Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" в области изобразительного искусства и декоративно - прикладного творчества

Рукосуева Ольга Сагитовна

Программа направлена на создание первоначальных основ в области декоративно – прикладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей детей и успешную социализацию и адаптацию в условиях инклюзивного образования, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла» р.п.Чунский

Рассмотрена                                                                                                  Утверждена

МС МБОУДО ЦРТ                                                                              Приказом директора

«Народные ремесла»                                                                                    МБОУДО ЦРТ

Протокол № 3        «Народные ремесла»

от     .05.2021 года                                                                                         Приказ № О - 51

                                                                                  от     .06.2021 года

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Адресат программы: 10 лет

Направленность: художественная

Уровень освоения: стартовый

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Рукосуева Ольга Сагитовна,

педагог дополнительного образования:

р.п. Чунский, 2021 год

2021-2022 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Информационные материалы

1.2.

Направленность программы

1.3.

Актуальность программы

1.4.

Отличительные особенности программы

1.5.

Адресат программы

1.6.

Срок освоения программы

1.7.

Форма обучения

1.8.

Режим занятий

1.9.

Цель и задачи программы

1.10

II

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

2.1.

Объем программы

2.2.

Содержание программы

2.3.

Планируемые  результаты освоения программы

III

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1.

Учебный план

3.2.

Календарный учебный график

3.3.

Оценочные материалы

3.4.

Методические материалы

IV

ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

4.1.    Условия реализации программы

4.2.    Список литературы

V

ПРИЛОЖЕНИЕ

        

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Информационные материалы

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» (далее – Программа) в области изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества определяет содержание и организацию образовательного процесса в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Центре развития творчества «Народные ремесла» р.п.Чунский (далее Центр). Центр вправе реализовывать программу при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Настоящая программа составлена на основе личного опыта педагога, в соответствии с документами в сфере образования:

- Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- СанПин 2.4.1.3049-13;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

 - Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 года № 1155.

- «Конвенцией о правах ребенка», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

1.2. Направленность программы

        Направленность адаптированной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» (для детей с ОВЗ) - художественная.

Программа направлена на создание первоначальных основ в области декоративно – прикладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся с ОВЗ, успешную социализацию и адаптацию в условиях инклюзивного образования, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

1.3. Актуальность программы

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их творческой деятельности и самореализации.

Новизна  адаптированной дополнительной программы «Творческая мастерская» состоит в том, что ее содержание на протяжении всего периода реализации программы  практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков, упражнения в компоновке рисунка на листе бумаги с соблюдением перспективы, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования)  периодически, многократно на каждом занятии.  Причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия.  Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка с умственной отсталостью, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения. В экспериментальной деятельности умственно отсталый ребенок может выразить себя как личность доступными для него способами, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, осуществить выбор изобразительных средств. А многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включить в эти виды деятельности всех без исключения детей независимо от уровня их образовательных способностей.

        1.4. Отличительные особенности программы

Программа основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа носит комплексный общеразвивающий характер и объединяет изучение нескольких видов изобразительного и декоративно–прикладного творчества. В ней знакомство с теоретическим материалом тесно связано с его практическим применением. Это расширяет и углубляет знания, кругозор и практические умения обучающихся, способствует закреплению приобретенных ими на уроках в школе умений и навыков и формированию новых.

Различные нетрадиционные техники в большей степени основаны на чувствах и эмоциях детей. Постоянное обогащение чувственного опыта ребенка выступает, как условие его умственного развития и духовного обогащения личности ребенка. Выразительные средства в творчестве представлены в программе, как язык изображений, стержень технологий. Постижение основ языка средств художественной выразительности выступает не как самоцель, не сводится к узкой технической стороне, а выступает, как средство создания художественного образа, передачи эмоционального отношения учащихся к миру и развитие духовности через осознание ценности художественного образа. В программе раскрываются особенности различных художественных техник, углубляются представления о художественно-образном языке разных видов искусств. Круг заданий очень разнообразен, ребенку предлагается работать на разных материалах, нетрадиционно их использовать.

Кроме образовательного, программа включает и воспитательный компонент. Предполагается активная социализация обучающегося не только внутри учреждения, но и за его пределами.

