Проблема взаимодействия как организация совместной деятельности хормейстера и концертмейстера.

Исангужина Альбина Мидхатовна

Проблема взаимодействия как организация совместной деятельности хормейстера и концертмейстера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_vzaimodeystviya.docx30.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проблема взаимодействия как организация совместной деятельности хормейстера и концертмейстера.

Одним из видов педагогической деятельности является вокально-хоровая работа. Лишь в условиях взаимодействия хормейстера, концертмейстера и вокального коллектива возможно осуществление вокально-хоровой деятельности. Исходя из этого, следует рассмотреть понятие «взаимодействие» с позиций разных наук и суждений.

Что же означает «взаимодействие»? «Общепринято рассматривать взаимодействие, как одну из основных философских категорий, отражающих процессы воздействия различных субъектов (объектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи.

В трактовке немецкого философа Иммануила Канта «взаимодействие» – категория отношения, которое порождает единство вещей и процессов чувственного мира. »

Исследуем понятие «взаимодействие» в истолковании других наук глубже. Так, одной из центральных проблем всей физики является последовательное описание взаимодействия и раскрытие его механизма.

С точки зрения физической науки «взаимодействие» представляется, развивающимся во времени и пространстве процессом влияния, одних объектов на других, посредством обмена материей и движения. «Взаимодействие всегда возникает как движение материи, а любое движение включает в себя различные типы взаимодействия. У всех форм движения материи есть что-то общее, все они сводятся к взаимодействию тел, которое вызывает связь различных материальных элементов в системах, их структурных связях и контактах с другими материальными системами. Таким образом, все свойства тел производны от взаимодействий. Для всякого объекта, существовать – означает взаимодействовать, так или иначе проявлять себя относительно других тел, быть с ними в объективных отношениях»

Взаимное влияние души и тела, психического и физического - так рассматривают взаимодействие в психологии. Согласно гипотезе «двойная причина – двойное последствие», принадлежащей немецким психологам К. Штамфу и Э. Бекэру, каждый физический процесс, а также каждый психический процесс, имеет две причины – физическую и психическую – причина и соответственно следствие. Эта гипотеза имеет преимущество в теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретические трудности. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль.

«Взаимодействие» в этой науке чаще всего рассматривается в единстве с общением. Где организация совместной деятельности людей, чаще всего отображает интерактивную сторону общения. Обмен знанием и идеями относительно этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить общую деятельность, организовать ее. Участие одновременно нескольких людей в этой деятельности означает, что, все должны внести особый вклад в нее. Это также позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

Изучив и исследовав «взаимодействие» как явление социальной психологии, мы пришли к пониманию того, что существует некоторая связь между терминами взаимодействие и общение и часто трудно разъединить оба этих понятия. Одни ученые объединяют эти понятия, понимая общение и взаимодействие как форму коммуникации, то есть обмен информацией, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания.

По мнению Б.Ф. Ломова, необходимость совместного решения той или иной задачи неизбежно требует общения между участниками деятельности. «Общение выступает как процесс взаимодействия субъектов...Процесс общения взаимный, и каждый из его участников вступает в него как сознательное существо». Б.Ф. Ломов подчеркивает, что важнейшим фактором, порождающим потребность во взаимодействии, является возникновение проблемной ситуации.

А. В. Петровский утверждает, «если мы понимаем взаимоотношения людей как субъект-субъект-объектный процесс (а именно так понимаются деятельностные отношения), то отношение к объекту, содержанию, цели деятельности опосредуется взаимоотношением с участником деятельности и тогда общение - это сторона, часть деятельности»

По мнению А. А. Бодалева, «тот вид деятельности, который общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между ее исполнителями. Например. Учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения обучаемых как друг с другом, так и с учителями. Вместе с тем это программирование нельзя рассматривать упрощенно, т.к. при реализации оно зависит от целого ряда обстоятельств: от характера решаемых учителем в данный момент задач, специфики предмета, методической вооруженности учителя, от подготовленности учащихся и др.» . А.А. Бодалев указывает, что в любом виде деятельности происходит распределение ролей. Права и обязанности участников общения влияют на ее содержание и форму. Особенности межличностного взаимодействия в любой общности в значительной степени обусловлены тем, как ее члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик, преимущественно, вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

А.А. Бодалев, считая, что настоящее межличностное общение - это всегда диалог, подчеркивает, что, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект, ОН познает своего партнера и определяет свое отношение к нему. Будучи объектом, он воспринимает чувства и влияния партнера. «Пребывание в двух «ипостасях» - объекта и субъекта - характерно для любого вида непосредственного общения».

Если процесс общения рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знанием и идеями относительно этой деятельности привносит в достигнутое взаимопонимание реализацию новых попыток развить дальнейшую совместную деятельность и организовывать ее. Участие одновременно двух людей в этой общей деятельности подразумевает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, который позволяет нам рассматривать взаимодействие – как организацию совместной деятельности.

В направлении этой деятельности для участников важно не только делиться информацией, но также и организовывать «обмен действиями», который должен спланировать общую деятельность.

При таком планировании один участник может регулировать, менять план действий сложившийся у другого, что и делает такую деятельность действительно совместной. Так при взаимодействии хормейстера и концертмейстера в вокально-хоровой работе, педагоги могут регулировать и менять план действий друг друга.

Из этого следует что понятие «взаимодействие» включает в себя не только общение как обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовывать общую для них деятельность, чтобы выработать формы и нормы совместных действий.

