Конспекты занятий. "мастер-класс по тестопластике" "Древние образы в современных народных игрушках"

Щетинина Оксана Александровна

Тема: "Конспект мастер-класс по тестопластике"

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластики в совместном творчестве педагога и детей.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения тестопластики, технологическими возможностями соленого тестого;
  • заинтересовать и вовлечь педагогов в творческую деятельность;
  • вызвать интерес к данному виду деятельности, к организации совместных занятий по тестопластике с детьми. Материал:
  • соленое тесто;
  • стек для лепки;
  • кисть;
  • гуашь;
  • колпачок от фломастеров;
  • картон;
  • ленточки.

Тема занятия: "Древние образы  в современных народных игрушках"

Цель занятия:Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса у детей –  видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

Конспект мастер-класс по тестопластике  

 

"Тесто это просто"  

 

 

 

                                                                     C:\Users\ЦДТ\Downloads\IMG_20241127_143958.jpg

                                                                         

 

Подготовила: Щетинина Оксана Александровна

 

 

 

 

 2024 год. 

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластики в совместном творчестве педагога и детей.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения тестопластики, технологическими возможностями соленого тестого;
  • заинтересовать и вовлечь педагогов в творческую деятельность;
  • вызвать интерес к данному виду деятельности, к организации совместных занятий по тестопластике с детьми. Материал:
  • соленое тесто;
  • стек для лепки;
  • кисть;
  • гуашь;
  • колпачок от фломастеров;
  • картон;
  • ленточки;

Участники мастер класса: родители и дети..

Ход мастер-класса.

 

 Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер - класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.  

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий– идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастерклассах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы...

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

   

А теперь, попробуйте отгадать загадки: Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

 

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

 

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без …(воды)

 

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (Краски и кисть) 

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл, воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1.Учимся делить на части.  

Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

-откручивание

 -отщипывание

-разрезание прочной нитью -разрезание и надрезание стекой  -формование.

2.Учимся придавать форму.

 Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

 -раскатать в ладонях или на столе

-сплющить

 -вдавить

-вытянуть

 -согнуть

3. Учимся соединять детали

 -прижать

-примазать

 -загладить

4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

-дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

-процарапывание различными инструментами

-оформление рельефом (оттиском)

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком. Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой) Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик) Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой) Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»; «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Даем просушку, и разукрашиваем гуашевыми красками.

В конце получаются вот такие замечательные картины с соленого теста.

Выставляем работы на выставку.

Всем спасибо за внимание.

 



Предварительный просмотр:

По изобразительному искусству

на тему «Древние образы в современных народных игрушках»

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Возраст

7-15 лет

Тип урока

комбинированный урок

Технология построения занятия

проблемно-диалогическая

Тема занятия

Древние образы  в современных народных игрушках

Цель занятия

Формирование духовно-нравственного развития; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине на примере изучения ведущих народных промыслов; привитие интереса к декоративно-прикладному искусству, бережное отношение к традициям народа; развитие художественного вкуса у детей –  видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдалённого прошлого и современности; формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Основные термины, понятия

Каргополь, Филимоново, Дымково, игрушечник, артель, народный промысел, роспись, обожжённая глина

Планируемый результат

Личностные

Сформировать:

уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение

коммуникативную компетентность в общении со сверстниками

потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

умение проводить самооценку на основе критерия успешности рабочей деятельности.

Метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на занятииработать по плану, оценивать правильность выполнения действий на занятии адекватной ретроперспективной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, высказывать свое предположение;

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и слышать партнера;

уметь ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя картинки, свой жизненный опыт,  и информацию, полученную на занятии. 

Предметные

Уметь сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам, распознавать и называть игрушки ведущих народных промыслов;

осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы в опоре на народные традиции;

осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового решения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная работа

Работа в группах

Индивидуальная работа

Учебник Изобразительное искусство. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская

Образцы глиняных игрушек (каргопольская, филимоновская, дымковская), таблицы с образцами росписи, компьютерная презентация, шаблоны игрушек, краски.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Организация на занятии

Мотивация рабочей деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ребенку;

- создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в рабочую деятельность;

установить тематические рамки;

- уточнить тип занятия и наметить шаги рабочей деятельности

.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.

Цели:

- Организовать выполнение с детьми пробного учебного задания.

- Организовать фиксирование у детей индивидуального затруднения.

Выявление места и причины затруднения

Цели:

выявить

место затруднения

Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

Создать мотивацию для построения проекта выхода из затруднения.

