Главные вкладки
Игровые приемы и упражнения из разных сфер жизни, применимые к обучению юных фотографов
Обобщенные игровые приемы для развития творческого потенциала, преодоления страхов перед общением и развитие коммуникативных навыков юных фотографов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_i_uprazhneniya_iz_raznyh_sfer_zhizni.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества «Союз»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическое описание
«Игровые приемы и упражнения из разных сфер жизни, применимые к обучению юных фотографов».
Разработала педагог дополнительного образования:
Лучкина Маргарита Владиславовна
г. Санкт-Петербург, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Часто техническое творчество рассматривают, только как работу с техникой, в нем практически нет взаимодействия и коммуникаций между людьми. Обычно если ребенок замкнутый, боится общения, его отдают в театральную студию или в другие сценические виды творчества.
А в техническом творчестве обычно занимаются ребята, которые любят уединение, любят заниматься с чем-то конкретным, например, компьютером, судомоделизмом или в данном случае фототворчеством.
Данная работа создавалась с целью обобщения используемых игровых приемов для работы с детьми и подростками занимающихся фототворчеством. Данные методы позволяют развить коммуникативные навыки у детей, помочь преодолеть страхи в общении, сплотить коллектив, а также вовлечь в вид творчества, которым занимается ребенок.
Цель – реализация художественно-эстетического потенциала детей и подростков в изучении фототворчества через вовлечение в активную творческую деятельность.
Педагогические задачи:
- вовлечь детей и подростков в игровую деятельность
- раскрыть творческий потенциал детей и подростков
- создать условия для преодоления страхов во взаимодействии и коммуникации со сверстниками
- сформировать навыки работы в команде
- создать условия для творческой реализации детей и подростков и популяризации фотографии как вида искусства
- обобщить игровые методы и приемы в образовательной деятельности
Игровые приемы и упражнения из разных сфер жизни, применимые к обучению юных фотографов.
Задание «Поиграй с игрушкой»
На первом году обучения, работа юных фотографов начинается с предметной съемки. Данный вид съемки не требует общения с моделью и позволяет полностью погрузиться в работу со своей техникой. Но даже в этом жанре детям бывает трудно сфотографировать предмет, чтобы он получился интересным и не обыденным.
Для достижения интересных результатов и развития фантазии и творческого взгляда ребенка, применяется задание «Поиграй с игрушкой». Ребята приносят из дома предмет, фигурку или игрушку, которая им нравится, которая вызывает в них какие-то положительные эмоции. Во время занятия ребята стараются внедрить данный предмет в окружающую среду, устроить путешествие своей игрушки по тем предлагаемым обстоятельствам, в которых они оказались, это может быть и улица и помещение. В процессе такой игры появляются целые серии фотоснимков, о жизни и путешествии игрушки.
Театральный тренинг «Скульптор – глина»
В театральной практике есть упражнение на работу с партнером, которое называется «Скульптор-глина». Данное упражнение развивает творческое мышление, фантазию, а также помогает развить доверие к партнеру. Замечательное упражнение для знакомства с коллективом. Через него педагог сможет лучше узнать детей, увидит, кто боится контакта со сверстниками, дети смогут лучше познакомиться друг с другом и в неформальной обстановке пообщаться с пользой.
Фотограф должен уметь словами и действиями объяснить модели, что он от нее хочет, как ей лучше встать или сесть. Применительно к фотографии данное упражнение оказалось очень полезным в портретной съемке, ведь портретная съемка подразумевает работу с моделью – партнером, а как показывает практика дети боятся общаться, что-то друг другу говорить и показывать.
В нашей практике тема «Портретная съемка» начинается с этого упражнения, все дети делятся на пары и выполняют данное упражнение с некоторыми отступлениями от оригинала. Им выдаются названия реальных самых известных скульптур, которые им нужно повторить и в конце постараться сфотографировать, чтобы было похоже на оригинал. Стараемся выполнять это упражнение сначала без слов, так сказать только «лепкой». Далее, через пару занятий, данное упражнение перерастает в повторение популярных поз для фотографирования в студии, только теперь ребята должны объяснить модели то, что они видят на картинке словами.
