Урок (самоанализ) музыки "Портрет в музыке" 3 класс ФГОС
Урок (самоанализ) музыки "Портрет в музыке" 3 класс ФГОС
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Урок музыки по теме:
«Портрет в музыке»
учителя музыки
МКОУ «СОШ № 6» ИМРСК
Лукошкиной А.С.
п. Передовой 2015 г.
Учитель | Лукошкина Александра Сергеевна |
Тема урока | «Портрет в музыке» |
Тип урока | Комбинированный |
Вид урока | Интегрированный |
Класс | 3 класс |
Цель темы | Выявлять особенности характера музыки и сопоставлять их со средствами музыкальной выразительности. |
Задачи |
|
Предметные умения | Формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения. |
УУД | Личностные УУД.
Регулятивные УУД.
Познавательные УУД.
Коммуникативные УУД.
|
Оборудование | Компьютер, проектор (презентация), электронное фортепиано, портреты художников, поэтов и композиторов; репродукции картин. |
Раздаточный материал | Цветная бумага, лоскутки ткани, карточки с музыкальной терминологией; карточки с выдержкой стихотворений. |
Предварительная подготовка | Знакомство на уроке музыке с биографией и творческим наследием композитора С.Прокофьева, средствами музыкальной выразительности, разучивание слов и мелодии песни «Давайте рисовать» знакомство с понятиями :портрет, пейзаж, натюрморт на уроках ИЗО. |
Планируемый результат |
|
Основные понятия | выразительность и изобразительность музыки, интонация. |
Межпредметные связи | Изобразительное искусство, литература. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Внеклассное мероприятие
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | Организационный. Мотивирование (самоопределение) к деятельности. Цель – активизация учащихся. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. Цель – подготовка мышления детей; повторение изученного материала. Постановка темы и цели урока. Цель - включение проблемного вопроса, создающего проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Обобщение имеющихся знаний. Цель – формировать культуру слушателя; расширить понятие о выразительных и изобразительных интонациях; повторить средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрихи), их роль в создании характера, образа; воспитывать в детях положительные черты характера. Проверка понимания изложенного материала. Цель – обобщение полученных знаний в процессе ответа на вопросы учителя; формирование умения выполнять интонационно-образный анализ. Самостоятельная работа в группах по созданию проекта, презентация проекта Цель – развитие образного мышления, фантазии, применение полученных знаний на практике. Вокально-хоровая работа. Цель – передать в хоровом пении настроение произведения. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работы. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Домашнее задание. | - Улыбнемся друг другу, гостям. Сядьте удобно. -Здравствуйте ребята. Ребята, а когда вы утром просыпаетесь, что вы говорите маме, папе, брату или сестре? - А придя в школу, учителю, что говорите? -А какие еще вы знаете слова приветствия? -Молодцы, сейчас я вам включу песенку приветствия, а вы постараетесь все слова четко, громко пропеть! -Мы сейчас отправляемся в картинную галерею. Все помнят, как себя надо вести? -Что изображено на картинах? Слайд 4 -Как называются картины, на которых изображают людей? -Что можно узнать о людях, глядя только на их портреты? -Чем пользуются художники, чтобы передать нам характер своего героя, его настроение? -А можно ли создать портрет человека в музыке? Что для этого необходимо? Правильно. Вот мы и подошли к теме нашего занятия. Кто мне сможет ее точно назвать? - Замечательно. Так как мы находимся на уроке музыки, то будем рисовать музыкальные портреты. И целью нашего занятия будет продолжение работы над темой «Портреты в музыке». Сегодня мы поговорим о том, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может использовать краски: масляные, акварельные, гуашь. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными. -Вспомним, кому принадлежит это стихотворение. Со стихами А. Барто мы встречаемся с самого детства, это и «Зайку бросила хозяйка», «Идет бычок качается» и многие другие. Слайд 5 -Какими чертами обладает девочка? - Как это можно показать в музыке? (настроение, характер звучания, темп – почему именно так?) -Мы с вами уже знакомы с произведениями русского композитора С. Прокофьева. Слайд 7
-Послушаем, как это получилось у Сергея Прокофьева в произведении «Болтунья» и сравним с нашими предположениями - Совпали наши предположения с авторскими? (Учитель при необходимости дополняет и расширяет ответы детей) -В своей речи она как бы скачет с одного на другое, и очень быстро говорит. -Давайте попробуем спеть, добавим движения. -Музыка нам нарисовала образ девочки Лиды, которая все время болтала. Прочитайте, пожалуйста, 2-е четверостишие, с выражением. Что общего здесь между музыкальной и разговорной речью? Композитору удалось передать настроение стихотворения? Музыка как звучала? Интонация в музыке близка интонации речи девочки – сверху вниз и снова вверх – вопрос, удивление. А затем она начинает быстро говорить, да так, что справиться не может. - Почему темп непостоянный? -Вернемся в нашу художественную галерею. Какой портрет на ваш взгляд больше подойдет к прослушанному нами произведению? - Посмотрите, какую замечательную книгу я принесла вам сегодня на урок! Когда я была маленькая, я всегда просила родителей прочитать эту сказку. Она мне так нравится, что я решила поделиться с вами впечатлениями. - А вы читали эту сказку? Что произошло с бедной Золушкой? Сказка французского писателя Шарля Перро Слайд 8 «Золушка» Слайд 9 получила вторую жизнь в балете «Золушка» С. Прокофьева. Слайд 10 - Сергей Прокофьев - мастер по созданию музыкальных портретов. Давайте послушаем фрагмент «Танец с шалью». -Что такое балет? Где и что происходило? Какая Золушка? Какой танец она танцевала? (вальс) Физкультминутка под музыку С. Прокофьева «Болтунья» -Следующий музыкальный образ переносит нас в Италию. Очень давно, в итальянском городе Верона произошла одна из мировых трагедий, которую написал великий драматург Уильям Шекспир. Слайд 12 Уильям Шекспир – гениальный английский поэт и величайший драматург нашей эры. -Две знатные семьи этого города Монтекки и Капулетти постоянно враждовали друг с другом. Эта вражда была настолько непримирима, что родители этих семейств не обратили внимание на один факт: их дети выросли и полюбили друг друга. Их звали Ромео и Джульетта. Слайд 13 Вражда двух семей привела к трагической гибели их единственных детей. С. Прокофьев написал музыку к балету «Ромео и Джульетта» Слайд 14 -Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало «Джульетты-девочки». -Какой у неё характер? Что она делает? -Какой вы её себе представляете? - Эта интонация построена в гамме «до» мажор, которая быстро взлетает вверх. -Послушайте следующий фрагмент. - Подумайте, почему С. Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами? - Удивительно просто и вместе с тем предельно точно нарисовал Прокофьев образ очаровательной, беззаботной Джульетты. Слайд 16 Музыка нам показывает то одну, то другую черту её характера – то весёлую резвость, то удивительную задумчивость. Образ становится живым, правдивым, полнокровным. В отличии от изобразительного искусства музыка может передать развитие, изменение настроения. -А теперь, работая в группах, вы будете сами создавать портрет человека, который подсказала вам музыка. Каждая группа будет работать со своим материалом (тканью, цветом, музыкальными терминами, списком слов и речевых оборотов). Затем вы представите свою работу группой (пояснение сути работы по каждой группе). Корректировка ответов детей. -В каких видах искусства может быть создан портрет? Что общего в этих портретах и чем они отличаются? 1.Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка) 2.Дыхательная гимнастика. 3.Распевание. «Солнышко» «Мы перебегали берега» 4.Повторение слов песни «Давайте рисовать!» (приложение № 5) 5.Показ песни « Слон и скрипочка» учителем. 6.Аккомпанемент на фортепиано. -Ребята, что нового мы узнали на нашем занятии? -Что хотелось бы узнать больше? -Какая музыка создала вам хорошее настроение на целый день? -А теперь оцените свою работу и занятия в целом – нотки на вашем столе: красная – я был активен, узнал много нового, это пригодится в жизни, желтая – было интересно, комфортно, но ничего нового, поэтому работал вполсилы, черная – время потрачено зря. Поместите их на нотный стан. Я тоже поучаствую (прикрепляю скрипичный ключ) -Нарисуйте самый понравившийся вам портрет из всех музыкальных произведений, звучавших на нашем сегодняшнем занятии. Всем спасибо! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. -Доброе утро! - Здравствуйте! -Доброе утро и добрый вечер. Исполняют песню «ДОБРОЕ УТРО, ЗДРАВСТВУЙТЕ» Рассматривают разнохарактерные портреты -Люди. -Портреты Индивидуальные ответы. -Разными красками. Предположения детей. -Портрет в музыке. Читают фрагмент из стихотворения «Болтунья» вместе с учителем Анализируют текст, размышляют Слушают музыкальный фрагмент Анализируют музыку в процессе сравнения с собственными предположениями Напевают мелодию, добавив смысловые движения -Скороговорка и убедительная размеренная речь – чередование. Музыка звучала легко, весело, шутливо, быстро Интонационный анализ мелодии. Предположения детей. Слушают музыкальный фрагмент. Анализируют музыку. -Балет – музыкально - драматическое произведение, где действие передается при помощи музыки, танца, костюмов, декораций. Слушают музыкальный фрагмент. - Джульетта. -Характер озорной, она бегает. Слушают музыкальный фрагмент. -Она бывает разной: легкой, мечтательной, влюбленной. Работа в группах: «Художники», «Музыканты», «Литераторы», «Дизайнеры». (Приложение № 1) Презентация проектов каждой группой, обсуждение. Обобщение по проделанной работе. Выполнение упражнение на дыхание. Распевание. Проговаривание слов песни. Исполнение песни И. Якушенко на слова М. Садовского «Давайте рисовать!» с движением. Обобщают полученные знания в процессе ответа на вопросы учителя Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на занятии. (выбранную нотку-оценку крепят на музыкальный стан) Записывают задание в дневник. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Коммуникативные: хоровое пение. Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму. Регулятивные: контролируют свою работу Познавательные: повторение материала полученного на уроках изобразительного искусства Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме. Коммуникатив- ные: анализировать сложившуюся ситуацию; высказывать собственные предположения (навык монологической речи); высказывания собственного мнения. Регулятивные УУД: умение слушать и анализировать характер музыкального произведения; умение сравнивать, видеть общее и различие; умение видеть проблему и стремление найти ответы на поставленные вопросы. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией. Личностные УУД: формирование интереса к музыке; развитие умения различать звучащие музыкальные инструменты. Познавательные УУД: овладение элементами и навыками интонационно-образного анализа музыкального и художественного произведения; знакомство с музыкальными жанрами. Регулятивные УУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит дальнейшему усвоению. Познавательные УУД: самостоятельный поиск и выделение информации; осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД: умение выслушивать мнения товарищей и высказывать собственные суждения. Личностные УУД: распознавать и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки. Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем в процессе музыкально-творческой деятельности; участие в хоровом исполнении музыкального произведения. Личностные УУД: формирование исполнительских навыков; воплощение характера песни в своём исполнении через пение, слово, пластику движений. Регулятивные УУД: осмысление своих действий и самооценка. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли. Личностные УУД: смыслообразование |
Приложение №1 - задание для работы в группе
Группа «Художники»
Ваши главные инструменты – цветные карточки: желтая, красная, зеленая, фиолетовая, черная, голубая, оранжевая, коричневая…
Слушайте музыку и создайте созвучный с ней портрет, используя подходящую палитру цветов. Не рисуйте контуров человеческого тела. Только цвет и полет вашей фантазии. Удачи!
Группа «Дизайнеры»
Ваш главный инструмент – ткань: мягкая, грубая, теплая, холодная, жесткая, колючая, бархатная, толстая, прозрачная…
Послушайте музыку и создайте созвучный с ней портрет, используя подходящую фактуру ткани. Расположите выбранные вами фрагменты одной или нескольких тканей так, как вам подскажет ваша фантазия. Удачи!
Группа «Музыканты»
Ваши главные инструменты – музыкальная терминология, названия музыкальных инструментов. Послушайте музыку и создайте созвучный с ней портрет, используя подходящие термины, инструменты для полного раскрытия образа. Разместите их в соответствующих строках таблицы. Слушайте музыку и творите. Удачи!
Группа «Литераторы»
Ваши главные инструменты – слова из словаря эмоций, выдержки из стихов классиков.
Послушайте музыку и создайте созвучный с ней портрет, используя подходящие слова и стихотворные строки. Слушайте музыку и творите. Удачи!
Приложение №2 - для работы в группах
Группа «Художники» работают с цветом. Им предоставлены краски: желтая, красная, зеленая, фиолетовая, черная, голубая, оранжевая, коричневая…
Группа «Дизайнеры» работает с тканью. Им предоставлены различные виды ткани по фактуре: мягкая, жесткая, бархатная, толстая, тонкая и др.
Группа «Музыканты» работают с таблицей и, названием музыкальных инструментов, музыкальной терминологией: стремительно, кларнет, прозрачно, струнная группа, беззаботно, колокольчики, игриво, симфонический оркестр, насмешливо, высокий регистр, быстро, медные духовые, легко, низкий регистр, изящно, ударные, задумчиво, тяжело, светло, тревожно, озорно, трагично, грациозно, напевно, непоседливо, жизнерадостно, живо, грустно, гневно, «бегущая», зло, подвижно, монументально, остро, величественно, тихо, гордо, виновато, быстро, громко, медленно.
Мелодия | |
Настроение | |
Темп музыки | |
Музыкальные инструменты | |
Характер звучания |
Группа «Литераторы» работают со словами из словаря эмоций и эпитетов, отрывками из литературных произведений: дикая, мечтательная, хрупкая, озорная, капризная, нежная, воздушная, хрустальная, бурная, бледная, возвышенная, яркая, избалованная, суетливая, увядающая, решительная, притворная.
Приложение № 3
Константин Дмитриевич Бальмонт
Твоя застенчивая нежность —
В земле сокрытый водопад,
В ней страсти дремлющей безбрежность.
Твоя застенчивая нежность —
Растущей тучи безмятежность,
Цветов несмятых аромат.
