Программа обучения игры на саксофоне
Авторская дополнительная развивающая прогрпмма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение игре на саксофоне | 60.27 КБ |
Рецензия | 289.49 КБ |
Рецензия | 325.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств №14 Промышленного р-на г. Самары.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ ДОД ДШИ №14
Промышленного р-на г. Самары
______________Г.М.Герасимова
« » 200__ г.
Программа принята на основании решения
методического совета ДШИ №14
Протокол № __ от « » 200__г.
Авторская образовательная программа
«Обучение игре на саксофоне»
Срок образования (обучения) 5 лет.
Возраст детей 11 - 16 лет.
Автор М.Д.Олейников – педагог
дополнительного образования ДШИ №14
Самара, 2006 г.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:
1.Пояснительная записка………………….…………………………….3
2.Учебно-тематический план..…………….……………………………6
3.Содержание деятельности…………………….…………………........8
4.Зачетные и экзаменационные требования…………………………..12
5.Методическое обеспечение программы……………………………..16
6.Список литературы…………….……………………………………...20
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы. Эстрадное искусство пользуется в нашей стране большой популярностью, сегодня звучание эстрадного оркестра или ансамбля непременно можно услышать на концертах, торжествах, праздниках, дискотеках.
Широкая популярность музыкальной эстрады связана с тем, что она, как никакой другой жанр музыкального искусства, быстро реагирует на все важнейшие события современной жизни. Жанры эстрадной музыки постоянно развиваются, появляются новые имена авторов и исполнителей. В их творчестве происходят интересные поиски синтеза национального и индивидуального, расширение тематического содержания, новых выразительных средств.
Все это, безусловно, привлекает в первую очередь молодежь и подростков. Сегодня во многих детских школах искусств, клубных объединениях существуют эстрадные инструментальные ансамбли различного состава, разного уровня подготовки. Но звучание эстрадного ансамбля невозможно представить без партии саксофона. Яркий, выразительный, колоритный тембр этого духового инструмента способен украсить любое музыкальное сочинение. Поэтому неудивительно, что наряду с коллективными формами эстрадного музицирования, все большую популярность и востребованность в учреждениях дополнительного образования приобретает индивидуальное обучение игре на саксофоне.
Новые образовательные и воспитательные задачи, изменение статуса внешкольных учреждений обусловили необходимость создания образовательных программ нового поколения. И сегодня обновление программного обеспечения дополнительного образования детей – актуальное направление педагогической деятельности.
Данная программа «Обучение игре на саксофоне» носит авторский характер, является обобщением более чем двадцатилетнего педагогического опыта ее составителя.
Отличия, позволяющие отнести данную образовательную программу к авторским, состоят в том, что, во-первых, отсутствует типовая программа для детских школ искусств или музыкальных школ по классу саксофона, а во-вторых, данная программа предусматривает применение методов, приемов, форм работы, направленных не только на овладение учащимися комплексом исполнительских навыков на саксофоне, но и на гармоничное личностное развитие детей, формирование у них адекватной самооценки (что особенно актуально в подростковом возрасте).
Направленность образовательной программы «Обучение игре на саксофоне»: художественно-эстетическая.
1.2.Цель и задачи образовательной программы.
Цель программы – формирование художественно-эстетической культуры учащихся в процессе обучения игре на саксофоне.
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью учащихся, так и с художественно-эстетической функцией музыкального искусства.
Образовательные:
- Сформировать у учащегося правильную постановку корпуса, губного аппарата, исполнительского дыхания при игре на саксофоне.
- Сформировать точные представления о качестве звучания инструмента, атаке звука, интонации.
- Обучить осознанно передавать художественный замысел изучаемых классических, эстрадных и джазовых музыкальных произведений и композиций.
- Познакомить с творчеством известных композиторов и исполнителей.
Развивающие:
- Развить комплекс музыкальных способностей: музыкальный слух, ладовое, метроритмическое чувство, музыкальную память, психомоторику.
- Развить у учащихся исполнительские навыки и умения игры на саксофоне.
- Развить навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
- Способствовать развитию творческих способностей детей, их фантазии, образного мышления, творческого воображения.
- Развить у детей интерес и любовь к музыкальному искусству.
Воспитательные:
- Воспитать личностные качества: дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность.
- Воспитать художественный вкус обучающихся.
- Помочь в профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни.
