Аналитическая записка о результатах апробации учебного пособия по начальному обучению игре на фортепиано «НотаРИТМиЯ»
Данная публикация представляет собой подробный анализ о результатах внедрения авторского учебного пособия по начальному обучению игре на фортепиано «НотаРИТМиЯ» в учебную практику ДШИ. Документ включает в себя аналитическую записку, а также инструментарий, используемый при проведении контрольных мероприятий для обучающихся и их родителей в период апробации учебного пособия: анкеты и подробный отчет о результатах анкетирования родителей, варианты заданий, критерии оценок для итоговой аттестации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya1.doc | 85.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ АПРОБАЦИИ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО НАЧАЛЬНОМУ ФОРТЕПИАННОМУ ОБУЧЕНИЮ «НотаРИТМиЯ»
Данное пособие проходило апробацию на базе Детской школы искусств города Качканара в течение 2010-2011 учебного года. При определении эффективности внедрения пособия в учебную практику ДШИ мы опирались на факты, полученные при проведении контрольных мероприятий среди учащихся и их родителей. Формой работы с родителями был выбран социологический опрос в форме анкетирования. Анкетирование проводилось в течение года в три этапа и преследовало следующие цели: 1) выявление ценностно-мотивационных установок родителей к музыкальному, и в частности, к пианистическому образованию своих детей (сентябрь); 2) установление степени заинтересованности учеников и их родителей в уроках фортепиано, реализуемых с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ» (декабрь); 3) определение существенных изменений произошедших с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано, а также выявление степени удовлетворенности родителей результатом обучения игре на фортепиано с помощью пособия «НотаРИТМиЯ (май). (Варианты анкет в приложении 1).
В качестве контрольного мероприятия для обучающихся был выбран экзамен, который проводился в конце учебного года в два этапа:
1) Теоретическая часть – в письменной форме индивидуально для каждого учащегося;
2) Практическая часть – в форме концерта.
Выполнение заданий теоретической и практической части экзамена оценивалось по трехбалльной системе, где каждый балл имел определенное значение.
Критерии оценивания теоретической части:
3 – успешное самостоятельное выполнение задания по всем разделам;
2 – частично самостоятельное выполнение задания при незначительной помощи педагога;
1 – значительные затруднения при выполнении задания.
Критерии оценивания практической части:
3 – свобода пианистического аппарата; яркое, убедительное исполнение программы; высокий уровень эмоциональности выступления; хорошее качество звукоизвлечения и штриховая определенность; наличие ясной выстроенной фразировки.
2 – незначительная скованность пианистического аппарата; не достаточно яркое и убедительное исполнение программы; сдержанная эмоциональность выступления; средний уровень владения артикуляционными приемами (штрихами); частично выстроенная фразировка.
1 – зажатость пианистического аппарата; сбивчивое исполнение программы; отсутствие эмоций при выступлении; штриховая неопределенность, не выстроенная фразировка.
Результаты обобщены в следующей таблице:
№ | Имя, фамилия | Контрольные задания | Средний балл | |
теор. ч. | практ. ч. | |||
1 | Юля О. | 3 | 3 | 3 |
2 | Лиза Ф. | 3 | 2 | 2,5 |
3 | Катя К. | 3 | 3 | 3 |
4 | Аня В. | 3 | 2 | 2,5 |
Как мы видим, средний балл приближен к максимальному значению. Особо хочется отметить успешность выполнения теоретических заданий. Это обусловлено тем, что ребенок привык к самостоятельной работе с подобного рода заданиями, чему способствовала форма учебного пособия в виде рабочих тетрадей, а также наличие в учебной практике контрольно – измерительных мероприятий для отслеживания уровня образовательных достижений учащихся в области теоретических знаний (блиц-диктанты различной модификации, вопросы обратной связи, проверочные игры).
В практической части учащиеся также показали достаточно высокий результат. Это говорит о последовательной, планомерной работе в данном направлении, когда дети постоянно музицируют, находятся в творческом состоянии, поддерживаются создаваемой на уроках ситуацией успеха, которая способствует повышению самооценки ребенка и активизации его творческих и исполнительских способностей.
В качестве «заключительного аккорда» в завершении занятий по пособию «НотаРИТМиЯ» для учащихся и их родителей был проведен праздник – «Посвящение в Музыканты» с награждением лучших учеников (по сумме баллов за теоретическую и практическую части экзамена по фортепиано) и подведением итогов конкурса «На лучшее оформление учебного пособия». К празднику готовились и взрослые и дети. Все участники пели хором любимые песни, отвечали на «музыкальные» вопросы, сопереживали дебютным выступлениям юных исполнителей, щедро одаривая их аплодисментами.
