рабочая программа по музыке. 1 класс по программе Алеева.
Данный материал будет полезен для учителей музыки, работающих по программе Алеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_arsenteva.docx | 76.84 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 55.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Тихменево администрация городского округа «Поронайский»
Рекомендована МО учителей Согласовано: Утверждаю
_________________________ Зам. Д.по УВР Директор школы
Протокол № от . . 20 г ___________ _____(Коротов.)
. . 2013 г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Музыка 1 класс
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ «МУЗЫКА»
В. В Алеева, Т. И Науменко, Т. Н Кичак.
.
учителем МКОУ СОШ с. Тихменево Арсентьевой М Г
Тихменево, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы « Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак.
Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.
Цель предмета:
Формирование основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Концепция учебного предмета.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы– охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Рабочая программа полностью соответствует программе по музыке В.В. Алеева, Т.И. Науменко,Т.Н. Кичак Программа будет реализовываться в малокомплектном классе.
Срок реализации программы 2012-2013 учебный год
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально- пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- наблюдение;
- практический;
- объяснительно- иллюстративный;
- игровые;
Способы и средства:
- технические средства;
- дидактические материалы;
- портреты и таблицы.
Обоснование выбора УМК
Учебно- методический комплект «Музыка 1 кл.». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак допущен Министерством образования РФ
В учебниках доступным языком даётся представление о музыкальной культуре многонациональной России. Развивает у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении. Учебник 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры).
При реализации программы будет использоваться:
1. Музыка. 1 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008г.
3. Музыка. 1 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.
– 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
4. Музыка. 1 класс. Фонохрестоматия. CD / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2009.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю.1 класс-33ч,
Учебный план распределения часов, отведенных на темы.
№ п\п | Наименование разделов, тем | Кол – во часов | Творческие и практические занятия | |
1 класс « Музыка» 2012 – 2013 год 33 | ||||
I | Музыка всюду нам слышна… | 9 | ||
1 | «Нас в школу приглашают задорные звонки». | 1 | ||
2 | «Музыка, музыка всюду нам слышна». | 1 | ||
3 | «Я хочу увидеть музыку». | 1 | ||
4 | «Краски осени». | 1 | ||
5-6 | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла». | 2 | ||
7 | « Музыкальное эхо» | 1 | ||
8-9 | «Мои первые в жизни каникулы». | 2 | ||
II | Наши любимые праздники | 7 | ||
10 | Встанем с друзьями в круг – пора танцевать». | 1 | ||
11 | Ноги сами в пляс пустились | 1 | ||
12 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | ||
13 | Марш деревянных солдатиков. | 1 | ||
14 | «Детский альбом» П.И.Чайковского. | 1 | ||
15 | Волшебная страна звуков. | 1 | ||
16 | «Новый год! Закружился хоровод». | 1 | ||
III | Основы музыкальной грамоты. | 6 | ||
17 | Зимние игры. | 1 | ||
18 | «Водят ноты хоровод». | 1 | ||
19 | «Кто-кто в теремочке живет?» | 1 | ||
20-21 | Веселый праздник Масленица. | 2 | ||
22 | Где живут ноты. | 1 | ||
IV | Природа в музыке. | 5 | ||
23 | Весенний вальс. | |||
24 | Природа просыпается. | |||
25 | В детском музыкальном театре. | |||
26 | Мелодии и краски весны. | |||
28 | Мелодии дня. | |||
V | Музыкальные инструменты | 5 | ||
29 | Музыкальные инструменты. Тембры- краски. | 1 | ||
30 | Легко ли стать музыкальным исполнителем?. | 1 | ||
31 | На концерте. | 1 | ||
32 | Но на свете почему-то торжествует доброта. | 1 | ||
33 | «Давайте сочиним оперу» | 1 | 1 Тест №1 | |
Всего: | 33ч |
Содержание учебного материала
№ п/п | Наименование раздела и кол-во часов | Содержание программы |
