Дополнительная общеразвивающая программа «Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА)»

Олейников Михаил Дмитриевич

Основным психологическим новообразованием подрастающего человека в подростковом возрасте является самооценка и основанный на ней уровень притязаний, которые во многом определяют ход и направление дальнейшего развития ребёнка. Неадекватная самооценка способствует развитию девиантного поведения подростка и влияет на его адаптацию в обществе в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon via-1_oleynikov_m._d._17.03.2015.doc147.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств №3 Промышленного р-на го. Самары.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ДОД ДШИ №3

Промышленного р-на г. Самары

______________    

«      »                      200__ г.

Программа принята на основании решения

методического совета ДШИ №3

Протокол № __ от «       »                   200__г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Вокально-инструментальный ансамбль (ВИА)»

Срок образования (обучения) 3 года.

Возраст детей 13 - 16 лет.

Автор М.Д.Олейников – педагог

дополнительного образования ДШИ №3

Самара, 2010 г.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1.Пояснительная записка………………….…………………………….3

2.Учебно-тематический план..…………….……………………………6

3.Содержание деятельности…………………….…………………........8

4.Методическое обеспечение программы……………………………..16

5.Список литературы…………….……………………………………...20


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

Эстрадное искусство пользуется в нашей стране большой популярностью, сегодня звучание эстрадного оркестра, ВИА или рок-группы непременно можно услышать на концертах, торжествах, праздниках, дискотеках.

Широкая популярность музыкальной эстрады связана с тем, что она, как никакой другой жанр музыкального искусства, быстро реагирует на все важнейшие события современной жизни. Жанры эстрадной музыки постоянно развиваются, появляются новые имена авторов и исполнителей. В их творчестве происходят интересные поиски синтеза национального и индивидуального, расширение тематического содержания, новых выразительных средств.

Все это, безусловно, привлекает в первую очередь молодежь и подростков. Сегодня во многих детских школах искусств, клубных объединениях существуют эстрадные инструментальные ансамбли различного состава, ВИА, рок-группы разного уровня подготовки. Но звучание эстрадного ансамбля, ВИА,  рок-группы  невозможно представить без партий электрогитары, басгитары, ударных, синтезатора, вокала, духовых инструментов. Яркий, выразительный, колоритный тембр этих инструментов с добавлением электронного процессора  способен украсить любое музыкальное сочинение. Поэтому неудивительно, что наряду с коллективными формами эстрадного музицирования, все большую популярность и востребованность в учреждениях дополнительного образования приобретает индивидуальное обучение игре на электромузыкальных инструментах, барабанах, вокалу в составе ВИА.

Новые образовательные и воспитательные задачи, изменение статуса внешкольных учреждений обусловили необходимость создания образовательных программ нового поколения. И сегодня обновление программного обеспечения дополнительного образования детей – актуальное направление педагогической деятельности.

Отличия, позволяющие отнести данную образовательную программу к авторским, состоят в том, что, во-первых, отсутствует типовая программа для детских школ искусств или музыкальных школ по классу ВИА,  а во-вторых, данная программа предусматривает применение методов, приемов, форм работы, направленных не только на овладение учащимися комплексом исполнительских навыков, но и на гармоничное личностное развитие детей, формирование у них адекватной самооценки, что особенно актуально в подростковом возрасте.

Направленность образовательной программы «ВИА»: художественнаая.

1.2.Цель и задачи образовательной программы

Цель программы – формирование художественно-эстетической культуры учащихся в процессе обучения игре  в составе ВИА.

Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью учащихся, так и с художественно-эстетической функцией музыкального искусства.

Образовательные:

  • Сформировать у учащегося правильную постановку корпуса, моторно-двигательную координацию рук при игре на электромузыкальных инструментах, барабанах, духовых инструментах.
  • Сформировать точные представления о качестве звучания инструментов,         атаке звука, бендовой интонации, звучания ВИА в целом.
  • Обучить осознанно, передавать художественный замысел изучаемых классических, эстрадных, джазовых, музыкальных произведений и рок  композиций.
  • Обучить правильному и безопасному обращению со звукоусиливающей аппаратурой.
  • Познакомить с творчеством известных композиторов и исполнителей.