Программа или отдельные темы в случае необходимости, реализуются с применением дистанционных образовательных технологий на образовательных платформах: Viber, WatsApp, Mail.ru, Zoom.

1.5. Адресат программы

Программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (10 - 11 лет). Форма организации деятельности индивидуальная. Условия набора в учебное объединение: принимаются только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Заключение ПМПК: диагноз O 9.2.

1.6. Срок освоения программы

Программа реализуется 1 год (32 недели, 64 часа).

1.7. Форма обучения

Обучение осуществляется в очной индивидуальной форме. При необходимости - в дистанционной форме.

1.8. Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академическому часу.

Продолжительность занятий - 40 мин.

1.9. Цель и задачи программы

Цель программы: получение первоначальных знаний, приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.        

Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

Образовательные:

  • усвоение учащимся первоначальных знаний, умений по технологиям изготовления изделий декоративно - прикладного искусства;
  • приобретение умений применять полученные знания на практике;
  • приобретение знаний правил техники безопасности;
  • формирование умений добывать информацию;
  • развитие практических умений и навыков по созданию творческих работ с помощью педагога;
  • формирование специальных компетенций (освоение инструментария декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами, навыки оформления творческих, проектных работ с помощью педагога).

Развивающие задачи:

  • формирование умения вести диалог;
  • развитие доброжелательности, отзывчивости, толерантности;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной  среды и понимании  красоты человека;
  • развитие творческой активности, проявление инициативы и любознательности;
  • развитие творческой индивидуальности, логического мышления;
  • создание комфортной атмосферы для развития художественно-творческой активности и профессиональной ориентации обучающихся.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие интереса к действиям с различным изобразительным материалом, к процессу творчества;
  • развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков;
  • развитию мелкой моторики;
  • активизация самостоятельной деятельности детей;
  • развитие творческой деятельности во взаимодействии со сверстниками и педагогом;
  • развитие внимания, воображения, наглядно-образного мышления;
  • коррекция и развитие произвольного поведения, эмоциональной сферы, познавательных процессов;
  • развитие доброжелательного отношения к окружающим, веры в себя, в свои возможности.

1.10

II. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

2.1. Объем программы

Обучение рассчитано на один учебный год – 64 часа.

Год обучения

1 полугодие

2 полугодие

Всего кол – во часов по учебному плану

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 год обучения

недель

4

4

3

4

3

4

4

4

2

32

часов

8

8

6

8

6

8

8

8

4

64

2.2. Содержание программы

За один год обучения обучающийся получит элементарное образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно-культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития.

I БЛОК. Красота осени -24 час

1 тема: Красные маки

Теория: познакомить с яркой, насыщенной цветовой гаммой: красный, розовато - оранжевые теплые тона на холодном фоне.

Практика: учить работать с палитрой, смешивать краски.

2 тема: Золотой листочек

Теория: познакомить с нетрадиционным изобразительным средством – акварель по восковым мелкам и способы рисования.

Практика: учить закрашивать акварелью по рисунку из восковых мелков.

3 тема: Забавный песик

        Теория: познакомить работу с шаблонами, обводить по кругу, затем закрасить песика и фон по образцу.

        Практика: учить рисовать по шаблону, подобрать цвет для фона.

4 тема: Одуванчики

Теория: изучение приемов рельефной лепки.

Практика: выполнить композицию одуванчиков на цветном картоне.

5 тема: Золотая рыбка

Теория: знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками.

Практика: учить заполнять контуры рыбки цветными точками.

6 тема: Кошки на окошке

                Теория: дать понятия силуэт.

        Практика: создать композицию из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

7 тема: Чудесные бабочки

Теория: сказка про бабочку-красавицу.

Практика: упражнения в рисовании по – сырому.

8 тема: Дымковский коврик

Теория: рассказ о дымковском промысле.

Практика: украсить квадратную формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи.

9 тема: Золотая осень

Тема: познакомить детей с нетрадиционной изотехникой «эстамп» 

Практика: рисовать крону дерева отпечатками листьев.

10 тема: Гирланда из осенних листьев

Теория: дать понятие оттиск.

Практика: занятие-эксперимент(оттиск засушенными листьями).

11 тема: Грустная картина-дождик без конца.

Теория: рассказ о работе кистями.

Практика: развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги.

12 тема: Папа-чайник

Теория: сказка о чайнике.

Практика: закрепить умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек).

II БЛОК. Зимние чудеса – 22 часа

1 тема: Ветка рябины

Теория: изучить технику тампонирования.

Практика: учить способом тампонирования, изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, сочетать с использованием природного материала для изображения листьев.

2 тема: Белая береза под моим окном

Теория: Стихотворение «белая береза под моим окном».

Практика: изобразить зимнюю (серебряную) берёзку по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

3 тема: Маленькой елочке холодно зимой.

Теория: знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету.

Практика: выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью).

4 тема: Выпал первый снег

Теория: продолжить знакомство с техникой рисования свечой.

Практика: закрасить жидкой краской лист бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

5 тема: Красивая шубка для снегурочки

Теория: сказка о Снегурочке.

Практика: закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки).

6 тема: Зимняя ночь

Теория: продолжать знакомство с техникой рисования свечой.

Практика: закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

7 тема: Елочный шар

Теория: сказка про Новом год.

Практика: украшение силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами).

8 тема: Новогодняя елочка

Теория: понятие бумагопластика.

Практика: упражнение в технике бумагопластики (бусы, наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки, чередуя их по цвету.

9 тема: Полярная сова

Теория: учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида птицы.

Практика: упражнение на передачу фактуры перьев тычкованием полусухой жёсткой кистью.

10 тема: Зима пришла

Теория: дать понятие пейзаж.

Практика: Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихами с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.

11 тема: Снежинка

Теория: продолжить знакомство с техникой рисования свечой

Практик: закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

III БЛОК. Весеннее настроение – 18 часов

1 тема: Аппликация «Мимоза»

Теория: дать понятие аппликация.

Практика: Учить детей выполнять наклеивание комочков из бумаги, делать мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

2 тема: Яркий, павлиний хвост

Теория: расширять представление детей о многообразии птиц, уточнить представление детей о внешнем виде павлина, и среде его обитания.

Практика: учить, равномерно по всей картине распределять пальцами пластилин.

3 тема: Кошка с котятами

Теория: рассказ о сказке «Кошкин дом».

Практика: учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план.

4 тема: Чудесные превращения кляксы

Теория: история кляксы.

Практика: свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание - «оживление» необычных форм.

5 тема: Весело качусь я под гору в сугроб

Теория: чтение стихотворенмия.

Практика: рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений.

6 тема: Открытка к 23 февраля

Теория: вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким.

Практика: упражнения в сочетании приёмов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками.

7 тема: Цветик – семицветик

Теория:  сказка «Цветик-секмицветик»

Практика: передавать строение цветка с помощью ватных дисков разрезанных пополам, раскрасить разными цветами гуашью.

8 тема: Портрет моей мамы

Теория: беседа о родителях.

Практика знакомство детей с веерной кистью и приёмами рисования ею.

9 тема: Разноцветные рыбки.

Теория: чтение отрывка из сказки «Золотая рыбка».

Практика: продолжить учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).

2.3. Планируемые результаты освоения программы

Образовательные результаты обучения:

учащиеся понимает:

  • простейшие приемы, используемые для различных видов рукоделия;
  • технику безопасности на занятиях;
  • технологический процесс изготовления поделок;
  • основные базовые элементы в разных видах деятельности;
  • особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр, природный, бросовый материал, солёное тесто, пластилин).

умеет:

  • соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
  • переводить шаблоны на различный материал;
  • изготавливать и оформлять несложные поделки;
  • осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
  • подбирать гармоничные цвета и оттенки;
  • добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам;
  • изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу.

владеет:

  • навыками изготовления несложных изделий;
  • основными приемами и техникой изготовления несложных изделий;
  • навыками разметки по шаблонам с помощью педагога;
  • правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами.

Личностные результаты:

  • сформирована коммуникативная культура;
  • сформирована установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным ценностям;
  • сформировано ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению;
  • сформирована толерантность;
  • развита творческая активность, инициативность и любознательность.

Предметные результаты:

В результате освоения программы обучающийся будет:

Знать:

- правила безопасной работы с инструментами;

- значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия;

- названия инструментов, приспособлений.

Уметь:

- организовывать свое рабочее место;

- сочетать различные виды изобразительной деятельности, смешивать краски для получения новых оттенков;

- правильно работать карандашом, фломастером, кистью;

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры;

- использовать навыки нетрадиционных техник изображения

III. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

3.1. Учебный план

Программа выстроена по блокам. Темы разделов обозначены по временам года и расширяются в зависимости от возрастных особенностей детей.

Название блока

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

Теория

Практика

I блок. Краски осени 24 часов

Веселый дождик

2

1

1

Наблюдение, творческое

задание, выставка, творческие конкурсы

Волшебный лес, осенний лес!

2

1

1

Фруктовый сад

2

1

1

Цветочная полянка

2

1

1

Золотая рыбка

2

1

1

Кошки на окошке

2

1

1

Чудесные бабочки

2

1

1

Дымковский коврик

2

1

1

Золотая осень

2

1

1

Гирланда из осенних листьев

2

1

1

Грустная картина-дождик без конца

2

1

1

Папа-чайник

2

1

1

II блок. Зимние чудеса 22 час

Ветка рябины

2

1

1

Опрос, творческое задание, выставка, творческие конкурсы

Белая береза под моим окном

2

1

1

Маленькой елочке холодно зимой

2

1

1

Выпал первый снег

2

1

1

Красивая шубка для снегурочки

2

1

1

Зимняя ночь

2

1

1

Елочный шар

2

1

1

Новогодняя елочка

2

1

1

Полярная сова

2

1

1

Зима пришла

2

1

1

Снежинка

2

1

1

III блок. Весеннее настроение – 18 часов

Аппликация «Мимоза»

2

1

1

Творческое задание, выставка, творческие конкурсы

Яркий, павлиний хвост

2

1

1

Кошка с котятами

2

1

1

Чудесные превращения кляксы

2

1

1

Весело качусь я под гору в сугроб

2

1

1

Открытка к 23 февраля

2

1

1

Цветик – семицветик

2

1

1

Портрет моей мамы

2

1

1

Разноцветные рыбки.

2

1

1

Всего:

64

32

32

3.2. Календарный учебный график

Продолжительность учебного года – 32 недели.

Начало занятий – 07.09.2020г., окончание - в соответствии с учебным планом АДОП.

Регламент образовательного процесса

 Продолжительность учебной недели – 5 дней

3.3. Оценочные материалы

Для оценки качества освоения адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская», а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются следующие виды

диагностики:

Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения уровня подготовленности обучающегося.

Тематическая – проводится в ходе учебного процесса, в конце каждого блока, определяет уровень знаний и умений по изученному материалу, что позволяет проверить, на сколько обучающийся усвоил новый материал.

Промежуточная – проводится отчетная выставка по завершению изучения годового учебного материала и определяющая уровень сформированных универсальных учебных действий по дополнительной общеразвивающей программе.

Творческая деятельность обучающихся - отслеживается в течение учебного года, входит в систему оценки знаний как дополнительный критерий оценивания успешности освоения адаптированной дополнительной общеобразовательной программы

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

Условное обозначение

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+

Реакция на воздействия

- негативная реакция

нг

- нейтральная реакция

нр

- положительная реакция

пр

3.4. Методические материалы

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей и интересов обучающегося. В основу программы положены:

- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания, учитывает интересы ребенка и возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности обучающегося, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением бесед об изобразительном искусстве;

-система межпредметных связей (рисунок, живопись, композиция, лепка) позволяет почувствовать практическую направленность занятий, их связь с жизнью;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Для выполнения творческих заданий обучающийся может выбрать разнообразные художественные материалы.

