Конспект библиотечного урока на тему: :«Научные сказки Николая Горькавого».

Сагоконь Оксана Владимировна

Ввести в круг чтения учащихся научные сказки Николая Горькавого, учить выбирать из текста научных сказок информацию о героях, ученых, путешественниках и др.; воспитывать познавательную активность, пробуждать интерес к личности ученого и писателя Николая Горькавого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_bibliotechnomu_uroku.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект библиотечного урока

на тему: «Научные сказки Николая  Горькавого».

Разработала : Сагоконь Оксана Владимировна

Педагог - библиотекарь

 МБОУ СОШ № 121 г. Челябинска


Тема: «Научные сказки Николая Горькавого»».

Цели: Ввести в круг чтения учащихся научные сказки Николая Горькавого, учить выбирать из текста научных сказок информацию о героях, ученых, путешественниках и др.; воспитывать познавательную активность, пробуждать интерес к личности ученого и писателя Николая Горькавого.

Развивать мышление, воображение, память, кругозор, познавательные способности учащихся.

Описание материала: Материал предназначен для учащихся 4-7 классов.  Урок рассчитан на 40 мин. Научные сказки ученого-популяризатора могут изучаться как на литературе в рамках уроков внеклассного чтения, так и на уроках естественнонаучного цикла.

Средства обучения: проектор, компьютер,  книга научных сказок автора, фотография Николая Горькавого.

Ход урока.

  1. Организация начала урока.
  1. Приветствие.
  2.  Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок! Сегодня мы с вами познакомимся с научными сказками  Николая Николаевича Горькавого. Подробно остановимся   на  история книгопечатания в «Сказке о Гутенберге, благодаря которому книги перестали сгорать». Но сначала познакомимся с биографией  Н.Н. Горькавого.

  1. Усвоение новых знаний.
  2. Закрепление знаний
  3. Итог урока
  4. Домашнее задание

Биография Николая Николаевича Горькавого (род. 1959)

     Николай Николаевич Горька́вый (род. 1959) — российский ученый-

астрофизик, доктор физико-математических наук, писатель 44 , автор научных статей, фантастической трилогии «Астровитянка» и шести сборников научных сказок: «Звездный витамин», «Небесные механики», «Создатели времен», «Космические сыщики», «Электрический дракон», «Неоткрытые миры», изданных с 2012 по 2016 г.г.

    Николай Горькавый родился в Челябинске. Он учился на физическом

факультете Челябинского государственного университета, а также закончил

московский Институт астрономии РАН. В настоящее время Н. Горькавый является директором и старшим научным сотрудником частного научно-технологического института в штате  Вирджиния. Как популяризатор, обладающий не только глубокими знаниями, но и писательским талантом, Николай Николаевич Горькавый, рассказывает о науке доступным для юных читателей языком.

    Горькавый называет свои сказки научными. Словосочетание «научные сказки» является оксюмороном, так как совмещает в себе противоположные

понятия — слово «научный» подразумевает точные, достоверные, проверенные факты, слово «сказка» — подразумевает вымысел. Стоит отметить, что автор использует такой термин как своеобразную метафору.     Как мы убедимся в дальнейшем, в его произведениях больше научного,

нежели сказочного.

    Научные сказки Горькавого обладают высоким дидактическим потенциалом: в них заложены знания по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. В многочисленных статьях автор высказывается за применение научных сказок в школьной программе. Он считает, что такие сказки способствуют большей заинтересованности школьными предметами, а их тематика и проблематика свободно запоминаются учениками.

    Опорой научных сказок являются проверенные факты, научные теории, исследовательские материалы, исторические данные, лабораторные наблюдения. Кроме того, произведения писателя жизненно правдивы: в них рассказывается как нелегко ученым дались их открытия, какие препятствия, им пришлось преодолеть. Автор призывает юных читателей учиться, совершенствовать свои умения, приобретать новые знания и никогда не отступать перед жизненными трудностями. Особое внимание Горькавый акцентирует на главных ценностях: «семье, труде, литературе, искусстве, творчестве, науке и человечности».

     Н. Горькавый открывает перед читателями мир науки, который невозможен без истории, археологии, биологии, зоологии, физики, химии, космологии, космонавтики, астрономии, кибернетики, но главное — без широты и глубины человеческих душ, стремящихся разгадать тайну мироздания.

Чтение научной сказки об истории книгопечания - «Сказке о Гутенберге, благодаря которому книги перестали сгорать».

Беседа

Учитель задает вопросы. Ученики отвечают. Преподаватель

дополняет, в случае необходимости и делает выводы.

   1.1. Как вы думаете, «Сказку о Гутенберге, благодаря которому книги перестали сгорать» можно назвать научной? Почему? Что на это указывает?

(Примерный ответ и вывод учителя: Да, можно, так как в произведении приведены достоверные факты и точные сведения об изобретении книгопечатания и создании книгопечатного станка Гутенбергом; героями являются одаренные дети, которые хотят узнать, кто создал книгу.                

    1.2. Давайте вспомним, кто является героями сказки? Как их зовут? (Дзинтара — мама; Андрей и Галатея — дети)

    1.3. Что они делают? (Герои разговаривают; Замечание учителя: в литературном произведении разговор героев называется диалог)

    1.4. Как начинается диалог? (Галатея спрашивает маму, кто изобрел книгу)

    1.5. Детям интересно слушать рассказ Дзинтары? Почему вы так думаете? (Да интересно. Они задают вопросы)

    1.6. Что нового вы узнали из рассказа Дзинатры? (Примерный ответ: самое древнее письмо, которое оказалось глиняной табличкой с клинописью нашли в Междуречье; в Древней Греции и Риме писали на свинцовых листах и деревянных дощечках; египтяне научились делать папирус — бумагу из осоки; библиотекари Пергама использовали для создания книг кожу, известную сейчас как пергамент; школьники на уроках пользовались берестой или деревянными дощечками, в Китае за разглашение секрета производства бумаги грозила смертная казнь; сначала на бумаге писали гусиными перьями, а потом с помощью деревянных досок, которые окунали в чернила; в 1445 году немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг стал отливать отдельные буквы и вставлять их в матрицу и т. д.)

    1.7. Как вы думаете, почему благодаря изобретению Гутенберга книги перестали сгорать? (Примерный ответ и вывод учителя: Благодаря Гутенбергу книги печатались в сотнях экземпляров, поэтому стало невозможно уничтожить весь тираж. И если книги сжигались, то всегда сохранялся хоть один экземпляр, и знания, которые в нем хранились, не были утеряны).

    1.8. К какому выводу приходят герои в конце сказки? Кто все-таки изобрел книгу? (Книгу изобрели люди)

V. Закрепление знаний

1) Кроссворд

А сейчас мы все вместе решим кроссворд. Нужно расшифровать

ключевое слово.

Учитель выводит на слайд  пустой кроссворд и задает вопросы

ученикам. Ученики поднимают руку и отвечают.

1.1. Древнейшая письменность, возникшая в Междуречье.

(Клинопись)

1.2. Верхний слой (белая наружная часть) коры берёзы. (Береста)

1.3. Материал для письма из кожи животных. (Пергамент)

1.4. Как звали мальчика, жившего в 13 веке в Новгороде, записи

которого были найдены? (Онфим)

1.5. Название места, где было найдено самое древнее письмо?

(Междуречье)

1.6. Рама, в которую вставлялись отлитые из металла буквы для

печати книг. (Матрица)

1.7. Слово «книга» на греческом языке. (Библия)

Ключевое слово: История

Итог урока.

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- С какими произведениями?

          Домашнее задание.

Прочитать на выбор одну из научных сказок Н. Горькавого.