Реализация школьного образовательного проекта "ШТУРМАН ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ"
Основания для инициации проекта: 2023 год участие муниципального этапа республиканского конкурса "Лучший школьный библиотекарь-2023", приуроченного к 200-летнему юбилею К. Д. Ушинского и к году педагога наставника. Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль не читающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Штурман детского чтения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18 имени первого министра просвещения Тувинской Народной Республики Лопсана-Кендена Ооржака Мижита-Доржуевича» города Кызыла Республики Тыва
РЕАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
«Штурман детского чтения»
Выполнил:
Ондар Айдысмаа Владимировна
Педагог-библиотекарь
МБОУ СОШ № 18 г. Кызыла
Тел. 9527506578
ajdysmaaondar4@gmail.com
Кызыл,2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………...……………………………................………3
1. Паспорт проекта «Штурман детского чтения» ……………………………………4
2. Календарный план реализации проекта……………………….………...…………6
3. Актуальность проекта……………………………………………………..…………9
4. Список использованных литератур……...…………………………………..….…...10
Пояснительная записка
29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА. Также Указом Президента России от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Целью данной Стратегии является создание условий для формирования в России общества знаний. Согласно Стратегии для формирования информационного пространства знаний необходимо реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных Российских духовно-нравственных ценностей; усовершенствовать механизмы обмена знаниями. На основании вышеперечисленных указов, мною был разработан проект «Штурман детского чтения», который направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении не читающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Образовательная стратегия проекта «Штурман детского чтения» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей. Важная роль в решении этих общегосударственных задач отводится системе общего образования.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Штурман детского чтения» |
Директор школы | Сурунчап Александр Сергеевич |
Руководитель проекта | Ондар Айдысмаа Владимировна |
Участники проекта | Учащиеся, педагоги, родители |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА | |
Основания для инициации проекта | 2023 год участие муниципального этапа республиканского конкурса «Лучший школьный библиотекарь-2023», приуроченного к 200-летнему юбилею К. Д. Ушинского и к году педагога наставника |
Цель проекта | - объединить усилия школьной библиотеки, семьи, классного руководителя в формировании у ребенка потребности в чтении; |
Задачи проекта | -повысить уровень культуры чтения и читательской активности учащихся -создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению - формировать у детей интерес к детской книге через творческую и познавательную деятельность; -расширять представления детей о происхождении книг, о разнообразии видов и форм книг; -сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний; -привлечь в библиотеку новых читателей; - учащиеся сами должны сделать выводы о прочитанном, дать анализ; |
Результат проекта | -повысить количество учащихся класса, охваченных библиотечным обслуживанием; -повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка; -продуктивно-деятельные (проектные) технологии; -стимулирующие развитие интереса приёмы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие активность в чтении и социализацию); -организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество. |
Критерии успеха проекта | Повышение уровня читательской компетентности и функциональной грамотности учащихся. Возрождение традиций семейного чтения не менее чем на 50% семей, учащихся школы |
Период и этапы реализации проекта | 1 этап – подготовительный (январь 2023.) 2 этап – практический (сентябрь 2023 г. – декабрь 2023 г.) 3 этап – Обобщающий (февраль 2024 г.) |
Срок реализации проекта | 3 года |
Календарный план реализации проекта | план мероприятий вынесен в практическую часть |
Риски реализации проекта | низкий интерес к чтению, низкая читательская активность и отсутствие у большинства сформированной культуры чтения и читательского вкуса; |
Перспективы использования результатов | - Повысить количество учащихся класса, охваченных библиотечным обслуживанием; -Повышение скорости чтения, учащихся класса; -Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка; -Возрождение домашнего чтения; -Развиваются творческие способности детей; -Применение на библиотечных уроках современные методы и технологии в обучении и воспитании. |
Календарный план реализации проекта
Наименование работ и основные этапы его выполнения | Исполнители | Сроки исполнения | Результат | |
1 этап – Подготовительный (январь 2023 г.) | ||||
2 | Разработка плана проекта «Штурман детского чтения» | педагог- библиотекарь | Январь 2023 | План мероприятий |
3 | Анкетирование детей среди желающих | Педагог- библиотекарь | Январь 2023 | Диаграмма результатов |
4 | Разработка и презентация проекта на собрании классным руководителем 2 «б» и 2 «н» | Педагог- библиотекарь | Январь 2023 | Утверждение внутри школьного плана работы по проекту |
5 | Конкурс рисунков по сказкам К. Д. Ушинского, посвященного 200-летию писателя | Кл. рук. родители и учащиеся 2 «б» и 2 «н», педагог-библиотекарь | Февраль 2023 | знание учащимися содержания сказок |
6 | Начальный шаг | Кл. рук. родители и учащиеся 2 «б» и 2 «н», педагог-библиотекарь | Март 2023 | повышение интереса детей к художественной литературе, развитие творческих способностей |
2 этап - Практический (сентябрь 2023 г. – декабрь 2023 г) | ||||
1 | Чтение детьми русских народных сказок | Учащиеся 2 «б» и 2 «н», педагог- библиотекарь | Сентябрь- октябрь 2023 | знание учащимися содержания сказок |
2 | Конкурс рисунков «Герои русских народных сказок» | Учащиеся 2 «б» и 2 «н» класса | Ноябрь 2023 | выставка рисунков |
3 | Игра- викторина «В мире сказок» | Учащиеся 2 «б» и 2 «н» класса, педагог-библиотекарь | Ноябрь 2023 | повышение интереса детей к художественной литературе, развитие творческих способностей |
4 | Чтение детьми сказок А.С. Пушкина | Учащиеся 2 «б» и 2 «н» класса, педагог-библиотекарь | Ноябрь-декабрь 2023 | знание учащимися содержания сказок |
5 | Конкурс среди любительниц «Я сделаю САМ!» | Учащиеся 2 «б» и 2 «н» класса | Декабрь 2023 | знание учащимися содержания сказок |
3 этап - Аналитико-обобщающий (февраль 2024 г) | ||||
1 | Конкурс рисунков «Зима, зимушка!» | Учащиеся 2 «б» и 2 «н» класса | Январь 2024 | повышение интереса детей к художественной литературе, развитие творческих способностей |
2 | Заключительный шаг «Зимние сказки» | Кл. рук. родители и учащиеся 2 «б» и 2 «н», педагог-библиотекарь | Февраль 2024 | Готовые, цветные книги с разными авторами |
Цель и задачи проекта-на основании произведений К.Д. Ушинского формировать у детей интерес и любовь к детской книге через творческую, познавательную деятельность.
Новизна проекта заключается в разработке дидактических материалов, направленных на формирование у учащихся представлений о труде штурмана с учетом профессиональной дифференциации и особенностей трудовой деятельности представителей данной профессии.
Анализ проекта -Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль не читающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Штурман детского чтения».
Реализация проекта предполагает получение следующих результатов:
∙ Повышение познавательной активности детей, интереса к профессии «штурман».
∙ Расширение знаний о труде штурмана, его значимости; понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.
∙ Положительное отношение к труду взрослых, понимание социальной значимости труда.
. ∙ Пополнение библиотеки школы интересными и развивающими материалами, видеоматериалами.
Актуальность проекта
Основными тенденциями последних лет можно утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры: современные дети и молодые родители больше стали пользоваться гаджетами, информацию ищут в телефонах через интернет, много времени проводить социальных сетях, мессенджерах. И как следствие, дети, да и взрослые теряют интерес к бумажным.
Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом, мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д. И задача педагога, как штурмана и наставника над проектом заключается в воспитании здорового поколения, через общение с книгой. Наиболее эффективными будет выбрать книги, известных авторов-педагогов, таких как Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. Так, как 2023 указом президента В. В. Путина объявлен годом педагога и наставника, миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Сегодня в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизоры и телефоны – они почти никогда не выключаются.
Список использованных литератур:
1. Янина С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина / / Школьная библиотека. - 2001. - № 6. - С.29 - 31
2.Ушинский К. Д./ Рассказы для детей/; рассказ. Москва,,-Росмэн,2021.,-48с.
3. Школа рекламы книги. Как создать буктрейлер
https://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlya-sozdaniya-buktreylera.html
- Мне нравится (1)