Аналитическая записка о результатах апробации учебного пособия по начальному обучению игре на фортепиано «НотаРИТМиЯ»

Курильченко Наталья Леонидовна

Данная публикация представляет собой подробный анализ о результатах внедрения авторского учебного пособия по начальному обучению игре на фортепиано «НотаРИТМиЯ» в учебную практику ДШИ. Документ включает в себя аналитическую записку, а также инструментарий,  используемый при проведении контрольных мероприятий для обучающихся и их родителей в период апробации учебного пособия: анкеты и подробный отчет о результатах  анкетирования родителей, варианты заданий, критерии оценок для итоговой аттестации обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya1.doc85.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ АПРОБАЦИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО НАЧАЛЬНОМУ ФОРТЕПИАННОМУ ОБУЧЕНИЮ «НотаРИТМиЯ»

          Данное пособие проходило апробацию на базе Детской школы искусств города Качканара в течение 2010-2011 учебного года. При определении эффективности внедрения пособия в учебную практику ДШИ мы опирались на факты, полученные при проведении контрольных мероприятий среди учащихся и их родителей. Формой работы с родителями был выбран социологический опрос в форме анкетирования. Анкетирование проводилось в течение года в три этапа и преследовало следующие цели: 1) выявление ценностно-мотивационных установок родителей к музыкальному, и в частности,  к пианистическому образованию своих детей (сентябрь); 2) установление степени заинтересованности учеников и их родителей в уроках фортепиано, реализуемых с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ» (декабрь); 3) определение существенных изменений произошедших с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано, а также выявление степени удовлетворенности родителей результатом обучения игре на фортепиано с помощью пособия «НотаРИТМиЯ (май). (Варианты анкет в приложении 1).

 В качестве контрольного мероприятия для обучающихся был выбран  экзамен, который проводился в конце учебного года в два этапа:

1) Теоретическая часть – в письменной форме индивидуально для каждого учащегося;

2) Практическая часть – в форме концерта.

         Выполнение заданий теоретической и практической части экзамена оценивалось по трехбалльной системе, где каждый балл имел определенное значение.

Критерии оценивания теоретической части:

3 – успешное самостоятельное выполнение задания по всем разделам;

2 – частично самостоятельное выполнение задания при незначительной помощи педагога;

1 – значительные затруднения при выполнении задания.

Критерии оценивания практической части:

3 – свобода пианистического аппарата; яркое, убедительное исполнение программы; высокий уровень эмоциональности выступления; хорошее качество звукоизвлечения и штриховая определенность; наличие ясной выстроенной фразировки. 

2 – незначительная скованность пианистического аппарата; не достаточно яркое и убедительное исполнение программы; сдержанная эмоциональность выступления; средний уровень владения артикуляционными приемами (штрихами); частично выстроенная фразировка.

1 – зажатость пианистического аппарата; сбивчивое исполнение программы; отсутствие эмоций при выступлении; штриховая неопределенность, не выстроенная фразировка.

                 Результаты обобщены в следующей таблице:

Имя, фамилия

Контрольные задания

Средний балл

теор. ч.

практ. ч.

1

Юля О.

3

3

3

2

Лиза Ф.

3

2

2,5

3

Катя К.

3

3

3

4

Аня В.

3

2

2,5

 

           Как мы видим, средний балл приближен к максимальному значению. Особо хочется отметить успешность выполнения теоретических заданий. Это обусловлено тем, что ребенок привык к самостоятельной работе с подобного рода заданиями, чему способствовала форма учебного пособия в виде рабочих тетрадей, а также наличие в учебной практике контрольно – измерительных мероприятий для отслеживания уровня образовательных достижений учащихся в области теоретических знаний (блиц-диктанты различной модификации, вопросы обратной связи, проверочные игры).

