Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности "Умелые ручки" предназначена для детей 5-7 лет.

Холодова Нина Александровна

 

 

Управление образования администрации  г. Владимира

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Владимира

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №87»

 

 

Согласованно:                                                                                                                   Заведующий МБДОУ «Детский сад»

Методический совет:                                                      «87»_____________________/ФИО/

От    «         »                          2024 г.         

Протокол № __________________                                                                             

 Принята на заседании Педагогичес-

кого совета № 

 

 Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад» № «87

_____________________ /ФИО/

Приказ №____

от  «___» ____________ 2024г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Умелые ручки»

 

                   Направленность – художественная

                   Уровень сложности-стартовый

                   Возраст обучающихся- 5-7 лет

 

Автор-составитель:

Холодова Нина Александровна,

Педагог дополнительного образования

 

 

 

г. Владимир, 2024.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1. .............................................................................. Пояснительная записка       (№ 3-8 стр)

1.2.................. Цель и задачи дополнительной образовательной программы       (№8 стр)

1.3. ............................................................................ Содержание программы       (№9 -11 стр)

       Учебно-тематический  план ............................................. (№ 11-20 стр)

1.4. ............................................. Планируемые образовательные результаты       (№21 стр )

 Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. .................................................................. Календарный учебный график       (№ 22-27стр)

2.2. ............................................................... Условия реализации программы       (№27-29 стр)

2.3. ...................................................................................... Формы аттестации       (№30стр)

2.4. ........................................................................... Методические материалы       (№ 30-31стр)

2.5. .................................................................................... Список литературы       (№ 32 стр)

         Приложения:

       Оценочные материалы................................................... (№  33 - 34 стр)

          Лист внесения изменений и дополнений в программу.......... (№35 стр)

 

 

РАЗДЕЛ №1. КОМПЛЕКС ПОЛНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.

 

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет художественную направленность и разработана в соответствии с:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Письмо Министерства образования РФ от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; 
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г №678-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года"
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Постановление Главного государственного  санитарного врача Российской Федерации от  28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных  правил    СП    2.4.3648-20    «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям  воспитания и обучения, отдыха и оздоровления  детей и молодежи»;
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, разработанные в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» Институтом образования ФГАУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» совместно с ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина»;
  • Распоряжение Администрации Владимирской области от 02 августа 2022 года № 735-р «Об утверждении Плана работы и целевых показателей Концепции развития дополнительного образования детей во Владимирской области до 2030 года».

- Положение о порядке оказания платных образовательных услуг МБДОУ «Детский сад №87».

      

Концептуальная идея

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в ДОУ и качества образования в целом. Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Все дети любят рисовать, но зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Таким образом, на современном этапе актуальным для педагогов становится поиск вариативных форм, способов, методов и средств творческого обучения/развития детей, основанных на личностно - ориентированном и деятельностном подходах и учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы детей. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности развивает не только творческие способности дошкольника, но и воображение, моторику, фантазию, уверенность в своих возможностях. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Занятия по программе «Умелые ручки» направлены на реализацию новых возможностей использования необычных предметов в качестве художественных материалов.

 

 

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что она предназначена для ознакомления детей дошкольного возраста с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру, в особой графической технике создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения с поверхности воды, например, на бумаге. Использование техники «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает ребенку возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Данная программа позволит решать не только образовательные задачи, но и создаст условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам других детей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. По мере освоения техники рисования эбру обогащается и развивается внутренний мир детей. Программа построена на игровых приемах, способствующих формированию и поддержанию мотивации к творчеству. Она ориентирована на изучении техники рисования на воде – эбру, где по мере освоения техники обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук (поскольку рисование осуществляется постукиванием пальцами по кисти). Данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Техника Эбру - это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный результат. Это арт - терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.

Актуальность программы.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой этого вида искусства, сформированных навыков и умений, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих навыков быстро отвращает ребёнка от рисования. Любое нарушение развития ребёнка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков. Пальцы рук неловки, малоподвижны, движения их несогласованны. Всё это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить работу по формированию навыков рисования с помощью новых нетрадиционных техник. Одной из нетрадиционных техник является техника рисования на воде – Эбру.

Эбру – это древнее искусство рисования на воде. Процесс рисования на водеособый творческий процесс, заставляющий с трепетом наблюдать за происходящим. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике Эбру, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Для них эта техника особенно полезна, так как она помогает развивать воображение, моторику, дисциплинирует и воспитывает терпеливость и усидчивость.

Кроме того, Эбру — это еще и настоящая арттерапия. Нескольких минут контакта с водой хватает, чтобы ребенок выплеснул свои эмоции и отобразил свое настроение с помощью красок. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде можно получить такие красивые и разнообразные узоры. С помощью воды дети учатся прислушиваться к своим желаниям, чувствуют уверенность, могут стать более раскрепощенным, а ведь это очень важно для деток, которые растут «закрытыми». А главное, что даже тот ребенок, который никогда не интересовался рисованием и не отличался особыми достижениями на уроках изобразительного искусства, с помощью Эбру может с легкостью создать свой маленький красочный шедевр. Новизна  программы заключается в том, что она предназначена для ознакомления детей дошкольного возраста с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру, в особой графической технике создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения с поверхности воды, например, на бумаге.

 Использование техники «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает ребенку возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Данная программа позволит решать не только образовательные задачи, но и создаст условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам других детей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. По мере освоения техники рисования эбру обогащается и развивается внутренний мир детей.

Программа построена на игровых приемах, способствующих формированию и поддержанию мотивации к творчеству. Она ориентирована на изучении техники рисования на воде–эбру, где по мере освоения техники обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук (поскольку рисование осуществляется постукиванием пальцами по кисти). Данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Техника Эбру - это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный результат. Это арт - терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.

