Эссе «Мой выбор профессии»

Селезнёва Наталия Семёновна

Что значит «учитель»? Наставник, мудрец, человек?

Значенье, какое важнее, спорьте хоть целый век.

Думаю, просто профессией назвать учителя мало.

Выбрать свое призвание судьба ему указала.

Педагогическая династия! Слова, которые вызывают волнение, трепет и неумолимую гордость в моей душе. Педагогическая династия – это особый образ жизни. Это не просто выбор дальнейшего жизненного пути, а внутренняя потребность соответствовать семейным ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Мои родители – Учителя! С детства я принимала участие в «домашних педагогических советах», с малых лет мне была близка профессия учителя и я понимала, что педагог - это зов сердца, зов крови. Мои родители научили меня восхищаться этой профессией, поэтому вопрос о выборе пути был однозначен или очевиден...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Мой выбор профессии»

Автор:

Селезнева Наталия Семеновна

Должность:

учитель физической культуры

Место работы:

МБОУ Школа № 1 г. Саров


Что значит «учитель»? Наставник, мудрец, человек?

Значенье, какое важнее, спорьте хоть целый век.

Думаю, просто профессией назвать учителя мало.

Выбрать свое призвание судьба ему указала.

Педагогическая династия! Слова, которые вызывают волнение, трепет и неумолимую гордость в моей душе. Педагогическая династия – это особый образ жизни. Это не просто выбор дальнейшего жизненного пути, а внутренняя потребность соответствовать семейным ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Мои родители – Учителя! С детства я принимала участие в «домашних педагогических советах», с малых лет мне была близка профессия учителя и я понимала, что педагог - это зов сердца, зов крови. Мои родители научили меня восхищаться этой профессией, поэтому вопрос о выборе пути был однозначен или очевиден.

Большую роль в моей жизни сыграли мои спортивные наставники, путеводители в мире физической культуры. Это учитель Людмила Серафимовна Ковтун и тренеры Седовы, Николай Евгеньевич и Елена Сергеевна. Благодаря этим людям я не только развивала свои физические возможности и достигала спортивных результатов, но и воспитывала характер и волю.

Начала я свою трудовую деятельность с работы инструктора по физической культуре в детском саду. Здесь я познакомилась на практике с особенностями работы с дошкольниками – это преимущественно игровые методы работы, театрализованные спортивные праздники, занятия-путешествия. Впоследствии это легло в основу моего педагогического опыта и пригодилось мне, когда волею судьбы я пришла работать в школу № 1 к особенным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня я учитель физической культуры, педагог, наставник в школе № 1. Мои дети особенные, это дети, которым судьба преподнесла сложные испытания. В течение тринадцати лет я выхожу к ребятам и развиваю в них не только «культуру тела», но и воспитываю их как личность. Учу терпеть, где трудно, преодолевать себя, где сложно.

Сегодня педагоги в своей деятельности все чаще сталкиваются с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведь их число в Российской Федерации по данным Всемирной организации здравоохранения за последние пять лет выросло на 10%. При этом наметилась неблагоприятная тенденция ухудшения здоровья детей, которая приобретает устойчивый характер.

Многие спрашивают меня: «Как ты работаешь с такими детьми? Как у тебя хватает терпения? Ведь это так сложно…». Да, это непростой труд, но нужный. Необходимо понимать, что ребенок с нарушением физического или психического развития требует к себе больше внимания, усилий, особых навыков педагога для обучения, чем здоровый ребенок.

Я уверена, что работа учителя с такими обучающимися - это не просто профессия, это огромный труд души, моральный, эмоциональный, интеллектуальный, психологический. Обучать особого ребенка – это не только профессиональный вызов, но и испытание на зрелость, мудрость и умение сопереживать, на искренность, чуткость и внимательность. Именно эти качества ежедневно помогают мне взаимодействовать с нашими детьми и именно на них я опираюсь, когда ищу «ключик» к каждому ребенку! Как важно ученику поверить в себя, раскрыть свои сильные стороны, в случае неудачи выйти из нее с достоинством. Безусловно, в моей работе бывают и педагогические неудачи, но руки никогда не опускаю, потому что понимаю: кто, если не мы?

Быть второй мамой для особенных детей, подчас с тяжелыми судьбами, сложными и неоднозначными семейными ситуациями – это нелегкое дело, но очень важное. Иногда ловишь на себе взгляды детей и понимаешь, как ты им нужна. Как важно принимать их такими, какие они есть. Для меня в профессии очень важно - любить детей и любить своё дело, каждый день и каждый час отдавать ученикам частичку своего сердца, частичку своей души. 