Методы обучения, применяемые для реализации данной программы:

- по источникам передачи и характеру восприятия информации - словесные, практические;

– по основным компонентам деятельности учителя:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- наглядные (показ образцов, иллюстраций, способов выполнения работы);

- практические;

- совместно - коммуникативные методы: рассказ, объяснение, убеждение, беседа, способствующие освоению и закреплению материала.

 Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности творческой активности:

- поощрение;

- создание положительной эмоциональной атмосферы и успеха;

- создание игровой ситуации.

Наглядные пособия:

- иллюстрации;

- рисунки, лучшие работы из методического фонда;

- электронные издания;

- интернет-ресурсы.

IV. ИНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

4.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

Для организации и грамотного проведения учебного процесса помещение (учебный кабинет) оформлен и оборудован в соответствии с санитарными нормами. Кабинет оборудован столами, за которыми работают обучающиеся и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, инструменты, материалы, заготовки, рамки, планшетки оформления и выполнения работ. Столы со стульями для учеников и педагога следует разместить так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди. В помещении имеется магнитно-маркерная доска для графической работы, а так же для размещения наглядных пособий.

Чистота и порядок в кабинете, красивое оформление, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение.

Для выполнения работ обучающемуся необходимо иметь инструменты и приспособления: 

- линейки, ножницы, стеки, ручки, формочки, трафареты, шаблоны, перо, кисти синтетические № 20,10,6,3,1,0, кисти беличьи № 10,6, 5, 3,1,  кисти щетинные (для покрытия работ лаком);

- краски  гуашь, акварель, карандаши простые и цветные, мелки восковые, пастель, фломастеры.

Материалы для работы:         

- различные флористические материалы, альбомы для выполнения эскизов, цветная, бархатная, писчая бумага;

- открытки, салфетки, фантики, фольга, картон цветной, нитки, тесьма, цветные ленты, поролон, вата, ткани различные по цвету, фактуре и видам, бисер, природный материал, клей ПВА, бросовый материал;

4.2. Список литературы

Для педагога:

1. Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте». Практическое пособие для воспитателей ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006

2. Афонькина Ю.А., Себрунович З.Ф. «Развитие художественно – творческих способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной деятельности». – Волгоград: Учитель, 2014

3. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

4. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-ТянШанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.

5.https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-tematicheskoe-planirovanie-zanjatii-po-hudozhestvenomu-tvorchestvu-v-starshei-grupe-5-6-let.html

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/17/formirovanie-predposylok-uud-v-dou

7. https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-hudozhestvennoy-napravlennosti-masterstvo-bez-granic-dlya-d-3213486.html

 Для родителей и обучающихся:

1.https://stolitsa.mskobr.ru/files/%D0%92%20%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8E/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B%20%D0%9E%D0%92%D0%97/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%9E%D0%92%D0%97.pdf

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

5.1. Учебно-тематическое планирование

Количество часов в год -64 часа; в неделю - 2 часа

Календарно-тематический план

Содержание программы

Кол-во

часов

Дата

(план.)

Дата

(факт.)

Тема

Содержание раздела

УУД (предметные и

метапредметные)

Краски осени – 24 часа

учащиеся понимают:

  • -простейшие приемы, используемые для различных видов рукоделия;
  • -технику безопасности на занятиях;
  • -технологический процесс изготовления поделок;
  • -основные базовые элементы в разных видах деятельности;
  • -особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр, природный, бросовый материал, солёное тесто, пластилин).

умеют:

  • -соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
  • переводить шаблоны на различный материал;
  • изготавливать и оформлять несложные поделки;
  • осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
  • подбирать гармоничные цвета и оттенки;
  • добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам;
  • изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу.

владеют:

  • навыками изготовления несложных изделий;
  • основными приемами и техникой изготовления несложных изделий;
  • навыками разметки по шаблонам с помощью педагога;
  • правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами.

Личностные результаты:

  • сформирована коммуникативная культура;
  • сформирована установка на здоровый образ жизни, на мотивацию к творческому труду, бережному отношению к материальным ценностям;
  • сформировано ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению;
  • сформирована толерантность;

развита творческая активность, инициативность и любознательность

1

2

Веселый дождик

Познакомить детей с неяркой, менее насыщенной цветовой гаммой: серые, синевато-серые холодные тона. Учить работать с палитрой, смешивать краски.