Педагогическая целесообразность определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности дошкольников, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности. В процессе работы у дошкольников повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Для педагога использование техники эбру в работе с детьми:  является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию таких образовательных областей как речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие;  позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться играя);  позволяет формировать познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;  позволяет объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. Цель программы: развить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству, способствовать тому, чтобы процесс создания и сама работа вызывала чувство радости и удовлетворения.

Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребёнка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Техника рисования песком — обладает художественным и терапевтическим достоинствами

 

Особенности организации образовательного процесса

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» стартового уровня, имеет художественную направленность и осуществляется на платной основе. Предназначена для детей возраста 5- 7 лет. 

Сроки реализации программы:  программа рассчитана на 1 год обучения.  Режим проведения занятий 1 раз в неделю.  Полный объем учебных часов – 38 часов в год, 1 час в неделю.  Продолжительность учебного часа 25-30 мин.   Количество обучающихся в группе – 5-6 человек.

 

 

 

 

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 Цель программы: развитие в каждом ребенке стремления к художественному самовыражению и творчеству.

 Задачи программы:

 Личностные:

  • сформировать устойчивый интерес к художественному творчеству, умение  работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
  • воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбие, аккуратность, терпение и ответственность;
  • воспитывать интерес к работам восточных мастеров.

Метапредметные:

  • развивать навыки исследовательской деятельности, технических, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности;
  •  развивать системы интеллектуальных, практических умений и навыков по изучению и исполнению изображений в технике эбру;
  •  развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику рук, глазомер.

Образовательные (предметные):

  • познакомить с историей и особенностями техники эбру;

         обучить владению инструментами и материалами;

         обучить древневосточным технологиям и приемам рисования на воде;

         обучить создавать картины на воде с учетом смешения красок, ритма,

симметрии.

  • формировать логическое и креативное мышление, умение анализировать изображения в технике эбру.

 

1.3. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

 

Учебно-тематический план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

 «Танцы красок на воде»

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

2.

«Кап – кап – кап - дождик пошел»

1

0.5

0.5

Практическая работа

3.

«Самостоятельная творческая деятельность детей»

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

4.

«Самостоятельная творческая деятельность детей»

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

5.

«Волны»

1

0.5

0.5

Практическая работа

6.

 

«Соловьиное гнездо»

1

0.5

0.5

Практическая работа

7.

«Эбрушаль»

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

8.

«Море волнуется раз, море волнуется два»

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

9.

«Разноцветные мячи для клоунов»

1

0.5

0.5

Практическая работа

10.

 

«Самостоятельная творческая деятельность детей»

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

11.

« Веселые капельки»

1

0.5

0.5

Практическая работа

12.

«Ковер из осенних листьев»

1

0.5

0.5

Практическая работа

13.

«Самостоятельная творческая деятельность детей»

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

14.

«Краски осени»

1

0.5

0.5

Практическая работа

15.

«Первые снежинки кружатся, летят».

1

0.5

0.5

Практическая работа

16.

«Морозные узоры на окне»

1

0.5

0.5

Практическая работа

17.

«Маленькая ёлочка»

1

0.5

0.5

Практическая работа

18.

«Мы веселые медузы»

1

0.5

0.5

Практическая работа

19.

«Доброе сердце»

1

0.5

0.5

Практическая работа

20.

«Елочные игрушки»

1

0.5

0.5

Практическая работа

21.

«Красивая тарелочка»

1

0.5

0.5

Практическая работа

22.

«Тюльпан»

1

0.5

0.5

Практическая работа

23.

«Цветы для мамы»

1

0.5

0.5

Практическая работа

24.

«Платочек для бабушки»

1

0.5

0.5

Практическая работа

25.

«Красивый кулон»

1

0.5

0.5

Практическая работа

26.

«Улыбка весны»

1

0.5

0.5

Практическая работа

27.

«Одуванчик – толстые щеки»

1

0.5

0.5

Практическая работа

28.

«Цветочный луг»

1

0.5

0.5

Практическая работа

29.

«Пасхальное яичко»»

1

0.5

0.5

Практическая работа

30

«Бабочка»

1

0.5

0.5

Практическая работа

31.

«Салют»

1

0.5

0.5

Практическая работа

32.

«Самостоятельная творческая деятельность детей»

1

0.5

0.5

Практическая работа

33.

«На другой планете »

 

1

0.5

0.5

Практическая работа

34.

«Звездное небо»

1

0.5

0.5

Практическая работа

35.

«Перо жар-птицы»

1

0.5

0.5

Практическая работа

36.

«Сказочные сны»

1

0.5

0.5

Практическая работа

37.

«Солнышко лучистое»

1

0.5

0.5

Практическая работа

 

ИТОГО:

38 часов

 

 

 

 

 

Содержание

 

Занятие № 1 Тема занятия: «Танцы красок на воде»

 Цели и задачи: «Познакомить детей с техникой эбру, с материалами и инструментами необходимыми для работы в этой технике. Рассказать о правила техники безопасности».

 Программное содержание: Показать презентацию и рассказать детям о возникновении технике ЭБРУ, о материалах и принадлежностях необходимых для работы. Поговорить с детьми о том, как правильно организовать рабочее место, соблюдая правила техники безопасности. Показать детям лучшие работы в этой технике. Материалы и оборудование: презентация ЭБРУ, наборы для эбру.

 

Занятие № 2 Тема занятия : «Кап-кап – дождик пошел».

 Цели и задачи: «Научить детей основному приему технике эбру – Батталэбру, разбрызгивание, путем постукивания или стряхивания краски с кисти на воду. Показать детям как переводится рисунок на бумагу; Дать детям понятие «композиция листа».

Программное содержание: Загадать детям загадку про дождь, спросить, почему идет дождь послушать аудио запись шума дождя. Рассмотреть пейзажи с изображением дождливой погоды. Показать детям прием стряхивания краски на воду. Самостоятельное выполнение работы детей. Физкультурная минутка «Дождик». Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: запись - звуки дождя, наборы для ЭБРУ.