1.3. Организационно-педагогические основы обучения.
Программа рассчитана на пятилетний срок реализации в образовательных учреждениях системы дополнительного образования детей, возраст обучаемых - дети 11-16 лет, что связано с необходимостью достижения учащимися определенного уровня физического развития для игры на саксофоне.
Формы и методы обучения: основная форма обучения – индивидуальный урок. Также используются микрогрупповые занятия (по 2-3 человека), организуется самостоятельная работа учащихся.
На занятиях применяется комплекс взаимодополняемых дидактических методов:
- теоретические методы: объяснение, разъяснение, беседа, рассказ;
- практические: упражнение; повторение, показ;
- наглядные: показ педагога, наглядно-зрительный, слуховой методы.
Режим занятий: два урока в неделю по 40 минут в течение всего срока обучения.
Формы отслеживания и контроля результатов.
Контроль результатов обучения может проводиться в различных формах. Это могут быть академические концерты, зачеты, контрольные уроки, внутришкольные конкурсы, отчетные концерты отделения переводные и выпускные экзамены по специальности (саксофон), а также участие в зональных, городских, областных и Всероссийских конкурсах («Самарские музыкальные дебюты», «Ступени к мастерству», «Маэстро XXI века», «Русская зима», «Джазовый коллаж», «Волжская метелица», «Волга в сердце впадает моё»).
В конце каждого полугодия педагог отмечает в индивидуальных планах выполнение учащимся запланированного, в конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных ученика, его работоспособности, успеваемости, отмечая выполнение плана за 2-е полугодие и указывая на возникшие проблемы.
При планировании нужно учитывать индивидуальные возможности и особенности ученика, его недостатки, с тем, чтобы помочь ему преодолеть их. Кроме того, необходимо считаться с желаниями и интересами ребенка, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, не перегружая репертуар излишними трудностями. Произведения должны быть доступны по содержанию, а технические задачи – разрешимы, чтобы конечное исполнение было качественным и убедительным.
В индивидуальном плане должны быть представлены произведения, различные по стилю, жанрам, форме; произведения различных национальных школ.
Программа дает уровень профессиональной подготовки, достаточный для поступления в среднее специальное музыкальное учебное заведение (музыкальное училище) по классу саксофона. Для поступающих в музыкальные вузы разрабатываются индивидуальные программы на основном отделении школы.
По завершении всего курса обучения выпускник получает свидетельство об окончании детской школы искусств установленного образца.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||
1. Из истории саксофона. | 1 | 1 | - |
2. Знакомство с устройством инструмента. | 1 | 1 | - |
3. Нотная грамота. | 4 | 2 | 2 |
4. Постановка исполнительского аппарата саксофониста. | 4 | 1 | 3 |
5. Подготовительные дыхательные и аппликатурные упражнения. | 2 | 1 | 1 |
6. Постановка правой руки. Извлечение звуков 1-й октавы. | 4 | 1 | 3 |
7. Упражнения для развития пальцев левой и правой рук. | 3 | 1 | 2 |
8. Извлечение звуков 2-й октавы. | 5 | 1 | 4 |
9. Развитие технических навыков игры. | 20 | 4 | 16 |
10. Работа над художественным репертуаром. | 28 | 6 | 22 |
ИТОГО: | 72 | 19 | 53 |
2-й год обучения
Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||
1. Уход за инструментом, техника безопасности при игре на саксофоне. | 1 | 1 | - |
2. Освоение дополнительной аппликатуры. | 2 | 1 | 1 |
3. Освоение крайних регистровых нот. | 2 | 1 | 1 |
4. Упражнения на освоение нижнего регистра. | 2 | 1 | 1 |
5. Знакомство с джазовой музыкой. | 5 | 2 | 3 |
6. Ритмические трудности. | 2 | 1 | 1 |
7. Развитие технических навыков игры. | 32 | 2 | 30 |
8. Работа над художественным репертуаром. | 26 | 2 | 24 |
ИТОГО: | 72 | 11 | 61 |
Факультативный курс: чтение с листа | 18 | 2 | 16 |
3-й год обучения
Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||