Скульптор и глина. Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор,
другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет.
«Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, какую ей придает
скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем
«скульптор» и «глина» меняются местами.
Упражнение «Наглый фотограф»
В репортажной фотографии важно объяснить детям, что событие всегда ограниченно временными рамками и если вовремя не среагировать и, например, не перебежать на более интересную точку съемки, то «решающий момент» может быть упущен. Поэтому для достижения быстроты реакции юных фотографов применяется упражнение «Наглый фотограф».
Упражнение состоит из двух этапов:
- Проходит в студийном кабинете.
Ребята хаотично передвигаются по аудитории и стараются сфотографировать лица друг друга, так чтобы изображение не было размытым. Сначала они передвигаются достаточно медленно, но со временем я увеличиваю темп, прошу определенных детей на хлопок присесть или подпрыгнуть, а также мигаю освещением чтобы они ориентировались ещё и на общую освещенность кадра.
- Проходит на занятиях коллективов.
Ребята делятся на группы от 3 до 5 человек и отправляются снимать репортажи на занятия разных коллективов. На каждом занятии у группы есть 15 минут, чтобы отснять репортаж. После этого группы меняются (переходят на занятие другого коллектива). С каждого занятия каждый фотограф должен отобрать серию и з 10 снимков с разными планами.
Данное упражнение помогает детям понять, что они на мероприятиях должны постоянно передвигаться и искать интересные кадры и моменты, и при этом следить за настройками камеры, особенно если мероприятие проходит одновременно на улице и в помещении, где разное освещение и они должны быстро успеть изменить Настройки, чтобы правильно проэкспонировать кадр.
Упражнения на развитие креативности и фотографического взгляда юных фотографов.
В начале обучения детям сложно увидеть что-то необычное в обычном и тем более сфотографировать применяя композиционные приемы. Поэтому самые первые кадры начинаются с поиска геометрических фигур:
- Сфотографировать 10 кадров в которых преобладают круги (нужно найти круги в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- Сфотографировать 10 кадров в которых преобладают треугольники (нужно найти треугольники в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- Сфотографировать 10 кадров в которых преобладают прямоугольники (нужно найти прямоугольники в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- Сфотографировать 10 кадров в которых преобладают линии (нужно найти линии в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- Сфотографировать 10 кадров в которых преобладают углы (нужно найти углы в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог).
После поиска геометрических фигур педагог усложняет задание и включает в поиск композиционные приемы и выразительные средства фотографии:
- Сфотографировать 10 кадров с ритмом в кадре (нужно найти ритм в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- Сфотографировать 10 кадров с паттерном в кадре (нужно найти паттерн в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- Сфотографировать 10 кадров с тем, что находиться выше фотографа (фотографируем только то, что выше фотографа, в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог);
- Сфотографировать 10 кадров с тем, что находиться ниже фотографа (фотографируем только то, что ниже фотографа, в том месте, где фотограф находиться в данный момент, пространство ограничивает педагог).
И в конце педагог дает два самых сложных упражнения на развитие креативности в жестко ограниченных рамках:
- Сфотографировать 24 уникальных кадра, не сходя с точки, которую выбрал фотограф (фотограф сам выбирает себе точку, нельзя перемещаться с места, ноги не подвижны);
- Сфотографировать 10 уникальных или абстрактных кадров одного небольшого предмета (предмет фотограф выбирает или находит сам, фотографии должны быть как можно более не понятные).
Вывод
После применения данных упражнений в изучении тем по фотографии, дети и подростки стали намного общительнее, им стало проще взаимодействовать не только друг с другом, но и с окружающими. Также ребята стали активнее в работе на мероприятиях, они научились самостоятельно решать вопросы возникающие в процессе работы и не боятся ответственности за результат.
Источники
- Программа по изучению предмета «Основы актерского мастерства»: https://dshi19.spb.muzkult.ru/media/2018/09/04/1231118869/OSNOVY_AKT.MASTERSTVA-DPOP-TEATR-ispr.pdf
- 13 упражнений для фотографов: https://cameralabs.org/8794-13-uprazhnenij-dlya-fotografov-kotorye-pomogut-razvit-kreativnost