 

Занятие № 3 Тема занятия: «Самостоятельная творческая деятельность детей»

Цели и задачи: «Дать возможность детям самостоятельно проявить свои творческие способности, развивать  такие психические процессы, как воображение ,память, восприятие. Закрепление ранее изученного материала»

 

Занятие № 4Тема занятия: «Самостоятельная творческая деятельность детей»

Цели и задачи: «Дать возможность детям самостоятельно проявить свои творческие способности, развивать  такие психические процессы, как воображение ,память, восприятие. Закрепление ранее изученного материала»

 

 

Занятие № 5  Тема занятия: «Волны»

Цели и задачи: «Учить детей делать волны или  Gel – Git в технике эбру: разбрызгать краску на воду, а затем заостренной палочкой проводить параллельные линии слева на право. Учить детей переводить рисунок на бумагу самостоятельно».

 Программное содержание: Рассказать детям об одном из главных элементов в технике Эбру- «Волны». Показать способ изображения. Провести пальчиковую гимнастику «Волна». Самостоятельное выполнение задания детьми. Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: запись – шум моря, наборы для ЭБРУ

 

Занятие №6  Тема занятия: «Соловьиное гнездо»

Цели и задачи: «Продолжать знакомить детей с элементами узоров в технике эбру – разбрызгать краску на воду, затем заостренной палочкой делать круговые движения, сначала рисовать большую окружность, затем все меньше и меньше. Закреплять умение переводить рисунок на бумагу».

Программное содержание: Предложить детям прослушать музыкальную заставку «Прогулка в лесу». Загадать загадку о гнезде птицы. Рассмотреть картинки с изображением гнезд. Показать способ изображения элемента Эбру - «Соловьиное гнездо» и провести сравнение между элементом рисования и настоящим гнездом. Провести пальчиковую гимнастику «Дом для птицы». Самостоятельное выполнение работ детьми. Рефлексия "Птицы - наши друзья!" Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: музыкальную заставку «Прогулка в лесу», наборы для ЭБРУ.

Занятие № 7 Тема занятия: «Эбру шаль»

Цели и задачи: «Познакомить детей с историей возникновения платков и шалей. Учить создавать узоры по мотивам анатолийских платков в технике эбру – разбрызгать краску на поверхность воды, затем с помощью заостренной палочки формировать рисунок, проводя по поверхности линии влево - вправо, вверх - вниз, затем по рисунку делают круговые движения. Развивать моторику рук». Программное содержание: Загадать загадку про платок, прочитать стихотворение «Платок». Рассказать историю возникновения платка (видеоряд – просмотр разных орнаментов). Показ способа изображения. Пальчиковая гимнастика «Мы платочки постираем». Самостоятельное выполнение работы детьми. Перевод рисунка на ткань. Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: Видеоряд – орнаменты платков, наборы для ЭБРУ, белая ткань размером 20*30см.

 

 Занятие № 8 Тема занятия: «Море волнуется раз, море волнуется два»

Цели и задачи: «Продолжать знакомить детей с элементами рисования в технике эбру - Гребенчатое эбру, которое создается, с помощью специальных гребенок. Закреплять умение переводить рисунок на бумагу. Развивать зрительно – моторную координацию».

 Программное содержание: Рассмотреть с детьми несколько картин с морскими пейзажами, послушать аудиозапись «Шум моря», прочитать стихотворение Владимира Орлова «Я рисую море» и «Разное море». Рассказать детям о художниках моренистах. Показать приемы и способы изображения волн в технике эбру. Провести пальчиковую гимнастику «Рыбки». Самостоятельное выполнение работ детьми. Дыхательная гимнастика «Кораблик» (в емкость с водой дети опускают бумажные кораблики, дуют на них кораблики «плывут»). Рассматривание детских работ. Примечание – на высохшие рисунки можно наклеить картинки – кораблики. Материалы и оборудование: аудиозапись «Шум моря», наборы для ЭБРУ, заготовки бумажных корабликов.

 

Занятие № 9  Тема занятия: «Самостоятельная творческая деятельность детей»

Цели и задачи: «Дать возможность детям самостоятельно проявить свои творческие способности, развивать  такие психические процессы, как воображение ,память, восприятие. Закрепление ранее изученного материала»

 

 Занятие № 10 Тема занятия: «Разноцветные мячи для клоунов»

Цели и задачи: «Закреплять умение делать фантазийные узоры на воде. Учить детей рисовать мячи, нанося краску заостренной палочкой под прямым углом. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок». Программное содержание: Игровая ситуация – пришел гость, но где-то он спрятался. Отгадаем загадку и узнаем кто же это. Загадываем загадку про клоуна. Появляется игрушка грустный клоун, он не умеет жонглировать и растерял все мячи. Что делать? Предложить детям нарисовать мячи в технике Эбру, и тогда у клоуна обязательно все получится. Показ способа изображения. Выполнение самостоятельной работы детьми. Физкультурная минутка «Мячики» и «Цирк» Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование : наборы для ЭБРУ

 

Занятие № 11 Тема занятия: «Веселые капельки»

 Цели и задачи: «Закреплять умение рисовать круги, нанося краску заостренной палочкой под прямым углом; Учить детей рисовать капельки путем вытягивания краски; Развивать мелкую моторику рук».

 Программное содержание: Аудио запись «Шум дождя», беседа о причинах возникновения дождя (круговорот воды в природе). Показ способа изображения капли в технике эбру. Пальчиковая гимнастика «Капельки». Самостоятельное выполнение работы детьми. Рассматривание детских работ. Примечание – на высохшие рисунки можно наклеить картинки – людей под зонтами. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, бумажные заготовки людей под зонтами. Аудио запись «Шум дождя».

 

Занятие № 12 Тема занятия: «Ковер из осенних листьев»

 Цели и задачи: «Учить детей рисовать листья в технике эбру; Развивать цветовое восприятие, чувство композиции; переводить рисунок эбру на ткань».

Программное содержание: Прочитать детям сказку «Осенний листочек», провести игру «С какого дерева листок?» Показать способ изображения листа в технике эбру. Физкультминутка «Мы – листики осенние». Самостоятельная работа детьми. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет». Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, д/и «С какого дерева листок?»