1. Освоение крайних регистровых нот. | 5 | 2 | 3 |
2. Знакомство с мелизмами. | 2 | 1 | 1 |
3. Построение хроматической гаммы. | 1 | 1 | - |
4. Освоение хроматической гаммы. | 2 | 1 | 1 |
5. Теория музыки. | 2 | 2 | - |
6. Освоение джазовых штрихов, терминов. | 5 | 1 | 4 |
7. Чтение с листа. | 6 | - | 6 |
8. Развитие технических навыков игры. | 27 | 2 | 25 |
9. Работа над художественным репертуаром. | 22 | 2 | 20 |
ИТОГО: | 72 | 12 | 60 |
4-й год обучения
Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||
1. Освоение крайних регистровых нот. | 2 | 1 | 1 |
2. Музыкальная грамота. | 2 | 1 | 1 |
3. Игра хроматической гаммы. | 2 | - | 2 |
4. Работа над этюдами в джазовых стилях. | 3 | 1 | 2 |
5. Чтение с листа. | 6 | - | 6 |
6. Развитие технических навыков игры. | 30 | 2 | 28 |
7. Работа над художественным репертуаром. | 27 | 3 | 24 |
ИТОГО: | 72 | 8 | 64 |
5-й год обучения
Темы | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||
1. Дальнейшее освоение инструмента. | 6 | 2 | 4 |
2. Игра хроматической гаммы. | 2 | - | 2 |
3. Чтение с листа. | 8 | - | 8 |
4. Ознакомление с эстрадными пьесами. | 6 | 2 | 4 |
5. Теория музыки. | 1 | 1 | - |
6. Развитие технических навыков игры. | 20 | 1 | 19 |
7. Работа над художественным репертуаром. | 29 | 1 | 28 |
ИТОГО: | 72 | 7 | 65 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1-й год обучения
Тема 1. Из истории саксофона.
Время появления инструмента, его изобретатель. Выразительные возможности инструмента. Принадлежность саксофона к группе деревянных духовых инструментов. Использование саксофона в духовых, симфонических, а также в эстрадных и джазовых оркестрах.
Тема 2. Знакомство с устройством инструмента.
Устройство саксофона. Диапазон саксофона и его регистры (саксофон – альт и саксофон – тенор). Сборка и разборка инструмента, его составные части. Уход за ними. Техника безопасности при игре на саксофоне.
Тема 3. Нотная грамота.
Основы нотной грамоты: нотопись, скрипичный и басовый ключи, мажорные и минорные гаммы, длительности, размеры, динамические и штриховые обозначения.
Аббревиатура (сокращенные обозначения нотного письма).
Тема 4. Постановка исполнительского аппарата саксофониста.
Изучение основ рациональной постановки исполнительского аппарата саксофониста (звукоизвлечение, аппликатура, амбушюр, интонация). Работа над исполнительским дыханием.
Тема 5. Подготовительные дыхательные и аппликатурные упражнения.
Виды дыхания. Упражнения на развитие длительного дыхания. Подготовительные аппликатурные упражнения для пальцев левой руки.
6. Постановка правой руки. Извлечение звуков 1-й октавы.
Постановка пальцев левой руки и извлечение звуков си, ля, соль 1-й октавы и до 2-й октавы.
Постановка пальцев правой руки и извлечение звуков фа, ми, ре 1-й октавы.
Извлечение ноты до 1-й октавы.
Тема 7. Упражнения для развития пальцев левой и правой рук.
Упражнения для развития гибкости пальцев левой и правой рук, скорости движений.
Тема 8. Извлечение звуков 2-й октавы.
Извлечение звуков 2-й октавы и ноты до 3-й октавы.
Тема 9. Развитие технических навыков игры.
Теоретический разбор гамм, арпеджио трезвучий, упражнений, этюдов, запланированных программой.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником гаммы – до, соль (мажорные), ля, ми (минорные) вверх до основного тона звукоряда, затем до терцового и квинтового тона во второй октаве и в медленном темпе; арпеджио, 15 – 20 упражнений и этюдов,
Тема 10. Работа над художественным репертуаром.
В течение учебного года учащийся должен освоить 8 – 10 разнохарактерных пьес.
2-й год обучения
Тема 1. Уход за инструментом, техника безопасности при игре на саксофоне.
Повторение изученного о саксофоне: конструкция инструмента, диапазон, сборка и разборка, уход за ним, техника безопасности при игре.
Тема 2. Освоение дополнительной аппликатуры.
Освоение дополнительной аппликатуры: второй способ извлечения нот си-бемоль, фа-диез; до 2-й октавы.
Тема 3. Освоение крайних регистровых нот.