Развивающие:

  • Развить комплекс музыкальных способностей:  музыкальный слух, музыкальную память, ладовое, метроритмическое чувство, психомоторику.
  • Развить у учащихся исполнительские навыки и умения игры на электромузыкальных инструментах, барабанах, синтезаторе.
  • Развить навыки самостоятельной работы, самоконтроля.
  • Способствовать развитию творческих способностей детей, их фантазии, образного мышления, творческого воображения.
  • Развить у детей интерес и любовь к музыкальному искусству.

Воспитательные:

  • Воспитать личностные качества: дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность, трудолюбие, усидчивость.
  • Воспитать художественный вкус обучающихся.
  • Помочь в профессиональной ориентации и адаптации в современных условиях жизни.

1.3. Организационно-педагогические основы обучения

Программа рассчитана на трёхлетний срок реализации в образовательных учреждениях системы дополнительного образования детей. Возраст обучаемых -   13-16 лет, что связано с необходимостью достижения учащимися определенного уровня физического развития для игры на электромузыкальных, духовых инструментах в составе ВИА.

Формы и методы обучения: Основная форма обучения - групповые занятия, организуется самостоятельная работа учащихся.

На занятиях применяется комплекс взаимодополняемых дидактических методов:

  • теоретические методы: объяснение, разъяснение, беседа, рассказ;
  • практические: показ, повторение, упражнение.
  • наглядные: показ педагога, наглядно-зрительный,
  • слуховой метод.

Режим занятий: два занятия в неделю по 40 минут в течение всего срока обучения.

Формы отслеживания и контроля результатов.

Контроль результатов обучения может проводиться в различных формах. Это могут быть: концерты, внутришкольные конкурсы, а также участие в районных, зональных, городских, областных и Всероссийских конкурсах: «Самарские музыкальные дебюты», «Ступени к мастерству», «Маэстро XXI века», «Русская зима», «Джазовый коллаж», «Волжская метелица», «Волга в сердце впадает моё».

В конце каждого полугодия педагог отмечает выполнение учащимися запланированного. В конце года дает развернутую характеристику музыкальных данных учеников, их работоспособности, успеваемости, отмечая выполнение плана за 2-е полугодие и указывая на возникшие проблемы.

При планировании нужно учитывать индивидуальные возможности и особенности учеников, их недостатки, с тем, чтобы помочь преодолеть их. Кроме того, необходимо считаться с желаниями и интересами учащихся, чтобы сделать процесс обучения увлекательным, не перегружая репертуар излишними трудностями. Произведения должны быть доступны по содержанию, а технические задачи – разрешимы, дабы конечное исполнение было качественным и убедительным.

                              II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

Темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1. Из истории ВИА

1

1

-

2. Знакомство с инструментальным составом ВИА, техника безопасности.

1

1

-

3. Музыкальная грамота.

9

9

-

4. Постановка исполнительского аппарата.

        2

     -

     2

5.Натуральный обертоновый звукоряд.

1

0,5

0,5

6. Расположение нот на грифе гитар, аппликатура.

        2

      -

      2

7. Упражнения для развития беглости.

5

-

5

8.Ударные инструменты. Ритмические рисунки

2

-

2

9. Вокальные партии.  

3

-

3

10. Духовые инструменты.

5

-

5

11. Развитие технических навыков игры

3

-

3

12. Подбор и работа над художественным репертуаром

38

1

37

ИТОГО:

72

13,5

58,5

2-й год обучения

Темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1. Техника безопасности.

1

1

-

2. Музыкальная грамота

9

9

-

3. Пентатоника

2

0,5

1,5

4. Блюзовая пентатоника

2

0,5

1,5

5. Знакомство с джазовой музыкой

1

1

-

6. Ритмические трудности

2

-

2

7. Развитие технических навыков игры

2

-

2

8. Вокальные партии.

