Презентация "Исследование художественного жанра натюрморт"

Крылова Татьяна Робертовна

Проектно-исследовательская работа по теме художественного жанра "Натюрморт"

Работа ученицы 9 класса Колесниковой Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issledovanie_zhudozhestvennogo_zhanra_-_natyurmort.ppt2.85 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Копёнкинская СОШ Работа: Колесниковой Надежды 9 класс, 15 лет Руководитель: Крылова Татьяна Робертовна 2016 год

Слайд 2

Введение Объектом моего исследования является натюрморт, жанр изобразительного искусства, воспроизводящий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и объединенные в единое целое. Натюрморт – обязательный учебный предмет для всех, кто учится изобразительному искусству. Он помогает почувствовать цвет, форму, фактуру изображаемых предметов. Натюрморт (франц. nature morte, итал. natura morta, буквально — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально — тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Натюрмортные мотивы как детали композиций, декоративные и символические изображения вещей встречаются уже в древневосточном, античном и средневековом искусстве. Элементы натюрморта, в которых можно видеть композиционно-тематические прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная с 1 в. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей? Натюрморт больше чем какой – либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной.

Слайд 3

Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становиться произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции, формы, цветовую гамму как единое пластическое целое явление. По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку. Натюрморт, оформившийся как жанр в эпоху Возрождения, на протяжении веков был чрезвычайно популярен и у начинающих художников и у признанных живописцев. Первым он позволял отточить мастерство в построении композиции, передаче световых и цветовых эффектов, форм предметов, вторым выразить свое мировоззрение и некие философские концепции. Я же причисляя себя к начинающим, постараюсь овладеть секретами мастерства этого жанра.

Слайд 4

Одним из первых художников открывших этот вид искусства, как жанр был Микеланджело Меризи. Он родился в 1573 году в деревне Караваджо в Северной Италии, недалеко от Милана. Когда в 12 лет он поступил в ученики к местному живописцу, его прозвали «Микеланджело из Караваджо», а когда он перебрался в Рим, то стал известен просто как Караваджо. Он умер в 1610 году, в возрасте 37 лет. Прожив короткую жизнь, он тем не мене успел оказать влияние на величайших художников XVII века: Веласкеса и Рембрандта, Рубенса и Латура. Караваджо внес важный вклад в стиль раннего барокко и в теорию живописи. Караваджо первым использовал свет, чтобы им что-либо подчеркнуть, выделить, акцентировать. По сути Караваджо ввел реалистические тенденции в искусстве барокко. Однажды Караваджо взял небольшую корзину, положил в нее виноград, червивое яблоко, несколько груш и плодов инжира, персик и написал первый натюрморт. Это произошло в 1596 году, когда художнику было 23 года. Он и до этого писал фрукты, кувшины, стаканы вина, цветы, а, кроме того книги, музыкальные инструменты. Реальным или изображаемым фоном для них служила обстановка кухонь тили таверн, завсегдатаем которых был Караваджо. Сам того не осознавая, он стал родоначальником нового жанра, вскоре завоевавшего популярность в Испании и во Франции. История натюрморта

Слайд 5

В начале XVII века сформировались три направления этого жанра. Одно из них известно как vanitas (суета сует), должно было напоминать о бренности сущности всего земного и о близости смерти, подстерегающей каждого за углом. Символом земной жизни служил человеческий череп. Вслед за этим жанром появился символический тип натюрморта, на котором изображалось пять чувств в сочетании с религиозными и другими символами, такими как огонь, ветер и вода. Символический натюрморт возродился в XVIII столетии в живописи, скульптуре и литературе. Третье направление состояло в использовании натюрморта для демонстрации мастерства художника. Излюбленными предметами для этого были цветы, плоды, кувшины и корзины. В конце XVIII века на картинах появились всевозможные насекомые и другие мелкие существа: жуки, бабочки, улитки, ящерицы. Изображая, их живописцы стремились показать свою виртуозность и «обмануть глаз», например, сажали насекомое на фрукт или на скатерть, чтобы его принимали за настоящее. В середине столетия это направление, развившись, получили название «обманки».

Слайд 6

В конце XVI века выдающимися мастерами натюрморта были нидерландцы Якоб де Гент и Балтазар Ван дер Аст, фламандец Ян Брейгель Бархатный, итальянец Караваджо, испанец Санчес Котан. Вскоре во Франции приобрели известность Жак Линар и Луиза Муайрон, а в Нидерландах Ван Схотен.

