Мастер- класс "Формирование творческих способностей с помощью изучения хохломской росписи"

Марина Наталья Александровна

Данный мастер- класс разработан для педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование творческих способностей в процессе обучения хохломской росписи Учитель ИЗО Марина Н. А.

Слайд 2

Хохломская роспись это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома , куда на торги свозились все деревянные изделия.

Слайд 3

Центры народного промысла хохломы город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник»

Слайд 4

Современная хохлома

Слайд 5

Вот так хохлома!

Слайд 6

Такая сладкая хохлома!!!

Слайд 9

Особенности хохломской росписи верховая роспись – создается мазками кисти на поверхности фона, образуя ажурный узор из красных, черных росчерков, сквозь которые мелькает «золото» фона. «роспись под фон» начинается с нанесением контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается черной и красной краской, а сами мотивы тонко прорисовываются штрихом. Существуют две разновидности письма хохломской росписью: Хохломской мастер никогда точно не повторяет рисунок. Его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.

Слайд 10

Секреты орнамента

Слайд 11

Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:

Слайд 12

«Ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом .

Слайд 13

Этапы выполнения хохломской росписи

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

 Тема: Формирование творческих способностей с помощью изучения хохломской росписи

Цель: самостоятельное выполнение растительного орнамента по мотивам народного промысла хохломской росписи на шаблонах предметов быта гуашью, способствующие художественно - эстетическому восприятию и формированию умений кистевой росписи.

Задачи

  1. Личностные:
  • формирование желания выполнять учебные действия;
  • умение использовать фантазию для украшения шаблона по мотивам хохломской росписи;
  1. Предметные:
  • совершенствование умения работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
  1. Метапредметные
  • Познавательные:
  • формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
  • умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи, осуществление поиска информации;
  • Коммуникативные:
  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно передавать информацию;
  • умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;
  1. Регулятивные:
  • формирование умения ставить перед собой цель и удерживать её на протяжении всего урока;
  • умение оценивать результаты своей деятельности и результаты деятельности своих одноклассников;
  • умение осуществлять необходимую коррекцию при выполнении работы.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • желание выполнять учебные действия, использование фантазии для украшения шаблона хохломской посуды (тарелки);
  1. Предметные:
  • умение работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
  1. Метапредметные:
  • Познавательные:
  • поставленная тема и цель урока;
  • Коммуникативные:
  • планировка деятельности на мастер-классе;
  • сформированность умения отвечать на поставленный вопрос; аргументировать свою точку зрения;
  • работать в малых группах;
  • Регулятивные:
  • достижение поставленной цели мастер-класса;
  • оценка результатов деятельности.

Оборудование:

Для учителя: электронная презентация, педагогический образец (посуда в хохломской росписи, образец росписи тарелки растительным орнаментом хохломской росписью).

Для обучающихся: гуашь, кисточки, баночки с водой, шаблон тарелки, палитра, салфетки, печатка-тычинка.

Ход урока

 Основной целью работы с детьми по развитию творческих способностей является знакомство с разными видами художественной росписи народных промыслов. Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей родине. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Мой мастер-класс является примером, как можно развивать творческие способности и личностные качества у детей при изучении хохломской росписи.

Хохлома - уникальное явление декоративного искусства, существующие не только в России, но и в масштабах всего мира. Это роспись стала визитной карточкой нашей страны, символом разнообразия декоративной культуры. Хохломские сувениры привлекают всеобщее внимание, ими любуются.

Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, клубники сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно-красную гамму и золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зелёный, жёлтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи ещё больше яркости и нарядности. Хохломская роспись завораживает своей сказочностью и сложностью в композициях. Она радует яркими красками и сиянием золота. И в этом вы сегодня убедитесь сами.

Мотивация. Я предлагаю вам попробовать себя в роли мастеров росписи по дереву. Вы сегодня познакомитесь с историей хохломской росписи,  поймете насколько аккуратным, внимательным и терпеливым должен быть художник, научитесь создавать композицию из цветов и ягод,

История. В наши дни Хохломская роспись становится вновь актуальной. Появление новых материалов приводит к возникновению всё новых и новых способов художественной росписи. 

А на фабрике «Хохломской художник» в Ковернинском районе придумали свой пиар-ход. В мае тут изготовили царь-ложку для Дмитрия Медведева. Она выточена из березы, объемом в два ведра, весом около 15 кг и 2 м 44 см длиной. Создали ее в символический срок – за девять месяцев: дерево готовили по всем правилам технологии, затем изделие расписывала художница Елена Сироткина. Фон для президентской ложки выбрали красный.

Итак, этот промысел продолжает развиваться и сейчас, но такая посуда и изделия украшенные по мотивам хохломской росписи служат в большей мере для декорирования интерьера или просто радуют наш глаз. И со временем Золотая Хохлома не утратила свой первоначальный вид, который придумали мастера, жившие более трёх столетий назад, что говорит об уважении потомков к народным промыслам.

Цветовая гамма росписи. А теперь посмотрите внимательно на эти изделия (передаю предметы быта по рядам) и скажите, какие цвета предпочитают мастера? (золотой, красный, зелёный, чёрный).

--Цветовая гамма росписи не богата, но каждый из этих цветов имеет своё значение. Красный – радость, золотой – счастье, богатство; зелёный – цвет жизни, природы; чёрный – торжественность.

Давайте познакомимся с технологической картой.

1 этап – Подготовка деревянной основы под роспись.

2 этап – Нанесение эскиза.

3 этап – Прорисовывание контура ветки.

4 этап – Подмалевок листьев, ягод, цветов

5 этап – Оживка росписи.

6 этап – Нанесение травки.

 

Прежде чем мы приступим к работе, я напомню вам правила выполнения Хохломской росписи:

-Правильная поставка руки;

- Перпендикулярное направление  кисти над рабочей поверхностью;

-Равномерный набор краски на кисть;

- Правильная консистенция краски;

- Правильный выбор кисти.  

И, конечно, не нужно забывать о правилах безопасной работы с кистью и красками. Они общеизвестны и продиктованы практическими соображениями.

Практическая работа.

Рефлексия. Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.
На столе у вас лежат два цвета красный – занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.

Итог:   Ну, что же уважаемые коллеги, на этом наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что сумела заинтересовать тех из вас, кто впервые попробовал себя в данном  искусстве. Ну а тем, кто уже имеет какой-то опыт, было с чем его сравнить. Я благодарю вас за то, что вы пришли сегодня, чтобы принять участие в предлагаемом мастер – классе. Хотелось бы, чтобы сегодняшнее занятие пригодилось вам в вашей творческой деятельности.

Большое спасибо!