3

-

3

9.Изучение программы Guitar Pro

12

12

-

10. Подбор и работа над художественным репертуаром

38

1

37

ИТОГО:

72

25

47

3-й год обучения

Темы

Общее кол-во часов

В том числе

теория

практика

1. Техника безопасности.

1

1

-

2. Знакомство с мелизмами.

3

-

3

3. Построение хроматической гаммы

1

1

-

4. Освоение хроматической гаммы

2

-

2

5. Освоение джазовых штрихов и терминов

2

-

2

6. Освоение роковых бендов, слайдов

4

-

4

7. Чтение с листа

4

-

4

8. Развитие технических навыков игры

4

-

4

9.Изучение программы Guitar Pro

10

10

-

10. Подбор и работа над художественным репертуаром

42

1

41

ИТОГО:

72

12

60

III. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1-й год обучения

Тема 1. Из истории ВИА.

Теория.

 «Добры молодцы», «Сябры» «Аракс», «Ариэль», «Верасы», «Весёлые ребята», «Земляне», «Лейся, песня», «Орэра» и т.д.

История появления инструментов, их изобретатели. Выразительные возможности инструментов.

Тема 2. Знакомство с инструментальным составом ВИА, техника безопасности.

Теория.

Устройство. Диапазон, регистры, виды строя.  Сборка и разборка инструментов, их составные части. Уход за ними. Техника безопасности при игре на электромузыкальных инструментах, правильное  безопасное использование звукоусиливающей аппаратуры.

Тема 3. Музыкальная грамота.

Теория.

Основы нотной грамоты: нотопись, скрипичный и басовый ключи, мажорные и минорные гаммы, длительности, размеры, динамические и штриховые обозначения.

Аббревиатура (сокращенные обозначения нотного письма).

Тема 4. Постановка исполнительского аппарата.

Практика.

Изучение основ рациональной постановки исполнительского аппарата.  Постановка правой и левой рук, позиция, звукоизвлечение, дыхание, интонация. Игра медиатором. Переменный штрих.

Тема 5. Натуральный обертоновый звукоряд.

Теория.

Натуральный обертоновый звукоряд щипковых и духовых инструментов.

Практика.

 Извлечение флажолетов, обертонов.

Тема 6. Расположение нот на грифе гитар, аппликатура.

Практика.

 Подготовительные аппликатурные упражнения для пальцев левой и правый руки.

Тема 7. Упражнения для развития беглости.

Практика.

Упражнения для развития гибкости пальцев левой и правой рук, скорости движений.

Тема 8. Ударные инструменты. Ритмические рисунки.

Практика.

 Развитие технических навыков игры.

9. Вокальные партии.

Практика.

Постановка, дыхание, артикуляция, интонирование.

10. Духовые инструменты.

Практика.

Дыхание, атака, аппликатура, интонирование, фразировка.

11. Развитие технических навыков игры.

Практика.

Гаммы, арпеджио, этюды.

Тема 12. Работа над художественным репертуаром.

Теория.

Подбор адекватного репертуара, аранжировка.

 Практика.

             В течение учебного года учащиеся должны освоить 4 – 6          разнохарактерных песен, пьес.

2-й год обучения

Тема 1. Техника безопасности.

Теория.

Повторение изученного об электроинструментах: конструкция инструментов, диапазон, настройка мензуры, высоты струн над грифом, выравнивание грифа, уход за ним, техника безопасности при игре, безопасное использование звукоусиливающей аппаратуры.

Тема 2. Музыкальная грамота.

Теория.

Гармонический минор, гармонический мажор.

Мелодический минор, мелодический мажор.

          Параллельные тональности, кварто-квинтовый круг

          тональностей.  Энгармонизм тональностей. Буквенное обозначение.   Переменный лад. Одноимённые тональности. Главные трезвучия, побочные трезвучия в натуральном мажоре и миноре. Расширение знаний музыкальных терминов: обозначение темпов.

