«Сохраняя прошлое, создаем будущее» «Развитие уездного города Крапивна в 19 веке»

Шпот Ирина Васильевна

В 19 веке встает остро проблема развития урбанизации в России. Городской образ жизни принимали далеко не все, поэтому процесс развития его шел очень трудно. Развитие железнодорожного транспорта, модернизация промышленности, освобождение деревни от крепостной повинности - те факторы, которые обусловили значительный рост городов в конце 19 века. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shpot_i.v._statya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Сохраняя прошлое, создаем будущее»

«Развитие уездного города Крапивна в 19 веке»

Шпот Ирина Васильевна,

учитель индивидуального обучения

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Тульский областной центр образования»

Аннотация: В 19 веке встает остро проблема развития урбанизации в России. Городской образ жизни принимали далеко не все, поэтому процесс развития его шел очень трудно. Развитие железнодорожного транспорта, модернизация промышленности, освобождение деревни от крепостной повинности - те факторы, которые обусловили значительный рост городов в конце 19 века.

Ключевые слова: уздный город, дворянство, 19 век, купечество, экономическое развитие, промышленность, христианство.

        В 19 веке встает остро проблема развития урбанизации в России. Городской образ жизни принимали далеко не все, поэтому процесс развития его шел очень трудно. Развитие железнодорожного транспорта, модернизация промышленности, освобождение деревни от крепостной повинности - те факторы, которые обусловили значительный рост городов в конце 19 века. Самыми большими населенными пунктами на то время считались Москва, Тула, Ростов-на-Дону, Петербург, Казань, Одесса. [7, с. 95].

       Новым для всех городов было появление больших рабочих окраин, где возводились промышленные предприятия и селились рабочие. Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных заведений. В промышленности происходила конкуренция между крепостным трудом и вольнонаемным. Первый использовался на старых уральских заводах, переживавших с конца 18 в. затяжной кризис, и в помещичьих мануфактурах. Второй применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне.

       С ростом уровня урбанизации, главной проблемой русских городов конца 19 века, был дефицит жилья. Собственные квартиры в промышленных городах могли приобрести только состоятельные граждане. Около 5% населения города обитало в подвалах и мансардах, где зачастую даже не было отопления.

       Преобразовывалось городское коммунальное хозяйство. Улицы мостились булыжником и брусчаткой, появились асфальтовые тротуары. В этот период на городских улицах впервые появляется газовое освещение. [1, с. 200].

       Большое количество городов в то время составляли провинциальные города. И в их число входила Крапивна Тульского уезда (первое упоминание относится к 1389 году в завещании Дмитрия Донского). Почему уездный город начинает успешно развиваться в 70-80 гг. 19 века и испытывает упадок к началу 20 века? В этих вопросах попробуем разобраться.

        Если вникнуть в древнюю историю Крапивны, то мы видим, что в конце 16 века город играл военно-оборонительную роль. Но когда была построена Белгородская оборонительная черта, необходимость в этом отпадает и Крапивна переходит в разряд торгово – промышленных городов. Ссылаясь на исследовательские материалы, можно с уверенностью сказать о богатом прошлом уездного центра.

       В 1871 г. на страницах «Тульских губернских ведомостей» появилось описание Крапивны с уездом П.М.Мартынова – обзор состояния города и его окрестностей на рубеже 1860-1870-х гг. с историческими экскурсами. Церковное прошлое Крапивны, располагавшиеся в ней храмы и некогда существовавший в городе Троицкий монастырь рассматриваются в историко-статистическом обзоре–справочнике о приходах Тульской губернии,  составленном в конце XIXв. преподавателем Тульской  семинарии П.И.Малицким.

       Важнейшими характеристиками города Крапивны были людность, демография, уровень промышленности и торговли. Но самым главным, по мнению ученых, являлось экономическое развитие. На протяжении столетия постоянно увеличивалось количество занятых в ремесле. В основном горожане занимались ремеслом, садоводством, огородничеством, работали на мелких предприятиях, вели розничную торговлю. Здешнее купечество торговало хлебом, пенькою, лесом, дегтем и маслом; главные закупки хлеба производятся не в Крапивне, а в г. Сергиевском (принадлежащем кн. Гагарину), который лежит на большом Киевском тракте; там купцы закупают большую часть хлеба и отправляют его в Тулу, Калугу и Москву. Пеньку, закупивши в Сергиевском и у помещиков, треплют в городе и перепродают Одоевским, Белевским и особенно Калужским купцам. Прочие виды торговли весьма незначительны.