 

Занятие № 13 Тема занятия: «Самостоятельная творческая деятельность детей»

Цели и задачи: «Дать возможность детям самостоятельно проявить свои творческие способности, развивать  такие психические процессы, как воображение ,память, восприятие. Закрепление ранее изученного материала»

 

 

Занятие № 14 Тема занятия: «Краски осени»

Цели и задачи: «Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит, используя разные цвета красок; Развивать воображение, мелкую моторику рук».

 Программное содержание: Прочитать детям стихотворение «Желтой краской кто-то выкрасил леса», загадать загадки о приметах осени. Рассмотреть картину И.Левитана «Золотая осень» используя прием вхождения в картину. Предложить детям пофантазировать и отобразить свое осеннее настроение в рисунке. Самостоятельное выполнение работ детьми. Физкультурная минутка «Осень». Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, музыка П. И. Чайковского «Времена года»

 

 Занятие № 15  Тема занятия: «Первые снежинки кружатся, летят»

Цели и задачи:

«Учить детей рисовать снежинку, проводя линии тонкой палочкой в разных направлениях (сверху вниз, слева направо). Воспитывать аккуратность, самостоятельность, творческую активность. Вызывать радость от создания тонкого, изящного рисунка».

Программное содержание: Побеседовать с детьми о зиме, затем загадать загадку про снежинку и прочитать стихотворение Г. Абелян «Снежинка». Послушать музыку П.Чайковского из балета «Щелкунчик» Вальс снежных хлопьев. Показать способ изображения снежинки в технике эбру. Провести физкультурную минутку «Снежинка». Самостоятельное выполнение работ детьми. Рассматривание и анализ детских работ. Материалы и оборудование: музыка П.Чайковского из балета «Щелкунчик» Вальс снежных хлопьев, наборы для ЭБРУ

 

Занятие № 16 Тема занятия: «Морозные узоры»

Цели и задачи: «Закреплять приемы рисования в технике эбру; Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие музыки; Развивать образные представления, воображение».

 Программное содержание: Видео подборка «Мороз - художник на стекле, рисует чудные узоры»,слушание Сюиты "Метель" Пастораль Г.Свиридова. Предложить детям пофантазировать и помочь морозу украсить окна зимним узором. Самостоятельное выполнение работ детьми. Физкультурная минутка «Вот студеною зимой». Рассматривание готовых работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ

 

Занятие № 17  Тема занятия: «Маленькая ёлочка»

 Цели и задачи: « Учить рисовать ёлочку, ставя сначала зеленые круги на воде, а затем вытягивая тонкой палочкой иглы - ветки. Развивать чувство композиции, мелкую моторику и глазомер».

 Программное содержание: Просмотр презентации с фотографиями заснеженных елей, рассматривание их силуэтов и цветового колорита работ. Чтение стихотворения И. Токмаковой " Тихо ель качается..." Показ способа изображения ели. Самостоятельное выполнение работ детьми. Пальчиковая гимнастика «Ёлочка». Рассматривание и анализ детских работ. Материалы и оборудование: презентация с фотографиями заснеженных елей, наборы для ЭБРУ

 

Занятие № 18   Тема занятия: «Мы веселые медузы»

Цели и задачи: «Учить детей рисовать медузу, добиваясь выразительности образа; развивать фантазию, эстетическое восприятие; воспитывать аккуратность, активизировать творческую инициативу, эмоциональный отклик на свою работу». Программное содержание: Поговорить с детьми о море и морских обитателях. Загадать загадку про медузу и рассмотреть слайды. Показ способа изображения медузы в технике эбру. Самостоятельная работа детей. Физкультурная минутка «Осьминог». Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ

 

 

 Занятие № 19  Тема занятия: «Елочные игрушки»

Цели и задачи: «Закреплять умение создавать фантазийные узоры. Закреплять представление о цвете. Учить переводить рисунок на деревянную поверхность. Развивать чувство уверенности в себе, способствовать формированию положительных эмоций».

Программное содержание: Сюрпризный момент – красивая коробка, что же в ней лежит? Загадка про новогодние игрушки. Открываем коробку в ней деревянные заготовки елочных игрушек. Предлагаю детям украсить новогодние игрушки в технике эбру. Рассматриваем образцы педагога, выполненные в этой технике. Самостоятельное выполнение творческих работ детьми. Проводим физкультурную минутку «Новый год» youtube.com. Рассматривание готовых работ. Материалы и оборудование: физкультурная минутка «Новый год» youtube.com. наборы для ЭБРУ, деревянные заготовки елочных игрушек.

 

Занятие № 20  Тема занятия: «Доброе сердце»

 Цели и задачи: «Вызвать желание создавать поздравительные открытки своими руками; Развивать воображение чувство формы и цвета; Воспитывать аккуратность в работе».

 Программное содержание: Игровая ситуация. Сегодня по дороге в детский сад я встретила знакомую девочку, у нее в руках были очень красивые открытки. Я спросила ее, что это и для кого. Она рассказала, что сделала эту открытку для своих родителей, которых она очень любит. Так она решила показать свою любовь. Я решила сделать похожую открытку и принести показать вам. Вот, посмотрите! Скажите, чем отличается эта открытка от обычных открыток? (она в виде сердца). Вопросы к детям. Скажите, кого вы любите? Как вы выражаете свою любовь? При помощи чего? А как понимаете, что вас любят? Что вы чувствуете, когда вас любят? А сейчас пусть каждый из вас вспомнит человека, которого любит больше всех на свете. Я предлагаю вам сделать маленький подарок-сюрприз для этого человека открытку в виде сердечка, которая будет символизировать вашу любовь. Физкультурная минутка «Встаньте, дети, встаньте в круг», Самостоятельная работа детей. Отпечатываем рисунок на картоне, после того как высохнет краска, по краю дыроколом делаем дырочки и продеваем через край атласную ленту. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, тонкие атласные ленты, дырокол. Картон в виде сердечка.

