Формирование навыка чтения на уроках в начальной школе
Статья о наиболее эффективных приёмах, используемых на уроках литературного чтения в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков чтения в развивающем обучении. | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1Добрый день, уважаемые преподаватели, студенты. Вашему вниманию представляется
Выступление на тему: «Современные тенденции литературного образования младших школьников по развивающей системе Л. В. Занкова».
Курс литературного чтения – самый молодой в системе начального образования. Он был введен в 2000 г. вместо классного и внеклассного чтения. Необходимо, чтобы каждый современный школьник воспринимал литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Это важнейшая проблема курса литературного чтения в начальной школе,(Слайд 2) которую ставит перед собой Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
Также он предъявляет новые требования к личностным, предметным и метопредметным результатам освоения основной образовательной программы общего образования. Развитие этих способностей происходит на уроках литературного чтения. К личным результатам освоения основной образовательной программы среди прочих относятся:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, а также-
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками, умения избежать конфликтов.
В своем выступлении постараюсь кратко рассказать и показать, как я работала над формированием личностных качеств обучающихся на уроках литературного чтения.
А мы знаем, что методическая цель любого урока по литературному чтению в системе развивающего обучения Л. В. Занкова – это достижение ближнего и дальнего результатов обучения и применение знаний в новых условиях. Перед педагогом стоит непростая задача: создать проблемную ситуацию, коллизию, содержанием которой является противоречие, а признаком – эмоциональное переживание. Для этого требуется умение, основанное на понимании теории, и ее практического использования.
В период прохождения преддипломной практики, на уроках, в том числе литературного чтения, мною использовались различные приемы для достижения личностных результатов обучающихся. И хочу поделиться своим небольшим опытом, наработками, которые я считаю более эффективными
Каждый урок ми начинали с разминки, цель которой подготовить речевой аппарат учащихся к предстоящей работе на уроке, прежде всего, непосредственно к чтению. (видео-разминка).
А также я хочу остановиться на приемах обучения чтению, которые дают хорошие результаты.
Представляю первый из них - это прием«Ассоциация».
Кратко ознакомлю вас с методикой проведения данного приема. Тема урока: «Сказка В.Ф. Одоевского Мороз Иванович»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопросы: «О чем может пойти речь на уроке? Какие ассоциации у вас возникает, когда вы слышите название темы?
Т.о., школьники погружаются в определенное настроение.
Возникает литературный образ.
Что мороз Иванович- это сказочный персонаж, который ассоциируется с такими понятиями как: холод, мороз, зима, дедушка, снег.
Формируется уважительное отношение к иному мнению. После этого читается произведение и сравнивается его содержание с теми ассоциациями, которые возникли до начала чтения.
Также мною используется прием «Ключевые слова», он развивает логическое мышление, внимание к слову и к героям произведения.
Методический проем «Корзина понятий, имен». Тема урока: В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»». На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом: «Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека?»
(Слайд)
Проводим логические цепочки с детьми, это поможет рассказать о человеке, который изображен на портрете. Затем кратко даются сведения о В. В. Бианки. Обобщая высказывания детей, дополняю сведения об этом замечательном писателе. Т. о., у детей формируется общее представление о писателе как о человеке и его творчестве.
Развитию творческих способностей обучающихся способствует такой прием работы как инсценирование произведения. Дети стараются передать в образах те мысли, чувства, которые автор вложил в произведения. Вашему вниманию представляется фрагмент урока литературного чтения.
По требованиям новых стандартов ФГОС с детьми на уроке проводится работа в парах, а также групповая работа, примером служит методический прием «Дерево предсказаний».
Проводится он по методу «мозгового штурма». На группу дается 3 листочка. Ученики обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «дереву предсказаний».
(слайд)
Проверкой служит обмен мнениями между командами.
Развитие этических чувств, доброжелательности детей, отзывчивости, а также развитие навыков сотрудничества достигается при использовании и других форм работы в группах.
(Видео-портрет)
Т.О., мною использовались следующие приемы обучения чтению: прием «Ассоциация», «Ключевые слова», «Корзина понятий, имен», «Дерево предсказаний».
Изавершающим этапом формирования литературного образования младших школьников на уроке служит стадия рефлексии. Она позволит выявить отношение учащихся к прочитанному.
(Видео-рефлексия)
Детям такие приемы работы на уроке литературного чтения очень нравятся, они активно включаются в учебный процесс. Данные приемы повышают уровень литературного образования младших школьников. И дают хорошие результаты освоения программы по литературному чтению в условиях новых образовательных стандартов.
Это были для меня новые приемы работы на уроке литературного чтения. Некоторые давали результат лучше, некоторые были менее эффективны, но я старалась, так как я еще не педагог, а только учусь этому. Надеюсь, что получится!