Работа над исследованием материалов, полученных в результате социологического опроса родителей, проводимого в рамках апробации учебного пособия по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ», позволила обозначить общие тенденции в образовательном заказе современных родителей. Анализ полученных данных говорит о том, что, практически все, родители осмысленно подходят к выбору дополнительного образования своих детей, видя в нем залог целостного развития личности ребенка во взаимодействии с музыкой, и в частности с умением играть на фортепиано. (Подробный отчет о результатах анкетирования родителей в приложение 1.4.)
Наряду с внедрением пособия в учебную практику ДШИ города Качканара состоялась и его презентация широкому кругу специалистов:
- Участие в Областном конкурсе – смотре методических работ (март
2009г.) . Гран При Нижнетагильского методобъединения;
2) Выступление в рамках семинара «Традиции и новации в современной
ДШИ» (февраль 2010 г., Качканар). Справка;
3) Участие в программе областной научно-практической конференции
«ДШИ: современные модели образовательной деятельности» (февраль
2010 г., Нижняя Салда). Благодарственное письмо;
4) Участие в Международном фестивале художественного творчества в
сфере современных компьютерных технологий и авторского
творчества «Звездный Олимп» (март 2011г., Екатеринбург). Диплом 1
степени;
5) Публикация методических материалов в рамках Всероссийской
научно-практической конференции «Современные художественно-
педагогические технологии в образовательном процессе школы и
вуза», Нижний Тагил, 7 апреля 2011 г. / отв. ред. А. Н. Садриева ;
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая
академия. – Нижний Тагил, 2011;
6) Участие в XV межрегиональной специализированной выставке
«Образование от А до Я. Карьера» (апрель 2013г., Екатеринбург).
Благодарственное письмо;
Исходя из результатов апробации базирующихся на личных наблюдениях преподавателей, подкрепленных итогами контрольных мероприятий среди учащихся и их родителей, принимая во внимание отзывы коллег, делаем следующие выводы: учебное пособие по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ» представляет практико-педагогическую ценность и соответствует заявленной цели. Современный формат пособия, оригинальная методика, своеобразная форма подачи учебного материала, удачно выбранные виды деятельности способствуют естественному, непринужденному овладению теоретическим материалом, благоприятствуют развитию творческих способностей и пианистических навыков учащихся, стимулируют различные проявления самостоятельности и инициативности юных пианистов. К тому же, ученики не только приобретают узкоспецифические знания, но и развиваются в физическом и интеллектуальном отношении. Значительно возрастает интерес к занятиям и со стороны учеников, и со стороны их родителей, которые, в свою очередь, отмечают максимальную удовлетворенность детей плодами своего труда
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1.1. Анкета для родителей №1
Уважаемые родители! Ваш ребенок начинает учиться игре на фортепиано по авторскому пособию «НотаРИТМиЯ». Это пособие - результат многолетней творческой и педагогической работы преподавателя Курильченко Н.Л. Помимо автора в его создании принимал участие целый коллектив единомышленников (их фотографии можно увидеть на последней странице пособия – тетрадь 1). Данное пособие призвано пробудить интерес к музыкально-художественной деятельности через обучение игре на фортепиано, содействуя тем самым формированию культурного потенциала подрастающего поколения. Для оценки качества обучения был разработан ряд контрольных мероприятий с участием учащихся и родителей. Формой работы с родителями было выбрано анкетирование, которое будет проходить в течение учебного года в три этапа (сентябрь, декабрь, май). Отвечая на вопросы анкеты №1, Вы поможете нам понять ценностно-мотивационные установки родителей к музыкальному, и в частности, к пианистическому образованию своих детей.
1. Главным в музыкальном образовании ребенка вы считаете:
а) формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей,
установок, интересов, чувств, оценок);
б) развитие музыкальных способностей;
в) воспитание у ребенка самодисциплины, усидчивости,
ответственности;
г) другое ____________________________________
2. Приводя ребенка в фортепианный класс вы:
а) следуете современным модным тенденциям;
б) ориентируетесь на желание вашего ребенка;
в) продолжаете семейные традиции;
г) другое ____________________________________
3. Связываете ли Вы музыкальное образование ребенка с его будущей профессией?
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
4. Какие перспективы могут открыться перед Вашим ребенком, благодаря урокам фортепиано? (укажите один или несколько вариантов ответа): ____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
1.2. Анкета для родителей №2
Уважаемые родители! Администрация ДШИ продолжает анкетирование, направленное на оценку качества обучения с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ». Цель анкеты №2 - установление степени заинтересованности учеников и их родителей в уроках фортепиано, реализуемых с помощью данного учебного пособия.
1. Какое настроение и разнообразие эмоций ближе всего вашему ребёнку перед уроком фортепиано?
