«Изобразительное искусство, как средство развития воображения у детей с ОВЗ».

Вера Александровна Островская

Материал разработан на основе моей многолетней работы с детьми с ОВЗ и содержит основные направления этой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с детьми с ОВЗ23.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Батьковская ОШ»

«Изобразительное искусство, как средство развития воображения у детей с ОВЗ».

Учитель Островская Вера Александровна

Батьки, 2024

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самореализации ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это особая категория учащихся, которые как никто другой нуждаются в этих специальных условиях. Инклюзивное образование пытается решить эту проблему, чтобы помочь каждому ребенку раскрыться и реализовать свои возможности.

Наибольшие возможности самореализации содержит в себе творческая деятельность ребенка, в результате которой, создается нечто новое, прежде неизвестное, а основу творческой деятельности составляют воображение и фантазия. Имеющиеся нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, создают определенные трудности в приобретении представлений об окружающем мире, приводят к обеднению социального опыта, что отрицательно сказывается на развитии воображения. Как следствие недоразвитие воображения, препятствует развитию психических процессов, овладению познавательной деятельностью, отрицательно влияет на формировании эмоций, интересов и личности в целом. Вот почему необходима коррекционная работа по развитию воображения.

По мнению многих отечественных психологов (А.А.Ваенгер, М.Ю.Рау, Л.И.Плаксиной, Е.А.Ежановой, О.П.Гаврилушкиной, Н.Д.Соколовой, И.А. Грошенкова), ребенок с ОВЗ проходит в своем развитии те же стадии что и обычный. Поэтому обучение таких детей строится на основе тех же этапов, которые проходят и обычные, но с учетом индивидуальных особенностей развития, как правило, запаздывающего. Периоды формирования изобразительной деятельности нормальных детей являются условным эталоном для развития особенных детей.

Искусство занимает лидирующее место среди различных средств формирования и развития воображения. Оно не только позволяет переживать ребенку чувства прекрасного, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление и воображение . Это особенно важно для детей, которые в силу свих недостатков, встречаются с большими трудностями при включении в мир культуры, мир духовных радостей, что затрудняет их социальную адаптацию.

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни любого человека, тем более она приобретает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Особая роль принадлежит изобразительному искусству. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для учащихся с ОВЗ и увлекает их, поэтому в основу коррекционной работы были положены занятия изобразительной деятельностью.

Занимаясь творчеством, ребенок с потребностями приобретает ощущение собственной, личностной ценности. В результате активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желанным результатам.

Дети в процессе рисования часто общаются с интересующими их образами, разговаривают с ними. Эмоциональное отношение ребенка к цвету создает  дополнительные возможности для эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание ребенком окружающего происходит значительно быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме, выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Поскольку дети с ОВЗ это достаточно разнообразная группа по наличию дефектов, то и в занятиях рисованием нужны различные подходы. Причем, на начальном этапе следует отдавать предпочтение условному, декоративному рисованию, что связано со сложностью передачи детьми с ОВЗ пространства и объема. Каждое графическое изображение, несет в себе глубинную психологическую информацию. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует любому возрасту учащихся, но плохо воспринимается детьми с ОВЗ. В качестве начального сюжета могут быть предложены сказки, представляющие собой благодатную тематику интересную учащимся. Эта тематика дает нам блестящие примеры свободной игры воображения. Облако может быть ковром-самолетом, птицей, или просто цветовым пятном. Предметы и объекты могут иметь те характеристики которые задаст ребенок. На начальном этапе не стоит ожидать блестящих результатов, порой простое марание бумаги может носить терапевтический эффект, и это уже будет большим достижением. Ребенок в силу своих особенностей, стремится создать образ через осмысление окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, восприимчив к неречевым проявлениям чувств и некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через искусство, а конкретно - посредством рисования.