        Тема 3. Пентатоника.

        Теория.

Изучение строения пентатоники на грифе гитары.

Практика.

Освоение пятиступенного лада. Аппликатурные упражнения в различных позициях

        Тема 4. Блюзовая пентатоника.

        Теория.

Изучение особенностей блюзовой пентатоники

 Практика.

Изучение упражнений для освоения блюзовой пентатоники.

Тема 5. Знакомство с джазовой музыкой.

Теория. Знакомство с джазовой музыкой: ритм, мелодика, инструментарий. Прослушивание лучших образцов. Освоение навыков исполнения джазовой музыки.

Тема 6. Ритмические трудности.

Практика.

Ритмические трудности в исполнении музыкальных сочинений: знакомство с триолями.

Тема 7. Развитие технических навыков игры.

Практика.

Теоретический разбор гамм, арпеджио, упражнений, этюдов.

Тема 8. Вокальные партии.

Практика.

 Дыхание, артикуляция, интонирование.

Тема 10. Изучение программы Guitar Pro.

Теория.

Инсталляция, настройка, возможности.

Тема 11. Подбор и работа над художественным репертуаром.

Теория,

Педагог систематически работает над развитием у учащихся навыков чтения с листа детских песен или пьес уровня трудности 1-го года обучения.

Практика.

В течение учебного года ансамблисты должен освоить 4 – 6 разнохарактерных песен.

3-й год обучения

Тема 1. Техника безопасности.

Теория.

Безопасность при игре на электромузыкальных инструментах, правильное  безопасное использование звукоусиливающей аппаратуры

         

Тема 2. Знакомство с мелизмами. 

Практика.

Знакомство с мелизмами: трель, форшлаг, группетто, мордент.

Тема 3. Построение хроматической гаммы.

Теория.

Состав хроматической гаммы, правила написания. Построение хроматической гаммы.

Тема 4. Освоение хроматической гаммы.

Практика.

Освоение правильной аппликатуры хроматической гаммы при игре на электромузыкальных и духовых инструментах.

Тема 5. Освоение джазовых штрихов и терминов.

Практика.

Освоение джазовых штрихов и терминов. Упражнения в стиле «свинг», «Би-Боп».

Тема 6. Освоение роковых бендов, слайдов.

Практика.

Работа над развитием у учащихся навыков исполнения бендов от нижнего звука к верхнему, от верхнего звука к нижнему. Вариабельное ритмическое исполнение слайдов.

Тема 7. Чтение с листа.

Практика.

Фактическое исполнение нотного материала. Соблюдать правильные  темпоагогические  соотношения различных частей музыкального произведения.    

Тема 8. Развитие технических навыков игры.

Практика.

Теоретический разбор гамм, арпеджио, упражнений, этюдов и пьес.

9. Изучение программы Guitar Pro

Теория.

Меню и панель инструментов, состав инструментария, Открытие, создание, сохранение нового файла, действия со звуком. Эффекты. Информация о файле.

Тема 10. Работа над художественным репертуаром.

Теория.

Подбор адекватного репертуара, аранжировка.

 Практика.

 В течение учебного года состав ВИА должен освоить 4 – 6 разнохарактерных пьес, песен.

Примерный список музыкальных произведений:

                            1 год обучения

  • В. Шаинский «Вместе весело шагать»
  • В. Шаинский «От улыбки»
  • В. Шаинский «Вместе весело шагать»
  • А. Рыбников Ю. Энтин  «Буратино»
  • А. Рыбников И. Кохановский «Ты мне веришь»
  • Г. Гладков Ю. Энтин  «Бременские музыканты»
  • Б. Савельев  М. Пляцковский «Песня о дружбе»
  • Е. Крылатов «Крылатые качели»
  • Е. Крылатов «Преданней собаки нету существа»
  • Покрасс  Б. Ласкин «Три танкиста»  
  • А. Зацепин «Зелёною весной»