          В практической части учащиеся также показали достаточно высокий результат. Это говорит о последовательной, планомерной работе в данном направлении, когда дети постоянно музицируют, находятся в творческом состоянии, поддерживаются создаваемой на уроках ситуацией успеха, которая способствует повышению самооценки ребенка и активизации его творческих и исполнительских способностей.  

           В качестве «заключительного аккорда» в завершении занятий по пособию «НотаРИТМиЯ» для учащихся и их родителей был проведен праздник – «Посвящение в Музыканты» с награждением лучших учеников (по сумме баллов за теоретическую и практическую части экзамена по фортепиано) и подведением итогов конкурса «На лучшее оформление учебного пособия». К празднику готовились и взрослые и дети. Все участники пели хором любимые песни, отвечали на «музыкальные» вопросы, сопереживали дебютным выступлениям юных исполнителей, щедро одаривая их аплодисментами.

          Работа над исследованием материалов, полученных в результате социологического опроса родителей, проводимого в рамках  апробации учебного пособия по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ», позволила обозначить общие тенденции в образовательном заказе современных родителей. Анализ полученных данных говорит о том, что, практически все, родители осмысленно подходят к выбору дополнительного образования своих детей, видя в нем залог целостного развития личности ребенка во взаимодействии с музыкой, и в частности с умением играть на фортепиано. (Подробный отчет о результатах  анкетирования родителей в приложение 1.4.)        

     Наряду с внедрением пособия в учебную практику ДШИ города Качканара состоялась и его презентация широкому кругу специалистов:

  1.  Участие в  Областном конкурсе – смотре методических работ (март

 2009г.) . Гран При Нижнетагильского методобъединения;            

     2)   Выступление в рамках семинара «Традиции и новации в современной

          ДШИ» (февраль 2010 г., Качканар). Справка;

     3)  Участие в программе областной научно-практической конференции

          «ДШИ: современные модели образовательной деятельности» (февраль

          2010 г., Нижняя Салда). Благодарственное письмо;

     4)  Участие в Международном фестивале художественного творчества в

          сфере современных компьютерных технологий и авторского

           творчества «Звездный Олимп» (март 2011г., Екатеринбург). Диплом 1

          степени;

      5)  Публикация методических материалов в рамках Всероссийской

           научно-практической конференции «Современные художественно-

           педагогические технологии в образовательном процессе школы и

           вуза», Нижний Тагил, 7 апреля 2011 г. / отв. ред. А. Н. Садриева ;

           Нижнетагильская государственная социально-педагогическая

            академия. – Нижний Тагил, 2011; 

          6)  Участие в XV межрегиональной специализированной выставке

           «Образование  от А до Я. Карьера» (апрель 2013г., Екатеринбург).

           Благодарственное письмо;

         

          Исходя из результатов апробации базирующихся на личных наблюдениях преподавателей, подкрепленных итогами контрольных мероприятий среди учащихся и их родителей, принимая во внимание отзывы коллег, делаем следующие  выводы:  учебное пособие по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ» представляет практико-педагогическую ценность и соответствует заявленной цели. Современный формат пособия, оригинальная методика, своеобразная форма подачи учебного материала, удачно выбранные виды деятельности способствуют естественному, непринужденному овладению теоретическим материалом,  благоприятствуют развитию творческих способностей и пианистических навыков учащихся, стимулируют различные проявления самостоятельности и инициативности юных пианистов. К тому же, ученики не только приобретают узкоспецифические знания, но и развиваются в физическом и интеллектуальном отношении. Значительно возрастает интерес к занятиям и со стороны учеников, и со стороны их родителей, которые, в свою очередь, отмечают максимальную удовлетворенность детей плодами своего труда