 

 

Занятие № 21 Тема занятия: «Самостоятельная творческая деятельность детей»

Цели и задачи: «Дать возможность детям самостоятельно проявить свои творческие способности, развивать  такие психические процессы, как воображение ,память, восприятие. Закрепление ранее изученного материала»

 

Занятие № 22  Тема занятия: «Красивая тарелочка»

Цели и задачи: « Рисовать фантазийный узор. Закреплять приемы рисования в технике эбру. Развивать мелкую моторику рук. Развивать чувство уверенности в себе, способствовать формированию положительных эмоций. Переводить рисунок на картонную тарелочку».

Программное содержание: Сюрпризный момент – телефонный звонок. Алло! Здравствуйте. Кукла Маша. У вас сегодня День рождения и соберутся гости? Что вы говорите? И все разбились? Ах, как жалко. Красивые были тарелки? Не беспокойтесь, мы вам поможем. Воспитатель обращается к детям, говорит, что кукла Маша хотела накрыть стол, взяла поднос с тарелками, но не понесла их, а побежала, упала — и все тарелки разбились. Предложить детям украсить тарелки, придумав необычный узор, характерный для техники Эбру. Самостоятельная творческая работа детей. Динамическая пауза «Мы посуду перемыли». Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ

 

Занятие № 23 Тема занятия: «Тюльпан»

 Цели и задачи: «Учить рисовать основной элемент - цветок тюльпан в технике эбру, вытягивая из круга лепестки заостренной палочкой. Развивать мелкую моторику рук, координацию движения».

 Программное содержание: Загадка о тюльпане. Беседа с детьми о весенних цветах. Рассматривание тюльпана. Показ способа изображения тюльпана в технике Эбру. Пальчиковая гимнастика «Алые цветки». Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ.

 

Занятие № 24  Тема занятия: «Цветы для мамы»

Цели и задачи: « Учить детей рисовать цветы в технике эбру, закрепляя приемы рисования заостренной палочкой».

 Программное содержание: Предложить детям совершить путешествие в загадочный и прекрасный мир цветов, полюбоваться красотой и, возможно, открыть для себя некоторые их тайны. Показ презентации с фотографиями цветов. Слушание музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов». Физкультурная минутка «Раз - два- три выросли цветы». Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ с прочтением стихотворения А. Шлыгина  «Разноцветный мир земной». Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ

 

 Занятие № 25  Тема занятия: «Платочек для бабушки»

 Цели и задачи: «Продолжать учить детей переводить рисунок на ткань. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность». Программное содержание: Игровая ситуация – сундучок в нем спряталась интересная вещь. Загадать загадку про платок. Прочитать детям стихотворение «Платок». Предложить нарисовать и отпечатать на ткани платки в подарок любимым бабушкам? Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, белая ткань, 20*20см.

 

Занятие № 26  Тема занятия: «Красивый кулон»

Цели и задачи: « Вызывать желание у детей создавать красивые украшения – кулоны. Развивать творческую самостоятельность через технику рисования красками на воде. Отпечатывать рисунок на предмет, в форме цветка сделанный из соленого теста».

 Программное содержание: Беседа «Мир полон украшений». Самостоятельное выполнение детьми работ творческого характера, на основе полученных ранее знаний. Перевод рисунка на заготовку из высушенного соленого теста. Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек». Рассматривание готовых украшений выполненных детьми. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, заготовки из высушенного соленого теста, атласные ленточки.

 

 Занятие № 27  Тема занятия: «Улыбка весны»

 Цели и задачи: «Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук. Воспитывать самостоятельность в создании рисунка». Программное содержание: Создание благоприятного климата в группе, через стихотворное приветствие. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам! - Доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Презентация с фотографиями весенних пейзажей, беседа о красках весны. Пальчиковая гимнастика «Весна». Самостоятельное выполнение работ детьми. Анализ детских работ. Материалы и оборудование: Презентация с фотографиями весенних пейзажей, наборы для ЭБРУ.

 

Занятие № 28 Тема занятия: «Одуванчик–солнышка портрет»

 Цели и задачи: «Учить детей создавать выразительный образ цветов. Развивать цветовое восприятие. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов».

 Программное содержание: Загадать загадку про одуванчик. Провести психологическую гимнастику «Одуванчики». Показать способ изображения цветка. Самостоятельное выполнение работ детьми. Пальчиковая гимнастика «Одуванчик». Анализ детских работ Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ .

 

Занятие № 29   Тема занятия: «Цветочный луг»

 Цели и задачи: «Учить создавать выразительный образ цветочного луга. Развивать тактильную чувствительность и моторику пальцев. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов».

 Программное содержание: Беседа о цветах, какие они бывают, вспомнить какие цветы научились рисовать; поговорить о лете. Рассказать о художниках, которые писали картины о лете. Предложить детям нарисовать цветы на лугу. Физкультурная гимнастика «Цветы». Самостоятельное выполнение работ детьми. Анализ детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ.

 

Занятие № 30 Тема занятия: «Пасхальное  яичко»

Цели и задачи: «Передавать в рисунке радостное настроение в преддверии праздника пасхи. Развивать творческую самостоятельность через технику рисования красками на воде. Переводить рисунок эбру на яйцо». Программное содержание: Чтение стихотворения «Пасхальное яйцо». Беседа о главном христианском празднике Пасха. Самостоятельная творческая работа детей. Перенос рисунка на вареное яйцо. Рассматривание детских работ. Игра «Чье яичко укатится дальше». Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, вареные яйца.

 

Занятие № 31 Тема занятия: «Бабочка – красавица»

Цели и задачи: «Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Учить создавать выразительный образ бабочки с помощью красок; Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению».

 Программное содержание: Загадать детям загадку про бабочку. Показать презентацию с фотографиями бабочек. Дать детям понятие симметрия. Прочитать стихотворение «Бабочка». Физкультурная минутка «Бабочки». Показать способ изображения бабочки в данной технике. Самостоятельное выполнение работ детьми. Анализ работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ.