1. | Музыка, музыка всюду нам слышна… (9ч) | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Музыкальная азбука.Г.Струве, ст. Ибряева. Мы теперь ученики. Г.Струве, ст.В.Викторова .Веселая песенка. Г.Струве, ст. Н.Соловьевой. Так уж получилось. В.Иванников, ст. Т.Башмаковой. Осенняя сказка. А.Филиппенко, ст. В.Кукловской. Мы на луг ходили. П.Чайковский, Ноктюрн, соч. 19 № 4. В.Николаев. ст. И. Сусидко .Песенка об осеннем солнышке. В.Николаев, ст. Н.Алпаровой. На прогулку под дождем. Е.Поплянова, ст. Н.Пикулевой. Эхо. Е.Попляновой, ст. В.Татаринова. Камышинка- дудочка. М.Мусоргский, Балет невылупившихся птенцов. Г.Струве, ст. В.Викторова. Переменка. |
2. | Наши любимые праздники. (7ч) | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке Д.Шостакович, Вальс- шутка. А.Спадавеккиа, ст. Е. Шварца. Добрый жук. Потанцуй со мной, дружок. Немецкая народная песня. Гусята. Немецкая народная песня. Камаринская. Во поле береза стояла. Ах, вы сени. Светит месяц. Коробейники. Русские народные песни. П.Чайковский, Марш деревянных солдатиков. Болезнь куклы. Встанем в круг. Английская народная песня. Г.Струве. ст. В. Семернина. Маленькая мама. А.Лядов. Музыкальная табакерка.. Г.Струве, ст. Н.Соловьевой. Пестрый колпачок. Р.Шуман. Дед Мороз. Г.Вихарева. Елочка любимая. П.Чайковский.Вариация из балета «Щелкунчик» Г.Струве, ст. Н.Соловьевой. Новогодний хоровод. Г.Вихарева. Дед Мороз. |
3. | Основы музыкальной грамоты. (6ч) | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. П.Чайковский. Вальс снежных хлопьев. Н.Перунов. Белый пух; Мороз, мороз. М.Красев, ст. С. Вышеславцевой. Зимняя песенка. В.Герчик, ст. Н.Френкель. Нотный хоровод. А.Островский, ст. З.Петровой. До, ре, ми. И.Стравинский. Русская. Из балета « Петрушка». Едет масленица дорогая. Перед весной. Русские народные песни. Г.Струве, ст. Т.Волгиной. Песенка о гамме. |
4. | Природа в музыке. (5ч) | Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. . Е.Соколова. Сегодня мамин день. П.Чайковский. Песня жаворонка. Ой, бежит ручьем вода. Веснянка. Украинские народные песни. И.Стравинский. У петрушки. И. Брамс. Петрушка. И.Стравинский. Тема « Весеннего произрастания». В.Моцарт. Тоска по весне. П.Чайковский. Старинная французская песня. Я. Дубравин, ст. Е.Руженцева. Капли и море. Р. Шуман. Май, милый май. С.Прокофьев. Ходит месяц над лугами. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной .Весенний вальс. |
5. | Музыкальные инструменты. (5ч). | Тембровая окраска музыкальных инструментов и их выразительные возможности.. Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». К.Дебюсси. Лунный свет. Г.Левкодимов, ст. Э.Костиной. Веселые инструменты. М.Завалишина, ст. И.Андреевой. музыкальная семья. В.Дементьев, ст. И.Векшегоновой. Необычный концерт. Б.Савельев, ст. А. Хайта. Неприятность эту мы переживем. Ю.Тугаринов. Добрые волшебники. В.Алеев. ст. С.Маршака. Спектакль « Чиполлино». С.Прокофьев. Симфоническая сказка « Петя и волк». |
Перечень обязательных контрольных работ
- Давайте сочиним оперу. Тест№1
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
1 класс
Личностными результатами изучения курса « Музыка» в 1 классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально- творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке ( музыкальном произведении) в устной форме ( в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериямЭ
- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество ( общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 1 классе являются формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты ( рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа), а также народные инструменты ( гармонь, баян. Балалайка);
- проявлять навыки вокально- хоровой деятельности ( вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)
Список литературы для обучающих:
1. Музыка. 1 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
2.Музыкальный словарь
Приложение
№1
1. Скорость движения в музыке ________________.
2. Каким танцам соответствуют перечисленные слова: тихо, нежно, плавно - ____________________; громко, быстро _________________; весело, быстро, задорно ____________________.
3. Гармошка, баян, балалайка, бубен, фортепиано, свирель, рожок, колокольчики, ложки, скрипка. Какие инструменты не относятся к русским народным (подчеркни).
