Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на занятиях по изобразительному искусству в условиях реализации ФГОС"
В подростковом возрасте часто, в силу возрастных особенностей, интерес к изобразительной деятельности падает. На первый план выходят другие интересы. В связи с этим, считаю верным направлением через свой предмет делать акцент на развитие универсальных учебных действий. Правильность выбранного направления моей педагогической деятельности находит подтверждение в тенденции современного образования к перемещению акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на методы, позволяющие "добывать" знания самостоятельно, формировать ряд компетентностей, а также на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. К числу таких методов можно отнести метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, создавать творческие продукты познания. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_na_zanyatiyah_po_izobr._tvorchestvu_kirilenko_lv.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на занятиях по изобразительному искусству в условиях реализации ФГОС"
Подготовила педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Кириленко Лариса Владимировна
Значение проектной деятельности.
В подростковом возрасте часто, в силу возрастных особенностей, интерес к изобразительной деятельности падает. На первый план выходят другие интересы. В связи с этим, считаю верным направлением через свой предмет делать акцент на развитие универсальных учебных действий. Правильность выбранного направления моей педагогической деятельности находит подтверждение в тенденции современного образования к перемещению акцента с методов, обеспечивающих репродуктивное усвоение знаний, на методы, позволяющие "добывать" знания самостоятельно, формировать ряд компетентностей, а также на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. К числу таких методов можно отнести метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, создавать творческие продукты познания. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется поискам методов и методических приемов образовательной деятельности, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Считаю, что проектная технология в этом случае является универсальной. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач. Проведение занятий с применением технологии проектной деятельности помогает формированию готовности и способности к сотрудничеству, совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми. В процессе творчества, коллективной работы создаются условия для развития коммуникативных навыков. Ребята в такие моменты раскрепощены, захвачены идеями, которые у одного приходят в образах, у другого рождаются целые истории, и если учащиеся объединяются, то складываются творческие коллективы, где им интересно выражать себя. Есть возможность проявить свои способности в новых условиях. Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью, определяется необходимостью реализации метода проекта в процессе преподавания предметов изобразительного искусства, для достижения нового результата образования. Обоснование актуальности и новизна педагогического опыта определяются имеющимися противоречиями образования между необходимостью творческого использования классно-урочной системы и её преимуществ и недостаточной разработанностью технологии проектирования современного урока изобразительного искусства на основе проектного метода. Цель использования проектного метода на уроках изобразительного искусства: развитие познавательных навыков, художественно-творческих способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Задачи:
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
-овладение практическими умениями и навыками в проектной художественно творческой деятельности;
-формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, художественным традициям своего края;
- воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности.
Идея проектного обучения, разработанная Джоном Дьюи, привлекала внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Проектный метод использовали в своей практике педагоги С.Т Шацкий, А.С. Макаренко. После 1931 года, метод проектов был осужден, как чуждый советской школе, и далее в школьной практике не применялся. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проекта положена прагматическая направленность на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. «Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления». «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути». Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение. «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить». Теоретической основой метода проектов в моей деятельности являются работы профессора Полат Е.С., педагогов, работающих по проектной технологии на уроках изобразительного искусства Дерябиной Л.В., Кондрашовой В.П. Новизной моей работы является адаптация структуры общих подходов в проектном методе к урокам изобразительного искусства в классах основного общего образования.
Применение проектной деятельности на занятиях по изобразительному искусству.
В данной работе представляю опыт применения проектной технологии. Активно использовать проектный метод обучения начала с 2013 года в связи с введением ФГОС в основной школе, где проектная деятельность является одним из основных видов учебной деятельности. Проектный метод постепенно начинала вводить в условиях безурочной системы с 5 класса. Сейчас работаю с проектами не только в 5 классе, но и в 6, и в 7 классах. На занятиях использую индивидуальные, групповые проекты: группы формируются до 6 человек, в зависимости от темы проекта. Групповые проекты развивают терпимость и уважение к мнению партнеров, умение отстаивать свою точку зрения, что в целом благотворно влияет на сплочение коллектива класса. Кроме того, формируются коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные умения и навыки работы в команде. Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих. Длительность проектов в рамках безурочной системы рассчитываю, начиная от двух занятий. Возможно выполнение проекта и в одно занятие, но в проектной деятельности по изобразительному искусству важна презентация продукта, а на выполнение работы и последующую защиту обычно не хватает одного занятия. В своей работе использую следующие подходы к структурированию проекта:
1. Выбор темы, типа проекта, количества участников.
2. Формулировка возможных вариантов проблем (проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем).
3. Распределение задач по группам, обсуждение творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных.
6.Защита проектов.
7. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Учащиеся участвуют в подготовке социальных, игровых, творческих, информационных проектов. Проектная деятельность по изобразительному искусству предполагает подготовку докладов о творчестве художников, создание презентаций о художественных течениях, плакатов, макетов, театральных инсценировок. Дидактической целью проекта может быть: ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении; реализация потенциала личности и т.д.