                                     2 год обучения

  • Китай «После дождя»
  • Анимал джаз «Три полоски»
  • Н. Паганини «Каприс №24»
  • В. Лебедев Ю. Ряшенцев «Гардемарины, вперёд!»
  • А. Хворостян «Я служу России»
  • Голубые береты «Синева»
  • А. Гоман «Русский парень»
  • И. Матвиенко «Конь»
  • И. Матвиенко «От чего так в России»
  • О. Газманов «Родники вы, мои родники»

                                     3 год обучения

  • И. Матвиенко «Комбат»
  • И. Матвиенко  В. Пеленягрэ «Позови меня тихо по имени»
  • Л. Агутин «Граница»
  • О. Газманов «Мой храм»
  • Э. Колмановский К. Ваншенкин «Алёша»
  • О. Газманов «Офицеры»
  • И. Тальков «Россия»
  • И. Тальков «Летний дождь»

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Условием развития профессионального потенциала педагога является систематическое, целенаправленное повышение исполнительского мастерства и педагогической квалификации на уровне города, области через участие в организации и проведении следующих мероприятий: методические объединения, мастер – классы, индивидуальные консультации и т.д.

Результатом деятельности педагога в этом направлении является:

  • создание авторских методических пособий к программе;
  • создание наглядно-практического материала;
  • достижения воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня: от районного до всероссийского.

Что же касается методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в классе ВИА, то важнейшей задачей на всех этапах обучения является развитие технических навыков игры на инструментах.

Развитие техники, в широком смысле этого слова, осуществляется на всех произведениях педагогического репертуара. Развитию техники, в узком смысле слова (беглость, четкость, ровность), способствует систематическая работа над этюдами, гаммами, упражнениями. Нельзя допускать, чтобы развитие технических навыков сводилось к нагромождению большого количества упражнений и механическому их проигрыванию, т.е. к формальному исполнению. При освоении технических приемов необходимо развивать в ученике осознанное отношение к занятиям над этим материалом.

Гаммы и арпеджио – основа технической подготовки музыканта-исполнителя. Изучение гамм и различных видов арпеджио нужно начинать как можно раньше, но лишь после закрепления постановки исполнительского аппарата (когда есть навыки чистого и устойчивого извлечения и ведения звука, соединение звуков между собой в несложных мелодических оборотах). Вслед за усвоением той или иной гаммы следует переходить к изучению ладовых упражнений, построенных на различных интервалах и ритмических вариантах в целях усиления игровой координации.

Помимо упражнений большую пользу приносит и работа над этюдами, которые закрепляют изучение лада, шлифуют исполнительскую технику.

Упражнения и этюды различаются по нотам, отдельными фрагментами, требуют упорной, систематической отработки. К игре в указанном нотном тексте темпе следует приближаться постепенно. Пройденные гаммы, упражнения, этюды целесообразно периодически повторять, делая в работе логический переход от изучения легкого, посильного материала к более сложному

При исполнении гамм и арпеджио следует обращать внимание на:

  • аппликатурную грамотность;
  • ровность звучания во всех регистрах;
  • чистоту интонаций;
  • ритмичность исполнения в трудных аппликатурных комбинациях;
  • определенный для разных классов темп.

Требования к темпу исполняемых этюдов:

Определенный темп:

  • для младших классов – средний;
  • для средних – беглый;
  • для старших классов – быстрый;
  • хорошее владение дыханием;
  • достаточная беглость пальцев;
  • преодоление аппликатурных, метроритмических, регистровых трудностей.

В процессе работы над художественным репертуаром используются пьесы кантиленного характера и характерные пьесы. При разучивании произведений педагог воспитывает в ученике уважение к авторскому тексту, тонкое чувство ансамбля.

Требования к исполнению концертных пьес:

  • музыкальность исполнения;
  • целостность мелодического развития;
  • эмоциональность, передача образов и настроений;
  • понимание формы и стилевых особенностей;
  • темповая и ритмическая устойчивость.
  • выразительность интонирования;

Чтение нот с листа – необходимое звено в процессе обучения и воспитания музыкантов. Начинать заниматься чтением с листанеобходимо со 2 класса, уделяя этому на каждом уроке часть времени, помогая ученику в разборе и анализе текста.