Освоение ноты си малой октавы и ре третьей.
Тема 4. Упражнения на освоение нижнего регистра.
Изучение упражнений для освоения нижнего регистра саксофона.
Тема 5. Знакомство с джазовой музыкой.
Знакомство с джазовой музыкой: ритм, мелодика, инструментарий. Прослушивание лучших образцов. Освоение навыков исполнения джазовой музыки.
Тема 6. Ритмические трудности.
Ритмические трудности в исполнении музыкальных сочинений: знакомство с триолями.
Тема 7. Развитие технических навыков игры.
Теоретический разбор гамм, арпеджио, упражнений, этюдов, запланированных программой.
В течение учебного года учащийся должен освоить мажорные и минорные гаммы – ре, фа (мажорные), си, ре (минорные), арпеджио в умеренном темпе, 6 – 10 упражнений и этюдов.
Тема 8. Работа над художественным репертуаром.
В течение учебного года учащийся должен освоить 8 – 10 разнохарактерных пьес.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа (детских песен или пьес уровня трудности 1-го года обучения на саксофоне).
3-й год обучения
Тема 1. 1. Освоение крайних регистровых нот.
Освоение нот си-бемоль малой и ми-бемоль 3-й октав. Упражнения для нижнего и верхнего регистра.
Тема 2. Знакомство с мелизмами.
Знакомство с мелизмами: трель, форшлаг, группетто, мордент.
Тема 3. Построение хроматической гаммы.
Состав хроматической гаммы, правила написания. Построение хроматической гаммы.
Тема 4. Освоение хроматической гаммы.
Освоение и правильная аппликатура хроматической гаммы при игре на саксофоне.
Тема 5. Музыкальная грамота.
Расширение знаний музыкальных терминов: обозначение темпов.
Тема 6. Освоение джазовых штрихов и терминов.
Освоение джазовых штрихов и терминов. Упражнения в стиле «свинг», «Би-Боп».
Тема 7. Чтение с листа.
Работа над развитием у учащихся навыков чтения с листа (пьес уровня трудности 2-го года обучения на саксофоне, в том числе и джазовых).
Тема 8. Развитие технических навыков игры.
Теоретический разбор гамм, арпеджио, упражнений, этюдов и пьес, запланированных программой.
В течение учебного года следует проработать с учеником гаммы – си b, ми b (мажорные), соль, до (минорные), арпеджио, хроматическую гамму; 6 – 10 этюдов и упражнений.
Тема 9. Работа над художественным репертуаром.
В течение учебного года учащийся должен освоить 8 – 10 разнохарактерных пьес.
4-й год обучения
Тема 1. Освоение крайних регистровых нот.
Освоение нот ми, фа, фа-диез 3-й октавы.
Тема 2. Теория музыки.
Знакомство со сложными размерами (12/8, 5/4, 6/4) и сложными ритмическими группировками.
Тема 3. Игра хроматической гаммы.
Повторение написания хроматической гаммы. Исполнение хроматической гаммы в умеренном темпе.
Тема 4. Работа над этюдами в джазовых стилях.
Теоретический разбор этюдов в джазовых стилях. Исполнение этюдов, написанных в разных стилях.
Тема 5. Чтение с листа.
Работа над развитием у учащихся навыков чтения с листа (пьес уровня трудности 3-го года обучения на саксофоне, в том числе и джазовых).
Тема 6. Развитие технических навыков игры.
Теоретический разбор гамм, арпеджио, упражнений, этюдов, пьес, запланированных программой.
В течение учебного года проработать с учеником гаммы ля, ми (мажорные), фа #, до # (минорные); арпеджио, хроматическую гамму (в умеренном темпе), а также гаммы терциями (в порядке ознакомления) и штрихами в разной последовательности, 6 – 8 упражнений и этюдов.
Тема 7. Работа над художественным репертуаром.
В течение учебного года учащийся должен освоить 8 – 10 разнохарактерных пьес, в том числе в джазовых стилях.
5-й год обучения
Тема 1. Дальнейшее освоение инструмента.
Дальнейшее освоение саксофона. Игра терциями.
Тема 2. Игра хроматической гаммы.
Дальнейшее освоение исполнения хроматической гаммы в подвижном (быстром) темпе.
Тема 3. Чтение с листа.
Работа над развитием у учащихся навыков чтения с листа, самостоятельного разбора и изучения легких пьес (уровня трудности 3-4 года обучения на саксофоне).