Так в 5 классе, при изучении роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, учащиеся создают коллективную работу, в которой отражают особенности древних образов в современных народных игрушках. Предварительно идет работа в группах по самостоятельному изучению нового материала, а затем каждая группа обсуждает идеи, композицию, распределяют обязанности и время выполнения работы .
Ребята с энтузиазмом работают над созданием коллективной работы, и надолго запоминают новый материал. При оценивании, предлагаю другим группам высказаться, похвалить, внести предложения. В старшей группе при изучении дизайна и архитектуры в жизни человека, ребята выполняют групповые проекты комплектов упаковок. Здесь принцип работы похож, но у учащихся есть широкий выбор тем: парфюмерный, канцелярский, кондитерский и т.д. Творческие идеи, которые возникают у учащихся гораздо шире, чем предложенные мною. По теме «Вещь как сочетание объемов и образ времени» предлагаю ребятам выполнить индивидуальные проекты. Они включают в себя самостоятельное углубленное изучение одного из направлений инсталляции, создание презентации и представление её перед классом, а затем создание творческих работ в любой из понравившейся теме инсталляций. В единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Наибольшее количество проектных работ выполняют учащиеся старшей группы. При изучении раздела «Дизайн и архитектура» учащиеся создают архитектурный макет, разрабатывают дизайн здания, создают проект дизайна сада, дизайна интерьера. Важна и форма защиты проекта, где учащиеся проявляют творческий подход. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному. Проектная деятельность развивает творческое мышление, фантазию и воображение, любознательность, способность импровизировать в процессе и при защите проекта. Она также позволяет развивать абстрактно-логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу. При защите проектов вырабатываются навыки публичной речи. Ожидаемыми результатами являются: - самоопределение учащегося в различных видах и формах проектной деятельности; - самооценка и рефлексия процесса и результата собственной художественной деятельности.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Оценивается: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включенности в групповую работу и четкость выполнения определенной роли; практическое использование предметных знаний, умений, навыков; степень осмысления использованной информации; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта; уровень организации и проведение презентации; творческий подход в подготовке объектов наглядности; социальное и прикладное значение полученных результатов.
При защите проектов представляю детям критерии, по которым обучающиеся могут оценить работу своей и другой группы. Как показал опыт моей работы, учащиеся доброжелательны даже к очень слабым работам и отдают должное восхищение успешным проектам. Но важнее, что, приобретая опыт коллективной творческой деятельности, они стремятся и дальше участвовать в подобных проектах. Для отслеживания поэтапных результатов проекта я применяю листы самооценки.
Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. По результатам проведенных диагностик на протяжении трех лет можно отметить эффективность применения проектного метода на занятиях по изобразительному искусству.
С применением в практической деятельности методов проекта позиция учителя, как носителя знаний меняется на роль организатора. «Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности». То, на что раньше у меня затрачивались значительные усилия: мотивация, генерирование идей, распределение обязанностей - в проектном методе становится задачей самих учащихся. Обучающиеся воспринимая задачу, как свою, а не учителя проявляют самостоятельность в работе, больше ответственности берут на себя. Со своей стороны, они сами вносят предложения, чувствуют себя партнерами в отношении с учителем.
Выводы.
В ходе работы с применением метода проектов были установлены этапы работы над проектом для организации ученического коллектива. Проведены наблюдения, опрос, сравнение, анализ полученных результатов. Отмечено значение проектного метода для развития творческого процесса на уроке. Считаю, что практика применения проектной технологии на уроках изобразительного искусства вполне оправданна и эффективна. Применение метода проекта позволяет создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации,
наблюдения, обобщение)
- развивают системное мышление, дух соревнования, единения, активность.
Ввиду приведенных выводов можно заключить, что организация проектного метода на уроках изобразительного искусства является значительным фактором, влияющим на формирование учебных навыков обучающихся средней школы. Потому, выводы, представленные в работе, могут иметь практическое использование учителями изобразительного искусства. Учителю следует обратить внимание на условия организации проекта.
- Проекты должны соответствовать возрасту и возможностям обучающихся.
- Необходимо педагогическое сопровождение, как в отношении выбора темы, так и в отношении работы над проектом.
- Использование листа самоконтроля, где отражаются элементы самоанализа в ходе работы, и который используется при составлении отчетов.
- Наличие критериев оценки результатов работы по проекту.
- Результаты проектной деятельности должны быть презентованы.
Список литературы
1. Бурцева О.Б. Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности. 2013// Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс].
2. Дерябина Л.В. Современные педагогические технологии. Метод проектов,2012. // Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. [Электронный ресурс].
3. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л.,1928
4. Кондрашова В. П. Виды проектной деятельности на уроках ИЗО в 5 классе // Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. [Электронный ресурс].
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия»,1999-2005
6. Полат Е.С. Метод проектов / статья на сайте Российской Академии Образования