Легенды и предания Обусинской долины

В докладе представлены легенды и предания Обусинской долины по материалам школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_geseriada-2022.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Легенды и предания бурят Обусинской долины

Осинский район – одна из немногих территорий Приангарья, где старинные традиции вспоминают не только во время праздников и фестивалей. В русских селах люди бережно сохраняют народные песни и легенды, в татарских – обычаи и национальные обряды, а в бурятских – до сих пор проводят у священных мест молебны. Разные национальности живут в мире и согласии, уважительно относясь к чужой религии.

Обусинская долина сильна традициями бурятского народа.

Традиционной религией бурят является шаманизм. Главное и характерное в этой религии – обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов, и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья. В общей картине шаманизма народов Центральной Азии и Сибири бурятский шаманизм отличается высокоразвитым многобожьем и сложностью обрядового комплекса.

В каждом улусе или группе улусов одного рода имеются свои почитаемые силы – местные старцы, души умерших шаманов и шаманок, эжины рек, озер, горных вершин и т.д. В своем докладе на примере жителей Обусинской долины хотелось бы ознакомить с некоторыми легендами и преданиями. Обусинские буряты до сегодняшнего дня чтят святые места своей долины: сэргэ, бариса. Когда едешь по Осинскому, Обусинскому тракту, встречаешь сторожевые шаманские столбы (сэргэ). Сэргэ устанавливали шаманам, которые при жизни показали свою силу, свои возможности, бариса – располагают в местах, считавшихся святыми, священными. Для каждого шамана ставились три столба: один в честь самого шамана, другой – для хранения жертвы и приношений верующих, третий – для привязи коня самого умершего шамана, а также проезжающих духов. Кроме того, есть горы, которые издавна почитаются святыми, им тоже поклоняются.

С давних времен существует у нас легенда, что въезд в долину защищают две священные горы: Бэшэгтэ и Хайгай гурьба, которые пропускают между собой огонь и препятствуют проезду, проходу плохого, нехорошего, т.е. всякой нечисти. Видимо, эта легенда имеет под собой историческую основу: в давние времена на вершинах этих гор находились сторожевые посты и при появлении врагов они зажигали сигнальные огни, увидев которые, население долины предпринимало меры безопасности.

Топонимика многих святых мест долины связана с легендами. Например, две горы Айха – одна находится в верховьях реки Обуса, вторая гора у самого села. Слово «айха» переводится как слово бояться. Этим горам тоже поклоняются. Одна из легенд записана со слов Далбаева Василия Андрияновича и гласит:

Однажды к этой горе прилетели три небесные девушки-птицы, дочери Бога, необыкновенной красоты. Раздевшись, они начали купаться. Купавшихся девушек увидел молодой парень и спрятал их одежду. Девушки, выйдя из воды, увидев, что нет одежды, сильно испугались и горько заплакали. Парень пожалел их и отдал одежду. Они улетели. После этого эту гору стали называть Айха и считают до сих пор священной. Здесь установлена бариса и поклоняются тэнгэриин басагадта – небесным девушкам. Проходя или проезжая такие места, люди обязательно останавливаются и делятся едой, белой пищей.

Айха, которая находится у самого села с давних времен также считается священной горой. Бабушка рассказывала легенду, услышанную в детстве, что с этой горы спускался человек, очень высокий, выше домой, заглядывал в окно. Люди очень боялись его, потому что после него кто-нибудь умирал в этом доме, может быть, эта легенда способствовала названию горы «Айха» (записано со слов ветерана педагогического труда, учителя истории Ербатковой Агафьи Георгиевны).

За Айхой в сторону Ново-Ленино есть гора Шонтогори зурхэн, на которой сжигали раньше шаманов, по-нашему «бѳѳ арюулха», по существующему специальному обряду. Внизу, напротив этой горы установлены сэргэ Балдагар бѳѳдэ – поклоняются жители улуса Мокшоктон, Шалбагар бѳѳдэ – поклоняются жители улуса Сэгээнтэн.

Чуть дальше есть Ястребиная гора – Нашта хада. Между собой мы эту гору называем «красная стена».

Родина поэтессы Мэри Матвеевны Хамгушкеевой расположена у подножия горы Улгэ. Давно здесь произошло наводнение. Во время наводнения вода покрыла всю Обусинскую долину и только на горе осталась висеть колыбель и поэтому ее назвали «Улгэ».

Жил один человек. Он всегда любил шутить, и люди перестали ему верить. Однажды он куда-то пошел и узнал, что сюда идет большое наводнение. Он побежал в деревню, чтобы предупредить людей, но люди ему не поверили, тогда он стал плакать и рвать на себе волосы. Тогда они ему поверили, а вода уже приближалась. Люди взобрались на самую высокую гору, но очень много людей утонуло, лишь некоторые спаслись на большой горе. После наводнения на горе осталась кроватка ребенка и поэтому гору назвали Улгэ (со слов Балдаевой Александры Николаевны, старейшины села).

Давно в царское время жил человек по имени Онзобль. Однажды он пришел в деревню Горхон и сказал, что с Обусы идет наводнение. Но люди не поверили ему, потому что он всегда обманывал и шутил. «Не вру, не вру!» - закричал он, и плача, рвал волосы. Пришло наводнение, люди не успели собрать вещи. Некоторые утонули, других унесла вода. Некоторые плыли на лодках. Одну из них прогрызла мышь. Тогда Бог бросил в лодку кошку. И с тех пор говорят «не обижайте кошек». В то время по воде плыла кроватка и она зацепилась на этой горе (со слов Николаевой Булгиты Николаевны).

Местность Хандагайта – долина, зажатая хребтами, покрытыми дремучей тайгой. Посередине проходит река Обуса. Ейведомы все тайны тайги… Летом вся Хандагайта покрыта ковром луговых трав. В давние времена в этой местности паслись сохатые, что в переводе на бурятский «хандагай»

Федорина гора. Жила в тайге одна женщина, звали ее Федора, она была по национальности эвенка. Она была охотницей. Однажды Федора гналась на лыжах за дичью и, спускаясь с крутой горы, ударилась об дерево и разбилась. Поэтому эту гору назвали Федориной горой.

В своем сообщении я постаралась лишь коротко коснуться тех легенд, которые продолжают передаваться из поколения в поколение.