ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дмитриева Ирина Юрьевна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Актуальность исследования. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий о цвете, развития чувства колорита посредством практических упражнений в живописи - это весьма интересная педагогическая задача. Овладение колористическими умениями, знаниями способствует изобразительному видению юного художника и формированию живописного мастерства.

Проблемой исследования является анализ развития чувства колорита при выполнении колористических упражнений на заданные темы в изобразительном искусстве в системе дополнительного образования и внедрение его в учебный процесс, тем самым совершенствуя художественное образование в целом.

Цель исследования: Разработать методические рекомендации по проведению занятий на тему «Развитие чувства колорита у младших школьников».

Объект исследования – теоретические и методические основы учебного процесса, способствующие развитию чувства колорита.

Предмет исследования – научно теоретические и методические основы учебного процесса, способствующие развитию чувства колорита, формированию знаний, умений и навыков.
 

Задачи:

• изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу колорита;

• изучить теоретические основы развития чувства колорита;

• исследовать упражнения на развитие чувства колорита для младших школьников;

• проанализировать эффективность упражнений на практике в изостудии;

Методы: изучение, анализ, классификация и систематизация литературы по изобразительному искусству, психолого-педагогической и методической литература по теме исследования, экспериментальная работа с детьми.

Вывод: развитие чувства колорита способствует раскрытию красоты мира, который окружает младшего школьника вокруг. А также приобщает ребенка к нравственным идеалам того окружения, общества, в котором он растет. Путь знакомства детей с колоритом – это путь восприятия цвета в связи с окружающим миром, его явлениями и предметами.

Ключевые слова: цветоведение, развитие чувства колорита, педагогические технологии, дополнительное образование, педагогические технологии.

В данной исследуемой теме «Педагогические технологии развития чувства колорита у младших школьников в системе дополнительного образования», на первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно владеют цветом, необходимо познакомиться с хроматическими цветами и ахроматическими цветами. Узнать основные свойства и характеристики цвета (светлотность, насыщенность, теплохолодность, контрастность); обучиться изобразительной грамоте, знать основные цвета, вторичные цвета, дополнительные цвета, родственные цвета, локальные цвета и смешение цветов. Чтобы развить чувство цвета необходимо медленно формировать знания, умения и навыки учащихся. Формируются они через многократное выполнение однотипных упражнений от простого знания, умения к сложным умениям. А также освоения шаблонного представления о цвете к познанию цвета как средства выразительности изобразительного искусства, способного выражать настроение, эмоции, чувства и отношение к изображаемому миру. [3,c.8]

Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются младшие школьники при работе с цветом, - это трудность восприятия цвета сквозь призму светлоты в диапазоне от белого до черного цвета. У художников середины XIX века не было проблем с подобным контрастом т.к. они, прежде чем добавлять цвет, прописывали всю композицию в серых тонах, задавая светлотность, начиная с самых светлых тонов и заканчивая самым темным. В технике подмалевок. Этот метод получил название гризайль. И в настоящее время рисование гризайль отлично практикуется в дополнительном образовании младшими школьниками, для понимания и овладения умением работать с такой характеристикой цвета как светлота и контрастность.

Чтобы младший школьник научился определить уровень светлоты и насыщенности цвета отлично подходит упражнение по растяжке цвета в семь градаций по шкале от светлого до темного, от чистого цвета к его превращению в серый цвет. Как показывают статистические исследования, семь градаций светлоты и насыщенности - это максимум того, что способна удержать наша зрительная память. [2,c.47]

У автора книги Бэтти Эдвардс даются такие интересные упражнения по системе немецкого колориста Йоханнеса Иттена, которые помогают лучше разобраться в своих предпочтениях в цвете и формируют знания об удивительном мире цвета. Это рисование на темы «Мои любимые и нелюбимые цвета», «Построение круга насыщенности от чистого тона до никакого цвета обратно», используя пару дополнительных цветов например оранжевый и синий. Круг разбит на двенадцать сегментов как в цветовом круге по часовой стрелке. С помощью этого упражнения учащийся проходит путь от чистого тона (двенадцать часов) до «никакого» цвета(шесть часов), на каждом этапе понемногу одинаковыми порциями добавляя дополнительный цвет, до тех пор пока основной цвет не будет полностью нейтрализован. Затем такими же маленькими порциями в «никакую» смесь добавлять чистый тон, с которого начинали, возвращаясь к исходному цвету.