а) приподнятое (радость, уверенность, бодрость, открытость);
б) подавленное (печаль, боязнь, безысходность, уныние);
в) безразличие (равнодушие, отчуждение, сдержанность, безволие);
г) возбуждённое (егозливость, шаловливость, невоздержанность);
д) другое _______________________________________________________
2. Что на уроках фортепиано, по Вашему мнению, является наиболее интересным для ребёнка?
а) письменные творческие задания;
б) общение с педагогом;
в) игровые и сюрпризные моменты;
г) исполнительская творческая деятельность;
д) другое _______________________________________________________
3. Чем предпочитает заняться Ваш ребёнок, когда возвращается с урока фортепиано? (если пунктов несколько, цифрами укажите очерёдность).
а) сообщает теоретические сведения, с которыми познакомился на уроке;
б) поёт новые мелодии;
в) бежит к инструменту, демонстрируя приобретённые навыки;
г) занимается чем-то отвлечённым, не связанным с музыкой;
д) спешит выполнить письменное домашнее задание (в пособии и тетрадях).
4. Какая формулировка точнее характеризует мотивацию Вашего ребёнка перед выполнением домашнего задания по пособию «НотаРИТМиЯ» (можно указать несколько вариантов ответа):
а) «потому что надо»;
б) «это помогает лучше освоить теоретический материал»;
в) «это интересно и увлекательно»;
г) «не хочу и не буду»;
д) другое _______________________________________________________
5. Помогаете ли Вы выполнять домашнее задание по пособию «НотаРИТМиЯ»?
а) да, мне это интересно;
б) нет, ничего в этом не понимаю;
в) да, каждый раз открывая для себя что-то новое;
г) по настроению;
д) другое _____________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
1.3. Анкета для родителей № 3
Уважаемые родители! Ваши дети проучились один год на музыкальном отделении ДШИ по классу фортепиано. Обучение велось по авторскому пособию Н.Л. Курильченко «НотаРИТМиЯ». Предлагаем Вам ознакомиться с вопросами анкеты №3. Ее цель – определить наличие существенных изменений произошедших с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано по данному пособию. Оценить эффективность данной методики, относительно Вашего ребенка. Выявить степень удовлетворенности полученными результатами обучения. Выражайте свое мнение, отвечая на предложенные вопросы, а также в свободной форме в конце анкеты.
1.Как Вы можете оценить уровень интереса Вашего ребенка к урокам фортепиано в начале и в конце учебного года.
а) Высокий – высокий;
б) Высокий - низкий; г) Низкий – высокий;
в) Низкий – низкий; д) Другое ____________
2.Работа в пособии «НотаРИТМиЯ» облегчила или затруднила процесс обучения обучение игре на фортепиано Вашему ребенку. Поясните свой ответ.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.Как изменился Ваш ребенок за год обучения игре на фортепиано по пособию «НотаРИТМиЯ»?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Довольны ли Вы результатом обучения за пройденный период? Поясните свой ответ.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Хотели бы Вы продолжить обучение своего ребенка игре на фортепиано в нашей школе?------------------
6.Ваши пожелания и предложения создателям пособия, а также всем педагогам музыкального отделения.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Благодарим за сотрудничество!
1.4. О результатах анкетирования родителей учащихся, проводимого в процессе апробации учебного пособия по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ»
Данное пособие проходило апробацию на базе Детской школы искусств города Качканара в течение 2010-2011учебного года. При определении эффективности внедрения пособия в учебную практику ДШИ мы опирались на факты, полученные при проведении контрольных мероприятий среди учащихся и их родителей. Формой работы с родителями был выбран социологический опрос в форме анкетирования. Анкетирование проводилось в три этапа и преследовало следующие цели: 1) выявление ценностно-мотивационных установок родителей к музыкальному, и в частности, к пианистическому образованию своих детей (сентябрь); 2) установление степени заинтересованности учеников и их родителей в уроках фортепиано, реализуемых с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ» (декабрь); 3) определение существенных изменений произошедших с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано, а также выявление степени удовлетворенности родителей результатом обучения игре на фортепиано с помощью пособия «НотаРИТМиЯ (май).
Анализ анкет позволил сделать следующие выводы по каждому этапу исследования:
1. На первое место по мотивам обучения ребенка музыке, и в частности, игре на фортепиано выходит формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок). Большинство родителей отмечают, что стремятся при этом и к воспитанию у ребенка самодисциплины, усидчивости, ответственности. Многие родители ориентируются на желание своих детей заниматься музыкой, но в то же время, не связывают музыкальное образование ребенка с его будущей профессией.
Проанализировав указанные родителями возможные перспективы детей, которые могут открыться, благодаря урокам фортепиано, перечислим лишь некоторые из них: «дадут толчок интеллектуальному и музыкальному развитию», «будут способствовать приобретению нового коммуникативного опыта». «Индивидуальные занятия с учетом особенностей и интересов ребенка, будут содействовать повышению его самооценки», «подобные занятия могут способствовать развитию мышления и многих психических функций», «это хорошая возможность творческой самореализации».
