Консультация для педагогов: "Использование художественной литературы в формировании антикоррупционного воспитания детей школьного возраста".

Слайд 1. Тема:"Использование художественной литературы в формировании антикоррупционного воспитания детей школьного возраста".

Слайд 2.  Формирование антикоррупционного мировоззрения воспитанников школьного возраста  предполагает решение ряда задач:

 

- это формирование  представления об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

- формирование навыка  адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления;

- формирование комплекса знаний, обеспечивающее адекватное поведение в  коррупционных ситуациях.

         В образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» используются беседы,  театрализованные постановки, способствующие:

- формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка;
- формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиях «ложь», «коррупция», «преступление»;
- формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.

  Цель антикоррупционного воспитания в дошкольном образовательном учреждении заключается в создании условий для формирования у воспитанников навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, заботы, доброты, развития волевых качеств (следовать положительному примеру, любовь и доброе отношение к окружающему миру, людям, преодоление препятствий на пути к достижению цели). Результатом антикоррупционного воспитания является способность человека принимать решения и выполнять свои обязанности, избегая не правомерных действий. Чтобы добиться такого результата необходимо работа на всех этапах взросления, включая дошкольный возраст.
         Задача дошкольного учреждения привить ребенку такие качества как доброта, честность, отзывчивость, сочувствие, уважение, ответственность, справедливость. и т.д.
         В образовательной области «Речевое развитие» можно использовать составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам; беседы; разучивание стихотворений, пословиц, чтение рассказов.

 

Основной формой обучения  воспитанников  является игровая деятельность. В ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется познакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.

3 слайд.      Описание игры:

 Игра «Чудо-дерево»

 Воспитанникам предлагается следующая ситуация:

– Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его! Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека. Берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы: – Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу. Вы хотите сегодня порадовать  кого-то и улучшить ему настроение? Чем мы можем сейчас порадовать друг друга?

 Игра «Сердечко честности»

 Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе.

Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.

Следует обратить внимание  воспитанника на значимые в нравственном плане моменты. Для этого необходимо: учить  сравнивать и сопоставлять; формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе; ставить ребенка на место героя, тем самым давая возможность выбора собственной позиции; упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

 4 слайд. Существует притча о двух волках .После прочтения детям задаются вопросы: «какая дорожка ведет к добру, а какая приведет к злу? По какой дорожке бежит черный волк,  а по какой белый? После чтения и работы над произведением дети понимают и рассказывают,  какие поступки «питают»  черного волка, а какие «питают» белого волка. Важно подвести понимание ребенка к тому, что   добру противостоит злу. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло,  потому,  что оно активнее и не требует никаких усилий. Добро требует ежедневного, ежечасного  терпеливого труда души. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, по - настоящему добрый, добрым быть нелегко.

5 слайд. Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие:

         Нравственное воспитание  является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка в которых отражаются  элементы  нравственного воспитания

 6 слайд. «Сказка о жадном медвежонке».  И. А. Крылов «Чиж и голубь», Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек», Н. Артюхова «Большая береза», В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора», Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы», А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», К. Паустовский «Растрепанный воробей», И. Токмакова «Это ни- чья кошка», В. Осеева «Синие листья», «Печенье», М. Зощенко «Не надо врать», А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

         Антикоррупционное  воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности, преимущественно на основе художественных произведений, пословиц, дидактических игр.

                  Говорить о коррупции  с воспитанниками следует  по принципу  «Не навреди!».  С младшими школьниками  необходимо  говорить о  честности,  о правильном  поведении, о  любви к Родине, ответственности за её судьбу, а понятие «коррупция» даже не следует употреблять. Необходимо  учитывать возрастные особенности воспитанников.  С младшими школьниками  в ходе воспитательных  мероприятий  проводятся различные беседы, деловые игры. квесты,  на которых закладываются  положительные  отношения  к «хранителям  порядка»; формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей. Главное донести до детей  «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?».

 

7 слайд. Литературные произведения для чтения и организации бесед  с детьми.

 Чтение корейской сказки «Честный мальчик»

 Вопросы и задания к сказке:

— Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

 — Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?

 — Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

 — Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду.

         Слайд 8. Для воспитанников младшего школьного возраста во внеурочной деятельности в рамках работ по изучению  стихотворения  «Требуется друг»     А. Барто поднимает серьёзную тему. Она ведёт  откровенный разговор  об отношениях  между ребятами, о настоящей и мнимой дружбе. О девочке, с которой никто не хочет  дружить, потому что её дружба никогда не бывает бескорыстной. Прочитав стихотворение, дети  рассматривают, правильны ли   эти поступки. На основе этого стихотворения дети сделали вывод: друга надо находить не по  его достоинствам, надо уметь дружить бескорыстно.

        Слайд 9. При изучении  сказок А.С. Пушкина на занятии:  «Волшебный мир сказок» мы  используем инсценировки.