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.1. Анкета для родителей №1

          Уважаемые родители! Ваш ребенок начинает учиться игре на фортепиано по авторскому пособию «НотаРИТМиЯ». Это пособие - результат многолетней творческой  и педагогической работы преподавателя  Курильченко Н.Л. Помимо автора в его создании принимал участие целый коллектив единомышленников (их фотографии можно увидеть на последней странице пособия – тетрадь 1). Данное пособие призвано пробудить интерес к музыкально-художественной деятельности  через обучение  игре на фортепиано, содействуя тем самым формированию культурного потенциала подрастающего поколения. Для оценки качества обучения был разработан ряд контрольных мероприятий с участием учащихся и родителей.  Формой работы с родителями было выбрано анкетирование, которое будет проходить в течение учебного года в три этапа (сентябрь, декабрь, май). Отвечая на вопросы анкеты №1, Вы поможете нам понять  ценностно-мотивационные установки родителей к музыкальному, и в частности, к пианистическому образованию своих детей.

     1.  Главным в музыкальном образовании ребенка вы считаете:

         а) формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей,

          установок, интересов, чувств, оценок);

б) развитие музыкальных способностей;

в) воспитание у ребенка самодисциплины, усидчивости,

ответственности;

         г) другое ____________________________________

2. Приводя ребенка в фортепианный класс вы:

     а) следуете современным модным тенденциям;

б) ориентируетесь на желание вашего ребенка;

в) продолжаете семейные традиции;

          г) другое ____________________________________

3. Связываете ли Вы музыкальное образование ребенка с его будущей профессией?

     а) да;

     б) нет;

     в) затрудняюсь ответить.

4. Какие перспективы могут  открыться  перед Вашим ребенком, благодаря урокам фортепиано?  (укажите один или несколько вариантов ответа): ____________________________________________________________________________________________________________________________________       

 ______________________________________________________________                                                                                                         

                                                                    Спасибо за сотрудничество!

1.2. Анкета для родителей №2

          Уважаемые родители! Администрация ДШИ продолжает анкетирование, направленное на  оценку качества обучения с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ». Цель анкеты №2 - установление степени заинтересованности учеников и их  родителей в уроках фортепиано, реализуемых с помощью данного учебного пособия.

1. Какое настроение и разнообразие эмоций ближе всего вашему ребёнку перед уроком фортепиано?

а) приподнятое (радость, уверенность, бодрость, открытость);

б) подавленное (печаль, боязнь, безысходность, уныние);

в) безразличие (равнодушие, отчуждение, сдержанность, безволие);

г) возбуждённое (егозливость, шаловливость, невоздержанность);

д) другое _______________________________________________________

2. Что на уроках фортепиано, по Вашему мнению, является наиболее интересным для ребёнка?

а) письменные творческие задания;

б) общение с педагогом;

в) игровые и сюрпризные моменты;

г) исполнительская творческая деятельность;

д) другое _______________________________________________________

3. Чем предпочитает заняться Ваш ребёнок, когда возвращается с урока фортепиано? (если пунктов несколько, цифрами укажите очерёдность).

 а) сообщает теоретические сведения, с которыми познакомился на уроке;

 б) поёт новые мелодии;

 в) бежит к инструменту, демонстрируя приобретённые навыки;

 г)  занимается чем-то отвлечённым, не связанным с музыкой;

 д) спешит выполнить письменное домашнее задание (в пособии и тетрадях).

4. Какая формулировка точнее характеризует мотивацию Вашего ребёнка перед выполнением домашнего задания по пособию «НотаРИТМиЯ» (можно указать несколько вариантов ответа):

а) «потому что надо»;

б) «это помогает лучше освоить теоретический материал»;

в) «это интересно и увлекательно»;

г) «не хочу и не буду»;

д) другое _______________________________________________________

5. Помогаете ли Вы выполнять домашнее задание по пособию «НотаРИТМиЯ»?

а) да, мне это интересно;

б) нет, ничего в этом не понимаю;

в) да, каждый раз открывая для себя что-то новое;

г) по настроению;

 д) другое _____________________________________________

                                                                                 

Спасибо за сотрудничество!