 

Занятие № 32 Тема занятия: открытка «Салют над городом»

Цели и задачи: «Учить рисовать салют в технике эбру. Развивать творческую самостоятельность через технику рисования краскам и на воде. Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. Развивать мелкую моторику рук».

 Программное содержание: Загадать детям загадку про салют. Показать видео ролик «Салют». Беседа с детьми «9 мая - День победы». Показ способа изображения. Самостоятельное выполнение работ детьми. Анализ детских работ. Когда рисунок высохнет наклеить бумажные силуэты домов и информацию о героях войны. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ, бумажные силуэты домов и информацию о героях войны, клей карандаш.

 

Занятие № 33  Тема занятия: «Самостоятельная творческая деятельность детей»

Цели и задачи: «Дать возможность детям самостоятельно проявить свои творческие способности, развивать  такие психические процессы, как воображение ,память, восприятие. Закрепление ранее изученного материала»

 

Занятие № 34  Тема занятия: «На другой планете»

Цели и задачи: «Воспитывать творческую самореализацию и индивидуальность. Закреплять прием рисования тонкой палочкой на воде, показать прием рисования планет в технике эбру. Развивать воображение, фантазию».

Программное содержание: Презентация с фотографиями планет нашей солнечной системы. Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. Венера - это самая горячая планета. Земля – планета, на которой мы живем. Марс - на ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Юпитер - большая планета в Солнечной системе. Сатурн имеет кольца, они состоят из обломков льда и камней. Уран - одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец. Нептун - тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Плутон - Это очень холодная планета. Самостоятельное выполнение творческих работ детьми. Физкультурная минутка «Будем в космосе летать». Анализ и рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: Презентация с фотографиями планет нашей солнечной системы, наборы для ЭБРУ

 

 

 Занятие № 35  Тема занятия: «Звездное небо»

Цели и задачи: «Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции (радость, удивление). Развивать мелкую моторику и координацию движения рук. Закрепить умение выполнять движения постукивания по кисти синхронно».

Программное содержание: Загадать детям загадку про звезды, посмотреть презентацию с фотографиями звездного неба, провести беседу о звездах. Провести пальчиковую гимнастику «В темном небе». Показ способа изображения звездного неба. Самостоятельное выполнение работ детьми. Рассматривание и анализ детских работ. Материалы и оборудование: презентация с фотографиями звездного неба, наборы для ЭБРУ.

 

Занятие № 36  Тема занятия: «Перо жар – птицы»

 Цели и задачи: «Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать, самостоятельность, аккуратность».

 Программное содержание: Загадка про жар – птицу. Презентация с фотографиями «Удивительные птицы». Рассматриваем павлинье перо. Показ способа изображения пера в технике эбру. Самостоятельная работа детей. Физкультурная минутка «Птицы». Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ

 

 

Занятие № 37  Тема занятия: «Сказочные сны»

Цели и задачи: «Развивать желание экспериментировать в рисовании, проявляя яркие чувства и эмоции. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата».

Программное содержание: Прочитать стихотворение: «Сегодня ночью облака не спят». Спросить у детей снятся ли им сны, какого они цвета? Как вы думаете, какие краски нужно взять, чтобы нарисовать грусть, радость, тревогу…? Предложить детям пофантазировать и нарисовать свои сны. Самостоятельное выполнение работ детьми. Рассматривание детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ.

 

Занятие № 38 Тема занятия: «Солнышко лучистое»

Цели и задачи: «Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию. Воспитывать чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность».

Программное содержание: Загадать загадку про солнышко. Показать способ изображения солнца в технике Эбру. Пальчиковая гимнастика «Солнышко». Самостоятельное выполнение работ детьми. Анализ детских работ. Материалы и оборудование: наборы для ЭБРУ

 

 

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

В результате реализации программы предполагается достижение определенного уровня овладения детьми техникой эбру. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах этого древнего искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами.

 

Личностные:

  • формирование  устойчивого  интереса к художественному творчеству, умение  работать в коллективе, стремление к достижению поставленной цели и самосовершенствованию;
  • воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств, трудолюбия, аккуратности, терпения и ответственности;
  • воспитание  интереса к работам восточных мастеров.

Метапредметные:

  • развитие  навыков исследовательской деятельности, технических, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности;
  •  развитие системы интеллектуальных, практических умений и навыков по изучение и исполнение изображений в технике эбру;
  •  Развитие зрительно-двигательной координации и мелкой моторики рук, глазомера.

Образовательные (предметные):

  • Знакомство с историей и особенностями техники эбру;

         обучение владению инструментами и материалами;

         обучение  древневосточным технологиям и приемам рисования на воде;

         обучение  созданию  картины на воде с учетом смешения красок, ритма,

симметрии.

  • Формирование  логического  и креативного  мышления, умения анализировать изображения в технике эбру.

 

РАЗДЕЛ №2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.

 

 

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

 

№ п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма контроля

1

сентябрь

Групповая

 

 

0,5

 

 

«Танцы красок на воде»

наблюдение

2

сентябрь

Групповая

 

 

0,5

 

 

«Кап – кап – кап - дождик пошел»

наблюдение

3

сентябрь

 

Групповая

 

      

       0,5

 

«Самостоятельная творческая деятельность, рисование по желанию детей »

Наблюдение,

Диагностика

4

сентябрь

 

Групповая

 

       0,5

 

«Самостоятельная творческая деятельность, рисование по желанию детей»

Наблюдение,

диагностика

5

октябрь

Групповая

 

 

 

 

0,5

 

 

 

 

«Волны»

наблюдение

6

октябрь    

Групповая

0,5

«Соловьиное гнездо»

 

наблюдение

7

октябрь

Групповая

   

 

       0,5

     

 

«Эбрушаль»

наблюдение

8

октябрь

Групповая

     

 

      0,5

     

 

«Море волнуется раз, море волнуется два»

наблюдение

9

октябрь

Групповая

       0,5

 

«Самостоятельная творческая деятельность, рисование по желанию детей»

наблюдение

10

ноябрь

Групповая

      

 

        0,5

    

 

«Разноцветные мячи для клоунов»

наблюдение

11

ноябрь

Групповая

      

 

         0,5

      

 

« Веселые капельки»

наблюдение

 

12

 

ноябрь

Групповая

       0,5

     

«Ковер из осенних листьев»

наблюдение

13

ноябрь

Групповая

 

       0,5

 

«Самостоятельная творческая деятельность, рисование по желанию детей»

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

14

декабрь

Групповая

      

 

        0,5

     

 

«Краски осени»

наблюдение

15

декабрь

Групповая

      

 

        0,5

     

 

«Первые снежинки кружатся, летят».