Тема 4. Ознакомление с эстрадными пьесами.
Теоретический разбор эстрадных и джазовых произведений. Исполнение эстрадных и джазовых пьес в разных стилях.
Тема 5. Теория музыки.
Состав доминантсептаккорда и его обращений. Применение его в гаммах до 5-ти знаков.
Ознакомление с понятием отклонения в тональности и модуляции.
Тема 6. Развитие технических навыков игры.
Теоретический разбор гамм, арпеджио, упражнений, этюдов, пьес и произведений крупной формы.
В течение учебного года проработать с учеником гаммы ля b, си, ре b (мажорные), фа, соль #, си b (минорные), арпеджио, хроматическую гамму, а для подвинутых учащихся гаммы (мажорные), фа #, соль b (мажорные), ре #, ми b (минорные), арпеджио, хроматическую гамму, а также гаммы терциями и доминантсептаккорд и его обращения в тональностях до 5-ти знаков.
Тема 7. Работа над художественным репертуаром.
В течение учебного года учащийся должен освоить 8 – 10 разнохарактерных пьес.
4. ЗАЧЕТНЫЕ И ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
1-й год обучения
- В конце первого полугодия на академическом зачете исполняются две разнохарактерные пьесы.
- В 3 четверти на техническом зачете ученик должен исполнить две гаммы (мажор – минор), арпеджио и три этюда по нотам.
- В конце учебного года на переводном зачете исполняются две пьесы различного характера.
Примерные программы зачетов.
Для саксофона – альта.
|
Для саксофона – тенора.
|
2-й год обучения
- В конце1-й четверти на техническом зачете ученик представляет 2 гаммы (мажор – минор), арпеджио и 3 этюда по нотам.
- В конце первого полугодия на академическом зачете исполняются две разнохарактерные пьесы.
- В 3-й четверти на техническом зачете ученик представляет две гаммы (мажор – минор), арпеджио и три этюда по нотам.
- В конце учебного года на переводном зачете исполняются две пьесы различного характера.
Примерные программы зачетов.
Для саксофона – альта.
|
Для саксофона – тенора.
|
3-й год обучения
- В конце 1-й четверти на техническом зачете ученик представляет 2 гаммы (мажор – минор), арпеджио и 3 этюда по нотам.
- В конце первого полугодия на академическом зачете исполняются две разнохарактерные пьесы.
- В конце 3-й четверти на техническом зачете ученик представляет две гаммы (мажор – минор), арпеджио и три этюда по нотам.
- В конце учебного года на переводном зачете исполняются две пьесы различного характера.
Примерные программы зачетов.
Для саксофона – альта.
|
Для саксофона – тенора.
|
4-й год обучения
- В конце 1-й четверти на техническом зачете ученик представляет 2 гаммы (мажор – минор), арпеджио и 3 этюда по нотам.
- В конце первого полугодия на академическом зачете исполняются две разнохарактерные пьесы.
- В конце 3-й четверти на техническом зачете ученик представляет две гаммы (мажор – минор), арпеджио и три этюда по нотам.
- В конце учебного года на переводном зачете исполняются две пьесы различного характера.
Примерные программы зачетов.
Для саксофона – альта.
|
Для саксофона – тенора.
|
5-й год обучения
- В начале 2-й четверти ученик на техническом зачете представляет две гаммы (мажор – минор) и 3 этюда по нотам.
- В декабре на первом прослушивании выпускник исполняет виртуозную пьесу.
- В феврале на втором прослушивании выпускник исполняет пьесу по выбору педагога.
- В конце учебного года на третьем прослушивании учащийся выпускного класса исполняет всю программу.
Примерные программы зачетов.
Для саксофона – альта.
А.Корелли «Жига»
|
- Для саксофона – тенора.
|
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Условием развития профессионального потенциала педагога является систематическое, целенаправленное повышение исполнительского мастерства и педагогической квалификации на уровне города, области через участие в организации и проведении следующих мероприятий: методические объединения, мастер – классы, индивидуальные консультации и т.д.
Результатом деятельности педагога в этом направлении является:
- создание авторских методических пособий к программе;
- создание наглядно-практического материала;
- достижения воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня (от зонального до всероссийского).
Что же касается методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в классе саксофона, то важнейшей задачей на всех этапах обучения является развитие технических навыков игры на инструменте.
