Урок внеклассного чтения в 6 классе "Только любовь способна на чудо. Л.С.Петрушевская «Сказка о часах».

Радченко Галина Валентиновна

Цели:  первичное знакомство с произведением методом поэтапного чтения отрывков, с постановкой проблемных вопросов; пробудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что он наблюдал в окружающей действительности;  воспитание уважения и любви к Матери

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы, 6 класс

Тип: внеклассное чтение

Тема: Только любовь способна на чудо. Л.С.Петрушевская «Сказка о часах».

Цели:  первичное знакомство с произведением методом поэтапного чтения отрывков, с постановкой проблемных вопросов; пробудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что он наблюдал в окружающей действительности;                                                                                                    воспитание уважения и любви к Матери

Эпиграф к уроку:

«Любовь, что движет солнце и светила»

                                                  Данте.

                                                                              Любовь сильнее смерти и страха смерти.        

                                                                     Только любовью держится и движется жизнь.                                                                            

                                                                                                                          И.С.Тургенев

Ход урока.

I. Стадия «Вызов»

На столах лежат листья дуба четырех цветов. Детям предлагается выбрать 1 листок, затем они рассаживаются по группам, по цвету листочков. На партах разные часы.

Рассмотрите, потрогайте, послушайте. Какие ассоциации вызвали у вас эти наблюдения? (циферблат, время, тиканье, быстротечность и др.)

Построение кластера.

http://festival.1september.ru/articles/414484/img1.gif

Сегодня мы познакомимся со «Сказкой о часах». Это произведение написала Людмила Стефановна Петрушевская. Она родилась в Москве в мае 1938 года. Окончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Работала на радио, телевидении. Она написала много пьес для спектаклей, в которых очень правдиво рассказывала о жизни семьи. А несколько лет тому назад, в 90-е годы она обратилась к жанру “сказки для всей семьи”, где Добро всегда побеждает Зло.

Слайд № … Портрет Л.С.Петрушевской

- Как вы думаете, о чем может быть сказка о часах?

Прием «Рассказ по ключевым словам»

Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшую сказку-прогноз, используя эти слова. После прочтения «Сказки о часах» мы увидим, насколько были верны наши предположения.

Бедная женщина, красивая и умная дочка, коробочка с часами, старушка, кто завел часы, большое несчастье, мама лежала на кровати, закрыв глаза, часы нужно заводить каждый час, девочка плакала и злилась, девочка выросла, мать стала умирать, дочка нашла часы и завела их, ты жива.

II. Стадия «Осмысление».

Чтение с остановками.

Чтение 1 части

Жила-была одна бедная женщина. Муж у неё давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у неё росла красивая и умная и всё вокруг себя замечала: кто во что одет, и кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да всё не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку,

А в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:

— Девочка, сколько времени? А девочка отвечает:

— Без пяти минут пять.

— Спасибо, — говорит старушка. Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.

— Сколько времени, девочка? Она и отвечает:

— Без пяти пять, бабушка.

— Твои часы стоят, — говорит старушка. — Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело.

Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается.

Вечером она спросила у матери:

— Скажи, а как часы заводятся?

— Никогда не заводи часы, которые ты найдёшь случайно, — сказала мать. — Может произойти большое несчастье, запомни это. Ночью мать прятала часики. А девочка не спала и все видела. Днем она гуляла с часиками и встречала любопытную старушку. Старушка спрашивала, сколько времени и даже сказала что не настоящие.

Вечером она спросила у матери: — Мамочка, а у нас есть часы?

— Когда-то были часы у моей мамы, — ответила дочке мать. — Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.

— О, как бы мне их хотелось иметь! — вздохнула девочка.

— На них слишком печально смотреть, — ответила мать.

— Мне нисколько! — воскликнула девочка. Но однажды вечером девочка не успела часики спрятать и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.

— Вот, — закричала девочка, — ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!

— Не дам! — сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдёт от неё, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у неё ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдёт жить к одной старушке, та её приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.

Прием «тонких и толстых вопросов»

  • С кем мы знакомимся в этом отрывке?
  • О чем мечтала девочка?
  • Почему девочка, несмотря на запрет мамы, взяла чужие часы?
  • Какие черты характера присущи девочке? (капризная, непослушная, самолюбивая…)

Чтение 2 части

Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперёд.

— Здравствуй! — сказала, появившись, старушка. — Ну, сколько времени?

— Сейчас половина шестого, — ответила девочка.

