Конспект урока "Синее чудо- Гжель".
Конспект "Синее чудо-Гжель" для урока в 5 классе.Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 121.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока изобразительного искусства, по программе Б.М.Неменского.
Класс: 5
Учитель: Плотникова Н.В.
Тема: «Синее чудо- Гжель"
Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Цели урока:
1.Формирование у учащихся навыков работы в творческой мастерской гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
2.Развитие у учащихся творческого воображения, активности в ходе выполнения работы, умений и навыков работы с акварельными красками.
3.Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре. Применение на практике, в жизни полученных знаний о гжельской керамике.
Оборудование:
Для учащихся:
модель для раскрашивания, гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги, салфетка, простой карандаш, стирательная резинка.
Для учителя:
предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции, кроссворд «Сказочный петух», плакат «Гжель», презентации «Гжель» Музыкальный ряд: плясовые наигрыши.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока и вступительная беседа.
3. Проверка домашнего задания (Сообщения, стихи о гжельской керамике).
4. Работа со словарём «Народных промыслов».
5.Повторение. Кроссворд «Сказочный петух».
6.Физкультминутка.
7. Объяснение учителем последовательности работы над рисунком.
8.Самостоятельная работа над изображением и украшением посудной формы.
9. Подведение итогов урока. Выставка. Коллективное обсуждение детских работ. Обобщение темы урока. Уборка рабочего места.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, все ли материалы на месте?
Ко всем ли пожаловала принцесса-кисточка со своими слугами - красками, подругой палитрой, верным стражем - платочком, который утешает принцессу, если она вымокнет в воде?
Всё в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Сообщение темы и цели урока.
Что ж давайте по порядку:
Загадаю вам загадку.
Кто быстрей ответ найдет.
Тот первым тему нашего урока назовёт.
(Учитель подходит к выставке изделий гжельской керамики).
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре-
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись ... (Ответы учащихся: Гжель). Слайд №1.
Ребята, на предыдущем уроке вы познакомились с Гжелью, с элементами гжельской росписи. Сегодня мы продолжим изучать тему "Сказочная Гжель": послушаем ваши сообщения о Гжели, повторим элементы гжельской росписи, и вы поработаете в творческой мастерской гжельской керамики.
3. Проверка домашнего задания
На дом вам было задано подготовить сообщения, подобрать стихи о гжельской керамике. Давайте послушаем ваши сообщения и рассмотрим материал, который вы подготовили. Ребята, будьте внимательны, слушая сообщения одноклассников, чтобы затем дать ответ на вопрос: "Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?"
Сообщение подготовила Единицина Юля
Искусство керамики одно из самых древних. Слайд №2
Слово «керамика» произошло от греческого слова «карамос», что означает глина. Возможно, что в очень далёком прошлом, когда в пещере погас костёр, то на месте бывшего костра земля стала твёрдой, как камень. Так человек отметил свойство глины - твердеть в огне, и превращаться в камень. И тогда человек стал лепить из глины и обжигать сосуды для воды, масла, делать кирпичи, горшки, сковородки, статуэтки божеств, игрушки для детей и другие предметы быта, а первые художники наносили на них простейшие узоры. Керамика - это изделия из глины с различными добавками, в последствии обожженных - от простых сосудов до тонкого фарфора с изысканной живописью. Позже появился гончарный круг. В центр гончарного круга гончар кладёт ком размятой глины и из него лепит. Круг вращается: так гончару легче сделать сосуд правильной формы.
Сообщение подготовила Дмитренко Анна
Подмосковная Гжель. В нашей стране издавна известно искусство
керамики. Особенно славятся гончары подмосковной Гжели. Гжель – это название посёлка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района, где повсеместно было развито керамическое мастерство. В район Гжели входило 30 кучно расположенных деревень и сёл, рядом с которыми находились и крупные залежи глины и леса, которые использовали для изготовления и обжига глиняных изделий. В каждом доме занимались гончарством. И не случайно в слове «гжель» слышатся отзвуки слова «жечь». Слайд №3.
Сообщение подготовила Попова Дарья
Первые мастера гжельской керамики были исключительно изобретательны и искусны. Сначала гжельцы умели делать лишь обычную гончарную посуду и лепить фигурки (изображение коня, медведя, скоморохов). Первые изделия изготовлялись из цветной глины, с толстым черепком и покрывались эмалью и многоцветной (крестьянской) росписью, назывались они - майолика. Прошло много времени и керамика эта очень изменилась. Она полюбилась людям. Слайд №4.
Сообщение подготовила Барышникова Валерия
За что Гжель нравится всем? Чем она отличается?
Слайд №5-7.
Гжель нравится прежде всего своим цветом бело-синим. В Гжельском краю широкое поле, голубое небо, да прозрачный воздух. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее - синее.
Посудные формы.
Ассортимент изделий настолько разнообразен: чайники, кувшины, кружки, масленицы, сахарницы, медовницы, конфетницы. Поражает многообразие форм одного и того же изделия. Например, тулово гжельских чайников делают виде диска на 4 ножках. Изделия украшаются не только росписью, но и скульптурой, которую располагают на кружках, носиках, ручках.
Самый излюбленный узор - «гжельская роза», изображается она крупно, широкими мазками кисти, а мазок здесь не простой, а с растяжкой тона, от голубого, до черно - синего (иначе называют мазок с тенями). Это или пышный букет или один крупный цветок, от которого в сторону отходят стебли с тугими бутонами и листьями.
4.Работа со словами.
Словарик на доске:
Керамика - глиняная посуда, произошло от греческого слова "керамос" - глина).
Майолика – (итал. maiolica) вид керамики, изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись - по непрозрачной глазури.
Фаянсовая посуда - изделия из белой глины.
Фарфор - тонкий, звучащий - делают из высшего сорта белой глины.
Стихи. Дети рассказывают приготовленные ими стихи.
1. Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
2. На белом фарфоре,
Как на снежном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели.
3. У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Слайд №8.
Ответы учащихся на вопрос: Что нового, интересного вы узнали о гжельской керамике?
5. Повторение. А теперь давайте обобщим материал, который изучили за 2 урока, отгадав кроссворд «Волшебный петух». Слайд №9.
1. Название промысла (Гжель)
2. Любимый цвет гжельских мастеров (Синий)
3. Элемент росписи (Листок)
4. Инструмент художника (Кисть)
5.Прием работы кистью (Мазок)
6. Глиняная посуда, обожженная в печи (Керамика)
6. А сейчас, а сейчас время физкультминутки для вас! (учащиеся выполняют упражнения за учителем). Слайд №10.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким _
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
7. Практическая работа. Слайд №11.
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. У вас на столах есть блюдца бумажные, но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. (Учитель напоминает правила работы с красками, кистью).
Какой прием работы используют гжельские мастера? ("мазок с тепями").
В чем его особенность? (Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик ).
Положите лист бумаги перед собой. Возьмите кисть в руки, намочите ее и наберите краску на кисть, Как вы это будете делать? Давайте вспомним, как рисуется веточка с листиками.
Учитель выполняет рисунок на доске. Слайд №12-14.
А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров. Скажите, что это за цветок? С чего начнем его рисование? Ответы учащихся.
Как будет расположен ваш узор? ( В центре изделия).
С чего вы начнете писать узор?(С крупных деталей, например, розы).
Узор может состоять из одного цветка? (Нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья).
А зачем нужны бордюры? Ответы учащихся.
8.Самостоятельная работа над изображением и украшением посудной формы. Приступайте к работе.
Звучит музыка. Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью.
9. Итог урока
Выставка выполненных работ.
Дети выставляют свои работы. Какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры и это притом, что в росписи используется всего один цвет- синий.
Синяя сказка - глазам загляденье,
словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и творенье
Русская звонкая гжель.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось в мастерской гжельских мастеров? А какое практическое применение можно найти вашему блюдцу? Чем ваше изделие похоже на работу гжельских мастеров?
Выставление оценок.
При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения "мазка степями", композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.
Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.
Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась, ребята нашего класса приготовили сюрприз, полюбуйтесь своими работами и послушайте ребят.
Дети читают стихотворение о Гжели.
1.
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
2.
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет!
Учитель. (Слайд №15)
Благодарю Вас
За внимание,
За свет души,
За понимание.
Пусть проступают
Сквозь мгновения
Цветные волны вдохновения!
Спасибо за урок!
Литература:
Учебно-наглядное пособие для детей «Детям о народном искусстве», Грибовская А.А., Москва «Просвещение», 2002 год.
Учебник изобразительное искусство «Декоративно прикладное искусство в жизни человека 5 класс», Горяева Н.А., Островская О.В., под редакцией Йеменского Б.М., Москва «Просвещение», 2008 год.
В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987г.