       Крапивна, прежде всего, была купеческим городом. В середине ХIX века в городе проживало 3315 жителей из них, 152 купцы, которые занимались не только куплей-продажей, но и промышленным изготовлением различных товаров. В период 2-й половины XIX в. до начала XX в., Крапивна и Крапивенский уезд входили в число самых промышленных в Тульской губернии. [2, с. 78].

        В это время в Крапивинском уезде были хорошо известны купцы Юдин, Сушкин, Богатырев, Астафьев, Смольянинов, Белобородов, Тимофеевский, Левин, Лафенков, Лямин, Родионов, Сазонов, Окунев, Черумушкин, Грачев, Васин, Щеглов и др.

        Велась оживленная торговля с соседними уездами и губерниями. Крапивинских купцов 1 гильдии знали во многих городах России: Юдины - держатели заводов, мельниц, кузниц, Залесские и Раевские - лесопромышленники, братья Тимофеевские - поставлявшие изделия своих винно-водочных заводов ко двору Его Императорского Величества, Астафьевы - владельцы бумажной фабрики и другие. Славилась Крапивна и своими ярмарками. «Город Крапивна нов, его жизнь только что развертывается… …Множество народа тянулось в Крапивну на ярмарку от Пришни (село в 7 верстах от Крапивны) и от села Умчина по большой ефремовской дороге... Главный базар ярмарки при выезде из города на большой Одоевской дороге. Ярмарка более для поселян. - Записные знатоки-лошадники, в усах, широких турецких шалварах (т.е. шароварах), с шапочками прасолов (купцы малого достатка) и в чекменях своего покроя (верхняя мужская одежда, представляющая из себя обычный суконный полукафтан со сборками сзади, более характерная для народов Кавказа, нежели жителей тульской земли), с хлыстиками, а более с арапниками в руках,— осматривали лошадей, толкали встречных и мигали молодецки красным девушкам».

        В 1825 году крапивенские жители содержали 47 садов( один сад приходился на 5-6 домов, в 1837 году – уже 78 садов ( один сад на 5 домов) . На уровне других уездных городов количественные показатели Крапивенской промышленности выглядят более стабильными. На протяжении 50-80 х гг. в городе работают 12-14 предприятий. Показатели 80-90 гг. несколько преувеличены за счет 11-15 маслобоен, которые существовали в городе на протяжении всей второй половины 19 века. В начале50-х гг. самым заметным предприятием была «пивоварня» купца Астафьева, на которой работало 100 рабочих и производилось пива на 1500 рублей в год. 2 кожевенных, 2 воскобойных, 5 кирпичных, 1 нанковая фабрика были « необширны». В 1867 году в Крапивне « при незначительности фабричной и заводской производительности» обращали на себя внимание фабрика купца Астафьева, которая производила оберточную бумагу, а также картофелепаточный и маслобойные заводы купцов Юдина и Баркова. В конце 19 века на всю Россию были известны наливки водочного завода братьев Тимофеевских, и не только… удостаивались чести поставлять свои изделия ко Двору Его Императорского Величества. О них знали и за границей. Крапивенское купечество славилось своим меценатством, многочисленными пожертвованиями на содержание учебных заведений, больницы, богаделен, строительство церквей. В самом городе Крапивна 25 питейных домов и рестораций, 7 ярмарок, на которых бойко шла торговля. Особым спросом пользовались: зерно, лен, пенька, мед и вощина, винные изделия, гончарные, скобяные товары, льняное и конопляное масло. В Крапивне действовал Городской общественный банк, богадельня, частная больница на 40 кроватей, 4 приемных покоя. Каменных домов — 48, деревянных — 359, 2 каменных склада, каменных лавок — 40, 2 площади, городской сад с многочисленными клумбами, скамейками, духовым оркестром, 5 каменных церквей, 9 мощеных булыжником улиц из 14-ти. В 1897 в Крапивне насчитывалось 6146 жителей. [6, с. 15].

       Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. значительные успехи были достигнуты в сфере городского благоустройства Крапивны. На улицах Крапивны появилось мощение - в самом начале указанного периода – не позднее 1871 г. твёрдое покрытие получили 6 городских улиц. С

учётом того, что ещё в середине XIX ст. в Крапивне вообще не было мостовых, подобные результаты были достаточно значительны и, скорее всего, отражали благоприятную в целом для города экономическую конъюнктуру 1850-1880- х гг., на что, в частности, обращает внимание.  В пользу данного вывода свидетельствует также резкое увеличение каменной застройки в Крапивне с середины XIX века до начала 1880-х гг.

