УРОК МУЗЫКИ - УРОК ИСКУССТВА

       В образовательном процессе многих учреждений по сей день «Музыка», да и искусство в целом рассматривается и, что греха таить, преподаются в школе не как Искусство, с его огромным духовно-нравственным, эстетическим опытом, накопленным тысячелетиями развития человеческой культуры, а как примитивное  «натаскивание» умениям и навыкам, которые вряд ли смогут пригодиться ребёнку в его последующей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turovskaya_statya_urok_muzyki_-_urok_iskusstva.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                          Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 127 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Перми                                    Туровская Валентина Ивановна                      учитель музыки

                                         

                      УРОК МУЗЫКИ  -  УРОК ИСКУССТВА

      Когда  задумываешься  о нелёгкой жизненной стезе учителя музыки и мировой культуры, то в памяти невольно оживает притча о Сеятеле из Святого Писания. Когда семя – слова Божие –  от руки  сеятеля падало то при дороге, то на камни  или на поле, где его заглушали сорняки, оно не прорастало. И только лишь благодатная,  возделанная трудом душа человеческая приняла его, и семя дало плод…

       Учителя  – подобно сеятелям… Их труд заключается в том, чтобы не просто бросить семя. Главное – это подготовить, «возделать почву»: разбить камни безразличия, вырвать сорняки будничности и пролить в светлые души детей  живительную влагу разума, добра и красоты …

      «Урок музыки – урок искусства» - так звучит наше определение урока музыки. Это определение  выбрано не случайно.

       В образовательном процессе многих учреждений по сей день «Музыка», да и искусство в целом рассматривается и, что греха таить, преподаются в школе не как Искусство, с его огромным духовно-нравственным, эстетическим опытом, накопленным тысячелетиями развития человеческой культуры, а как примитивное  «натаскивание» умениям и навыкам, которые вряд ли смогут пригодиться ребёнку в его последующей жизни.

     Формирование души – вот главная задача образования. Этот вопрос всегда волновал человечество. Впервые в этом направлении большой вклад сделал  композитор Д.Б.Кабалевский, создав художественно-педагогическую Концепцию массового музыкального воспитания и образования и на её основе выстроил поистине новую программу по Музыке, заложив тем самым краеугольный камень в здание художественного воспитания и образования нового поколения. Он писал о том, что найденные им концептуальные подходы к преподаванию музыки в школе, предполагают не только высокий профессиональный уровень учителя, но и его творческую свободу, постоянный и неутомимый поиск индивидуального видения и воплощения основных идей программы. Основополагающая мысль системы Д.Б.Кабалевского выражена в словах: «формирование музыкальной культуры школьников как части всей духовной культуры». «Путь к духовности – это поиск истины, добра и красоты» - писал великий древний мыслитель Платон.  Не этот ли путь постоянного поиска оставил нам в наследство Д.Б.Кабалевский?

        В  наше время цифровых коммуникаций, на-на технологий, широкого развития науки,  необходимо расширять рамки урока музыки, необходимо  ставить перед собой более значимую задачу: ввести учащихся в мир большого искусства.

    Нашу задачу мы видим в том, чтобы  все учащиеся  раскрыли  прекрасный мир истинного Искусства – создателя и целителя человеческих душ.

     Мы считаем, что интегрированный подход к уроку музыки даёт возможность учащимся равноценно воспринимать произведения искусства.

     Становление музыкальной культуры с использованием множества педагогических технологий в  условиях обновлённой  современной школы  – вот основная задача учителя музыки.

     На уроках музыки мы пытаемся показать жизнь, представленную языком Искусства, Музыки и Народной философии. Обращаемся к  произведениям живописи, поэзии, прозы, к произведениям прикладного искусства, к народным традициям, обрядам, к фольклору, архитектурным, скульптурным шедеврам. Такая тесная взаимосвязь даёт возможность лучше понять искусство, помогает воспитывать всесторонне развитую, эмоционально отзывчивую личность.

     Свою задачу мы видим и в достижении такого уровня урока музыки, который увлечёт учащихся, сможет воспитать целостное восприятие  мира посредством Искусства, сможет  развить музыкальное мышление и расширит кругозор учащихся, даст возможность  учащимся ориентироваться в огромном и многосложном мире Искусства.  Именно на уроках музыки можно  провести тесную взаимосвязь между Искусством и Жизнью.