4. Человек, который сочиняет музыку - ______________________________.
5. Перечисли названия всех нот: _______________________________________________________.
6. Прослушай произведение и определи, что звучит: песня, танец или марш.
№2
1. Где нужно записывать ноты:
а) в тетради по математике;
б) в нотной тетради;
в) в альбоме по рисованию.
2. Кто руководит оркестром:
а) артист;
б) скрипач;
в) дирижёр.
3. Фамилия какого композитора зашифрована в этих буквах: АЧВЙКОСЙИК. ________________
4. Каждый музыкальный инструмент имеет своё собственное звучание, собственную краску. Это звучание называется __________________.
5. Напиши, какие это инструменты:
_____________________ __________________ _________________________
6. Прослушай произведение, определи его характер и жанр.
Предварительный просмотр:
№ | Темы , разделы 1 класс | Кол-во часов | дата | Изменения | Оборудование | Содержание Репертуар | Типы уроков | Вид контроля |
1 четверть | 9ур | |||||||
I | Музыка всюду нам слышна… | 9 | ||||||
1 | «Нас в школу приглашают задорные звонки». | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск СД | Первая встреча со школой. Музыка встречает ребят в первый школьный день. Разговор о настроении: радостном, весёлом, торжественном, серьёзном. Пение: Г. Струве «Мы теперь ученики». Слушание: Л. Дерябин «Фея Музыки».* Творческое задание: Раскраска «Фея Музыки».* Песня-презентация: В. Шаинский «Чему учат в школе». | Вводный Урок - экскурсия | - выявлять настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное.- соблюдать основные правила урока – как можно общаться с музыкой, не перебивая её звучание; - применять правила пения;-наблюдать за объектами окружающего мира. | ||
2 | «Музыка, музыка всюду нам слышна». | 1 | , Учебник, диск СД сказка | Музыка как вид искусства. Значение песни в жизни человека. Знакомство с музыкальным жанром – песня. Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Мелодия – главная мысль песни. Характер музыки (задорно, весело, радостно, звонко). Пение: Г. Струве «Весёлая песенка». Пение: А. Ермолов «Теперь мы первоклашки».* Слушание: Г. Струве «Мы теперь ученики».* Чтение сказки : «Как родилась песня» (корейская сказка)* | Урок - путешествие | наблюдать за объектами окружающего мира; - определять жанр песня; - выявлять характер музыки: задорно, весело, радостно, звонко. | ||
3 | «Я хочу увидеть музыку». | 1 | Картины Учебник, диск СД | Роль музыки в отражении различных явлений жизни. Каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Музыка - мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Но не каждому дано войти в этот мир. Жить в мире музыки и правильно понимать его может лишь тот человек, который наделен такими качествами, как образованность, воспитанность, чувствительность и искренняя доброта. Характер музыки – спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно. Пение: Г. Струве «Так уж получилось». Зрительный ряд: К. Моне «Кувшинки», У. Брюс «Пейзаж с маками», Г. Манге «Пейзаж с маками», В. Дмитриевский «Улыбка весны», Н. Крымов «После весеннего дождя». Слушание: М.П. Мусоргский. Прогулка (из цикла «Картинки с выставки»), Г. Струве «Я хочу увидеть музыку…».* | Урок - прогулка | -выявлять характер музыки: спокойно, нежно, задумчиво, ярко, звонко, радостно; - наблюдать, сравнивать | ||
4 | «Краски осени». | 1 | Раскраска, Учебник, диск СД | Погружение в мир красоты особой осенней поры — золотой осени. Разговор об осенней природе. Музыкальный образ осени. Характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно. Пение: В. Иванников «Осенняя сказка». Пение и театрализация песни: А. Филиппенко «Мы на луг ходили». Зрительный ряд: И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка», Д. Буторин «Пастушок», В. Поленов «Золотая осень», В. Ван Гог «Тополиная аллея осенью». Творческое задание: Раскраска «Краски осени».* | Урок - пупешествие | выявлять характер музыки: спокойно, светло, нежно, плавно, напевно, протяжно; -принимать участие в элементарной импровизации; - наблюдать, сравнивать. | ||
5 | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла». | 1 | Раскраска Учебник, диск СД | Продолжение темы об осенней природе. Образ осени в музыке, живописи и поэзии. Осеннее настроение передают в своей музыке композиторы. Интонационно-образная природа осени в музыкальном искусстве. Характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло. Слушание: П. Чайковский Ноктюрн (фраг.). Пение и музыкально-ритмические движения: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке», В. Николаев «На прогулку под дождем». Творческое задание: Раскраска «Дождливая осень».* | Урок - игра | выявлять характер музыки: грустно, печально, жалобно, уныло; -откликаться на характер музыки пластикой рук, хлопками в ритме, движениями;-принимать организованное участие в общей игре;-выражать в цвете эмоциональное отношение к музыкальному образу. | ||
6 | «Что ты рано в гости, осень, к нам пришла». | 1 | Раскрасска Учебник, диск СД | Слушание: П. Чайковский Ноктюрн (фраг.). Пение и музыкально-ритмические движения: В. Николаев «Песенка об осеннем солнышке», В. Николаев «На прогулку под дождем». Творческое задание: Раскраска «Дождливая осень».* | Урок - прогулка | |||
7 | « Музыкальное эхо» | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск С | Эхо – явление природы, имитация эхо в музыке. Разновидность динамики (громко - тихо) – в музыке. Средства музыкальной выразительности тесно связаны с исполнительскими средствами — выполнением того или иного технического приема, или способа воспроизведения звука. Восприятие и слушание изменения динамических оттенков как способ выражения характера музыки. Пение: Е. Поплянова «Эхо», «Камышинка-дудочка». Пение и театрализация: Е. Поплянова «Камышинка-дудочка» (игра на детских музыкальных инструментах). Слушание: О. Лассо «Эхо».* Творческое задание: загадки «Динамические оттенки».* Презентация: «Средства музыкальной выразительности. Динамика» муз передача «Фа – соль» | выявлять характер музыки; - принимать организованное участие в общей игре; -распознавать динамику (громко - тихо); - сравнивать, сопоставлять; -следить за изменениями динамических оттенков. | |||
8 | «Мои первые в жизни каникулы». | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Первые каникулы в жизни школьника. Музыкальные средства выразительности. Темп (быстрый - медленный). Восприятие темпа как способ выражения характера музыки, ощущение роли темпа и его изменений, восприятие темпа как организующее начало в музыке. Слушание: М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» (из цикла «Картинки с выставки»). Пение: Г. Струве «Переменка», исполнение песен по выбору учащихся. Презентация: «Средства музыкальной выразительности. Темп». * Слушание: Ю. Веселов Каникулы», С. Соснин «Учиться надо весело».* | различать темп в музыке (быстрый, медленный); -определять характер музыкального произведения; - сравнивать и анализировать; - решать творческие задачи. | |||
9 | «Мои первые в жизни каникулы». | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Обобщающий урок 1 четверти. Пение: повторение выученных песен. Слушание: фрагменты знакомых музыкальных произведений.* | Урок - обобщение | определять характер музыкального произведения, его динамику, темп;- петь по руке учителя контролировать дыхание на музыкальных фразах. | ||
2 четверть | 7ур | |||||||
II | Наши любимые праздники. | 7 | ||||||
10 | Встанем с друзьями в круг – пора танцевать». | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Знакомство с музыкальным жанром – танец. Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции. Характерные особенности и разновидности танца. Вальс (тихо, нежно, плавно), полька (громко, быстро), карнавал. Слушание: Д. Шостакович «Вальс-шутка», А. Спадавеккиа «Добрый жук». Пение: нем. нар. песня «Гусята». Пение и муз.-ритмические движения: нем. нар. песня «Потанцуй со мной, дружок». Зрительный ряд: С. Судейкин «Балет». Презентация: «Танец. Характерные особенности танца», «Эти разные танцы».* | Урок - путешествие | определять жанр танец; - определять характер музыкальных произведений, сравнивать их; - называть характерные особенности и определять разновидности танцев вальс, полька; - наблюдать, сравнивать. | ||
11 | Ноги сами в пляс пустились | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Особенности и разновидности музыкального жанра танец. Хоровод, пляска (весело, быстро, задорно). Хорово́д - «групповой танец с песней», древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Хороводом называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Пляска — производимая более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребенку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте. Слушание: рус. нар. песня -пляска «Камаринская». Пение и слушание: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла». Игра на детских муз. инструментах: рус. нар. песня «Ах вы, сени». Зрительный ряд: Г. Голиков «Хоровод», А. Котушкина «Береза», Неизв. худ-к «Камаринская пляска», Н. Зиновьев «Деревенский праздник». Презентация: «Танец и его разновидности»* Просмотр: «Камаринская» (фантазия на музыку М.И. Глинки)* | Урок - путешествие | участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя; - определять разновидности танцев: хоровод, пляска; -определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия. | ||
