Художник эпохи Возрождения Рембрандт Харменс ван Рейн

Фомченко Елена Сабировна

 Голландский художник эпохи возрождения, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века Рембрандт Харменс ван Рейн

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рембрандт Харменс ван Рейн Презентация по ИЗО для учащихся 7 класса. Автор: Фомченко Е.С. Учитель МХК и ИЗО.

Слайд 2

2 Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн ( нидерл . 1606—1669) — голландский художник эпохи возрождения, рисовальщик и гравёр , великий мастер светотени , крупнейший представитель золотого века голландской живописи . Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство . Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

Слайд 3

3 Годы ученичества Рембрандт Харменсзон («сын Хармена ») ван Рейн родился 15 июля 1606 года, в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене . В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете , но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху , католику по вере.

Слайд 4

4 « Аллегория музыки » 1626 года — пример ластмановского влияния на юного Рембрандта . В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера Ластмана , прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден , Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел широкую известность.

Слайд 5

5 Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет. Выработка собственного стиля В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам , где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей. Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

Слайд 6

6 В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков «Пир Валтасара» (1635) Основой послужил библейский сюжет из Книги Пророка Даниила (V, 1—30), входящей в Ветхий Завет .

Слайд 7

7 Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета « Урок анатомии доктора Тульпа » (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.

Слайд 8

8 Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена . Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме. Рембрандт и Саския на картине « Блудный сын в таверне » (1635)

Слайд 9

9 К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях ( кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус ; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине « Блудный сын в таверне » (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат.

Слайд 10

10 На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии . «Даная» ( 1636 — 1647 ) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа , написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае , матери Персея . Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс , однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея . Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан , Корреджо , Госсарт , Климт .

Слайд 11

. 11 В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота . Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину . Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим . Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис , который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению лениградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения ) и отправлен в лениградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен в виду отделения Литвы от Советского Союза . картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом. Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году .

Слайд 12

12 « Похищение Ганимеда » (1635) — также обычные сюжеты итальянской живописи — совершенно преображены Рембрандтом путём введения, в первом случае, голландского пейзажа, во втором — иронической трактовкой легендарного юноши-красавца как младенца с искажённым гримасой ужаса лицом.

Слайд 13

13 Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах ( « Христос перед Пилатом » , 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки .

Слайд 14

14 «Ночной дозор» В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины — самого масштабного из своих произведений — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма . Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план:

Слайд 15

15 В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса . К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит « Зимний пейзаж » 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как « Мельница » (1641) и « Три дерева » (1643). Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).

Слайд 16

16 Поздний Рембрандт В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу , после чего заявил в 1656 г. о банкротстве . После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус ; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже. « Титус за партой » (1655, Роттердам).

Слайд 17

17 « Читающий Титус » (1656, Вена). « Титус в образе монаха » (1660, Амстердам).

Слайд 18

18 Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х — ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа « Аристотель с бюстом Гомера » , исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера , на который он возложил свою руку.

Слайд 19

19 Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой. Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как « Артаксеркс , Аман и Эсфирь » (1660) и « Отречение апостола Петра » (1660). По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, — неоконченное « Возвращение блудного сына »(1666/1669), семейный портрет из Брауншвейга (1668/1669) и т. н. « Еврейская невеста » (1665). Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем, или мастихином :

Слайд 20

20 Сильно повреждённая картина « Артаксеркс , Аман и Эсфирь » (1660, ГМИИ им. Пушкина)

Слайд 21

21 « Возвращение блудного сына » (1666/1669, Эрмитаж)

Слайд 22

22 Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк . Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи.