Мастер- класс "Формирование творческих способностей с помощью изучения хохломской росписи"
Данный мастер- класс разработан для педагогов дополнительного образования и учителей изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_.pptx | 1.74 МБ |
master-klass_formirovanie_tvorcheskih_sposobnostey_s_pomoshchyu_izucheniya_hohlomskoy_rospisi.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хохломская роспись это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии и получил свое название от крупного торгового села Хохлома , куда на торги свозились все деревянные изделия.
Центры народного промысла хохломы город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник»
Современная хохлома
Вот так хохлома!
Такая сладкая хохлома!!!
Особенности хохломской росписи верховая роспись – создается мазками кисти на поверхности фона, образуя ажурный узор из красных, черных росчерков, сквозь которые мелькает «золото» фона. «роспись под фон» начинается с нанесением контурных мотивов орнамента. Фон между ними закрашивается черной и красной краской, а сами мотивы тонко прорисовываются штрихом. Существуют две разновидности письма хохломской росписью: Хохломской мастер никогда точно не повторяет рисунок. Его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.
Секреты орнамента
Хохломская роспись состоит из нескольких элементов:
«Ягодки» - ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой-тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом .
Этапы выполнения хохломской росписи
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование творческих способностей с помощью изучения хохломской росписи
Цель: самостоятельное выполнение растительного орнамента по мотивам народного промысла хохломской росписи на шаблонах предметов быта гуашью, способствующие художественно - эстетическому восприятию и формированию умений кистевой росписи.
Задачи
- Личностные:
- формирование желания выполнять учебные действия;
- умение использовать фантазию для украшения шаблона по мотивам хохломской росписи;
- Предметные:
- совершенствование умения работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
- Метапредметные
- Познавательные:
- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- умение производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия;
- умение выбирать наиболее эффективный способ решения поставленной задачи, осуществление поиска информации;
- Коммуникативные:
- формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умение адекватно передавать информацию;
- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения;
- Регулятивные:
- формирование умения ставить перед собой цель и удерживать её на протяжении всего урока;
- умение оценивать результаты своей деятельности и результаты деятельности своих одноклассников;
- умение осуществлять необходимую коррекцию при выполнении работы.
Планируемые результаты:
- Личностные:
- желание выполнять учебные действия, использование фантазии для украшения шаблона хохломской посуды (тарелки);
- Предметные:
- умение работать в технике кистевой росписи с использованием гуаши;
- Метапредметные:
- Познавательные:
- поставленная тема и цель урока;
- Коммуникативные:
- планировка деятельности на мастер-классе;
- сформированность умения отвечать на поставленный вопрос; аргументировать свою точку зрения;
- работать в малых группах;
- Регулятивные:
- достижение поставленной цели мастер-класса;
- оценка результатов деятельности.
Оборудование:
Для учителя: электронная презентация, педагогический образец (посуда в хохломской росписи, образец росписи тарелки растительным орнаментом хохломской росписью).
Для обучающихся: гуашь, кисточки, баночки с водой, шаблон тарелки, палитра, салфетки, печатка-тычинка.
Ход урока
Основной целью работы с детьми по развитию творческих способностей является знакомство с разными видами художественной росписи народных промыслов. Ремесло росписи по дереву является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своей родине. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Мой мастер-класс является примером, как можно развивать творческие способности и личностные качества у детей при изучении хохломской росписи.
Хохлома - уникальное явление декоративного искусства, существующие не только в России, но и в масштабах всего мира. Это роспись стала визитной карточкой нашей страны, символом разнообразия декоративной культуры. Хохломские сувениры привлекают всеобщее внимание, ими любуются.
Золотые травы, листочки, ягоды малины и земляники, клубники сплетаются в хохломские узоры. Цвета хохломы в основном составляют черно-красную гамму и золотом, что придает изделиям праздничный и торжественный колорит. Зелёный, жёлтый и коричневый цвета используют иногда для придания росписи ещё больше яркости и нарядности. Хохломская роспись завораживает своей сказочностью и сложностью в композициях. Она радует яркими красками и сиянием золота. И в этом вы сегодня убедитесь сами.
Мотивация. Я предлагаю вам попробовать себя в роли мастеров росписи по дереву. Вы сегодня познакомитесь с историей хохломской росписи, поймете насколько аккуратным, внимательным и терпеливым должен быть художник, научитесь создавать композицию из цветов и ягод,
История. В наши дни Хохломская роспись становится вновь актуальной. Появление новых материалов приводит к возникновению всё новых и новых способов художественной росписи.
А на фабрике «Хохломской художник» в Ковернинском районе придумали свой пиар-ход. В мае тут изготовили царь-ложку для Дмитрия Медведева. Она выточена из березы, объемом в два ведра, весом около 15 кг и 2 м 44 см длиной. Создали ее в символический срок – за девять месяцев: дерево готовили по всем правилам технологии, затем изделие расписывала художница Елена Сироткина. Фон для президентской ложки выбрали красный.
Итак, этот промысел продолжает развиваться и сейчас, но такая посуда и изделия украшенные по мотивам хохломской росписи служат в большей мере для декорирования интерьера или просто радуют наш глаз. И со временем Золотая Хохлома не утратила свой первоначальный вид, который придумали мастера, жившие более трёх столетий назад, что говорит об уважении потомков к народным промыслам.
Цветовая гамма росписи. А теперь посмотрите внимательно на эти изделия (передаю предметы быта по рядам) и скажите, какие цвета предпочитают мастера? (золотой, красный, зелёный, чёрный).
--Цветовая гамма росписи не богата, но каждый из этих цветов имеет своё значение. Красный – радость, золотой – счастье, богатство; зелёный – цвет жизни, природы; чёрный – торжественность.
Давайте познакомимся с технологической картой.
1 этап – Подготовка деревянной основы под роспись.
2 этап – Нанесение эскиза.
3 этап – Прорисовывание контура ветки.
4 этап – Подмалевок листьев, ягод, цветов
5 этап – Оживка росписи.
6 этап – Нанесение травки.
Прежде чем мы приступим к работе, я напомню вам правила выполнения Хохломской росписи:
-Правильная поставка руки;
- Перпендикулярное направление кисти над рабочей поверхностью;
-Равномерный набор краски на кисть;
- Правильная консистенция краски;
- Правильный выбор кисти.
И, конечно, не нужно забывать о правилах безопасной работы с кистью и красками. Они общеизвестны и продиктованы практическими соображениями.
Практическая работа.
Рефлексия. Давайте оценим свою работу и настроение на занятии с помощью цвета. Так как в хохломской росписи присутствуют красный и черный цвет, то мы используем эти два цвета.
На столе у вас лежат два цвета красный – занятие понравилось, черный- не понравилось. Выберите цвет и прикрепите его на доску.
Итог: Ну, что же уважаемые коллеги, на этом наше занятие подошло к концу. Я надеюсь, что сумела заинтересовать тех из вас, кто впервые попробовал себя в данном искусстве. Ну а тем, кто уже имеет какой-то опыт, было с чем его сравнить. Я благодарю вас за то, что вы пришли сегодня, чтобы принять участие в предлагаемом мастер – классе. Хотелось бы, чтобы сегодняшнее занятие пригодилось вам в вашей творческой деятельности.
Большое спасибо!