Открытие новых знаний

Цели:

- организовать усвоение у детей нового

способа действия с проговариванием во внешней речи.

Вкючение в систему знаний и повторений.

Цели:

Организовать выполнение у детей самостоятельной работы по картинкам для поиска информации по теме занятия.

Самостоятельная работа.

Цели:

-организовать выполнение детьми самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону, самооценку

Рефлексия рабочейдеятельности на занятии.

Цели:

- Зафиксировать новое содержание урока;

- Организовать рефлексию и самооценку картинками собственной рабочей деятельности

Проверка и помощь детей в подготовке к занятию.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в студии произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы  в современных народных игрушках»

Сегодня на занятии мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ребенка ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

 Подготовка к творческой работе.

-. Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?

- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?

 (Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы по видам художественных промыслов.

Сначала мы будем мастерами.

Мастера изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.

В классе работают артели:

Народная игрушка.

               «Каргопольская»                           «Дымковская»                «Филимоновская»

Задание мастерам:

  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
  • подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи  глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.

Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

 Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни ( еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником

-Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на  основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

-Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят  игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для  этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи  выбранной игрушки?

Какие?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

После выполнения педагог собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Настройка на урок.

Самооценка готовности к уроку. Обучающиеся проверяют правильность расположения принадлежностей.

Осознанно слушают.

Дети на объединяются  в группы по выбранному промыслу.

 

Слушают и выполняют задания;

Формулируют

задачи, которые предстоит решить на уроке

Осознанно слушают

Под руководством педагога выявляют место затруднения

Подготовленные дети(мастера - игрушечники), используя метод информационного поиска дополняют ответы

Просмотр остальными детьми картинки.

Участие в беседе

Дети работают в парах.

После работы с учебником выполняют тест на определение узоров промысла

Дети расписывают расписывают игрушку, потом представляют  свой товар на ярмарке, расхваливая так, чтобы захотелось его купить.

А покупатели  задают вопросы об игрушках.

Отвечают на вопросы педагога.

Самостоятельно фиксируют приобретённые знания.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике

Действие  смыслообразования.

Установление обучающихся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Самоконтроль по организации рабочего места

 Планирование рабочего сотрудничества с педагогом и детьми, умение ориентироваться в своей системе  знаний: отличать новое от уже известного.

Умение слушать и понимать речь других.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 Целеполагание, (постановка  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно) планирование (составление плана и последовательности действий)

 Самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, структурирование знания,

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь находить необходимый материал, выделять главное из прочитанного текста.

Уметь формулировать рассказ, поддерживать диалог детей.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Уметь слушать и слушать

Уметь внести необходимые дополнения и корректив в способ действия в случае расхождения реального действия и его продукта

Умение владеть монологической формой речи

Познавательные (уметь применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств)

Поиск и выделение необходимой информации

Свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического стилей

Смысловое чтение

 Уметь обобщать, анализировать, сравнивать и классифицировать

Рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Выделение и осознание детей того, что уже усвоено и что еще полежит усвоению, уровня усвоения.  Уметь оценивать правильность выполнения действия на занятии адекватной ретроспективной оценки

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


 Технологическая карта урока

1. Ф. И. О. студента: Кожуховская Ирина Федоровна

2. Класс: 2 «А»  Дата: 14. 10. 2021г.      Предмет: технология

3. Тема: Работа с пластичными материалами (тестопластика) «Игрушка из теста»

4. Цель: знакомство обучающихся с историей лепки из солёного теста; с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении игрушки из соленого теста, новым рабочим приемам.

5. Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с технологией приготовления соленого теста безопасным способом;

- развивающие: развивать у учащихся: самостоятельность, аккуратность, эстетический вкус.

- воспитательные: совершенствование умений работать в коллективе, воспитание бережного отношения к оборудованию и инструментам, экономного отношения к продуктам питания, бдительности соблюдения требований безопасного труда.

6. Планируемые результаты (ПР):

- предметные (Пр): научимся составлять композицию из соленого теста; развиваем навыки лепки;

* познавательные (П): научатся производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи;

*регулятивные (Р): отрабатываем умение принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль и оценивать правильность выполнения работы;

* коммуникативные (К): формируем умение работать в парах; принимать позицию собеседника; уважительно относиться к мнению сверстника ;

- личностные (Л): формируем бережное отношение к хлебу; осознание эстетического вкуса, самостоятельности, познавательного интереса к предмету;

7. Средства обучения: презентация, видеоролик, дидактический материал.

