Литературно-музыкальная композиция "Весна в поэзии, музыке, живописи"
Занятие предназначено для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesnap.doc | 906 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Весна в поэзии, музыке, живописи"
Цель: формирование культуры отношения воспитанников к миру природы средствами музыки, поэзии и живописи.
Задачи:
-обучающие: привлечь внимание детей к весенней природе родного края;
развивать навыки выразительного чтения стихотворений; умения отвечать на поставленные вопросы; рассуждать; развивать творческие способности;
-коррекционно-развивающие:
развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание; мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение); интонационную выразительность голоса; устную связную речь учащихся, пополнять словарный запас; формировать способность понимать смысл незнакомых слов;
-воспитательные:
воспитывать любовь к природе, формировать чувства прекрасного, побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведений;
Тип урока:
Форма проведения: с применением информационных технологий.
Инструментарий:
- мультимедийная презентация, компьютер,
- мультимедийный проектор,
- репродукция картин природы,
- альбомные листы, карандаши
- карточки для работы
Ход урока.
I Организационный момент. Психологический настрой
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что наступила настоящая весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке …
II этап. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, я приглашаю вас в литературно-музыкальную гостиную
(Слайд 1)
Кто знает, какое значение имеет слово гостиная? (Слайд 2)
Учитель. Очень давно, более 300 лет назад (18 в.) стало традицией организовывать литературные гостиные. Здесь собирались знаменитые люди: писатели, поэты, музыканты, художники, люди с общими интересами – творческие личности. Они рассуждали о литературе, читали свои художественные работы, общались, разговаривали, делились своими мыслями. А потом из этих встреч рождались новые стихи, музыкальные произведения, картины. Мы тоже сегодня будем с вами общаться, и кто знает, может наш разговор натолкнёт кого – то из вас написать стихотворение или картину.
Учитель. Почему же наша гостиная литературно-музыкальная?
II Сообщение темы урока.
Учитель. Для того чтобы начать наш урок - нужно узнать тему. Предлагаю посмотреть видеоролик.
(Просмотр видеоролика. Видеоролик создан на основе песни "Солнечная капель". Слова: И.Вахрушева Музыка: С. Соснин.)
Учитель. Итак, о чем видеоклип?
-Посмотрите на репродукцию картины И. И. Левитана. Какое время года здесь изображено?
-Изображена весна, а картина называется «Март»
-Послушайте стихотворение, о чем оно?
Весна. И. Токмакова
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
-Итак, сформулируйте тему урока. В этом вам помогут карточки на доске.
(Слайд 3)
Учитель. Весна - особое время года, долгожданное и волнующее. Волнующее всех людей, особенно творческих людей искусства: композиторов, музыкантов, художников, поэтов.
2.Словарная работа.
Учитель: Проведем словарную работу. У вас на партах лежат карточки. Соотнесите правильно слово с его значением.
Толковый словарь русского языка Ожегова.
Поэзия – Стихи, произведения, написанные стихами
Музыка - Искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах, а также сами произведения этого искусства.
Живопись - Изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.
(Работа по карточкам. Проверка слайд 4)
III Работа по теме урока.
1 Весна в музыке
- Какие весенние цветы вы знаете?
-Что за первый весенний цветок растёт прямо из-под снега
- Как вы думаете, какой должна быть музыка, изображающая пробуждение подснежника?
(Стремительной, энергичной, веселой — звучит музыка II. И. Чайковского из «Времен года» — пьеса «Подснежник».)
Учитель: Композитор П.И. Чайковский написал пьесу, которую так и назвал "Апрель. Подснежник".
(Слайд 5)
Послушайте произведение, насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе. Во время звучания музыки можно взять карандаши, фломастеры и нарисовать всё, что вам навеяла музыка.
(Слайд 6)
Учитель: Помогла ли вам музыка представить появление подснежника?
-Какое настроение было у вас во время прослушивания?
(Ответы учащихся.)
2 .Физминутка.
У: - У нас в классе спрятан сюрприз. Он поможет нам продолжить урок.
(Чайковский Детский альбом: Песня жаворонка) Поищите вокруг себя, он у кого-то находится.
(Один из учеников находит под стулом записку с названием мелодии).
(Слайд 7)
3. Весна в живописи
- Ребята, как называют людей, которые пишут картины?
-Художник Алексей Кондратьевич Саврасов однажды написал весенний пейзаж, который привёл в восторг и зрителей, и художников. Хотите увидеть эту картину?
(Слайд 8)
- Чтобы её увидеть нужно, на доске оставить только названия тех явлений природы, которые характерны для весны, а остальные уберём.
Подснежники, поют птицы, журчат ручьи, мороз, спит медведь, ледоход, листопад, ярче светит солнце, тает снег.
(Слайд 9) (Выполнение работы, рассматривание картины)
- Что вы видите на картине?
- Какой день изображен на картине?
- Что делают птицы?
- Какого цвета птицы?
- Черный цвет помог художнику подчеркнуть нежно–голубой цвет неба, проглядывающий через облака.
Кто знает, каких именно птиц изобразил Саврасов?
А вы знаете, как называется эта картина?
- Да. И художник назвал эту картину «Грачи прилетели»
- В каком месяце прилетают грачи?
- Действительно. Это март. Прилетели грачи, вьют гнезда.
-Какое настроение было у вас при рассматривании картины?
4. Весна в поэзии
Учитель: Сейчас вы услышите стихотворение К. А Баратынского.
-Во время прослушивания вы можете что-то добавить в свои рисунки
(Слайд 10) (Аудиозапись)
(Прослушивание стихотворения К. А. Баратынский «Весна, весна, как воздух чист»)
- О каких весенних явлениях рассказывает поэт?
- А сейчас мы прослушаем стихи, которые вы подготовили
(Прослушивание стихов. Рисование картин.)
IV Закрепление
-Как вы думаете, музыка, живопись, искусство помогли вам увидеть красоту весенней природы?
-Подумайте, какая картина весны вам понравилась больше и почему?
-Давайте посмотрим, какие рисунки получились у вас? (Выставка)
Вывод.
У: Поэзия, музыка и живопись – это великое чудо. Но открывается оно, как и
чудо природы, далеко не всякому, а только человеку умному, доброму,
чуткому, внимательному. Постарайтесь же стать таким
VI. Домашнее задание (Слайд 11)
- Выразительное чтение стихотворений о весне (по карточкам)
- Понаблюдать за весенними явлениями и постараться выразить свои чувства в стихах или рисунках.
V Итог урока. Рефлексия и оценивание
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.
Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.
(Слайд 12)
Список литературы.
1. Русские писатели. Биобиблиографический словарь. Ч.2. М – Я – М.: Просвещение, 1992.
2. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008 г.
3. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/litieraturnaia-ghostinaia-s-liubov-iu-o-prirodie