       Согласно утверждённой Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г., развивавшей основные положения Манифеста Петра III«О вольности дворянства» 1762 г., принадлежавшие к благородному сословию жители Тульской губернии (наместничества) образовали самоуправляющееся Губернское дворянское общество (уездные дворянские общества были созданы в1766г.). Крапивна становится местом периодического (1 раз в 3 года) проведения уездных дворянских собраний, на которых избирались местные предводители дворянства.

       Указанная должность в богатой поместьями крапивенской округе была очень значима (это вообще характерно для губерний, расположенных к югу от Москвы и в чернозёмной зоне), порой превосходя по фактическому влиянию должности исправника и городничего. Среди крапивенских дворянских предводителей в конце XVIII– нач. ХХв.–князь Н.М. Вадбольский, М.А., А.М. и Д.М. Щелины, М.Н.Лонгинов,  А.Г.Игнатьев, Н.И.Крюков,  И.М.Долинино-Иванский и др.

       В крапивенском уезде в XVIII – нач. XX вв. сформировалось несколько больших дворянских имений, принадлежавших ряду крупных землевладельцев. В числе последних  были семейства, представители которых играли в истории России видную роль: князья Гагарины (Сергиевское, Синявино, Крутицы), князья Абамелек-Лазаревы (Голощапово), князья Волконские и графы Толстые (Ясная Поляна, Пирогово). Кроме того, в Крапивенском уезде в разное время большими и малыми поместьями владели: граф Румянцев-Задунайский, князья Ухтомские, князья Урусовы, Воейковы, Бибиковы, Сатины, Воронцовы-Вельяминовы и др. Крапивенское дворянство в той или иной форме участвовало во всех важнейших событиях русской истории конца XVIII – нач. XX вв. – в войнах, разного рода политических и общественных событиях, культурной жизни и т.д. . Военные статистики, почему-то не указали число проживавших в городе дворян. Согласно информации других статистических источников, в Крапивне в этот период постоянно проживало не более двух десятков потомственных и личных дворян обоего пола. Начавшаяся после смерти Николая I эпоха реформ не ознаменовалась в Крапивне сколько-нибудь сильными всплесками общественной активности. Уездное дворянство, как и везде, активно обсуждало возможные варианты отмены крепостного права, но, собственно, городских жителей, не принадлежавших в своём большинстве ни к крепостным, ни к их владельцам, эти проблемы непосредственно не касались. «Интеллигенции» же, как правило, проявляющей интерес к вопросам общего свойства, в Крапивне в данный период, практически, не было. [6, с. 81].

       В начале XIX века Крапивна начинает разрастаться в своих границах, территориально увеличивается площадь городских слобод и прилегающих деревенек. Ввиду этого растет и число прихожан городских храмов.  Поэтому в 1821 г. прихожане просили у правящего епископа Авраама благословения пристроить к Никольской церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой – во имя Алексия Митрополита Московского. Кроме того, прихожане, в числе которых были и богатые крапивенские купцы 1-ой и 2-ой гильдии,  просили пристроить и колокольню.

       Во второй половине XIX века, после начавшихся Великих реформ Александра II, приходское духовенство Свято-Никольского храма все активнее стало участвовать не только в духовной жизни общества. Замечательным является пример настоятеля Соборной церкви о. Сергия Глаголева, который отдал более полувека своего служения Крапивне. Протоиерей Сергей Иванович Глаголев в период с 1868-го по 1874-й год он был выборным председателем училищного совета. Молодой священник был привлечен и к общественной деятельности. Его выбирали гласным городской думы (с 1868 г.), земским гласным от мелких землевладельцев. Его неоднократно выбирали членов ревизионной комиссии по банку. Он принимал активное участие в городских и земских делах, стремясь направлять все к духовному благу. Из земских дел для него ближе всего было школьное. Протоиерей Сергий Глаголев явился одним из создателей женской прогимназии, законоучителем которой стал со дня ее основания (10 октября 1871 г.) и оставался им до осени 1915 года. Он был учителем трех поколений (матерей, дочерей и внучек). В 1889 году были образованы уездные отделения Епархиального Училищного Совета и настоятель Никольского храма стал председателем Крапивенского отдела и оставался им до 1915 года. Благодаря о. Сергию никогда в это период между земскими и церковными школами не было конфликта.