Структура занятия

Этапы

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Актуализация знаний.

Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

Повторить материал, необходимый для «ОНЗ».

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Федоровна. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, я хочу, чтобы такое же замечательное настроение у вас оставалось до конца нашего урока.

- Сядьте за парту правильно, выпрямите спины, руки положите на парту, смотрим на меня и слушаем внимательно.

- Давайте проверим, всё ли готово к занятию: посмотрите на свои рабочие места и проверьте, все ли материалы и инструменты у Вас есть. А именно: тесто, дощечка.

Приветствуют учителя

Ф

Л

Открытие новых знаний.

Мотивационный этап.

Показать необходимость/значимость изучения материала.

- Ребята, скажите, а чему мы учимся на уроках технологии?

 

 

- Молодцы! Вы ответили правильно.

- Кто помнит, из какого материала вы делали изделие на прошлом уроке технологии?

- А какую поделку вы делали?

 

-Хорошо, а какие правила вы знаете при работе с бумагой, ножницами и клеем?

-Молодцы, вспомнили.

-На уроках технологии мы учимся лепить, клеить, вырезать, составлять композицию.

 

 

 

-Из бумаги.

- Ответы детей.

 

 

- Ответы детей.

 

 

Постановка учебной задачи.

Сформулировать  тему урока, поставить цель, спланировать деятельность.

-Ребята, а как вы думаете из каких материалов, кроме бумаги, можно еще делать поделки?

- А, например, лепить изделия из чего можно?

-У вас на столах лежит ребус, я предлагаю вам отгадать его в парах. Скажите, какое слово было зашифровано в ребусе?

-Верно

-Скажите, а что делают из теста?

-А я предлагаю вам отгадать загадку для того, чтобы узнать, что мы будем с вами сегодня делать на уроке

Буду мастером таким,

Как наш дядя Евдоким:

Делать стулья и столы,

Красить двери и полы.

А пока сестре Танюшке

Сам я делаю..

-Верно, ребята как вы думаете, какая тема нашего урока?

-Молодцы!

-Какая цель у нашего урока?

- Ответы детей.

 

- Пластилин, глина, тесто.

 

 

-Тесто .

 

-Пекут хлеб .

 

 

 

 

 

 

 

- Игрушки

- Игрушки из соленого теста

 

 

- Научиться делать из соленого теста игрушки

 

 

Учебное действие.

 

Познакомить с существенными признаками изучаемого понятия.

-Предлагаю вам посмотреть видеоролик.

https://www.youtube.com/watch?v=LA9PxbLRdAM

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста на Руси издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Фигурки из соленого теста, связанные с мифологией и разными праздниками, были найдены археологами в жилищах много веков назад.

 

Солёное тесто обладает целым рядом преимуществ: оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый, натуральный материал, не вызывающий аллергию.

 

Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль, вода и капелька масла – все, что понадобится для создания шедевра.

Можно сушить как в духовке, так и просто на воздухе. Если покрыть лаком, то изделие прослужит долгое время.

 

- Вот сколько всего нового и интересного вы сегодня узнали об солёном тесте.

-А, чтобы узнать какую игрушку мы будем с вами делать, я предлагаю вам собрать мозаику в паре

-Итак, ребята, какое животное у вас получилось?

-Верно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Собирают мозаику

 

- Лиса.

 

 

Применение знаний.

Действия контроля.

 

Выявить уровень первичного усвоения учебного материала.

-Прежде чем начать работать с тестом, нужно вспомнить правила работы с ним, как вы думаете какие это правила? А пока мы вспоминаем правила, можно размять пальчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Верно.

-Итак, ребята, на доске представлен план работы, по которому мы будем делать лису.

-Для начала нам нужно выбрать размер туловища. ( 1 слайд) формируем из шара овал.

-Далее делаем нижние лапки лисичке. Делаем 2 шарика после формируем маленькие капельки, придавливаем их,  делаем ступню лисичке. ( 3 слайд)

-Катаем 2 шарика для верхних лап, каждый шарик превращаем в овал (4 слайд)

-Делаем шарик для головы (5 слайд)

-Чтобы голова лучше держалась втыкаем зубочистку в туловище лисы и на нее одеваем голову (6 слайд)

-Делаем ушки  (7 слайд)  

-Делаем носик для лисички (8 слайд)

-Делаем глазки (9 слайд)

-Вы можете раскрасить лисичку дома.

