«Развивающий потенциал чтения нот с листа в классе баяна, как активация музыкального мышления учащегося начальных классов»
О важности чтения с листа на уроках в муз.школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt.urok_prep.denk_._chtenie_s_lista.doc | 55.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ г. МЕГИОНА
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств № 2»
Открытый урок на тему
«Развивающий потенциал чтения нот с листа
в классе баяна,
как активация музыкального мышления
учащихся младших классов»
Преподаватель
Денькова Зоя Федоровна
п. Высокий - 2009 г.
Конспект открытого урока
с учащимся 1 класса Батвиновым Игорем
преподаватель Денькова З. Ф.
ТЕМА: «Развивающий потенциал чтения нот с
листа в классе баяна, как активация музыкального
мышления учащегося начальных классов»
Цель: Активировать творческое мышление учащегося
через навык чтения нот с листа.
Задачи урока:
- Формировать навык чтения нот с листа, как залог успешного музицирования.
- Развивать чувство ритма
- Прививать чувство фразировки, дыхания
- Активировать процессы музыкального мышления
- Формировать умение смотреть вперед при проигрывании нотного текста.
Методы обучения: словесный, иллюстративный, практический.
Используемая литература:
- Г.И. Шахов «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон)»
- Г. М. Цыпина «Психология музыкальной деятель-ности»
- В. В. Крюкова «Музыкальная педагогика»
- Ф. Брянская «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения»
- Л.А. Баренбойм «Путь к музицированию»
Структурное звено урока:
- Введение. Доклад по теме.
- Организационный
- Виды деятельности на уроке:
- Игра с листа ритмических построений
- Проговаривание (пропевание нот с листа)
- Игра с листа муз. упражнений каждой рукой отдельно в ансамбле с педагогом
- Музыкальный анализ простейших пьес
- Чтение с листа пьес, доступных пониманию учащегося на данном этапе обучения двумя руками.
- Заключение – выводы, рекомендации.
Оборудование урока:
- Инструменты – 2 баяна
- Пульт
- 2 стула
- Подставка для ног
- Нотный материал
Ход урока:
- Введение – представление темы урока. Доклад.
Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры на инструменте, важное значение имеет навык чтения нот с листа. Учащиеся далеко не всегда справляются с этой задачей. В то же время хорошее чтение нот необходимо каждому обучающемуся музыке, кем бы он впоследствии ни был.
Принято различать два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа. Под разбором подразумевается медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки для более тщательного изучения текста. Под игрой с листа – исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, по мере возможностей близком к требуемому, без предварительного, даже фрагментного проигрывания на инструменте.
Первый вид чтения, как правило, не составляет проблемы для грамотного музыканта. Умение ориентироваться в нотном тексте, так или иначе, приобретается им в ходе обучения. Относительная простота разбора заключается в замедленном темпе, в возможности остановиться и направить внимание поочередно на различные элементы текста.
Между тем при чтении с листа все действия музыканта вступают в тесную взаимосвязь, объединяясь в сложный динамический процесс, протекающий с высокой интенсивностью. Если говорить о характере мышления, то игра с листа требует напряженной синтезирующей деятельности (одновременная работа зрения, слуха, моторики, памяти координация движений). Иначе говоря, восприятие и музыкальное мышление в процессе прочтения нотного текста максимально активизируется в лихорадочном поиске нужного варианта исполнения музыкального произведения. Отсюда вытекает, что успешно играть с листа может учащийся, который обладает некоторыми игровыми навыками и «чувством клавиатуры». Кроме того, к этому моменту в течение 2-3х месяцев начального донотного периода обучения, учащийся должен приобрести необходимый запас музыкальных впечатлений и внутренних представлений, усвоить основные навыки звукоизвлечения, научиться различать основные градации звука, темпа, жанров, штрихов.
Умение смотреть вперед – самый необходимый навык чтения с листа, и воспитывать его надо с первого же года обучения. Здесь немаловажную роль играет умение ученика охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые их группы (как при чтении видеть слова, а не буквы). Формула процесса прочтения нот с листа такова «вижу-слышу-играю».
Скорость восприятия играемого текста в большой мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, но и от тренировки. Когда известного музыканта спросили, каким способом можно добиться большей скорости чтения нот с листа, он ответил: «Лучший путь к этому – как можно больше читать с листа!»
Так в чем же конкретно польза чтения нот с листа? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать музыкальное мышление учащегося?
Чтение с листа открывает самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом нескончаемой и пестрой вереницей проходят произведения различных авторов, художественных стилей и жанров, исторических эпох. Иными словами, чтение с листа – это постоянная и быстрая смена новых музыкальных восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой музыкальной информации! «Сколько читаем – столько знаем!» - истина, сохраняющая свое значение и в музыкальном образовании.
Читая музыку с листа, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать и осваивать в исполнительском (техническом) плане, что создает условия «максимального благоприятствования». Эти произведения не для заучивания, а просто ради удовольствия узнавать новое. Отсюда и определенный психологический настрой. Наблюдения показывают, что музыкальное мышление при чтении заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким. Благоприятные условия для активизации муз.- интеллектуальных сил учащегося обусловливаются и тем, что первое соприкосновение с ранее неизвестным произведением прежде всего дает волю непосредственно чувству! – остальное приходит потом. Читая с листа, исполнитель безраздельно отдается во власть музыки. Эмоции здесь играют важную роль, ведь происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий, они насыщаются большей энергией и протекают с особой четкостью и ясностью, что способствует качественному улучшению самих процессов музыкального мышления. Кроме того, в процессе читки с листа происходит увеличение объема используемого учеником музыкального материала и ускорение темпов его прохождения. А это означает усвоение максимума информации в минимум времени.
- Организационный – представление учащегося, настрой на урок.
- Виды деятельности на уроке:
Ритмические упражнения: «Здравствуй, утенок», «Дождик», «Федя-медя…», «Два кота», «Алла, где же ты пропала?» | 1.Игра учеником с листа данных ритмических построений на одной и нескольких нотах (формируется навык чтения и зрительного охвата ритмических построений). 2.Пропевание (проговаривание) нотами тех же прибауток (зрительный охват нотных групп пока без игры на инструменте) |
«Русская народная песня», «Как под горкой, под горой», «Украинская народная песня» | Игра с листа муз. пьес в ансамбле с преподавателем, чередуя игру партий правой и левой рук (формирование начальных навыков чтения с листа одной рукой). |
«Мы идем» «Башкирская народная песня» «Белочка» «Воробей» | Чтение с листа данных пьес двумя руками, с предварительным просмотром нотного текста и небольшого муз.анализа – тональность, фразировка, размер, штрихи, темп. |
4. Заключение – выводы, рекомендации.