Тут старушка вся как-то передёрнулась и закричала:

— Ой, ой, ой, кто же завёл часы?! — закричала старушка. — Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?

— Может быть, — сказала девочка и побежала, испуганная, домой.

— Стой! — закричала ещё громче старушка. — Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!

— Не отдам, — сказала девочка и хотела убежать, но старушка её задержала:

— Погоди. Тот, кто завёл эти часы, тот завёл время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время её жизни, и ей придётся каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрёт. Но это ещё полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.

— А мне какое дело? — сказала девочка. — Это не ваши часы, а мои.

— Если я умру, то умрёт день, ты что! — закричала старушка. — Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если моё время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.

— Я отдам тебе всё, что пожелаешь, — говорила она. — Счастье, богатого мужа, всё! Но только узнай, кто завёл часы.

Прием «Дерево предсказаний»

- Ребята, я предлагаю вам предположить, что произойдет в сказке дальше и чем закончится сказка? На листочках запишите свои мысли и разместите их на дереве.

Чтение 3 части

— Мне нужен принц, — сказала девочка.

— Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завёл часы! Будет тебе принц! — закричала старушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Её мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.

— Мамуля! — сказала девочка. — Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завёл часы? Мама сказала:

— Это я завела часы.

Девочка высунулась в окно и закричала старушке:

— Это мама завела часы, успокойтесь! Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть.

Мать сказала девочке:

— Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:

— Что же. Теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?

— Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.

Девочка сказала:

— Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?

— Сможешь, но тогда я умру, — ответила мать. Девочка сказала:

— Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придётся тебе всюду ходить за мной.

Мать сказала:

— Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла.

Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя.

И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.

С тех пор прошло много лет.

Девочка выросла, вышла замуж за принца. У неё теперь было всё, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама её жила, как прежде.

Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:

— Время моей жизни кончается. Часы идут всё быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. И ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдёт ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и пусть больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнает про них.

— Хорошо, — сказала дочь, — а ты не пробовала их завести?

— Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.

— Давай я попробую, — сказала дочь.

— Что ты, не прикасайся к ним! — закричала мать. — Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!

Прошло три минуты, и мать стала умирать.

Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела. Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на её руке и заплакала.

— Зачем? Зачем ты завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?

— Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребёнок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.

Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:

— Ну что же, пока что мир остался жив.

Беседа о «Сказке о часах».

- Какой эпизод вас особенно поразил, удивил, понравился, заставил задуматься?

        - Изменилась ли девочка в конце сказки?

- Какие главные характерные черты показывает Л.Петрушевская в матери и дочери? (самопожертвование матери и эгоизм дочери)

- Всегда ли вы, ребята, понимаете, что ваши матери тоже жертвуют ради вас? Чем?

- Что символизируют собой эти непростые часы? (бег времени, бесконечность, круговорот жизни).

- В сказке присутствует еще одна героиня – бабушка. Как вы думаете, ребята, кто она?

Да, это символ жизни. В конце сказки старушка сказала: «Ну что же, пока что мир остался жив». Какой смысл она вложила в эти слова? (Человек,  пока любит, сильнее смерти. Мир держится на любви).

- Произведение носит название «Сказка о часах». Почему не сказка  о матери и дочери, не о любви и эгоизме? А о часах?

Как вы понимаете смысл названия?

       Часы – главный герой, символ жизни, символ времени. Время идет вперед и никогда не возвращается назад. И надо успеть сделать многое.

 «Сказка о часах» - это напоминание нам, детям и родителям. Напоминание о чем?

Надо спешить делать добрые дела, потому что время быстротечно. Если в мире будет царствовать добро, то жизнь не остановится, мир будет жить.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова русского писателя И.С.Тургенева. Мне кажется, что они раскрывают главную идею произведения.  (зачитывается эпиграф)

Как вы поняли смысл этого высказывания?

Если в мире будет царствовать любовь, то жизнь не остановится. Мир будет жить.

III. Стадия «Рефлексия». Прием «Плюс-Минус-Интересно»

Ребята работают в группах. 1 группа отвечает на вопрос «Что было хорошего?», 2 группа – «Что было плохого?»,  3 группа – «Что было интересного?»

Итог урока. Ребята, мы с вами попытались проникнуть в суть небольшого художественного произведения. Как у всякого истинно талантливого произведения, как бы ни пытались дойти до сердцевины,  останутся тайны. Наш урок и был поиском истины.