Слайд 7

В XVII столетии в натюрморте господствовали голландские и фламандские художники. В Голландии замечательные натюрморты писал Питер Класс, Александер Косеманс, Ян де Хем, Ван де Велде. Во Фландрии натюрморт подняли на высоту Ван Сон, Ян Фейт, Клара Петерс. Испанские живописцы Сурбаран и Веласкес открыли для себя возможности натюрморта и создали такие прекрасные картины, как «Водонос» и знаменитые «Сосуды на ткани», а Хуан де Вальдес писал свои натюрморты на тему «Суета сует». Во Франции Любен Божен, Штоскопф и Дюпюизи успешно разрабатывали жанр натюрморта, от простых постановок в два или три предмета до грандиозных стилизованных композиций.

Слайд 8

Франция ставшая главным центром западного искусства XVIII столетия, переживала золотой век натюрморта. Художники создавали произведения высокого уровня, подобно знаменитому французскому живописцу Жан-Батисту Шардену. Многие его современники внесли свой вклад в развитие искусства натюрморта. Среди них можно назвать Жан-Батиста Удри и Доротею Анну Валейе-Костер. Выдающимся нидерландским живописцем был Юстус Ван Хейсум, изображавший цветы и искавший новые пути в композиции. В Испании в этот период искусство было в упадке, если не считать натюрморты Луиса Мелендеса.

Слайд 9

Начиная с XIX столетия натюрморт становится общепринятым жанром, к которому обращаются почти все признанные художники: Делакруа, Курбе, Мане, Моне, Ренуар, Ван Гог, Пикассо, Матис, Брак, Хуан Грис, Дали и, наконец, Сезанн - самый выдающийся мастер натюрморта своего времени.

Слайд 11

Перспектива Для того чтобы написать натюрморт мало взять бумагу, кисти и краски. Это целая наука, и я в этой работе постараюсь раскрыть ее основные секреты. В первую очередь надо изучить форму и объем предметов, которые мы собираемся рисовать Французский живописец Поль Сезанн (1839-1906) сформулировал принципиальное правило: все формы можно свести к простым геометрическим фигурам - конусу, цилиндру, шару. Теория Сезанна особенно полезна в применение к натюрморту. Такие предметы как стол, стопка книг, скатерть на столе, близки к кубу; виноград, луковица, кухонный горшок напоминают шар; стакан, кружка и бутылка - цилиндры. Куб, квадрат, прямоугольник всегда ставят вопрос перспективы. Перспектива это набор правил при помощи, которых можно изобразить пространственную удаленность. Важно обращать на пропорции предмета – какова его настоящая физическая величина и каким он кажется на расстоянии. Горизонтальные элементы, находящиеся над нашей головой, кажутся скользящими вниз по мере удаления, а те, что находятся внизу, поднимаются выше. Надо использовать в рисунках эти оптические иллюзии, чтобы рисунки выглядели убедительно и несли иллюзию пространства. Существует два вида перспективы параллельная, (если смотреть на предмет спереди) и косая (при взгляде в три четверти). Обоими видами перспективы можно овладеть, если уметь пользоваться тремя следующими факторами: линией горизонта, точкой зрения, точкой схода. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз, если держать голову прямо. Точка зрения лежит на линии горизонта, в середине угла зрения наблюдателя. Точка (или точки) схода лежат на линии горизонта, там, где сходятся убегающие вдаль параллельные линии. В параллельной перспективе, есть только одна точка схода, совпадающая с точкой зрения.

Слайд 12

Размеры и пропорции Какой величины должно быть изображение модели? В натюрморте размер предметов никогда не должен на много превышать их истинный размер. Все проблемы правильного размещения предметов и хорошего рисунка можно решить на основе трех «магических формул»: 1. Сравнивать разные расстояния. 2. Находить точки отсчета, из которых исходят основные линии. 3. Размещать предметы относительно друг друга вдоль воображаемых линий. Классический способ определения размера и пропорций – измерение с помощью какого-либо предмета; например карандаша или кисти.

Слайд 13

Свет, тень, валеры. Свет очерчивает контуры предметов и придает им цвет. Тень определяет форму и создает объем. Для передачи объема надо сообщить тонам разную интенсивность или валер. Иногда можно пренебречь валерами, эффектами светотени, атмосферой или даже объемом. Но нужно сначала усвоить основные принципы, чтобы потом от них отойти. На примере написанного маслом яблока можно судить о факторах, определяющих объем предмета. Чтобы придать предмету объем, нужно уметь обращаться со светом, тенью и валёрами. Для этого нужно смотреть, вдумываться, наблюдать и сопоставлять разные градации тона, создающие форму. Валёры непрерывно связаны с контрастом. Контраст оказывает определенное влияние на восприятие объема. Можно передать ощущение пространства, глубины и расстояния между передним и задним планом, акцентируя контрасты на ближайших участках, ослабляя цвет и делая тона более серыми в более удаленных точках. Иллюзию пространства может создать размытый контур, особенно на больших расстояниях.