Крупнейший поэт XX века Роберт Фрост говорил: «Есть учителя, которые просто слегка подталкивают вас сзади, и вы прыгаете в небо». Это стремление ввысь, когда-то повлиявшее на мой выбор профессии, я стараюсь передать моим нынешним ученикам. Я верю в этих ребят, создаю для них ситуации успеха, воодушевляю их, мотивирую, горжусь ими. И всегда принимаю во внимание психофизические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, придерживаясь правила трёх «П»: постепенно, постоянно, посильно. Именно так, ежедневно, маленькими шажками «поднимаю планку», побуждая двигаться вперед, открывать «себя», возможности своего тела, ресурсы своей личности.

В этой точке своего профессионального развития я осознала важность собственного опыта работы в детском саду: ведь именно практика использования игровых технологий помогла мне добиться результата в ситуации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья, поскольку подобные методы и формы работы оптимально соответствуют их психофизическим особенностям. Так, например, в ходе урока или внеурочного занятия я создаю игровую мотивацию (через игровую ситуацию или персонаж), что побуждает, стимулирует детей к учебной деятельности. Или ввожу элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Широко применяю игровые упражнения, игры-драматизации, задания игрового характера, занимательные игровые приемы (загадки, ребусы, шарады), различные виды игр (дидактические, ролевые, подвижные), а также игры как формы проведения уроков и занятий (игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-соревнования, игры-конкурсы). Благодаря использованию игровых технологий на занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества, свободного выбора и психологической безопасности.

Великий педагог Джон Дьюи утверждал: «Если мы будем учить детей, как вчера, мы украдем у них завтра». Я полностью разделяю эту точку зрения, ведь быстрое развитие современного общества, информационных технологий открывает не только новые возможности, но и ставит перед нами, педагогами, новые вызовы. Учитывая выраженные недостатки физического и психического здоровья моих обучающихся, активно применяю здоровьесберегающие технологии, технологию уровневой дифференциации, технологию личностно-ориентированного подхода. При подготовке к урокам подбираю доступные упражнения, отслеживаю дозировку учебных нагрузок, применяю комплексы кинезеологических упражнений, использую яркий, современный инвентарь, музыкальное сопровождение. В учебную деятельность обязательно вовлекаю всех учащихся без исключений, даже освобожденных от физических нагрузок.

В процессе воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья стараюсь опираться на традиционные российские духовно-нравственные ценности, упомянутые в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 09.12.2022          № 809. Необходимо отметить, что эти ценности рассматриваются мною как цели воспитания, которые я применяю с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Добро, истина, любовь к Родине, красота, сострадание, культура здорового образа жизни, - все это становится ядром содержания воспитательной работы. Через совместную деятельность в проектах Российского движения детей и молодежи, проектах «Профтренд», внеклассные мероприятия (экскурсии, посещение музеев, цикл занятий «Этикет гостиной», совместные праздники, спортивные мероприятия, соревнования) учу каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающими, показываю им, как красив и разнообразен мир, в котором мы живем, побуждаю думать, трудиться, развиваться, воспитываю взаимопонимание. Успех каждого из этих «особенных» детей греет мне душу, дает новые силы для саморазвития и реализации себя в профессии.

На протяжении многих лет мои ученики являются победителями и призёрами первенств города по летнему и зимнему полиатлону, городских соревнований «Веселые старты» для детей с ограниченными возможностями здоровья, акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам», школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Два года подряд входим в двадцатку победителей проекта Российского движения школьников «Здоровое движение» в направлении «Полезные привычки». Благодаря участию в этих мероприятиях мои ученики учатся преодолевать себя, воспитывают волю, спортивный характер. Как учитель физической культуры я работаю над повышением качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, улучшаю показатели их физического и психологического здоровья, приобщаю к ценностям здорового образа жизни и делаю это на собственном примере!

По прошествии времени я ни одного дня не пожалела о своём выборе. Я благодарна судьбе, родителям, педагогам-наставникам, коллегам, которые определили мой жизненный и профессиональный путь. Самое главное в том, что я нужна детям.

Учитель - это благородная миссия на земле. Он искренне радуется и переживает за детей, отдаёт им своё душевное тепло. Его отличает чистота помыслов, щедрость души. Моя миссия как учителя – улучшить качество жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, помочь им социализироваться, раскрыть их возможности, находя те сферы жизни, где они могли бы почувствовать себя успешными.