Методическая работа "Активные формы работы по развитию творческих способностей"

Шило Марина Валериевна

Данная работа повествует о разных формах работы детского коллектива и необходимости раскрытия творческих задатков у детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Активные формы работы по развитию творческих способностей

Ребенок, испытавший радость творчества

 даже в самой минимальной степени,

 становится другим, чем ребенок,

 подражающий актам других.”

Б.Асафьев

     Перед нами стоит одна из важнейших задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки дома и  за его пределами с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого ребенка, развитие творческой личности.

     Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему? И решение приходит само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.

     Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.

Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого ребенка.

Для изучения интересов и увлечений учащихся, особенностей взаимоотношений со сверстниками, характера, эмоционального состояния ребенка я применяю психолого-педагогические методы изучения личности. При этом считаю, что такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу.

Реализация программы «Музыкальная палитра»

активизирует интерес детей к разным видам искусства;

способствует формированию раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, и главное – понимать услышанное;

улучшает психологическую атмосферу в коллективе;

развивает живую фантазию, память, внимание, познавательные интересы детей;

поднимает их творческую активность на новый качественный уровень обучения.

Средства и формы воспитательной работы с ребенком, которые могли бы увлечь его и сверстников общностью интересов и повести их к вершинам успеха, это такие виды деятельности как игра, общение, творчество.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, родителей, такта и душевной щедрости.

Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.

Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:

беседы;

дискуссии;

игры;

конкурсы;

наблюдения;

творческий труд;

поисковые эксперименты;

индивидуальные занятия;

коллективная певческая деятельность и т.д.

Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой).

Нередко от родителей и даже от учителей можно услышать такие слова: “Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара!”, “Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится!” “А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.

Дети неоднократно изъявляли желание инсценировать музыкальные произведения. Дружно готовимся, репетируем, подбираем музыку, создаем костюмы, придумываем оформление. И вновь заняты все. Наблюдая за поведением детей, вижу по блеску в их глазах, что это им интересно. Они становятся дружнее, сплоченнее, определяются дружеские симпатии, появляется желание поддержать друг друга и стремление показать себя, свои способности.

Дети выступают с музыкально-театрализованными представлениями не только в стенах школы, но и в детском саду, на сценической площадке п. Смирновка “Масленицу провожаем ”,  концертные программы в школе «Солнечная»:  к Дню Учителя, к  8 Марта, Новому году , 9 Мая,  Дню защиты детей “Солнечный круг”),города и  района (конкурс “Звездные фантазии”, конкурс агитбригад «Скажи – нет!», концертные программы в центрах реабилитации и инвалидов «Согреем детские сердца теплотой и любовью» «Дорогою добра») и многие др.  Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда — порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Роль учителя — создать обстановку отсутствия страха, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтом Уитменом: “Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!”

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой следует строить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и важность другого. Ребята дружат между собой, внимательны друг к другу. В коллективе сложились свои традиции. Работает орган самоуправления “Маленькая страна” со своими министрами, президентом. Дети живут по законам, которые они приняли сами.

Непременное условие успеха в воспитании и обучении подрастающего поколения - совместная творческая деятельность школы, педагогического коллектива, родителей, социума и, конечно же,  педагогов дополнительного образования.

Легкие и развлекательные на первый взгляд мероприятия на самом деле выполняют большую познавательную и воспитательную функцию в развитии творческой личности.

Говорить о работе с одаренными детьми сегодня очень важно. Эта тема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что одаренных детей не так уж много. Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях,  даже в  самых, на первый взгляд, незначительных!