Конспект по теме : Пространство в композиции.
Данный мастер- класс разработан для педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prostranstvo_v_kompozitsii.docx | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пространство в композиции. ЦЕЛЬ: учить строить пространство в пейзаже Задачи:
- развивающаяся: 3. Развивать эстетический вкус, способствовать развитию умений находить правильное композиционное решение при заполнении пространства; совершенствовать технику работы с красками; - воспитательная: 4. Воспитывать творческое воображение, любовь к природе; Тип занятия: занятие ознакомления с новым материалом ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: пространство, перспектива, живопись, композиция, законы перспективы Зрительный ряд: репродукции картин с пейзажами; образец педагогического рисунка. Пейзаж: репродукции картин И.Шишкина, ХОД занятия
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть на моем занятие. И надеюсь на наше тесное и творческое сотрудничество. Проверь, дружок, ты готов начать занятие? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все внимательно глядят? 1. Проверим на месте ли -«разноцветные сестрицы, которые заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их. 2. Сегодня вам не обойтись без той, которая - «Над бумажным над листом машет весело хвостом. И не просто машет, а бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота!» (кисть). Покажите её. Тема нашего занятия «Изображение пространства в пейзаже». Цель занятия - построить пространство на плоскости.
Вспомним некоторые понятия.
Что объединяет натюрморт, пейзаж, портрет. Всё это жанры изобразительного искусства. В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж. При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства. Пейзажи бывают чрезвычайно разные, и прежде всего их можно разделить по сюжету, который принято называть мотив пейзажа. Мотив с французского переводится как «побуждение», то есть причина, объект интереса художника. Например, это может быть мотив дороги, реки, леса, морской или городской. Очень часто мотив один, но совершенно разные образы создают художники в своих произведениях (слайд пейзажи речки).
Прежде чем научиться рисовать такой пейзаж, мы должны научиться правильно продумать композицию и организовать рабочую плоскость. Обратимся к тем понятиям, которые будут нам нужны для работы с новой темой. Пространство Появилось «окно», через которое художник посмотрел вдаль, родилось понятие линия горизонта – линия положения глаз человека, наблюдающего всё видимое из определённого места. И теперь пространство в картине стали строить по строим законам перспективы. Слово перспектива (от латинского perspicere) означает насквозь видеть. Перспектива – учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить окружающий нас мир таким, каким мы его видим. Законов перспективы несколько, но есть два самых главных, знание которых помогает художникам. Первый говорит о том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце концов сходятся в одной точке. Достаточно посмотреть на линии телеграфных проводов или на рельсы железной дороги, чтобы убедиться в этом. Это линейная перспектива, потому что ощущение пространства создаётся на картине или рисунке с помощью линий. Кроме того, существует ещё воздушная перспектива. Если выйти на открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удалённые от нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. А лес на горизонте – и вовсе стал синим. Произошло это оттого, что между нашим глазом и далёким предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придаёт им голубоватый оттенок. Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их картинах появилась глубина и пространство. - При выполнении работы не забывайте о её композиции. Выразительность картины, рисунка достигается и тем, что художник умело, размещает на полотне, листе людей, окружающие предметы, что зрителю становится понятна главная мысль его произведения. Это и есть искусство композиции. Само слово происходит от латинского «composition» и означает «сочинение» или «составление». Обычно в картине существует некий центр, в котором происходит основное действие, но могут быть и другие варианты. Лист заполняется так, чтобы не было пустого, лишнего места. Итак, чтобы построить глубину и пространство в композиции, необходимо знать законы перспективы или некие правила. Перечислите их. 5. Физкультминутка А теперь ребята встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад. Всё у вас пойдёт на лад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели вновь за дело. 6. Практическая работа. Демонстрация последовательности построения домика в перспективе. Самостоятельная работа обучающихся по составлению композиции. 7. Итог занятия - Что нового узнал на занятие? - Чему научился? - Достигли цели занятия? 8. Этап рефлексии. Приклеить на лист бумаги бумажные элементы (формы) выбирая цвета в зависимости от настроения, эмоционального состояния на занятие. Зелёные – всё понравилось. Красные – беспокойство. Фиолетовые – безразличие. 9.Этап любования. Выставка рисунков.
|