Твоя застенчивая нежность —
Готовый вспыхнуть водопад.
Один ее взгляд ярче тысячи звезд!
Небесный, алмазный, сверкающий крест, —
Один ее взгляд выше тысячи звезд! Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке над моею головой
Ты реешь, как крылатый вестник неба:
В деревне барышня стыдливо,
Как ландыш майский, расцвела,
Свежа, застенчива, красива,
Душой младенчески мила.
Она за чтением романа
Чего-то в будущем ждала,
Играла вальс на фортепьяно,
И даже с чувством петь могла.
Взгляните внимательно и если возможно - нежнее.
И если возможно - подольше с неё не сводите очей
Она перед вами - дитя с ожерельем на шее,
И локонами до плечей.
Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка,
Я ль не робею от синего взгляда?
Много мне нужно и много не надо.
Приложение №4 - для самооценки деятельности
красная нота – я был активен, узнал много нового, это пригодится в жизни
желтая нота – было интересно, комфортно, но ничего нового, поэтому работал вполсилы
черная нота – время потрачено зря
Приложение № 5
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
Самоанализ
Урока музыки по теме:
«Портрет в музыке»
учителя музыки
МКОУ «СОШ № 6» ИМРСК
Лукошкиной А.С.
.
п. Передовой 2015 г.
Самоанализ внеклассного занятия учителя музыки
МКОУ «СОШ № 6» пос. Передовой
Лукошкиной Александра Сергеевны
Тема урока: «Портрет в музыке»
Класс: 3
Цель урока: Выявлять особенности характера музыки и сопоставлять их со средствами музыкальной выразительности.
Задачи урока:
1. Обучающая: углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение использовать их при составлении музыкального портрета.
2. Развивающая: восприятие музыкальных образов, умение различать музыкальные фрагменты, образное мышление, способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.
3. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, формировать интерес к изобразительному искусству, по средствам музыкального и визуального восприятия.
Методы:
- практический (работа в парах, группах);
- словесный;
- частично – поисковый;
- метод контроля.
Формы:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная;
Данный внеклассное занятие по музыки проходит в третьем классе. Основным в занятии является этап закрепление и расширения полученных знаний на уроках музыки изобразительного искусства. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к обобщению диалог, приём сопоставления имеющихся знаний.
Тема занятия и цель мною не были сформулированы, учащиеся сами пришли к их определению.
Организованная данным образом работа позволила учащимся
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, расширить имеющиеся знания, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию на уроке. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышaнным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций.
В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.
На протяжении всего занятия осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая разнообразные виды деятельности и т.д.
На своем занятии я использовала слайды мультимедийной презентации по теме «Портрет в музыке». Использовала музыкальную терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т. к. уложилась во временные рамки внеклассного занятия, и учащиеся не испытывали большие трудности в его выполнении. Выбранный темп работы позволил добиться поставленных задач.
Групповая работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме внеклассного занятия, способствовала развитию логического мышления и творческих способностей. Применение проблемного обучения на занятии позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
На каждом этапе занятия учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
У школьников возникало чувство удовлетворения после выполнения предложенной работы, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.
При проведении внеклассного занятия я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик–учитель.
Постоянно приветствовалось проявление активности детей, поощрялась
самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем учащимся.
Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов занятия. Высокая работоспособность на протяжении всего занятия обеспечивалась сменой видов деятельности, а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутки, распевание и скороговорки с движениями, использование мультимедиа не более 15 мин.). Это способствовало созданию на внеклассном занятии положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.
Я считаю, что на данном занятии были реализованы цель и все поставленные задачи. По моему мнению, внеклассное занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выявлять особенности характера музыки и сопоставлять их со средствами музыкальной выразительности. Цель урока:
Задачи : Обучающая: углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация. Умение использовать их при составлении музыкального портрета. Развивающая: восприятие музыкальных образов, умение различать музыкальные фрагменты, образное мышление, способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения. Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, формировать интерес к изобразительному искусству, по средствам музыкального и визуального восприятия.
Сергей Сергеевич Прокофьев 1891- 1952 Русский композитор
Всего доброго! Спасибо за внимание!
Комментарии
Нужна ли учащимся музыка?
Прочитав статью Александры Сергеевны ,узнаю своих детей, учащихся 2 класса. Совершенно согласна , что в век информационных технологий и компьютерных игр, большинство детей без желания идут на этот урок.Но на мой взгляд эти уроки занимают важное место в воспитании ребёнка и дают много возможностей для развития творческой активности учеников. А как приятно смотреть , когда ребята приходят с урока музыки и восторженно рассказывают , как играли на самых настоящих музыкальных инструментах.И поэтому следующий урок они ждут с нетерпением.
Статья действительно очень
Статья действительно очень актуальная и полезная. Спасибо!