- Работай с тестом на подкладной доске

- Следи, чтобы тесто не попало на одежду и пол

- Будь осторожен с острыми предметами

- Работай только исправными инструментами

- Солёное тесто – несъедобное

- Соблюдай порядок на рабочем месте.

 

 

 

Действие самоконтроля.

Развивать способности к оценочным действиям.

- 1/2/3 ряд, выйдите и покажите, какие лисички у вас получили?

- Какая красота! Вы большие молодцы!

 

 

 

Подведение итогов.

Действия оценки.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся.

-Сегодня на уроке мы делали игрушку из слоёного текста.

- С каким материалом мы сегодня работали?

- Из чего состоит тесто?

- Что можно сделать из солёного теста?

- Для чего мы делали эту работу?

 

- Что было сложнее всего?

- Что надо сделать, чтобы получилось лучше?

- Какие ощущения вы испытали?

 

 

-С тестом

-Из муки, соли

-Различные игрушки

-Развивали мелкую моторику рук

 

 

 

Рефлексия.

Действия самооценки.

Формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

-Ребята, я предлагаю вам проанализировать свою игрушку по критериям, которые представлены на слайде, посмотрите на них (11 слайд)

-Встаньте те, кто сделал свою игрушку, которая соответствует данным критериям.

-Спасибо вам за урок, мне было очень приятно с вами работать, до свидания!

 

 

 

ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).

Критерии оценки техкарты урока (занятия)  студента

Баллы

1. Формулировка цели и задач соответствуют теме урока.

0,  1

2. Планируемые личностные результаты соответствуют поставленным задачам.

0,  1

3. Планируемые метапредметные результаты соответствуют поставленным задачам.

0,  1

4. Планируемые предметные результаты соответствуют поставленным задачам.

0,  1

5. Предусмотренные этапы урока отражают последовательность (логику) открытия и применения нового знания.

0,  1

6. Предусмотрено не менее трех форм организации учебной деятельности обучающихся .

0,  1

7. Предусмотрено применение интерактивного оборудования.

0,  1

8. Указаны дидактические средства обучения на каждом этапе урока.

0,  1

9. Запланированы формы контроля и оценки, самоконтроля и самооценки.

0,  1

10. Представленная технологическая карта урока (занятия) оформлена  без ошибок орфографических, грамматических, пунктуационных, технических.

0,  1

Итог: максимально 10 баллов.

 

 

Учитель: ____________ Методист: ___________   Отметка: ____________

 

Конспект мастер-класса по тестопластике "Тесто это просто"

Фото

Подготовила: Баймурзаева Гульнара Абдулаевна, воспитатель

Тазовский 2015 год.

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластики в совместном творчестве педагога и детей. Задачи: - познакомить с историей возникновения тестопластики, технологическими возможностями соленого тестого; - заинтересовать и вовлечь педагогов в творческую деятельность; - вызвать интерес к данному виду деятельности, к организации совместных занятий по тестопластике с детьми. Материал: - соленое тесто; - стек для лепки; - кисть; - гуашь; - колпачок от фломастеров; - картон; - ленточки; Участники мастер класса: воспитатели.

 Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много. Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему. Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости. Плюс третий– идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастерклассах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби! Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы... Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера. Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход. Из истории русской тестопластики. На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится». Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца. А теперь, попробуйте отгадать загадки: Из меня пекут ватрушки, И оладьи, и блины. Если делаете тесто, Положить меня должны. (Мука) Отдельно – я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. (Соль) Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли – Жить нельзя нам без …(воды) Разноцветные девицы Заскучали без водицы. Дядя длинный и худой Носит воду бородой. (Краски и кисть) Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл, воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски. 1.Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов: -откручивание -отщипывание -разрезание прочной нитью -разрезание и надрезание стекой -формование. 2.Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму? -раскатать в ладонях или на столе -сплющить -вдавить -вытянуть -согнуть 3. Учимся соединять детали -прижать -примазать -загладить 4.Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе -дополнение изделия мелкими деталями (налепами) -процарапывание различными инструментами -оформление рельефом (оттиском) А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком. Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой) Взад, вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь) И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик) Колобок я разожму и другой рукой начну Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой) Разминка с соленым тестом: Перекладывание и сжимание теста в ладошках; Катание колобка в ладошках; Катание колобка на столе; Надавливание на колобок - получение лепешки; По лепешке побежали «паучки»; Пришли «мышки» стали норки рыть; Налетели «гуси» стали тесто щипать; Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту; Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ; Скатывание лепешки в колбаску; Заворачиваем колбаску в «улитку»; «Улитка» спряталась в домик – получился колобок.