Главные вкладки
Методическая разработка по предмету "Колористика"
Первоочередной задачей курса «Колористика» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цветовых отношений.
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и т.д.), а также даёт учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и тёплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koloristika_pg10.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление по культуре администрации г.Тюмени
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «ДШИ «Гармония»
Колористика.
Примерная программа для ПГ-10лет художественного отделения школы искусств.
Преподаватель: Кунгурова О.В.
Тюмень 2022-2023гг
1.Пояснительная записка
Колористика — это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре.
Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.
По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства колорит образует сложный и неповторимый цветовой тон.
Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.). Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.
Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).
Колористика и наука цветоведения необходимы для детального, а не поверхностного изучения затем, чтобы уметь правильно воспроизводить цвета на холсте или компьютерном дизайн-макете. Зачастую осуществить на практике правильный подбор цвета просто невозможно, поскольку работа зрительного аппарата человека хоть и подчиняется законам физики, но у каждого индивидуальна. Данное обстоятельство является одной из причин, почему каждое живописное произведение искусства имеет фиксированный диапазон красок, называемой цветовой палитрой.
В художественных школах, где дети получают художественное образование, понятие цветовой гаммы всегда преподносится как нечто заданное, к чему нужно стремиться, чему нужно подчинить живописную работу. В действительности дело обстоит в точности наоборот: художник не может подчинить картину определенной цветовой гамме в произвольном порядке; цветовая гамма подчиняет творчество живописца. Потому что нельзя получить более насыщенный голубой, например, оттенок, чем тот, что находится в вашей банке с голубой краской. Также, смешивая желтую и голубую краски, вы не получите зеленого оттенка такой же яркости, как в аналогичной банке с зеленой краской.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Колористика» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 10 -12 человек).
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу по подбору справочного и иллюстративного материала. Рекомендованная продолжительность занятий подготовительных групп предпрофессиональной подготовки 30 минут.
Занятия изобразительным искусством (колористикой) всегда сопряжены с участием наших чувств. Эмоциональность ребёнка находит отражение в использовании им цвета, в передаче состояния.
Цель и задачи учебного предмета
Первоочередной задачей курса «Колористика» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цветовых отношений.
Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.
Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и т.д.), а также даёт учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и тёплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.
В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии, затем на простых цветовых объёмах, далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно- воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (во время пленера).
Учебно-тематический план
Колористика ПГ-10 лет
№ пп | Наименование тем и заданий | материалы | Кол-во часов | ||
Развитие чувства цвета и формы. Цветоведение. | |||||
1 | Колористические упражнения (основные и составные цвета, цветовой круг, цветовая растяжка). | Гуашь | 2 | ||
2 | Колористические упражнения (тёплые и холодные цвета). «Лето- зима- осень- весна». | Гуашь | 4 | ||
3 | Радостная и печальная колористическая гамма. | Гуашь | 2 | ||
4 | «Осень. Осенняя гамма листьев» (букет цветов, овощи, фрукты, осенние деревья). | Гуашь | 8 | ||
5 | Колористические упражнения. Зимняя гамма. | Гуашь | 2 | ||
6 | Колористические упражнения. Оттенки цветов, адекватные их названиям. | Гуашь | 2 | ||
7 | Образы природы: зимние деревья, зимний день. | Гуашь | 4 | ||
8 | «Белый» натюрморт (2-3 предмета белого цвета на цветных драпировках). | Гуашь | 8 | ||
9 | Сине- фиолетовая гамма, сине-зелёная гамма (упражнение). «Море». | Гуашь | 4 | ||
10 | Оттенки неба (по воображению и с натуры). | Гуашь | 4 | ||
11 | Коричнево- зеленоватая гамма (упражнение). Зелёная гамма (упражнение). | Гуашь | 4 | ||
12 | «Цветущий луг». «Сказочный город цветов». (композиция на воображение). | Гуашь | 6 | ||
13 | «Весенний букет». «Цветущая черёмуха», «Ветка сирени», «Одуванчики». | Гуашь | 8 | ||
14 | Ассоциация на тему натюрморта. Ахроматическая и хроматическая гамма по выбору. | Гуашь | 8 | ||
Итого за год | 66 |