12 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Русские народные музыкальные инструменты – гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки (внешний вид, тембр). Оркестр – коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных музыкальных инструментах. Состав оркестра русских народных инструментов. Слушание: рус. нар. песня «Светит месяц», «Во поле берёза стояла»(в исполнении оркестра рус. нар. инструментов.). Пение: рус. нар. песня «Во поле берёза стояла». Творческое задание: рус. нар. песня «Коробейники» (игра на детских муз. инструментах). Зрительный ряд: Т.Зубкова «И кто его знает…», А. Шевелев «Емеля на печке», А. Маркичев «Пастушок». | Урок - путешествие | распознавать духовые, струнные, ударные инструменты по внешнему признаку; -определять на слух тембры музыкальных инструментов: гармошка, баян, балалайка, бубен, свирель, рожок, колокольчики, ложки; - сравнивать. | ||
13 | Марш деревянных солдатиков. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Знакомство с жанром марш. Характерные особенности марша. Марш и его разновидности. Марши бывают разные. Мелодическое родство дает возможность точнее определить признаки, отличающие один марш от другого, и подчеркнуть то общее, что объединяет все виды маршей — равномерность, четкость пульсации. Слушание: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» Пение: англ. нар. песня «Встанем в круг». Творческое задание: муз.-ритмические движения. Зрительный ряд: В. Павлова «Марш деревянных солдатиков», А. Бенуа «Азбука в картинках» (иллюстрация). Презентация: «Марш и его разновидности».* Видео-презентация: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».* Слушание: В. Алексеев «Марш первоклассников».* | Урок - путешествие | различать различные виды марша; -передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении; - объединять по общему признаку. | ||
14 | «Детский альбом» П.И.Чайковского. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Знакомство с творчеством русского композитора П.И.Чайковского. Музыка для детей «Детский альбом». Компози́тор - составитель, сочинитель, автор музыкальных произведений; человек, сочиняющий музыку. Профессия композитора предполагает наличие музыкально-творческого дарования и требует специального обучения композиции. Слушание: П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» (из «Детского альбома»). Пение: Г. Струве «Маленькая мама». Творческое задание: импровизация. Зрительный ряд: В. Павлова «Болезнь куклы», «Новая кукла». | Урок - игра | -определять и сравнивать характер, настроение музыкальных произведений: грустно, печально, горестно, радостно, восторженно. - определять и понимать смысл композитор; -рассуждать и наблюдать | ||
15 | Волшебная страна звуков. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | В. Одоевский «Городок в табакерке». Любой музыкальный инструмент имеет свой механизм. Нужно бережно с ним обращаться. Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения – заклички, прибаутки (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку. Слушание: А. Лядов «Музыкальная табакерка», Р. Шуман «Дед Мороз». Пение: Г. Вихарева «Ёлочка любимая», Г. Струве «Пёстрый колпачок». Творческое задание: импровизация, муз.-ритмические движения. Просмотр музыкального мультфильма: «Город в табакерке».* Зрительный ряд: Г. Ларичев «Морозко», И. Шишкин «Зима».* | Урок - путешествие | высказываться о характере музыки; -устно описывать объект наблюдения; -различать малые жанры фольклора - заклички, прибаутки; - обосновывать суждение; -наблюдать за объектами окружающего мира. | ||
16 | «Новый год! Закружился хоровод». | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Любимый праздник детворы – Новый год. Именно на зиму приходились дорогие сердцу праздники: Новый год, Рождество, Крещение. Новогодний хоровод – традиция старая, ей уже больше двух веков. Традиция водить хороводы – один из самых древних обычаев на Руси. В русском хороводе кружились все: и женщины и девы, юноши, и старики. Особенно хороводы любили дети. Новогодние хороводы стали своеобразным продолжением старинной традиции. Музыкальный инструмент - челеста. Слушание: П. Чайковский. Вариация II из балета «Щелкунчик», Пение: Г. Струве «Новогодний хоровод» (муз.-ритмические движения), Г. Вихарева «Дед Мороз». Творческое задание: раскраски «Новогодний хоровод», «Дед Мороз».* Просмотр фрагментов: Балет «Щелкунчик».* Презентация: «Дед Мороз».* | Урок - праздник | исполнять песни с настроением; -высказываться о характере музыки; -узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; - решать творческие задачи. | ||
3 четверть | 9 ур | |||||||
III | Основы музыкальной грамоты. | 6 | ||||||
17 | Зимние игры. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Зимние игры на каникулах. Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. После ритуальных песен и плясок начинались игры. Любимые зимние забавы – катания на санях – приходились именно на морозные дни, когда яркое солнце освещает украшенные серебром поля и леса, а скрипучий под ногами снег так и зовет детей на веселую прогулку! Слушание: П. Чайковский. «Вальс снежных хлопьев» (из балета «Щелкунчик») Пение попевок : Н. Перунов «Белый пух», «Мороз, мороз» (импровизация), М. Красева «Зимняя песенка». Просмотр фрагментов: Балет «Щелкунчик».* | Урок - прогулка | передавать характер музыки и передавать её настроении; -решать творческие задачи на уровне импровизаций; - обосновывать свои рассуждения. | ||
18 | «Водят ноты хоровод». | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Музыкальная азбука- это начало большого путешествия в страну музыки. Постепенно знакомясь со всеми жителями этой страны, можно много узнать и многому научиться. В музыке есть свои музыкальные буквы, которые называются нотами. Элементы музыкальной грамоты: ноты, звукоряд. Слушание: В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Пение: В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Просмотр: «Что такое ноты» (фрагмент из т/передачи «Поющая ФА-СОЛЬ»).* Творческое задание: раскраски «Нотки».* | Урок - игра | запомнить и называть ноты; - петь по руке учителя; -иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд; - разыгрывать воображаемые ситуации. | ||
19 | «Кто-кто в теремочке живет?» | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Пение, театрализация, игра на детских музыкальных инструментах. Инструменты погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон. Встреча с главными героями русской народной сказки «Теремок» (мышка, лягушка, лисичка, зайка, медведь). Игра на детских музыкальных инструментах: рус. нар. песня, обработка В. Агафонникова «Теремок». Презентация - песни «Теремок».* Творческое задание: театрализация песни-сказки «Теремок».* Творческое задание: раскраски «Теремок».* Слушание: рус. нар. сказка «Теремок». Фрагмент.* Просмотр: м/фильм (рус. нар. сказка) «Теремок». Фрагмент.* Пение: рус. нар. песня «Теремок».* | Урок – татрализация | предлагать свой вариант исполнительской трактовки; -определять звучание музыкальных инструментов: погремушка, кастаньеты, бубен, треугольник, духовая гармошка, металлофон, аккордеон; - сравнивать тембры главных героев сказки. | ||
20 | Веселый праздник Масленица. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Слушание: И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка». Пение: р.н.п. «Едет Масленица дорогая». Физминутка: «Весна».* Просмотр: м/фильма «Ишь ты, Масленица».* | Урок - игра | определять характер музыки и передавать её настроение; -наблюдать за объектами окружающего мира; - сравнивать и высказывать свои рассуждения. | ||
21 | Веселый праздник Масленица. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Народный праздник на Руси – Масленица. Ма́сленица — народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Слушание: И. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка». Пение: р.н.п. «Едет Масленица дорогая». Физминутка: «Весна».* Просмотр: м/фильма «Ишь ты, Масленица».* | Урок - игра | определять характер музыки и передавать её настроение; -наблюдать за объектами окружающего мира; - сравнивать и высказывать свои рассуждения. | ||
22 | Где живут ноты. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Путешествие в музыкальную страну «Музыкальной азбуки». Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Система графических знаков для записи музыки. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, (скрипичный ключ). Слушание: В. Герчик «Нотный хоровод», А. Островский «До, ре, ми, фа, соль…» Пение: Г. Струве «Песенка о гамме». Презентация: «Нотоносец, нотный стан».* Просмотр: «Знакомство с нотной записью» м/фильм «До, ре, ми…».* | Урок экскурсия | работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи; -определять на нотном стане расположение нот; - сравнивать, сопоставлять. | ||
IV | Природа в музыке. | 5 | ||||||
23 | Весенний вальс. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Музыка, литература и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала музыкантов, писателей, художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Образ матери – великая тема искусства. Пианино, рояль. Слушание: П. Чайковский «Вальс цветов». Пение: А. Филиппенко «Весенний вальс», Е. Соколова «Сегодня мамин день». Презентация: «История музыкальных инструментов. Пианино, рояль».* Слайд-презентация: П. Чайковский «Вальс цветов».* Песня-презентация: «Праздник бабушек и мам».* | эмоционально откликаться на содержание произведения; - узнавать звучание музыкальных инструментов: пианино, рояль; - сравнивать, сопоставлять. | |||
24 | Природа просыпается. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Весеннее настроение и единая мысль в разных областях произведений искусства. Соотношение и осмысление содержания, построенное на сопоставлении поэзии, живописи и музыки. Образ весны через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный. Музыкальность картин. Слушание: П. Чайковский «Песня жаворонка». Пение: укр. нар. песни «Ой, бежит ручьём вода», «Веснянка». Творческое задание: игра на детских муз. инструментах. Зрительный ряд: К. Юон. «»Мартовское солнце», Н. Ромадин «Розовый вечер». Презентация: «Песня жаворонка» (по произведению П.И. Чайковского «Времена года»).* | Урок - путешествие | выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи. -наблюдать за объектами окружающего мира. | ||
25 | В детском музыкальном театре. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Путешествие первоклассников в мир музыкального театра. Музыкальный театр – это сказка детства! В детском музыкальном театре всегда оживленно и весело. Артисты показывают детям сказочные музыкальные представления: они играют, танцуют и поют. Перед сценой находится оркестровая яма, в которой располагается оркестр. Руководит оркестром дирижер (артисты, оркестр, дирижёр, антракт). Правила поведения в театре. Слушание: И. Стравинский «У Петрушки» (из балета «Петрушка»). Пение: И. Брамс «Петрушка». Творческое задание: игра на детских муз. инструментах, театрализация. Просмотр: м/фильм «Рождественская фантазия» (по произведению И. Стравинского «Петрушка»).* Презентация: «В музыкальном театре».* | Урок – виртуальное путешествие | сравнивать характер в музыкальных произведениях; -понимать значение определений: музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр; - осознавать правила поведения в театре; - обосновывать суждение. | ||
4 четверть | 8ур | |||||||
26 | Мелодии и краски весны. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Весеннее настроение. Творческое воображение посредством углубления понимания художественного образа: поэтического, музыкального, живописного. Мелодия, музыкальность. Светлые, радостные, грустные и печальные мелодии. Слушание: И. Стравинский тема «весеннего произрастания» (из балета «Весна священная»), В.А. Моцарт «Тоска по весне», П. Чайковский «Старинная французская песенка» (из «Детского альбома»). Пение: В. Николаев «Песня ручья», Я. Дубравин «Капли и море». Зрительный ряд: К. Писсаро «Красные крыши», И. Левитан «Весна. Большая вода», Н. Ромадин «Цветущий бугор». | Урок - путешествие | выявлять общее между прослушанным произведением и произведением живописи; - понимать значение мелодии и музыкальность в музыке; -определять характер музыки: cветлые, радостные, грустные и печальные мелодии; - сравнивать, наблюдать, сопоставлять. | ||
28 | Мелодии дня. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Мелодии дня в музыке, в живописи, в поэзии. Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо, таинственно, загадочно. Слушание: Р. Шуман «Май, милый май», В. А. Моцарт «Колыбельная», С. Прокофьев «Ходит месяц над лугами». Пение: Е. Поплянова «Песенка про двух утят». Зрительный ряд: И. Левитан «Весна в Италии», М. Нестеров « Овражек», И. Бродский «Новолуние», И. Левитан «Сумерки. Луна». | Урок - путешествие | выявлять общее между поэзией, прослушанным музыкальным произведением и произведением живописи; -определять и различать характер музыки: Светло, ласково, радостно, звонко. Спокойно, тихо, таинственно, загадочно; | ||