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

16

декабрь

Групповая

    

 

       0,5

     

 

«Морозные узоры на окне»

наблюдение

17

декабрь

Групповая

       

        0,5

 

«Маленькая ёлочка»

наблюдение

18

январь

Групповая

     

        0,5

     

«Мы веселые медузы»

наблюдение

19

январь

Групповая

      

 

        0,5

    

 

«Доброе сердце»

наблюдение

20

январь

Групповая

      

 

        0,5

    

 

«Елочные игрушки»

 

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

21

январь

 

Групповая

 

      

       0,5

 

«Самостоятельная творческая деятельность, рисование по желанию детей»

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

22

февраль

Групповая

 

 

 

 

0,5

     

 

 

 

«Красивая тарелочка»

Наблюдение,

анализ законченных работ

23

февраль

Групповая

      

 

 

       0,5

      

 

 

«Тюльпан»

наблюдение

24

февраль

Групповая

      

 

 

       0,5

     

 

 

«Цветы для мамы»

наблюдение

25

февраль

Групповая

      

 

 

         0,5

     

 

 

«Платочек для бабушки»

Наблюдение,

анализ законченных работ

26

март

Групповая

      

 

 

        0,5

     

 

 

«Красивый кулон»

наблюдение

27

март

Групповая

 

 

 

0,5

 

 

 

«Улыбка весны»

наблюдение

28

март

Групповая

     

 

 

        0,5

    

 

 

«Одуванчик – толстые щеки»

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

29

март

Групповая

 

 

 

     0,5

 

 

 

«Цветочный луг»

наблюдение

30

апрель

Групповая

      

 

         0,5

      

 

«Пасхальное яичко»»

Наблюдение,

анализ законченных работ

31

апрель

Групповая

 

 

       0,5

      

 

«Бабочка»

наблюдение

32

апрель

Групповая

       0,5

«Салют»

наблюдение

33

апрель

 

Групповая

 

      

       0,5

 

« На другой планете »

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

34

апрель

Групповая

 

       0,5

 

«Самостоятельная творческая деятельность, рисование по желанию детей

Наблюдение,

устный опрос по отдельным темам пройденного материала

 

35

май

Групповая

      

 

       0,5

     

 

«Звездное небо»

наблюдение

36

май

 Групповая  

      

 

        0,5

      

 

«Перо жар-птицы»

Наблюдение, устный опрос по отдельным темам пройденного материала людение,

 

 

37

май

     Групповая    

      

 

 

       0,5

     

 

 

«Сказочные сны»

мониторинг

38

     май

 

 

 

Групповая

 

 

 

     

 

     

         0,5

      

 

 

«Солнышко лучистое»

Наблюдение,

анализ законченных работ

 

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Материально-техническое обеспечение.

 

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей старшего дошкольного возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий. Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности - методика структурирования занятий по ИЗО. Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала детям объясняется тема занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы.

 Так же,  в работе  используем пластмассовый лоток: прямоугольной формы (чтобы в него мог поместиться лист бумаги формата А4) или круглый (подойдѐт обычная пластиковая тарелка, под неѐ педагогу придѐтся вырезать круглые бумажные основы). Бумага для изобразительной деятельности понадобится плотная и шероховатая: тонкая слишком быстро пропитается водой. Краски для рисования по воде желательно брать акриловые. Перед рисованием каждый раз определённую краску следует перемешать, поскольку она оседает на дно. Кисти для творчества понадобятся из натурального волоса, например, белки. Они должны хорошо вбирать воду. Кроме обычных кисточек, нужно взять веерные: они помогут создавать эффектные узоры. Для проведения параллельных линий на воде можно также предложить ребятам гребёнки. Для работы необходимы слегка заострённые пластмассовые палочки (из соображений техники безопасности шило дошкольникам давать не следует). С помощью такого инструмента можно формировать красивые цветовые переходы и узнаваемые образы. Можно предложить ребятам гребешок для создания «чешуйчатого» узора — с его помощью можно легко и быстро заполнить пространство оригинальным фоном, а также пипетку для точечного нанесения краски. Дидактические материалы  (таблицы, презентации, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: занятия проводятся в  отдельном помещении.

 Технические средства:

  • магнитофон, ноутбук и др.,
  • (мультимедийные презентации)

 аудио материал); 

  • Инструменты и приспособления: на каждого ребенка - лоток размером 20см х 30см и набор инструментов: веерные кисти, зубочистки, заостренные палочки, гребень. Для рисования используется специальные наборы красок ЭБРУ  Картотека пальчиковых игр, физкультурных минуток;

  Дидактические материалы (таблицы, презентации, наглядные пособия,

иллюстрации, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.)

 

Кадровое обеспечение.

По программе с детьми работает  воспитатель высшей квалификационной категории Холодова Нина Александровна. Образование — высшее педагогическое.

 

 

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

 

Формы контроля и методы оценки:

Педагогическое наблюдение за:

  • проявлением устойчивости интереса детей к рисованию;

 умением детей взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для получения желаемого результата;

  • умением детей самостоятельно решать образовательную задачу, доводить  начатое дело до конца;
  • умением детей осуществлять самоконтроль и самооценку выполненного задания.

Формы подведения итогов реализации программы

  участие в выставках различного уровня;

  устный опрос по отдельным темам пройденного материала;

  анализ законченных работ;

  • эбру-викторины;

  эбру-конкурсы;

  участие в выставках различного уровня;

  квесты;

 мониторинг.