Например, для  успешной изобразительной деятельности у детей с детским церебральным параличом требуется не только особая организация восприятия с целью образования соответствующих представлений, но и специальное развитие движений руки, графических умений и навыков. Процесс изобразительной деятельности требует достаточного развития мышц руки, умение управлять рукой, подчинять ее зрительному контролю. Дети с ограниченными возможностями здоровья рисуют только то, что умеют. Обычно  это заученные изображения: фрукты, дерево, цветы, дороги, дождь и т.д. которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими коррективами. В целом образы на рисунках очень обеднены, лишены деталей. Кроме того, дети с ОВЗ по-разному овладевают движениями, направленными на изображение простых предметов: одним достаточно общего показа, чтобы они смогли повторить движение и получить изображение; другие не могут перенести зрительно воспринятое движение в руку, им недостаточно зрительного показа, а нужно, чтобы рука почувствовала движение. В данном случае после общего показа следует повторить это движение вместе с ребенком, взяв его руку в свою. Некоторые дети осваивают движения еще с большим трудом. Им нужен не только зрительный показ, но неоднократное движение с их рукой. Таким детям необходима длительная помощь, пока движение окончательно не закрепится. Ведущая роль в создании рисунка, поделки, аппликации принадлежит восприятию, от которого зависит качество изображения.

В образах, создаваемых детьми с особыми образовательными потребностями, ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умственной деятельностью. Да и сам процесс изображения можно охарактеризовать в этом случае следующим образом: ребенок не сразу приступает к работе, может продолжительное время присматриваться, как бы настраиваясь, часто его исправляет. Эмоциональность, интенсивность в работе может сочетаться с остановками и отвлекаемостью. Исчерпав свои возможности, он решительно бросает рисовать. По своей инициативе обычно не возвращается к прерванному занятию.

В результате постоянной работы, развитие воображения происходит по следующим направлениям:

  1. Сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее он становится более точным и определенным. Требуется опора на конкретный предмет или образ.
  2. В образе отражается вначале только несколько признаков, а ко 2-3 классу гораздо больше, причем, существенных.
  3. Происходит переработка образов, накопленных представлений ко 2 классу, образы становятся обобщенее и ярче.
  4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет, а далее развивается опора на слово. Именно оно позволяет школьнику создать мысленно новый образ 

При стимулировании творческой активности ребенка, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Обеспечивать ребенку максимальную самостоятельность в творчестве. Стараться не давать ему прямых инструкций, помогать действовать независимо.
  2. На основе тщательного наблюдения определить сильные и слабые стороны детей.
  3. Не сдерживать инициативы детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  4. Стараться не торопиться с суждениями о результатах творчества детей.
  5. Предлагать детям возникшие у них проблемы решать творчески. Пробовать разные варианты.

Взрослый должен оказывать помощь, но не «руководить» ребенком, не регламентировать его творческую деятельность 

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободными, преодолеть свой страх, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. Наличие заданий с применением различных тактильных ощущений, с применением физкультминуток способствуют здоровьесбережению. Современные материалы и оборудование сенсорной комнаты делают коррекционную работу более продуктивной.

Положительный эффект в работе с детьми с ОВЗ дает новый материал -кинестетический песок. Этому изобретению около 3-х лет. Кроме простого пересыпания его можно использовать в заданиях по ДПИ. На разделочных досках разной формы (груша, рыба, сердечко) дети выкладывают цветочные композиции. В зависимости от дефекта при необходимости можно показать образец фрагмента. Различная форма и размер доски позволяют ребенку самостоятельно выбрать сложность и объем предстоящей работы. Ребенок учится рассчитывать свои силы. По окончанию работы песок разбирается по исходным цветам. Данный материал экологически безопасен.

Изобразительное искусство дает детям с ограниченными возможностями здоровья увидеть мир иначе. Именно в школе наряду с социализацией начинается активно развиваться воображение данной категории детей, а значит, любому педагогу, психологу необходимо знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития. Необходимо так выстраивать занятия по изобразительному искусству, чтобы они стимулировали детей к творческой деятельности, которая в свою очередь будет развивать и творческое воображение.

Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин. Когда человек полностью сфокусирован на своей цели, когда он полон решимости действовать, когда он обладает четким проверенным планом действий, который поморгает ему один за другим устранять ограничивающие его барьеры. В его жизни начинают происходить позитивные перемены. Его успех, рост личности, здоровье, благополучие, карьерный рост и другие блага жизни начинают возрастать в геометрической прогрессии. Он становится вершителем, он становится творцом. Не важно, что он умеет, совсем не важно, сколько он знает, он даже может быть инвалидом, но при этом жить на все сто процентов. Главное чтобы человек не был жертвой внутренних барьеров и ограничений.


Литература

1.Новикова, Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности.- Электронный журнал «Педагогика искусства», 2007, №1. Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal

2.Фарман, И.П. Воображение в структуре познания. - М.: Академия, 2007.