V | Музыкальные инструменты | 5 | ||||||
29 | Музыкальные инструменты. Тембры- краски. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное звучание, собственную окраску – тембр. Встреча с музыкальными инструментами – арфой, флейтой, скрипкой, пианино. Внешний вид инструментов, тембр, выразительные возможности. Слушание: С. Прокофьев. Тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты), К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»). Фрагмент (соло арфы), Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады (из симфонической сюиты «Шехеразада» (соло скрипки). Пение: Е. Тиличеева «Догадайся, кто поёт», Г. Левкодимов «Весёлые инструменты» (игра на детских муз. инструментах, импровизация). Зрительный ряд: Д. Левицкий «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой», Э. Мане «Флейтист», О. Ренуар «Девушки за пианино», неизвестный художник «Мальчик со скрипкой». Просмотр: Н.А. Римский – Корсаков (фрагмент из балета «Шехеразада»).* | Урок - путешествие | определять инструменты по звучащему фрагменту; - называть и узнавать звучание музыкальных инструментов: арфа, скрипка, флейта, пианино; - понимать значение «тембр»; - сравнивать, наблюдать, сопоставлять. | ||
30 | Легко ли стать музыкальным исполнителем?. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом»- сказка. Исполнитель кто это? Легко ли им стать? Для того, чтобы стать музыкальным исполнителем, необходимо много учиться и трудиться. Пение: М. Завалишина «Музыкальная семья». Творческое задание: театрализация. Чтение сказки: Н. Носов «Как Незнайка был музыкантом».* | стремиться к осмысленному общению с музыкой; -уметь разыгрывать песню по ролям; - разыгрывать воображаемые ситуации. | |||
31 | На концерте. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Новое понятие – концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Во время концерта полагается спокойно, молча слушать музыку. Во время концерта или спектакля нельзя вставать и уходить. Это очень невежливо по отношению к артистам и слушателям. Пение: В. Дементьев «Необычный концерт». Творческое задание: Угадай музыкальные инструменты.* | Урок - экскурсия | исполнять песню с настроением; -осмысленно владеть способами певческой деятельности; -осознавать важность правила поведение на концерте. | ||
32 | Но на свете почему-то торжествует доброта. | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Музыка, которая звучит в мультфильмах. Мультфильмы любят все – и дети, и взрослые. Любят за их юмор, веселье, любят за доброту, которая всегда побеждает. Музыка вм /фильмах играет очень важную роль. Она помогает лучше узнать главных героев – их настроение, характер, поступки. Слушание: А. Шнитке Рондо из «Concerto grosso №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра». (м/фильм «Карандаш и ластик» из мультсериала «Карусель». Фрагмент), Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём» (из мультфильма «Лето кота Леопольда»). Пение: В. Шаинский «Голубой вагон» (из м/фильма «Старуха Шапокляк»), Ю. Тугаринов «Добрые волшебники». Просмотр: м/фильм «Лето кота Леопольда» (фрагмент).* | Урок - путешествие | иметь представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в мультфильмах; -характеризовать своё внутреннее состояние после прослушивания музыкального произведения, свои чувства, переживания и мысли; - рассуждать и выражать свои мысли. | ||
33 | «Давайте сочиним оперу» | 1 | Музыкальная презентация, Учебник, диск | Путешествие в музыкальную страну опера. Многие первоклассники знакомы с замечательными и отважными героями сказки «Чиполлино». Чиполлино и его друзья храбро сражались за свободу против злых и коварных правителей Италии – принца Лимона, барона Апельсина, синьора Помидора. Нелегкая победа, одержанная верными друзьями, принесла освобождение и радость многим простым и честным жителям Италии. Опера, хор, солист. Слушание: В. Алеев «Песня графа Вишенки», «Песня синьора Помидора», «Я – весёлый Чиполлино». Пение: В. Алеев «Я – весёлый Чиполлино». Творческое задание: театрализация. Просмотр: м/фильм «Чиполлино».* Слушание: Е. Крылатов «Песенка о лете».*Тест №1 | Обобщающий урок | иметь первоначальные представления о понятиях опера, хор, солисты; музыкальный образ. -инсценировать фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров | ||
Всего: | 33ч |
* Курсивом обозначен дополнительный материал, который может быть использован в рамках уроков музыки.