Развитие техники, в широком смысле этого слова, осуществляется на всех произведениях педагогического репертуара. Развитию техники, в узком смысле слова (беглость, четкость, ровность), способствует систематическая работа над этюдами, гаммами, упражнениями. Нельзя допускать, чтобы развитие технических навыков сводилось к нагромождению большого количества упражнений и механическому их проигрыванию, т.е. к формальному исполнению. При освоении технических приемов необходимо развивать в ученике осознанное отношение к занятиям над этим материалом.
Гаммы и арпеджио – основа технической подготовки музыканта-духовика. Изучение гамм и различных видов арпеджио нужно начинать как можно раньше, но лишь после закрепления постановки исполнительского аппарата (когда есть навыки чистого и устойчивого извлечения и ведения звука, соединение звуков между собой в несложных мелодических оборотах). Вслед за усвоением той или иной гаммы рекомендуется переходить к изучению ладовых упражнений, построенных на различных интервалах и ритмических вариантах в целях усиления игровой координации.
Помимо упражнений большую пользу принесет и работа над этюдами, которые закрепляют изучение лада, шлифуют исполнительскую технику.
Упражнения и этюды различаются по нотам, отдельными фрагментами, требуют упорной, систематической отработки. К игре в указанном нотном тексте темпе следует приближаться постепенно. Пройденные гаммы, упражнения, этюды целесообразно периодически повторять, делая в работе логический переход от изучения легкого, посильного материала к более сложному.
Работа над упражнениями, гаммами, арпеджио и этюдами начинается с 1 класса, во 2 полугодии они проверяются на техническом зачете в марте месяце, во 2 – 7 классах – дважды: первый раз – в октябре (2 гаммы – мажор и минор, 3 этюда по нотам), второй раз – в конце марта. В 8 классе гаммы и этюды сдаются только в ноябре.
Рекомендуются этюды на разные виды техники следующих авторов: Ф. Пушечникова, Г.Хинке, В.Ферлинга, А.Покровского, С.Гезенцвей, М.Шапошниковой, А.Ривчуна.
При исполнении гамм и арпеджио учитываются:
- аппликатурная грамотность;
- ровность звучания во всех регистрах;
- чистота интонаций;
- ритмичность исполнения в трудных аппликатурных комбинациях;
- определенный для разных классов темп.
Требования к исполнению этюдов:
Определенный темп:
- для младших классов – средний;
- для средних – беглый;
- для старших классов – быстрый;
- хорошее владение дыханием;
- достаточная беглость пальцев;
- преодоление аппликатурных, метроритмических, регистровых трудностей.
В процессе работы над художественным репертуаром используются пьесы кантиленного характера и характерные пьесы. При разучивании произведений педагог должен воспитывать в ученике уважение к авторскому тексту, академичность, тонкое чувство ансамбля.
2 пьесы различного характера публично исполняются: в 1 классе – на академическом зачете в декабре и в апреле; со 2 класса – два раза: в декабре и на переводном зачете в апреле.
В 8 классе исполняются 3 пьесы (или 1 произведение крупной формы и одна пьеса) на выпускном экзамене, которому предшествуют 3 прослушивания (в декабре, феврале и апреле).
Требования к исполнению концертных пьес:
- музыкальность исполнения;
- целостность мелодического развития;
- эмоциональность, передача образов и настроений;
- понимание формы и стилевых особенностей;
- темповая и ритмическая устойчивость.
В работе над произведениями крупной формы развивается умение охватить большой объем, форму, понять драматургию построения, формируется ритмическая, темповая устойчивость.
В зависимости от подготовки учащегося произведения крупной формы могут исполняться со 2 – 3 класса на переводном, а в 8 классе – на выпускном экзамене. Это могут быть вариации, части сонатин, сонат, концертов.
Требования к исполнению концертных пьес и произведений крупной формы:
- музыкальность исполнения;
- выразительность интонирования;
- целостность мелодического развития;
- эмоциональность, передача образов и настроений;
- понимание формы и стилевых особенностей;
- темповая и ритмическая устойчивость.
Чтение нот с листа – необходимое звено в процессе обучения и воспитания музыкантов. Рекомендуется заниматься чтением с листа со 2 класса, уделяя этому на каждом уроке часть времени, помогая ученику в разборе и анализе текста. Чтение с листа проверяется со 2 класса на контрольном уроке в марте.