         В сказке «О царе Султане» из трёх сестёр  две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью, заставили  бросить  в океан младшую сестру с сыном. Вывод: что справедливость всегда  восторжествует, и добро побеждает зло.

   Больше воспитательских  значений несут в себе пословицы и поговорки, они легко запоминаются и положительно воздействуют на детей.

10 слайд. Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не сто- ит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».

Используемые в работе с младшиими школьниками  рассказы Л.Толстого, В. Осеевой, А. Барто, Ы. Алтансарина и др. советских, русских, казахских писателей прививают детям нравственные ориентиры – совестливость, справедливость, правдивость, воспитывают неприязнь к проявлениям эгоизма, жадности, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Например, прочитав произведение А. Барто «Разделите так, как делили работу», подаю  одному мальчику большое ведро, а второму  детское ведерко, предлагаю детям  помочь «разделить награду», так,  чтобы никому не было обидно. Дети сами решают: кому кувшин, а кому стакан с медом и объясняют свой выбор.

Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны.  И, самое главное, они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не может. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый  человек.

Сильно  воздействие  сказки на внутренний мир ребёнка. В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана  надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравится маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра.  Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку  даёт нам, взрослым,  возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»…

Наряду с чтением рассказов и сказок, используем пословицы, дидактические игры. Пословицы легко запоминаются и положительно воздействуют на детей. Игра формируют моральные и социальные чувства дошкольников.

         В связи с этим, возникает необходимость уделять особое внимание антикоррупционному воспитанию у молодёжи, путем устранения массового сознания, порождающего коррупцию, ведь именно от подрастающего поколения зависит будущее России.

Старшие школьники изучают такие рассказы как:
Гоголь, Н. В. Мертвые души:
Ситуацию с мошенничеством посерьезнее можно проследить в произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души». Там есть прекрасное описание карьеры Чичикова в таможне: «…но переносил все герой наш, переносил сильно, терпеливо переносил, и – перешел наконец в службу по таможне. Надобно сказать, что эта служба давно составляла тайный предмет его помышлений. Он видел, какими щегольскими заграничными вещицами заводились таможенные чиновники, какие фарфоры и батисты пересылали кумушкам, тетушкам и сестрам. Не раз давно уже он говорил со вздохом: «Вот бы куда перебраться: и граница близко, и просвещенные люди, а какими тонкими голландскими рубашками можно обзавестись. В непродолжительное время не было от него никакого житья контрабандистам. Эта была гроза и отчаяние всего польского жидовства. Честность и неподкупность его были неодолимы, почти неестественны. Он даже не составил себе небольшого капитальца из разных конфискованных товаров и отбираемых кое-каких вещиц, не поступающих в казну во избежание лишней переписки».
Вся внешняя опрятность Чичикова, его хорошие манеры резко контрастируют с внутренней грязью и нечистоплотностью этого героя, полно дорисовывая образ «подлеца», «приобретателя» и «хищника», пускающего в ход все для осуществления своей основной цели – наживы и приобретательства.
Гоголь, Н. В. Ревизор:
Комедия «Ревизор» - произведение, высмеивающее пороки нечестных чиновников. Городничий берет взятки и не считает это чем-то постыдным или неправильным, наоборот, так повелось, что ж тут плохого. Чтобы удержаться подольше в кресле и сделать карьеру, надо все просчеты подать начальству в удобном для него виде, а себе из этого выгоду поиметь. Для городничего нет ничего нечестного в том, чтобы за взятку освободить кого-то от рекрутчины или чтобы праздновать именины два раза в год. И в том и в другом случае цель одна – обогащение. Фамилию он носит тоже под стать его внутреннему миру — Сквозник-Дмухановский.

В поэме «Горе от ума» А. С. Грибоедова, раболепство, ложь, лесть, подхалимство, взяточничество присущи господам из высшего света. С помощью этих «достоинств» обеспечивалось продвижение по служебной лестнице. Знатное родство также способствовало повышению званий:

«При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну, как не порадеть родному человечку!».

Главный герой произведения Чацкий так и не смог себя определить в этой бесконечной игре притворства, зависти, чинов и шумных балов того часа Москвы. Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

    Таким образом,  знакомство с произведениями художественной литературы антикоррупционного воспитания   способствует  предотвращению и профилактике коррупции во всех ее формах и проявлениях.

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов: «Использование художественной литературы в формировании антикоррупционного воспитания детей школьного возраста ». Подготовила воспитатель: Зорикян М.Р

Слайд 2

это формирование представления об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления; формирование навыка адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления; формирование комплекса знаний, обеспечивающее адекватное поведение в коррупционных ситуациях. Формирование антикоррупционного мировоззрения воспитанников школьного возраста предполагает решение ряда задач:

Слайд 3

Игра: «Чудо дерево» . Игра : «Сердечко честности ».

Слайд 5

«Два жадных медвежонка». «Сказка теремок» «Доктор Айболит» «Сказка колобок против коррупции»

Слайд 10

« Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу». Пословицы: