Методическая разработка "Индивидуальный образовательный маршрут как система работы с ребенком с выдающимися способностями при подготовке к конкурсам в области художественного изобразительного искусства".
Индивидуальный образовательный маршрут - это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kirilenko_lv.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района
_______________________________________________________________
Индивидуальный образовательный маршрут как система работы с ребенком с выдающимися способностями при подготовке к конкурсам в области художественного изобразительного искусства.
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Кириленко Лариса Владимировна
март, 2018 год
п. Пурпе, Пуровский район, ЯНАО
Индивидуальный образовательный маршрут - это программа образовательной деятельности учащегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты.
Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов - особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности детей; возможностями материально-технической базы учреждения. В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:
- Степень усвоения учащимися предшествующего материала.
- Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.
- Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.
- Степень сформированности уровня учебной деятельности.
- Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы различными способами:
- Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы.
Данный способ я использовала в своей работе с учащимися Воловиченко С. и Чегодаевой М.
- Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы.
- Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности учащегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий.
- Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.
Методика построения
индивидуального образовательного маршрута.
Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его общеобразовательной программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основным требованиям которых является систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу несколько концентрических кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, потом третий. Этот принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий - логарифмическая спираль.
Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При таком способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности учащихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Определив тип структуры образовательной программы, можно приступать к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Разработка и внедрение индивидуальных обучающих маршрутов учащихся
Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
- конкретизация цели (выбор курсов),
- оформление маршрутного листа.
Из индивидуального образовательного маршрута Воловиченко Софии.
Пояснительная записка.
Актуальность. Деятельность учреждения дополнительного образования имеет цель – создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащегося. Важно то, что дополнительное образование даёт возможности для развития детской одарённости, чем раньше у ребёнка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания уделить их развитию, тем легче ему будет найти своё призвание. Обществу нужны одарённые люди, и наша задача (как части этого общества) состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности детей. Для развития одарённому ребёнку необходимы индивидуальные формы обучения и это можно сделать только одним способом – разработать индивидуальный образовательный маршрут (или учебный план), исходя из его возможностей и особенностей. Таким образом, педагогическая поддержка выступает как необходимый элемент образовательной деятельности.
Цель: Обеспечить педагогическую поддержку и создать условия для максимально широкого проявления и развития талантов учащихся.
Задачи:
1.Формирование у учащейся комплекса практических навыков, позволяющих воспринимать, проектировать и выполнять произведения изобразительного искусства различных жанров и форм.
2.Создание атмосферы, стимулирующей у обучающейся потребность в саморазвитии, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно – эстетической деятельности (выпускники, преподаватели, участники конкурсов, члены жюри этих конкурсов, и просто творческие и талантливые люди)
3.Освоение живописной грамоты, развитие способностей: чувства пятна, композиции, чувства цвета и гармонии
4. Необходимо создать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одарённых детей (или помогать их решать).
5.Продумать сочетание индивидуальной работы с коллективной формой деятельности, общение с единомышленниками (+ активная поддержка родных) – это задачи, а также эффективный компонент, психолого - педагогической поддержки.
6. Материально–техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение рабочего кабинета. 7.Организация возможности презентации промежуточных результатов одарённого ребёнка (выставки, фестивали, конкурсы и т.д.).
Теоретическое обоснование:
• Формируя у учащейся Воловиченко С художественные навыки, я за основу в работе с одарённой ученицей взяла принцип постепенности и последовательности обучения.
• Развивающаяся одарённость требует особой среды для своего развития. Сегодня она имеет активную познавательную потребность, лидерские способности, высокую творческую способность. Общение с интересно работающими педагогами нашего Дома творчества (при создании совместных творческих проектов), конкурсантами (художественные конкурсы), членами жюри (если это возможно), которые могут высказать пожелание и дать компетентный совет для дальнейшего развития одарённости, выставки, творческие посиделки и др. И, конечно же, сеть Интернет – где много искусства, картин, написанных великими художниками. Во все мероприятия вовлечены родители. Создание такой среды позволяет обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса (других воспитанников, родителей обучающихся)
• Помимо промежуточной и итоговой аттестации для одарённого ребёнка необходимо предусмотреть возможность презентовать его творческие результаты – ему обязательно надо дать показать их перед публикой. И, конечно, подготовка и участие в фестивалях, конкурсах. Их у нас с Воловиченко Софии было немало. Результат всегда стоил затрат – диплом о занятом месте.
Ожидаемые результаты:
• Главный результат индивидуального маршрута – это создание условий для развития одарённого ребёнка. Предоставить ученице возможность раскрыть свой личностный потенциал. (с 2016 учебного года Воловиченко Софья поступила в ДШИ и успешно осваивает программу школы.)
• Максимальное устранение недостатков мастерства.
• Формирование эстетической культуры.
• Успешное участие учащейся на конкурсных мероприятиях. Модель работы с одарёнными детьми.
• Консультация для родителей по вопросам развития одарённого ребёнка. • Демонстрация творческих достижений учащейся
• Формирование системы самообучения одарённого ребёнка.
• Понимание и уважение личности ребёнка и профессиональное самосовершенствование педагога доп. Образования – это залог успешной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для учащейся рассчитан на 3 года и состоит из 3-х этапов: 1 этап – становление – срок обучения 1 год. 2 этап – развитие – срок обучения 1 год. 3 этап – профессиональное совершенствование и самосовершенствование - 1 год.
Индивидуальная образовательная траектория.
Участие в районных конкурсах принесло Воловиченко С. немало побед. Стало понятно, что ребёнок обладает высоким уровнем стартовых способностей. И исходя из этих результатов, был составлен индивидуальный образовательный маршрут на новый учебный год, в который вошло обязательное участие в городском конкурсе детского творчества «Краски мира». Ученица стала лауреатом этого конкурса, а участие в городском конкурсе «Комната моей мечты» принесло Воловиченко Софье третье место за панно «Фантастический зверь».
- Мне нравится (1)