 Обследование проводится по следующим направлениям:

 1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков; 2. Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов; 3. Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;

 Уровни овладения навыками и умениями в рисовании в технике эбру.

Низкий (1 балл)  у ребёнка слабо выражено цветовое восприятие; эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;  ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;  ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;  знает изобразительные материалы и инструменты, но не умеет пользоваться ими; не достаточно освоены технические навыки и умения;

Средний(2 балла)  у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию;  проявляет внешние признаки эмоционального состояния;  знает способы изображения некоторых предметов и явлений;  правильно пользуется материалами и инструментами;  владеет способами и приемами в технике эбру с частичной помощью взрослого;  проявляет самостоятельность;

 Высокий (3 балла)  ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;  быстро усваивает приёмы работы технике эбру;  владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;  передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;  обогащает образ выразительными деталями, цветом;  умеет создать яркий нарядный рисунок;  может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат;  может объективно оценивать свою и чужую работу.

 

2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Тема занятия

Форма занятия

Приёмы и методы

Дидактический материал. ТСО

Формы контроля

1

 «Танцы красок на воде»,

 «Кап – кап – кап - дождик пошел»,

«Волны», «Соловьиное гнездо»

 

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Диагностическая

карта (входная).

Беседа.

Практические

задания.

Наблюдение.

 

2

«Соловьиное гнездо»

 

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Практические

задания.

Беседа.

 

3

«Бабочка», «Цветочный луг», «Одуванчик – толстые щеки»

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Практические

задания.

 

4

«Разноцветные мячи для клоунов»

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Игра.

Наблюдение.

Практические

задания.

 

5

«Звездное небо», «Солнышко лучистое», «Сказочные сны»

Занятия:

учебные,

игровые

практические.

 

Наглядные,

словесные,

практические,

Беседа, рассказ,

показ.

 

Раздаточный

материал

 

Практические

задания.

Диагностическая

карта (итоговая).

Отзывы

родителей


 

2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий », 2008.

2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,2004.

3. Иванова О. Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

5. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:

6. Просвещение, 1985.

7. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

 8. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство,2000.

9. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,2002.

10. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство,1995.

11. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

12. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –

13. М.: МИПКРО, 2003.

14. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

15. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

16. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

17. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

18. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.-М.:ТЦСфера,2011

                                                          ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

 Статья С. Мамий на портале IslamTodayhttp://islam-today.ru/article/7841)

www.art-alla.jimdo.com http://www.ebrumag.ru

http://risovanie-na-vode.ru/news/ebru-dlya-nachina...

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

                   Приложение 1

 

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

 

Мониторинг

 Обследование проводится по следующим направлениям:

1.Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков; 2.Ребёнок создает образы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, использования знакомых материалов и инструментов;

3.Ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько образов;

 

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании в технике эбру

Низкий (1 балл)  у ребенка слабо выражено цветовое восприятие;

  эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;

  ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;  ребёнок рисует только при активной помощи взрослого;

  знает изобразительные материалы и инструменты, но не умеет пользоваться ими;

  не достаточно освоены технические навыки и умения;

Средний(2 балла)  у ребёнка есть интерес к цветовому восприятию;

  проявляет внешние признаки эмоционального состояния;

  знает способы изображения некоторых предметов и явлений;

  правильно пользуется материалами и инструментами;

  владеет способами и приемами в технике эбру с частичной помощью взрослого;

  проявляет самостоятельность;

Высокий (3 балла)  ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;  быстро усваивает приёмы работы технике эбру;

  владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;

  передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;

  обогащает образ выразительными деталями, цветом;

  умеет создать яркий нарядный рисунок;

  может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат;

  может объективно оценивать свою и чужую работу

 

 

Тестовые материалы для итогового контрольного опроса

  • Где произошла техника эбру?
  • Как правильно хранить краски и раствор для эбру?
  • Как называются основные инструменты, необходимые для эбру?
  • Какие основные цвета нужно смешать, чтобы получить дополнительные?
  • Какие цвета называются теплыми и холодными?
  • Какие геометрические фигуры ты знаешь?
  • Какие симметричные предметы вы знаете?
  • Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?
  • Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?
  • С чего нужно начинать работу?
  • Какие краски нужно использовать для передачи грустного и веселого
  • настроения?
  • Какие линии используются в рисунке?
  • Что такое линия горизонта?
  • Какие цвета являются контрастными?
  • Что такое орнамент и ритм в орнаменте?

 

 

 

 

 

Анкета для родителей.

1. Считаете ли Вы полезными занятия по программе «Умелые ручки» для вашего ребенка____________________________________________

 2. Хотели бы Вы, чтоб ваш ребенок в дальнейшем посещал занятия по данной программе?_________________________________________________________

3. Как Вы считаете, достаточно ли Вашему ребенку 1 занятия в неделю? ___________________________________________________________________

4. Отмечаете ли Вы эффективность реализации программы «Умелые ручки»? ____________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы овладеть техникой Эбру рисования? ____________________________________________________________________

6. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?__________________________________________________________

7. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к изобразительной деятельности? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать это желание?_____________________________________________________________

8. Знаете ли Вы, как правильно устроить рабочее место ребёнка, где он мог бы заниматься изобразительной деятельностью? _____________________________________________________________________

9. Вы храните рисунки своего ребѐнка?_____________________________________________________________ 10. Требуется ли Вам помощь специалиста по вопросам творческого развития Вашего ребёнка? ____________________________________________________________________

11. Ваши отзывы и предложения __________________________________________

 

 

 

 

Приложение 2

 

Лист внесения изменений и дополнений в программу

 

№ п/п

Дата

Характеристика изменений

(уплотнение занятий, объединение занятий, перенос на другую дату

Напр: объединение занятий №25 и 26)

Основание изменений

(карантин,

или б/лист педагога с… по…)

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

пр.№…  

 от …

Подпись

педагога/ зам. директора