В программе «Изобразительное искусство» В.С. Кузина одной из главных задач является учение рисованию с натуры и реалистической передаче объектов. Для этого большое значение приобретает умение точно передавать цветовые отношения с натуры.

Уделяется внимание анализу цвета произведений художника. Например, «Опиши цветовую гамму, которую использовал художник Василий Поленов в золотой осени», «назови оттенки цвета, которые использует художник в изображении снега, неба», «какие сочетания преобладают в картинах И.Репина, каких оттенков больше - теплых или холодных?» Процесс изучения репродукций картин художников позволяет обратить внимание учащихся на то, какой цвет использовал художник, чтобы передать настроение, отношение к окружающему.

С помощью цвета можно решить множество композиционных задач:

можно выделить главное в картине; передать пространство; объединить все элементы в одно целое или раздробить; уравновесить изображение или наоборот разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки;

указать направление движения, выявить ритм или статичность; расширить (светлые цвета) или сжать пространство (темные цвета); передать эмоциональную выразительность. [5,c.60]

Т.С.Комарова и С.Е.Игнатьев определили возрастные нормы восприятия детьми цвета. На первом этапе, дети применяют цвет как характеристику реального предмета и не видят в цвете разные оттенки, воспринимают цвет шаблонно. Трава зеленая, стволы деревьев коричневые вне зависимости от состояния погоды, освещения. На втором этапе, дети понимают, что цвет предмета зависит от освещения, положения в пространстве. Например, небо может быть оранжево-красным во время заката, серым в дождливую погоду, темно фиолетово-синим ночью. На третьем этапе, дети понимают взаимосвязь цвета и характера изображаемого, что цвет это средство художественной выразительности и через него можно передать настроение и вызвать эмоции у зрителя. Формируется собственный колористический язык, индивидуальный почерк.

Таким образом, для формирования чувства цвета у детей младшего школьного возраста необходимо системная работа от освоения шаблонного представления о цвете к познанию цвета как средства выразительности изобразительного искусства, способного выражать настроение, отношение к изображаемому миру. [3,c.8]

Для эффективного развития чувства колорита младших школьников в дополнительном образовании учащимся демонстрировать мастер классы на занятиях по технологиям и приемам выполнения самих упражнений гуашью, акварелью; рисовать с натуры в классе и на пленэре окружающий мир природы; распознавать в работах художников преобладающей цветовой гаммы, различение оттенков цвета в произведениях разных жанров; экспериментировать с цветом и материалами; вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предметов, следя за моделировкой объема, индивидуальный подход к каждому ученику.

© Дмитриева И.Ю., 2017

Список использованной литературы:

1. Алиева, Н.З. Физика цвета и психология зрительного восприятия [Текст] / Н.З. Алиева. - М.: Академия, 2008. - 208с.

2. Бетти Эдвардс « Цвет»; пер. с англ. Ю. Е. Андреева.-4изд.- Минск: Поппурри, 2017;

3.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России,2007;

4.Неменский Б.М. Изобразительное искусство 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2015;

5.Паранюшкин Р.В: Цветоведение для художников: Колористика/ Р. В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова Ростов и/Д: Феникс,2007;

6. Сокольникова, Н М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст] / Н. М. Сокольникова. - М.: Академия, 2003;

7.Шпикалова Т.Я. изобразительное искусство.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.Я.Шпикалова.Л.В.Ершова.-2 изд..- М.: Просвещение,2012;

8.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство.2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.Я.Шпикалова.Л.В.Ершова.-3 изд..- М.: Просвещение

ПРЕДСТАВЛЯЮ САМИ УПРАЖНЕНИЯ

1. Тееплые и холодные цвета

упражнение теплые и холодные цвета

упражнения

2. Упражнение на развитие чувства  шкалы тона, светлоты, насыщенности

упражнение коврик на характеристики цвета

упражнения

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, изображение №23

3. Упражнение на рисование 2 -3 цветами в одной гамме

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, изображение №31

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, изображение №32

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА КОЛОРИТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, изображение №33

ТРАФАРЕТЫ