Требования к чтению с листа:
- грамотный, краткий анализ текста;
- максимально точное исполнение текста с учетом указаний автора;
- умение вести музыкальную линию без ошибок.
Контрольный урок проводится для учащихся 2 – 7 классов в феврале месяце.
На контрольном уроке проверяется часть репертуара, не исполняемая учащимися публично на зачетах. Степень подготовки произведений может быть различной: исполнение, близкое к концертному, игра наизусть, по нотам и т.д.
В зависимости от количества и качества исполняемых произведений, приглашенным педагогом выставляется оценка, которая фиксируется в индивидуальном плане учащегося.
Вместе с тем, педагогу не следует забывать, что школа является тем социальным институтом, где происходит эмоциональное, социальное, интеллектуальное и творческое развитие и становление личности ребёнка.
Основным психологическим новообразованием подрастающего человека в подростковом возрасте является самооценка и основанный на ней уровень притязаний, которые во многом определяют ход и направление дальнейшего развития ребёнка. Неадекватная самооценка способствует развитию девиантного поведения подростка и влияет на его адаптацию в обществе в целом. В подростковом возрасте формирование и развитие самооценки является центральным личностным новообразованием, несущим на себе дальнейшую направленность в развитии личности ребёнка. Характерной чертой этого этапа является осознание подростком себя как личности, обладающей определёнными, именно ему присущими качествами.
Творческое развитие личности ребёнка во многом зависит от формирования адекватного отношения к себе, уровня притязаний и в основном базируется на этих психологических новообразованиях.
В связи со всем вышесказанным особое значение в развитии полноценной личности, способной к творческому саморазвитию приобретает целенаправленное формирование самооценки и уровня притязаний. Задачи целенаправленного формирования самооценки в деятельности включают в себя формирование умения правильно оценивать свои возможности в деятельности и её результаты, соотносить эту оценку с оценками окружающих, проявлять самокритичность, уметь видеть действительные причины неудач и ошибок в деятельности и исправлять их.
Таким образом, существует актуальная необходимость целенаправленной работы по формированию и развитию адекватной самооценки учащихся-подростков. Для этого систематически можно использовать микрогрупповые формы занятий, на которых 2-3 ученика могут исполнять различные произведения и оценивать друг друга, или же одинаковые произведения, сравнивая свои интерпретации. Такое применение методов сравнения, соревнования очень полезно не только для музыкального, но и для личностного развития учащихся. Весьма полезна и игра в ансамблях, где ученик может побывать как в роли солиста, так и в роли второго партнера.
Большое влияние на становление личностных качеств учащихся-подростков, формирование их самооценки способен оказать репертуар. Преодоление сложностей придает уверенность в своих силах, воспитывает волю учащихся.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. – М., 1993.
- Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М., 2004.
- Методика обучения игре на духовых инструментах, /ред. Незайкинский Е.В. – М., 1964.
- Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975.
- Музыка в стиле ретро (Пьесы для саксофона – альта). /Сост. Шапошникова М. – М., 1990.
- Пьесы русских композиторов. Переложение для саксофона – альта. /Сост. и автор переложений Иванов В. – М., 1992.
- Терехин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе. – М., 1988.
- Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона – альта. Пьесы и ансамбли. 4, 5 год обучения. /Сост. Шапошникова М. – М., 1987.
- Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона – альта. Пьесы и ансамбли. 5 – 6 годы обучения. /Сост. Шапошникова М. – М., 1988.
- Хрестоматия для саксофона. Ч. I, тетр. I. /Сост. Шапошникова М. – изд. военно-дириж. факультета при Мос. гос. консерватории, – М., 1986.
- Хрестоматия для саксофона. Ч. II, тетр. I. /Сост. Шапошникова М. – изд. военно-дириж. факультета при Мос. гос. консерватории, – М., 1987.
- Хрестоматия педагогического репертуара для баритона и тенора. /Сост. Яковлев В. – изд. военно-дириж. факультета при Мос. гос. консерватории, – М., 1976.
- Хрестоматия для саксофона – альта. /Сост. и ред. Прорвич Б. – М., 1978.
- Хрестоматия для саксофона – баритона. /Сост. и ред. Прорвич Б. – М., 1980.
- Хрестоматия для саксофона – тенора. /Сост. Хартман В. – Лейпциг, 1977.
- Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона (1-3 годы обучения). Гаммы, этюды и упражнения.