2.Говоря о заинтересованности учеников в уроках фортепиано, реализуемых с помощью учебного пособия «НотаРИТМиЯ», необходимо отметить, что большая их часть увлечена занятиями фортепиано, что выражается в позитивной эмоциональной стабильности детей и высоком уровне интереса и на уроках и при выполнении домашнего задания. Особо приоритетным является творческая деятельность учащихся, связанная с исполнительством. Она в большей мере проявляется благодаря планированию урока, предполагающему свободное сочетание предложенных направлений работы в зависимости от уровня развития ученика и художественно-педагогических идей преподавателя. Большой популярностью также пользуется и выполнение письменных творческих заданий (в пособии и тетрадях), что не меньшим образом способствует творческой самореализации ребенка. И, наконец, необходимо отметить и интерес родителей, которые пытаясь помочь ребенку в познании нового (принимая участие в выполнении домашнего задания по пособию «НотаРИТМиЯ»), подчас узнают что-то новое и для себя.
3. Завершающий этап анкетирования позволил проследить уровень интереса учащихся к урокам фортепиано в динамике. Большая часть родителей отмечает постоянный его уровень в течение всего года обучения (высокий – высокий), однако необходимо указать на то, что имеется несколько случаев изменения уровня интереса в сторону его увеличения (низкий – высокий).
Практически все родители указывают на то, что работа в пособие «НотаРИТМиЯ» облегчила их детям процесс обучения игре на фортепиано. Далее приводим встречающиеся пояснения: «с помощью стихов стало более понятно», «материал в пособии понравился мне и ребенку», «опыта учебы до этого не было, но в пособии все доступно и понятно», «пособие очень помогло, оно явилось не шаблонной основой, которая сделала занятия увлекательными и интересными, что для детей – очень важно».
К существенным изменениям, произошедшим с ребенком в течение года обучения игре на фортепиано, родители причисляют следующие: «стала внимательнее, усидчивее», «ребенок научился планировать время», «ребенок получил хорошие знания, стал грамотнее в музыке», «изменилось само мышление ребенка – появилась системность и вариативность. Научилась учиться – продумывать, придумывать, прочувствовать. Отлично!!!».
Результат обучения игре на фортепиано с помощью пособия «НотаРИТМиЯ» родители также оценивают положительно. Далее приводим следующие доводы: «довольны, ребенок развивается умственно», «да, довольны, первый год обучения всегда труден. Хорошо, что желание учиться дальше осталось», «довольны контактом между ребенком и педагогом», «очень довольна. Вижу, что моя дочь стала серьезней относиться к учебе», «очень довольна. Подкупает индивидуальный подход – система обучения выстроена очень грамотно, весь материал выложен в определенной последовательности с постепенным усложнением».
В своих пожеланиях к создателям пособия родители писали: «Спасибо за вашу большую работу с нашими детьми, надеемся на дальнейшее сотрудничество», «спасибо за понимание, за ваше умение донести свою любовь и страсть к музыке до наших детей», «продолжать в своей работе делать акцент на интерес и развитие творческих способностей у детей. А еще Терпения и Мажорного настроения!»
Подытожим сказанное в следующем выводе. Работа над исследованием материалов, полученных в результате социологического опроса родителей, проводимого в рамках апробации учебного пособия по начальному фортепианному обучению «НотаРИТМиЯ», позволила обозначить общие тенденции в образовательном заказе современных родителей. Анализ полученных данных говорит о том, что, практически все, родители осмысленно подходят к выбору дополнительного образования своих детей, видя в нем залог целостного, и в особенности культурного развития личности ребенка. Во многом связывая его с взаимодействием с музыкой, и в частности с умением играть на фортепиано. Учебное пособие «НотаРИТМиЯ» отвечает потребностям родителей, как субъектов образования, определяющих на начальном этапе образовательную траекторию своего ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
План заданий к теоретической части экзамена по фортепиано
1. Название инструмента;
2. Запись ритма под пульсом (все знакомые ритмоформулы в двудольном размере);
3. Запись нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах (все возможные варианты любых 2-х, 3-х нот), а также знаков альтерации;
4. Знание штрихов (произношение, перевод, обозначение в нотах);
5. Знание длительностей и пауз (их соответствие друг другу);
6. Аппликатурные правила (количество - 4, формулировка, умение применять на практике);
7. Терминология:
- аппликатура;
- ритм;
- пульс;
- мелодия;
- аккомпанемент;
- ритмоформула;
- темп;
- нотоносец;
- пюпитр;
- регистр;
- акколада;
- октава.
8. Наличие навыков разгадывания кроссвордов.