2

2

Волшебный лес, осенний лес!

Познакомить с нетрадиционным изобразительным средством – мятой бумагой и способом рисованию ею.

3

2

Фруктовый сад

Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить рисовать фрукты на деревьях ватными палочками.

4

2

Цветочная полянка

Закрепление приемов рельефной лепки. Выполнение выразительной композиции цветущей полянки на цветном картоне.

5

2

Золотая рыбка

Знакомство с техникой мозаичного рисования ватными палочками. Учить заполнять контуры рыбки цветными точками.

6

2

Кошки на окошке

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

7

2

Чудесные бабочки

Упражнять в рисовании по – сырому.

8

2

Дымковский коврик

Украшение квадратной формы в технике рельефной лепки и пластилинографии по мотивам дымковской росписи. Развитие цветовосприятия.

9

2

Золотая осень

Знакомство детей с нетрадиционной изотехникой «эстамп» Рисование кроны деревьев отпечатками листьев.

10

2

Гирланда из осенних листьев

Занятие-эксперимент(оттиск засушенными листьями). Формировать аккуратность, поддерживать интерес к коллективной форме работы над общей композицией.

11

2

Грустная картина-дождик без конца

Развивать навыки изображения кистью деревьев, кустов без листьев, композиционно располагать их на листе бумаги.

12

2

Папа-чайник

Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма

Зимние чудеса – 22 часа

13

2

Ветка рябины

Учить способом тампонирования, изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, сочетать с использованием природного материала для изображения листьев, развивать самостоятельность, творчествохудожественный вкус.

14

2

Белая береза под моим окном

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

15

2

Маленькой елочке холодно зимой

Знакомство с техникой печатания поролоном по трафарету, передача в данной технике фактуры пушистых ёлок. Свободный выбор способов изображения снега (губкой, пальчиком, ватными палочками, кистью).

16

2

Выпал первый снег

Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

17

2

Красивая шубка для снегурочки

Закреплять умение аккуратно закрашивать силуэт краской. Упражнять в тампонировании губкой (меховой воротник и опушка шубки). Выбор средств для изображения узора из снежинок (кисть, ватные палочки).

18

2

Зимняя ночь

Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

19

2

Елочный шар

Упражнять в украшении силуэтов ёлочных игрушек различными способами (оттиск печатками, рисование ватными палочками, фломастерами).

20

2

Новогодняя елочка

Упражнять в технике бумагопластики (бусы, наклеивание изготовленных бус на изображение ёлки, чередуя их по цвету.

21

2

Полярная сова

Учить передавать в рисунке характерные особенности строения и внешнего вида птицы. Упражнять в передаче фактуры перьев тычкованием полусухой жёсткой кистью.

22

2

Зима пришла

Учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах и коре деревьев; рисовать штрихами с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.

23

2

Снежинка

Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком.

Весеннее настроение – 18 часов

24

2

Аппликация «Мимоза»

Учить детей выполнять наклеивание комочков из бумаги, делать мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.

25

2

Яркий, павлиний хвост

Расширять представление детей о многообразии птиц, уточнить представление детей о внешнем виде павлина, и среде его обитания. Воспитывать любознательность, интерес и любовь к птицам. Развивать творческие способности детей и мелкую моторику рук. Учить, равномерно по всей картине распределять пальцами пластилин.

26

2

Кошка с котятами

Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

27

2

Чудесные превращения кляксы

Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание - «оживление» необычных форм.

28

2

Весело качусь я под гору в сугроб

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений

29

2

Открытка к 23 февраля

Вызвать радостные чувства в ожидании праздника, желание сделать красивую открытку в подарок близким. Упражнять в сочетании приёмов и средств изображения: аппликация + «рисование» блёстками.

30

2

Цветик – семицветик

Передавать строение цветка с помощью ватных дисков разрезанных пополам, раскрасить разными цветами гуашью.

31

2

Портрет моей мамы

Знакомство детей с веерной кистью и приёмами рисования ею. Развитие цветовосприятия, аккуратности.

32

2

Разноцветные рыбки.

Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза).