Технологическая карта ИЗО 3 класс

Лик Мария Александровна

тема: "Портрет"

Познакомить обучающихся с историей портрета; расширить представление о портрете как жанре изобразительного искусства, учить рисовать портреты ; способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать; содействовать воспитанию интереса к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_izo_moy.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ИЗО

в 3 классе

по теме «Портрет».

Лик Мария Александровна

                                                               учитель ИЗО

                                                           ГБОУ СОШ 547

                                                                         Красносельского района

                   

Тема урока:  ПОРТРЕТ.

Цели 
деятельности
педагога

Познакомить обучающихся с историей портрета; расширить представление о портрете как жанре изобразительного искусства, учить рисовать портреты ; способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умения анализировать; содействовать воспитанию интереса к предмету

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический методы; индивидуальная, фронтальная формы работы

Основные понятия

Портрет, автопортрет

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийная презентация по теме, репродукции картин, образец педагогического рисунка

Оборудование

Бумага, краски, карандаши

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: имеют представление об истории портрета как жанра изобразительного искусства; владеют навыками работы различными графическими материалами, красками; научатся рисовать портрет или автопортрет, самостоятельно решать творческие задачи, подбирать цветовую гамму, смешивать краски для получения нужных оттенков.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изобразительному творчеству, способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства.

Метапредметные результаты:

познавательные: находят необходимую информацию в разных источниках, наблюдают, анализируют информацию, делают выводы;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, определяют в диалоге с учителем успешность выполнения задания;

коммуникативные: рассуждают, формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы
организации
совзаимо-действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся
к уроку.

Приветство-вать учителя

Фронтальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Устные ответы

II. Изучение нового материа

ла

Сообщение
теоретических сведений.

Портрет.

Просмотр мультимедийной презентации

После просмотра первого слайда, учитель предлогает угадать тему урока.

- Верно и тема нашего урока «Портрет как жанр искусства»

– Сегодня на уроке мы будем рисовать портрет.

– Что означает слово «портрет»? Портрет является прекрасным источником знаний о людях, живущих в разное время, как и письма, дневники или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека

портрет

Слушают учителя, смотрят презентацию, анализируют информацию, отвечают на вопросы

изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности: строение лица, черты характера.

Фронтальная

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения учителя, осуществляют анализ информации, умеют наблюдать

Устные ответы

Анализ произведений
живописи.

Просмотр мультимедийной презентации

- Давайте с вами рассмотрим некоторые репродукции и постараемся увидеть, историю развития этого жанра. И постараемся ответить на вопрос,что же менялось с течением времени в этом жанре. Перед вами некоторые иллюстрации с репродукциями картин известных художников.

- Самый известный портрет в мире «Мона Лиза» касти да Винчи (16 в.)

Посмотрите, кто же изображен на портрете?Что еще вы видите??

Что мы можем сказать об этом человеке?

Какой он?

А на следующем изображении картина русского художника Владимира Боровиковского (18 в.)

Давайте попробуем сравнить эти портреты…

-Чем они схожи?

-А в чем их различие?

- А вот картина Ивана Крамского «Неизвестная». Художник написал эту картину в 1883 году.

Что вы видите?

Чем этот портрет отличается от остальных?

С рождением фотографии, стимулирует поиск новых форм.

Взгляните на портреты кисти ван Гога, Сезана, Модильяни…

Что отличает их от предыдущих портретов?

Что хотел передать художник?

 Какое настроение у вас возникает тогда, когда вы смотрите на эти портре?

Попробуйте ответить на вопрос, как изменился портрет с течением времени?

Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают картины, рассуждают, делают выводы.

Рассматривают портреты других выдающихся художников и рас-сказывают
об изображен-ном человеке, его характере, увлечениях

 Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

Познавательные: осознанно рассматривают иллюстрации с целью освоения нового знания; умеют наблюдать, анализировать информацию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.

Личностные: объясняют свои чувства и ощущения от восприятия объектов

Устные ответы

III. Творческая практическая
деятельность

Беседа «Что мы будем рисовать». Демонстрация приемов работы

– Итак, сегодня вы будете рисовать своего родственника или знакомого вам человека. С чего же начинается работа над портретом? Конечно, с изучения натуры, то есть того человека, которого художник хочет изобразить.

– Начинаем рисовать портрет, чтобы передать более точно изображаемого, учитывайте, как его физические черты, так и черты характера и настроения. Попробуйте передать его индивидуальность.

Слушают учителя, анализируют информацию, проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы.

Анализируют готовый ри-сунок

Фронтальная

Познавательные: осуществляют анализ рисунка, умеют наблюдать.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свою деятельность.

Коммуникативные: слушают учителя, вступают в учебное сотрудничество.

Личностные: соблюдают правила поведения
во время уроков

Устные ответы

Выполнение творческого задания: рисование портрета или авто-
портрета

Наблюдает, советует, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Выполняют задание

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно выполняют творческие задания.

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия

Рисование красками

IV. Итоги урока.
Рефлексия

Выставка работ обучающихся. Обобщение
полученных
на уроке сведений, оценивание результатов работы

В процессе просмотра работ организует их обсуждение, беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Какое у вас сейчас настроение?

Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу, адекватно воспринимают информацию учителя или товарища о готовом рисунке.

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников.

Коммуникативные:
формулируют ответы
на вопросы

Оцени-

вание обучаю-щихся
за работу
на уроке. Устные ответы

V. Домашнее задание

Работа по учебнику (с. 74–79). Нахождение
в журнале фотопортретов людей в исторических костюмах и составление из них коллажа

Задает домашнее задание

Слушают учителя

Индивидуальная

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Ресурсный материал

Словесно-иллюстративный рассказ «История портрета»

Портретный жанр – один из древнейших. Первые портреты встречаются в Древнем Египте. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться там навечно. Одним из самых известных является портрет Нефертити (около 1360 года до н. э.).

Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками. Древние греки создавали в основном скульптурные портреты, изображенные люди напоминали богов и героев из мифов. Древний Рим подарил нам первые психологические портреты. Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным (мифологическим), например живопись С. Боттичелли, А. Дюрера.

Мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.

Тогда же впервые появляется автопортрет. Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего Веласкес. Первые портреты в России назывались «парсуны».

Расцвет портретного искусства в России приходится на XVIII век.

Портрет неизвестной крестьянки кисти И. Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.

Рокотов Ф., Левицкий Д., Боровиковский В. прославили XVIII век в России, создав великолепные портреты аристократов.

 

Художники XIX–XX веков обратились к портретам людей, стараясь изобразить многогранность душевных качеств человека. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир характера.