1.3. Анкета для родителей № 3

          Уважаемые родители! Ваши дети проучились один год на музыкальном отделении ДШИ по классу фортепиано. Обучение велось по авторскому пособию Н.Л. Курильченко «НотаРИТМиЯ». Предлагаем Вам ознакомиться с вопросами анкеты №3. Ее цель – определить наличие существенных изменений произошедших с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано по данному пособию. Оценить  эффективность данной методики, относительно  Вашего ребенка. Выявить степень удовлетворенности полученными результатами обучения. Выражайте свое мнение, отвечая на предложенные вопросы, а также в свободной форме в конце анкеты.

1.Как Вы можете оценить уровень интереса Вашего ребенка к урокам фортепиано в начале и в конце учебного года.

а) Высокий – высокий;        

б) Высокий  -  низкий;        г) Низкий – высокий;

в) Низкий – низкий;                       д) Другое ____________                                                                                

2.Работа в пособии «НотаРИТМиЯ» облегчила или затруднила процесс обучения обучение игре на фортепиано Вашему ребенку. Поясните свой ответ.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Как изменился Ваш ребенок за год обучения игре на фортепиано по пособию «НотаРИТМиЯ»?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Довольны ли Вы результатом обучения за пройденный период? Поясните свой ответ.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.Хотели бы Вы продолжить обучение своего ребенка игре на фортепиано в нашей школе?------------------

6.Ваши пожелания и предложения создателям пособия, а также  всем педагогам музыкального отделения.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Благодарим за сотрудничество!

1.4. О результатах  анкетирования родителей учащихся, проводимого в процессе апробации учебного пособия по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ»

          Данное пособие проходило апробацию на базе Детской школы искусств города Качканара в течение 2010-2011учебного года. При определении эффективности внедрения пособия в учебную практику ДШИ мы опирались на факты, полученные при проведении контрольных мероприятий среди учащихся и их родителей. Формой работы с родителями был выбран социологический опрос в форме анкетирования. Анкетирование проводилось в три этапа и преследовало следующие цели: 1) выявление ценностно-мотивационных установок родителей к музыкальному, и в частности,  к пианистическому образованию своих детей (сентябрь); 2) установление степени заинтересованности учеников и их родителей в уроках фортепиано, реализуемых с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ» (декабрь); 3) определение существенных изменений произошедших с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано, а также выявление степени удовлетворенности родителей результатом обучения игре на фортепиано с помощью пособия «НотаРИТМиЯ (май).

         Анализ анкет позволил сделать следующие выводы по каждому этапу исследования:

          1. На первое место по мотивам обучения ребенка музыке, и в частности, игре на фортепиано выходит формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок). Большинство родителей отмечают, что стремятся при этом и к воспитанию у ребенка самодисциплины, усидчивости, ответственности.   Многие родители ориентируются на желание своих детей заниматься музыкой, но в то же время, не связывают музыкальное образование ребенка с его будущей профессией.

          Проанализировав указанные родителями возможные перспективы детей, которые могут открыться, благодаря урокам фортепиано, перечислим лишь некоторые из них: «дадут толчок интеллектуальному и музыкальному развитию», «будут способствовать приобретению нового коммуникативного опыта». «Индивидуальные занятия с учетом особенностей и интересов ребенка, будут содействовать повышению его самооценки», «подобные занятия могут способствовать развитию мышления и многих психических функций», «это хорошая возможность творческой самореализации».

          2.Говоря о заинтересованности учеников в уроках фортепиано, реализуемых с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ», необходимо отметить, что большая их часть увлечена занятиями фортепиано, что выражается в позитивной эмоциональной стабильности детей и высоком уровне интереса и на уроках и при выполнении домашнего задания. Особо приоритетным является творческая деятельность учащихся, связанная с  исполнительством. Она в большей мере проявляется благодаря планированию урока, предполагающему свободное сочетание предложенных направлений работы в зависимости от уровня развития ученика и художественно-педагогических идей преподавателя. Большой популярностью также пользуется и выполнение письменных творческих заданий  (в пособии и тетрадях), что не меньшим образом способствует творческой самореализации ребенка. И, наконец, необходимо отметить и интерес родителей, которые пытаясь помочь ребенку в познании нового (принимая участие в выполнении домашнего задания по пособию «НотаРИТМиЯ»), подчас узнают  что-то новое и для себя.