       Судя по копии плана 1897 года, территория Крапивны увеличилась с середины 19 века на несколько кварталов на юго-западе, северо-западе и северо-востоке, выйдя, таким образом, за границы, определённые планом 1779 года. При этом новый северо-восточный квартал был занят каменным зданием тюремного замка. Среди возведённых в данный период зданий, помимо уже упоминавшегося дома Астафьева (Дворянского собрания), необходимо, прежде всего, назвать следующие:

• Тёплая церковь вблизи Троицкого храма с приделами Успения Богоматери и св. Николая Чудотворца (1861-1864 гг.; здание решено в формах, близких к романо-русскому стилю)

• Жилые дома: Федосова (ул. Набережная, 21), Сабурова(ул.Плехановская, 18 Прянчикова (ул. Коммунаров, 27), Синявина (Коммунаров, 6), Иконниковых (ул. Успенского, 34), Мызниковых (ул.Красная, 9), дома 25 и 35 по ул. Октябрьская, дом 53 по ул.Коммунаров, дом 1 по ул. Либкнехта; Усадебные комплексы: Чижова (ул. Октябрьская, 9 и 13), Овчинниковых (ул. Коммунаров, 63);

•Трактир (ул. Советская, 43), мясные лавки Белобородова (ул.Советская, 34), лабаз (ул. Советская, 35), производственно-складской комплекс в начале Конторской (К.Либкнехта) улицы.

       По данным П.И.Малицкого, недалеко от Никольской соборной церкви, видимо в 1870-х гг., была построена каменная часовня в память спасения императора Александра II во время покушения Каракозова 4 апреля 1866г. Облик большинства возведённых в данный период построек города (за исключением культовых) определялся их соответствием стилистически слабо выраженной эклектике. В то же время восприятие основных градостроительных узлов Крапивны продолжало формироваться объектами, возникшими в предшествующий период, и оставалось в значительной степени классицистическим (с барочными вкраплениями Никольской и Космодемьянской церквей). Это, прежде всего, относится к ансамблю Главной площади, в облике которой в середине – 2-й половине XIX в. имели место две качественно значимые новации: Строительство парных кирпичных корпусов с торговыми рядами в западной части площади, отчасти претворившее в жизнь. [10].

• Разбивка во 2-й половине XIX ст. городского сада (парка) на территории квартала, предназначавшегося в первой половине века под строительство казённых и общественных зданий, причём в итоге общественным садом оказалась занята и часть пространства самой площади.

       Важную роль в успешности развития города играют транспортные артерии – реки, крупные тракты. Во второй половине 19 века Крапивна в числе других городов остается в стороне от построенной железной дороги, что впоследствии приводит к спаду экономики уездного центра.

Список литературы:

  1. Щекатов А. « словарь географический Российского государства, описывающий азбучным порядком географически, топографически, гидрографически, физически, политически, хронологически, генеалогически и геральдически все губернии, города и их уезды» в 7 томах.
  2. Статистическое изображение городов и посадов Российской империи по 1825 год./Сост. из оф. сведений под рук. Директора Департамента Полиции Исполнительной тайного советника Штера. – САНКТПЕТЕРБУРГ. Печатано в типографии Ивана Глазунова. 1829.
  3.  А.Д. Тейльс. «Рассказы о некоторых обитателях Русских и о виденном на пути к ним в 1830 г.»
  4. «Военно-статистическое обозрение Российской Империи». Том VI. Часть 4. Тульская губерния. – САНКТПЕТЕРБУРГ. В типографии Департамента Генерального Штаба, 1852.
  5. Обзор Тульской губернии за 1886 год. – Тула. Типография Губернского Правления, 1887.
  6. В уездном городе К… Развитие промышленности (статья). Орехова И.Н.
  7. Симонова Елена « Экономическое развитие Крапивны». Материалы 1-ой Крапивенской краеведческой литературы. Проовинция в контексте истории и литературы. Издательский дом « Ясная Поляна» 2005 год.
  8. Россия. Полное географическое описание нашего отечества : Настольная и дорожная книга для русских людей : [В 19-ти т.]. - СПб., 1899-1914. / Под ред. В. П. Семенова и под общ. руководством П. П. Семенова, вице-пред. Русского геогр. о-ва и проф. В. И. Ламанского, пред. Отд-ния этнографии Русского геогр. о-ва
  9. Материалы Щекинского благочиния Белевской Епархии.
  10. Материалы Крапивенского краеведческого музея.