприятии музыки, размышления о ней, а так же навыками творческой деятельности). Важно и развитие личностно-творческого отношения к музыке, соотношение жизненной правды и красоты в искусстве на примерах произведений поэтов, художников и музыкантов.
Наша главная задача, как учителей музыки - раскрыть глубину жизненного содержания произведений искусства, красоту и правду через мир культуры, сравнить музыку разных веков, стилей и раскрыть её содержание. Необходимо дать возможность детям почувствовать красоту и правду музыки, отображающуюся в природе и раскрыть отношение человека к природе и воздействие природы на человека. Мы пытаемся ввести учеников в волшебный мир Искусства и научить их ценить и понимать красоту.
Нашим жизненным кредо стали слова Ромена Ролана «Всё сущее на земле есть музыка, нужно только её услышать».
Искусство создаётся для того, чтобы отобразить богатство мира, душевную красоту человека и отражается это в звуках, словах и цветах, пластике.
Программа "Музыка", разработанная Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной, на наш взгляд, очень актуальна в рамках современной школы. Интегрированный подход к уроку музыки даёт возможность учащимся равнозначно оценивать искусство как процесс созидания. Программа интересна, современна и многогранна, отвечает всем требованиям современной школы – школы будущего.
Значение урока «Музыки» велико в образовательном
процессе, так как произведения Искусства являются незаменимым средством формирования духовного мира учащегося, делают его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать, сострадать, стать частью творения и мысли автора.
Домашними заданиями становятся творческие работы по прослушанному и увиденному на уроке. Это даёт возможность с помощью слова, рисунка выразить свои мысли, свои чувства и переосмыслить свое эмоциональное состояние.
«Искусство существует для того, не чтобы только образовываться, а и для того, чтобы знать какими мы становимся» Оскар Уальд.
Литература :
- http://что-есть-истина.рф/article.php?article_id=107
- http://www.bestreferat.ru/referat-209836.html