     На    уроках вместе с ребятами мы не только поём и слушаем,  мы рассуждаем, выражаем эмоциональное состояние от увиденного и услышанного. Так, с помощью Музыки, мы проводим тесное взаимопереплетение  всех видов Искусства, а проводником в тайные уголки детских душ является Музыка, способная  увлечь в свой неземной мир человеческие фантазии и воображение.

      На уроках музыки  учащиеся пытаются найти точки единения мысли человека и его души, мира и природы, мы находим взаимосвязь между Музыкой и другими  видами Искусства. Ребятам хорошо знакомы такие высказывания как: «Звучание картины», «Музыка архитектуры», «Живопись музыки», «Интонация Скульптуры».

     И не случайно программная тематика по музыке представлена в виде вопросов: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»,  «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», «Можем ли мы увидеть музыку?», « Можем ли мы услышать живопись?»,   «Музыкальный образ», «Преобразующая сила музыки», «Музыкальная драматургия».  На каждом уроке учащиеся пытаются найти ответы на эти вопросы с помощью произведений Искусства.

     Программа, составленная Д.Б.Кабалевским  –  это основа   эстетического воспитания учащихся.  Но современная жизнь диктует и новые задачи, и соответственно  возникает и новый подход к уроку «Музыка»  с использованием педагогических технологий.

      Постоянный системный подход к уроку позволяет наращивать потенциал  умений и навыков  учащихся. Мы живём в современном мире, который сам  диктует новые подходы к образованию будущего подрастающего поколения.

      Главную  цель урока музыки  мы  видим в воспитании  культурного человека, в формировании музыкальной культуры учащихся, как части духовной культуры. Произведения Искусства должны стать предметом размышления, духовного мира и восприятия учащегося. 

       Главная задачи -  воспитание интереса и любви к Искусству, познание его закономерностей  на основе  интонационной

природы и многочисленных связей с жизнью и другими видами искусства;  усвоение  форм проявления и функционирования музыки в жизни современного учащегося, специфика воздействия её на человека, а также  освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими

умениями и навыками в различных видах деятельности (вокально-певческой, восприятии музыки, размышления о ней, а так же навыками творческой деятельности).  Важно и развитие личностно-творческого отношения к музыке, соотношение жизненной правды и красоты в искусстве на примерах произведений поэтов, художников и музыкантов.

       Наша главная задача, как учителей  музыки  - раскрыть глубину жизненного содержания произведений искусства,  красоту и правду через мир культуры,  сравнить музыку разных веков, стилей и раскрыть её содержание. Необходимо дать возможность детям почувствовать красоту и правду музыки, отображающуюся  в природе и раскрыть отношение человека к природе и воздействие природы на человека.  Мы пытаемся ввести   учеников в волшебный мир Искусства и научить их ценить и понимать красоту.

        Нашим  жизненным кредо стали  слова Ромена Ролана «Всё сущее на земле есть музыка, нужно только её услышать».

       Искусство создаётся для того, чтобы отобразить богатство мира, душевную красоту человека и отражается это в звуках, словах и цветах, пластике.

        Программа "Музыка", разработанная  Г.П.Сергеевой, Е. Д. Критской, Т.С. Шмагиной, на наш взгляд, очень актуальна в рамках современной школы. Интегрированный подход  к уроку музыки даёт возможность учащимся равнозначно оценивать искусство как  процесс созидания. Программа интересна, современна и многогранна, отвечает всем требованиям современной школы – школы будущего.

     Значение  урока «Музыки»  велико в образовательном

процессе, так как  произведения Искусства являются незаменимым средством формирования духовного мира учащегося, делают его  способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать, сострадать, стать частью творения и мысли автора.

       Домашними заданиями  становятся творческие работы по прослушанному и увиденному на уроке. Это даёт возможность с помощью слова, рисунка  выразить свои мысли, свои чувства и переосмыслить свое эмоциональное состояние.

     «Искусство существует для того, не чтобы только образовываться, а и для того, чтобы знать какими мы становимся»    Оскар Уальд.

Литература :

  1. http://что-есть-истина.рф/article.php?article_id=107
  2. http://www.bestreferat.ru/referat-209836.html