Требования к чтению с листа:

  • грамотный, краткий анализ текста;
  • максимально точное исполнение текста с учетом указаний автора;
  • умение вести музыкальную линию без ошибок.

Вместе с тем школа является тем социальным институтом, где происходит эмоциональное, социальное, интеллектуальное и творческое развитие и становление личности ребёнка.

Основным психологическим новообразованием подрастающего человека в подростковом возрасте является самооценка и основанный на ней уровень притязаний, которые во многом определяют ход и направление дальнейшего развития ребёнка. Неадекватная самооценка способствует развитию девиантного поведения подростка и влияет на его адаптацию в обществе в целом. В подростковом возрасте формирование и развитие самооценки является центральным личностным новообразованием, несущим на себе дальнейшую направленность в развитии личности ребёнка. Характерной чертой этого этапа является осознание подростком себя как личности, обладающей определёнными, именно ему присущими качествами.

Творческое развитие личности ребёнка во многом зависит от формирования адекватного отношения к себе, уровня притязаний и в основном базируется на этих психологических новообразованиях.

В связи со всем вышесказанным особое значение в развитии полноценной личности, способной к творческому саморазвитию приобретает целенаправленное формирование самооценки и уровня притязаний. Задачи целенаправленного формирования самооценки в деятельности включают в себя формирование умения правильно оценивать свои возможности в деятельности и её результаты, соотносить эту оценку с оценками окружающих, проявлять самокритичность, уметь видеть действительные причины неудач существует актуальная необходимость целенаправленной работы по формированию и развитию адекватной самооценки учащихся-подростков. Для этого систематически можно использовать микрогрупповые формы занятий, на которых 2-3 ученика могут исполнять различные произведения и оценивать друг друга, или же одинаковые произведенияи ошибок в деятельности и исправлять их.

Таким образом, сравнивая свои интерпретации. Такое применение методов сравнения, соревнования очень полезно не только для музыкального, но и для личностного развития учащихся. Весьма полезна и игра в ансамблях, где ученик может побывать как в роли солиста, так и в роли второго партнера.

Большое влияние на становление личностных качеств учащихся-подростков, формирование их самооценки способен оказать репертуар. Преодоление сложностей придает уверенность в своих силах, воспитывает волю учащихся.

Главное содержание подросткового возраста составляет переход от детства к взрослости. Данный возраст чреват кризисами, конфликтами, трудностями адаптации к социальной среде, так как происходит активное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. В этот период складываются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования.

Подростков характеризует неустойчивость настроений, поведения, повышенная возбудимость, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций, повышенная обидчивость, страх плохой оценки со стороны окружающих. Как правило, физические недостатки часто преувеличиваются: многие начинают чувствовать себя «неуклюжими», неловкими из-за несовпадения темпов роста разных частей тела и резкой смены его пропорций.

Все это может порождать неуверенность в себе, которая часто становится причиной отклонений в поведении, дезадаптации[1]1. Так, например, Е.И. Рогов указывает на то, что «упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе» [27, с. 102].

        Проводя анализ общения со сверстниками, Н.Н. Толстых подчеркивает, что отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. «Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение» [25, с. 129]. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего становится причиной недисциплинированности и даже правонарушений подростков.

        В отношениях со взрослыми у подростка возникает определенная напряженность. В своих исследованиях Н.Н. Толстых приходит к выводу, что «и родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить “детские” формы контроля, общения с детьми» [25, с. 133].

В ответ на это у подростков появляются поведенческие реакции, составляющие специфический комплекс:

реакция эмансипации – тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых;

реакция группирования со сверстниками – проявляется в повышенном интересе к общению со сверстниками, ориентацию на выработку групповых норм и ценностей, формированию собственной субкультуры;

реакция увлечения (хобби) – в ней отражаются как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка [27, с. 103].  