          3.  Завершающий этап анкетирования позволил проследить уровень интереса учащихся к урокам фортепиано в динамике. Большая часть родителей отмечает  постоянный его уровень в течение всего года обучения (высокий – высокий), однако необходимо указать на то, что имеется несколько случаев изменения уровня интереса в сторону его увеличения (низкий – высокий).

          Практически все родители указывают на то, что работа в пособие «НотаРИТМиЯ» облегчила их детям процесс обучения игре на фортепиано. Далее приводим встречающиеся пояснения: «с помощью стихов стало более понятно», «материал в пособии понравился мне и ребенку», «опыта учебы до этого не было, но в пособии все доступно и понятно», «пособие очень помогло, оно явилось не шаблонной основой, которая сделала занятия увлекательными и интересными, что для детей – очень важно».

          К существенным изменениям, произошедшим с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано, родители причисляют следующие: «стала внимательнее, усидчивее», «ребенок научился планировать время», «ребенок получил хорошие знания, стал грамотнее в музыке», «изменилось само мышление ребенка – появилась системность и вариативность. Научилась учиться – продумывать, придумывать, прочувствовать. Отлично!!!».

          Результат обучения игре на фортепиано с помощью пособия «НотаРИТМиЯ» родители также оценивают положительно. Далее приводим следующие доводы: «довольны, ребенок развивается умственно», «да, довольны, первый год обучения всегда труден. Хорошо, что желание учиться дальше осталось», «довольны контактом между ребенком и педагогом», «очень довольна. Вижу, что моя дочь стала серьезней относиться к учебе», «очень довольна. Подкупает индивидуальный подход – система обучения выстроена очень грамотно, весь материал выложен в определенной последовательности с постепенным усложнением».

          В своих пожеланиях к  создателям пособия родители писали: «Спасибо за вашу большую работу с нашими детьми, надеемся на дальнейшее сотрудничество», «спасибо за понимание, за ваше умение донести свою любовь и страсть к музыке до наших детей», «продолжать в своей работе делать акцент на интерес и развитие творческих способностей у детей. А еще Терпения и Мажорного настроения!»

          Подытожим сказанное в следующем выводе. Работа над исследованием материалов, полученных в результате социологического опроса родителей, проводимого в рамках  апробации учебного пособия по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ», позволила обозначить общие тенденции в образовательном заказе современных родителей. Анализ полученных данных говорит о том, что, практически все, родители осмысленно подходят к выбору дополнительного образования своих детей, видя в нем залог целостного, и в особенности культурного развития личности ребенка. Во многом связывая   его с взаимодействием с музыкой, и в частности с умением играть на фортепиано. Учебное пособие «НотаРИТМиЯ» отвечает потребностям родителей, как субъектов образования, определяющих на начальном этапе образовательную траекторию своего ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

План заданий к  теоретической части экзамена по фортепиано

1.  Название инструмента;

2. Запись ритма под пульсом (все знакомые ритмоформулы в двудольном размере);

3. Запись нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах (все возможные варианты любых 2-х, 3-х нот), а также знаков альтерации;

4. Знание штрихов (произношение, перевод, обозначение в нотах);

5. Знание длительностей и пауз (их соответствие друг  другу);

6. Аппликатурные правила (количество - 4, формулировка, умение применять на практике);

7. Терминология:

  • аппликатура;
  •  ритм;
  • пульс;
  • мелодия;
  • аккомпанемент;
  • ритмоформула;
  •  темп;
  • нотоносец;
  • пюпитр;
  • регистр;
  • акколада;
  • октава.

8. Наличие навыков  разгадывания кроссвордов.