В педагогике «взаимодействие» – процесс прямого или установленного обоюдного влияния людей друг на друга, предполагающее их взаимно ориентированные реакции и обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельности. Педагогическое взаимодействие – процесс, который происходит между педагогом и воспитанником во время обучения и образовательной работы и нацеленный на формирование личности ребенка. Одним из ключевых понятий педагогики является педагогическое взаимодействие, это научный принцип, который является основным в воспитании. Осмысление понятия «Педагогическое взаимодействие» получило в работах В.И. Загвязинского, Л.А. Левшина, Х.Й. Лийметса и др. Педагогическое взаимодействие – сложнейший процесс, состоящий из ряда компонентов – дидактических, воспитательных и социально - педагогических взаимодействий. В педагогике выделяют следующие типы взаимодействия:

Типы взаимодействия:

Типы взаимодействия

Отношение к интересам друг друга

Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности

Субъектность позиций по отношению друг к другу во взаимодействии

Сотрудничество

Взаимноположительное

+

С-С

Диалог

Взаимноположительное

-

С-С

Опека

Взаимноположительное

-

С-О

Подавление

Одностороннеположительное

-

С-О

Соглашение

Нейтральное

+

С-С

Конфронтация

Отрицательное

-

С-С

Индифферентность (равнодушие, безучастность друг к другу).

Нейтральное

-

С-С

Данная типология применима к характеристике взаимодействия участников педагогического процесса на всех уровнях. Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия. Индифферентный тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга, либо плохо знают своих партнеров. Они могут участвовать в совместной деятельности, но при этом быть безразличными к успехам партнеров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные, формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга. Главный путь перехода к другим, более плодотворным типам взаимодействия – включение в совместную творческую деятельность в процессе обучения и воспитания.

Выделяют основные характеристики взаимодействия:

Взаимопознание – знание личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений.

Взаимопонимание – понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач; принятие трудностей, забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

Взаимоотношение – проявление такта, внимания к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; творческий характер отношений.

Взаимные действия – осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов; срабатываемость координация действий, согласованность; помощь, поддержка друг друга.

Взаимовлияние – способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность замечаний, корректных по форме; изменение поведения и действий; восприятие другого в качестве примера для подражания.

Существует два противоположных вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. Важным показателем совместного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса кооперативного взаимодействия их совместный вклад в общую деятельность.

Другой тип взаимодействия – конкуренция выражен в форме конфликта, где, прежде всего важным является установка собственного угла зрения. Так при продуктивном конфликте, который чаще всего порожден разницей точек зрения, на какую – либо проблему и способы ее решения, конфликт способствует формированию наиболее всестороннего понимания проблемы, которое способствует развитию элементов совместного взаимодействия в конфликте, открывая тем самым возможности его разрешения, и, таким образом нахождения оптимального решения проблемы. В совместной работе концертмейстера и хормейстера оба типа взаимодействия могут применяться.

Также, определенным образом «окрашивает» процесс взаимодействия эмоциональная сфера, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров.

Выделяют 3 уровня взаимодействия:

1. Низший уровень – взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее "физическое" влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения, которое в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития.

2.Средний уровень - процесс взаимодействия людей получил название продуктивной совместной деятельности. Здесь постепенно развивающееся активное сотрудничество между ними находит все большее выражение в эффективном решении проблемы соединения взаимных усилий партнеров.

3.Высший уровень – исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием.

Взаимопонимание людей - это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют достижению единой цели.

Для понимания механизма взаимодействия концертмейстера и хормейстера необходимо выяснить, как намерения, побуждения и установки одного человека «накладываются» на представление партнера, и, как то и другое проявляется в совместной деятельности, где успех их творческой работы зависит от понимания коллегами друг друга.

«Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором.».

Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимодействия объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Подытоживая имеющиеся точки зрения, мы пришли к выводу о том, что взаимодействие необходимо рассматривать как социально-психологическое явление, сущность которого проявляется в:

- согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;

- взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.

Взаимопонимание хормейстера и концертмейстера, является таким уровнем их взаимодействия, при котором педагоги понимают содержание и структуру настоящего и допустимого очередного действия коллеги, а также совместно способствуют достижению общей цели.

Таким образом, хормейстеру и концертмейстеру в организации вокально-хоровой работы, необходимо знать специфические особенности работы каждого, для успешной совместной деятельности и достижения высшего уровня взаимодействия.

Список используемой литературы:

  1. В.А.Васина-Гроссман «первая книжка о музыке» изд «музыка» ,Москва1976 г ,175с
  2. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  3. Гинецинский В.И. Знания как категория педагогики. – Л., 2009.
  4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. С.91
  5. Подольская В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / Ред.-сост. М. Смирнов. 0 М.: Музыка, 1974. – С. 88-110.
  6. Грушевидная Т.Г., Садохин А.П. Г91 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.
  7. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.1969—1978.)
  8. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное побуждает доброе.»Москва, «Педагогика» 1973.,336с.
  9. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. — М., 1980. — 96 с.
  10. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента: Методологические основы/А. Люблинский. — Л., 2005.- 80 с. (Разделы № 2, 3, 5).
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.1998.528 с. 134. С.415
  12. Ольхов К.А. Теоретические основы дирижерской техники ,2-е изд.-Л.Музыка,1984.-160 с
  13. Виноградов К. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца / К. Виноградов // Музыкальное исполнительство и современность / Сост. М. Смирнов. - М.: Музыка, 1988. -С. 156-178.