В своей статье «Что скрывается за сленгом 14-16-летних» [26], кандидат педагогических наук О. Решетников через некоторые понятия современной молодежи раскрывает особенности мировосприятия подростка, мотивы его поведения.  

Например, слово «крутой», звучащее по-английски как «кул» (cool), служит для выражения положительных эмоций, того, что очень хорошо, здорово. Только то, что круто, имеет право на жизнь, является подлинным, стоит усилий. О.Решетников приходит к выводу, что для современного молодого человека необходимо «быть», а не «казаться». Важно быть действительно умеющим, знающим, понимать что-то. Сегодня ощущение «крутости» дает возможность реализации способностей.

Еще одно понятие – «тусовка» – отражает характерную особенность подросткового возраста: потребность в общении, группировании, взаимодействии. Психологически, социально и даже биологически, отмечает О.Решетников, для подростка главные приоритеты, стремления, удачи и неудачи находятся в области межличностного общения, и такая картина сохраняется до 16-17 лет.

Рассматривая феномен подростковой жестокости и агрессии, О.Решетников показывает, что это явление порождается необходимостью доказать свое превосходство, свою ценность не через соревнование, соперничество, а через унижение другого.

         Всё это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому ребенку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

VI. СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вокально-инструментальный ансамбль // Музыка: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1986. – С. 366-396.
  2. Кузнецов В. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями. – М., 1981. – 158 с.
  3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
  4. Решетников О., Что скрывается за сленгом 14-16-летних // Воспитание школьников. – 2004. – №4. – С. 16-21.
  5. Яшкин В. Вокально-инструментальные ансамбли. – М., 1980. – 228 с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.
  7. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
  8. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности школьников: Учебное пособие.  Под  ред. В.И.Белопольского. – М.: Когито-Центр, 1996. – 322 с.
  9. Толстых Н.Н. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1987. – 184 с.
  10.   Г. Гаранян «Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей». – Москва «Музыка» 1986г.
  11.   Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. – М., 1993.
  12.   Иванов В. Школа академической игры на саксофоне. М., 2004.
  13.   Методика обучения игре на духовых инструментах, /ред. Незайкинский Е.В. – М., 1964.
  14.   Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М., 1975.
  15.   Музыка в стиле ретро (Пьесы для саксофона – альта). /Сост. Шапошникова М. – М., 1990.
  16.   Пьесы русских композиторов. Переложение для саксофона – альта. /Сост. и автор переложений Иванов В. – М., 1992.
  17.   Терехин Р., Апатский В. Методика обучения игре на фаготе. – М., 1988.
  18.   Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона – альта. Пьесы и ансамбли. 4, 5 год обучения. /Сост. Шапошникова М. – М., 1987.
  19.   Хрестоматия педагогического репертуара для саксофона – альта. Пьесы и ансамбли. 5 – 6 годы обучения. /Сост. Шапошникова М. – М., 1988.
  20.   Хрестоматия для саксофона. Ч. I, тетр. I. /Сост. Шапошникова М. – изд. военно-дириж. факультета при Мос. гос. консерватории, – М., 1986.
  21.   Хрестоматия для саксофона. Ч. II, тетр. I. /Сост. Шапошникова М. – изд. военно-дириж. факультета при Мос. гос. консерватории, – М., 1987.
  22.   Хрестоматия педагогического репертуара для баритона и тенора. /Сост. Яковлев В. – изд. военно-дириж. факультета при Мос. гос. консерватории, – М., 1976.
  23.   Хрестоматия для саксофона – альта. /Сост. и ред. Прорвич Б. – М., 1978.
  24.   Хрестоматия для саксофона – баритона. /Сост. и ред. Прорвич Б. – М., 1980.
  25.   Хрестоматия для саксофона – тенора. /Сост. Хартман В. – Лейпциг, 1977.
  26.   Шапошникова М. Хрестоматия для саксофона (1-3 годы обучения). Гаммы, этюды и упражнения.
  27.   К. Олеников «Аранжировка».