Слайд 14

Композиция Композиция определяется как искусство согласования модели, фона, освещения и цвета. Композиция есть умение найти и отобразить единство в разнообразии. Поэтому, с одной стороны, необходимо согласовать модель, фон, освещение и цвет так, чтобы их сочетание не казалось скучным, а с другой стороны, нужно избегать сумбура. На любой картине господствующую роль в композиции принадлежит четким и определенным формам. Композиция зависит от того, какую форму имеют основные объемы. Можно сказать, что чем проще форма предмета, тем сильнее он привлекает взгляд. Доказано что из трех наборов различных абстрактных, природных и геометрических фигур большинство предпочитает геометрические фигуры. Рене Юнг говорил «Чем ближе форма фигуры к геометрической, тем с большим энтузиазмом воспринимает ее сознание, получающее возможность охватить сложность реального мира, сведенного к фундаментальным формам» Поэтому надо представить геометрическую схему, когда начинаешь обдумывать композицию натюрморта. Освещение Тип освещения может быть естественным или искусственным. Но легче писать при дневном свете: он сильнее, рассеяние, мягче, не дает лишних бликов и выявляет истинные цвета предметов. Искусственное освещение обычно имеет слегка оранжевый оттенок, но он не так страшен, поскольку его можно легко устранить или скорректировать. Зато искусственный свет открывает дополнительные колористические возможности и позволяет создавать специальные эффекты. Свет может иметь различное качество – быть рассеянным и прямым. В помещении дневной свет всегда рассеян, если только на модели не падают прямые солнечные лучи. В этом случае писать вообще нельзя, так как контраст слишком силен. Искусственный свет всегда прямой; обычно более резкий, он уменьшает светотеневые эффекты и увеличивает объем.

Слайд 15

Фронтальное освещение больше подходит для живописи, чем для рисунка. Направление света – еще один важный для художника фактор. Освещение спереди и сбоку хорошо подходит для тщательной, точной работы, ясно обрисовывая форму и объем. Подсветка сзади создает деликатно интимную или эмоционально лирическую атмосферу, в зависимости от того темным или светлым будет фон.

Слайд 16

Планы пространства. Компоненты натюрморта, разбросанные по всей плоскости, производят впечатление беспорядка. Его нужно устранить, распределив предметы по нескольким планам. Это так же может подчеркнуть ощущение глубины. Если положить один фрукт ближе, другой – дальше, то таким образом обозначатся передний, средний и дальний планы. Правильно расположенные компоненты натюрморта позволяют добиться глубины – «третьего измерения» в натюрморте. Компоненты натюрморта равномерно распределены – впечатления глубины нет. Сгруппировав фигуры, можем «заострить сюжет» и создать фокус композиции. Располагая каждый предмет продуманно, частично заслоняя один другим, можно сочетать единство с разнообразием. При этом появляется четкая разница между передней и задней частью композиции и ощущение глубины.

Слайд 18

1.Предварительный анализ постановки. Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется. Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе - вертикально или горизонтально. Например, если нужно включить в композицию угол стола, то лист бумаги лучше положить вертикально. 2. Композиционное размещение изображения на листе Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги. 3. Передача характера формы предметов и их пропорций Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве. Короткими отрезками линий ограничиваем общее пространственное расположение всей группы предметов натюрморта Далее нужно уточнить величину каждого предмета в отдельности - чайника, яблока, драпировки. 4. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости. Построение формы предметов ведем тем же способом, как рисовании отдельных предметов. Намечаем поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.

Слайд 19

5. Выявление объема предметов посредством светотени Как мы уже выяснили, объем предметов в рисунке передается при помощи перспективы и лепки формы средствами светотени - тоном. Надо вспомнить все научные основы рисунка: законы перспективы, теорию теней и другие, вышеописанные правила рисования. Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте. Установив эти два полюса, следует обратить внимание на полутени. Для этого внимательно прослеживаем направление световых лучей и определяем, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо, то есть где будет свет, а на какую не падают совсем, то есть где будет тень. Затем намечаем тени, падающие от каждого предмета. 6. Детальная прорисовка формы предметов При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Но, работая над деталью, нельзя забывать сравнивать ее с рядом находящейся. При проработке форм предметов натюрморта должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой, например ручка, носик чайника, фактура и форма яблока, чем отличаются блики на различных предметах друг от друга. 7. Анализ рисунка. Заканчивая рисунок, надо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка. Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой. При этом необходимо помнить, что рефлексы не должны быть очень яркими или спорящими со светом, с полутенями. И когда рисующий смотрит на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями.

Слайд 24

Используемая литература: «Художественная школа», издательство Эксмо, 2005г.. Хосе М. Паррамон, «Как писать натюрморт» Информация с сайта http://revolution.allbest.ru/culture/00024602_1.html «Большая советская энциклопедия» «Шедевры мировой живописи», электронная библиотека