Рабочая программа по изобразительному искусству 1-4 классы. ФГОС.

Данная программа разработана с учетом новых образовательных стандартов. В работе использовала рабочие программы Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmy_1-4_klassy_fgos.zip106.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству для 1  класса  составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом и авторской программой «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД», разработанной под руководством  академика РАО, народного художника  России Б. М. Неменского, ФГОС, М., «Просвещение», 2012 год. На изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю, 33 ч  за год  (33 учебные недели).

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения

учебного предмета в 1 классе

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе

должны быть достигнуты определенные результаты.  

Личностные результаты  отражаются в индивидуальных качественных  свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание  особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность  эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность  эстетических потребностей  —  потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

-  овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством   учителя;

-  умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-  умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.  

Метапредметные  результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

-  овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-  овладение умением вести диалог,  распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-  использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

-  умение  планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

-  умение  рационально  строить  самостоятельную  творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-  осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты  характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:  

-  знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-  знание основных видов и жанров пространственно-визуальных  

искусств;

-  понимание образной природы искусства;  

-  эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-  применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-  способность  узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

-  умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;  

-  усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;  

-  умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-  способность  использовать  в художественно-творческой деятельности различные  художественные  материалы  и художественные техники;  

-  способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-  умение  компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-  освоение умений  применять  в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-  овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;  

-  умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;  

-  умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;    

-  изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-  умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

-  способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-  умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-  выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;  

-  умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 1  классе

№ уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности

Ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые

 сроки прохождения

Скорректирован

ные сроки

прохождения

Ты учишься изображать (8 ч.) 1 час в неделю

1.«Изображения всюду вокруг нас»

Находить  в окружающей действительности изображения, сделанные

художниками.

Рассуждать  о содержании  рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать  иллюстрации

(рисунки) в детских книгах.

Придумывать  и изображать  то, что каждый хочет, умеет, любит.

01.09. -05.09.

2.«Мастер Изображения учит видеть»

Находить,  рассматривать  красоту (интересное, эмоционально-образное,

необычное)  в обыкновенных явлениях (деталях) природы  (листья, капли дождя,

паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.)

и  рассуждать  об увиденном  (объяснять увиденное).

Видеть  зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять  геометрическую форму

простого плоского тела (листьев).

Сравнивать  различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать,  изображать  на плоскости  

графическими средствами  (цветные

карандаши, фломастеры)  заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы

(сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).  

08.09.-12.09

3.«Изображать можно пятном»

Использовать  пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить  форму пятна с  опытом зрительных впечатлений.

Видеть  зрительную метафору  —

находить  потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать  и  анализировать  (на

доступном уровне) изображения на основе

пятна  в иллюстрациях  художников к детским книгам.

Овладевать  первичными навыками изображения на плоскости  с помощью

пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать  изображения на основе пятна  методом от целого к частностям

(создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е.

дорисовывания пятна (кляксы).

15.09-19.09

4.«Изображать можно в объеме»

Находить  выразительные,  образные объемы в природе  (облака, камни, коряги,

плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных

изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала

(скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать  первичными  навыками изображения в объеме.

Изображать  в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания

(работа с пластилином).

22.09-26.09

5.«Изображать можно линией»

Овладевать  первичными навыками изображения на плоскости с помощью

линии,  навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой

карандаш, гелевая ручка).

Находить  и наблюдать  линии  и их ритм в природе.

Сочинять  и рассказывать  с

помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

29.10-03.10

6.«Разноцветные краски»

Создание красочного коврика.

Овладевать  первичными навыками работы гуашью.  

Соотносить  цвет с вызываемыми  им

предметными  ассоциациями (что бывает

красным, желтым и  т. д.),  приводить примеры.

Экспериментировать,  исследовать возможности краски в процессе создания

различных цветовых пятен, смешений и

наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. 

06.10-10.10

7. «Изображать можно и то, что невидимо (настроение)».

Соотносить  восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.  Осознавать, что изображать можно не

только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление,

восторг и т. д.).

Изображать  радость или грусть (работа гуашью). 

13.10-17.10

8.«Художники и зрители» (Обобщение темы).

Обсуждать  и анализировать  работы одноклассников с позиций  творческих

задач данной  темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально

оценивать  выставку  творческих работ одноклассников.  

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать  о своих впечатлениях и эмоционально  оценивать,  отвечать  на вопросы  по содержанию произведений

художников (В. Васнецов,  М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).  

20.10-24.10

Итого:

8 часов

Тема 2. Ты украшаешь (9 ч.) 1 час в неделю

1.«Мир полон украшений».

Находить  примеры декоративных

украшений  в окружающей

действительности (в школе, дома, на

улице).  

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть  неожиданную красоту в неброских,  на первый взгляд незаметных,

деталях природы,  любоваться  красотой природы.  

Создавать  роспись цветов-заготовок,

вырезанных из цветной бумаги (работа

гуашью).

Составлять  из готовых цветов

коллективную работу  (поместив цветы в

нарисованную на большом листе корзину или вазу).

27.10-31.10

2. «Цветы»

 Сравнивать и анализировать разные по форме и образу растения (цветы).

 Создавать роспись на бумаге бутона цветка

Работать в коллективе.

10.11-14.11

3.«Красоту надо уметь замечать».

Находить  природные  узоры  (сережки

на ветке,  кисть ягод, иней и т. д.)  и любоваться ими, выражать в беседе свои

впечатления.

Разглядывать  узоры  и формы,

созданные природой,  интерпретировать

их в собственных изображениях и

украшениях.

Изображать  (декоративно)  птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их

узоров, расцветки, форму украшающих их

деталей, узорчатую красоту фактуры.  

Осваивать  простые приемы  работы  в технике плоскостной и объемной

аппликации, живописной и графической

росписи, монотипии и т. д.

17.11-21.11

4.«Узоры  на крыльях». Ритм пятен.

 Разглядывать  узоры  и формы,

созданные природой,  интерпретировать

их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать  (декоративно)  птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их

узоров, расцветки, форму украшающих их

деталей, узорчатую красоту фактуры.  

Осваивать  простые приемы  работы  в технике плоскостной и объемной

аппликации, живописной и графической

росписи, монотипии и т. д.

 

24.11-28.11

5.«Красивые рыбы». Монотипия.

01.12-05.12

6.«Украшения птиц». Объемная аппликация.

08.12-12.12

15

7 «Узоры, которые создали люди»

Находить  орнаментальные украшения

в  предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать  орнаменты,  находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать  свой орнамент: образно, свободно написать красками и

кистью  декоративный  эскиз на листе бумаги.  

15.12-19.12

16

8. «Как украшает себя человек»

Рассматривать  изображения

сказочных героев в детских книгах.

Анализировать  украшения как знаки, помогающие узнавать героев  и

характеризующие их.

Изображать  сказочных героев,

опираясь на изображения характерных для

них  украшений  (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

22.12-26.12

9.«Мастер Украшения помогает сделать праздник». Обобщение темы.

Придумать,  как можно украсить свой  класс к празднику Нового года, какие

можно придумать украшения, фантазируя  на основе несложного алгоритма действий.

Создавать  несложные новогодние  украшения из  цветной  бумаги  (гирлянды,

елочные игрушки, карнавальные головные

уборы).  Выделять и соотносить  деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

12.01-16.01

Итого:

9 часов

Тема 3. Ты строишь. (11 ч.) 1 час в неделю

1.«Постройки в нашей жизни».

Рассматривать и сравнивать,

различные  архитектурные  постройки,иллюстрации из детских книг с

изображением жилищ, предметов

современного дизайна  с целью развития  наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности

конструктивных пространственных форм.

Изображать  придуманные дома для себя и своих друзей  или  сказочные дома

героев детских книг и мультфильмов.

19.01-23.01

2.«Дома бывают разными».

Соотносить  внешний вид

архитектурной постройки с ее

назначением.

Анализировать,  из каких основных  частей состоят дома.

Конструировать  изображение дома  с  помощью печаток («кирпичиков»)  (работа

гуашью).  

 

26.01-30.01

3.«Дома бывают разными».

02.02-06.02

4.«Домики, которые построила природа».

Наблюдать  постройки в природе (птичьи гнезда,  норки  зверей,  пчелиные

соты, панцирь черепахи,  раковины, стручки, орешки  и т. д.),  анализировать

их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать  (или лепить)  сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов,

цветов и т. п.  

09. 02-13.02

5.«Дом снаружи и внутри»

Понимать взаимосвязь внешнего вида

и внутренней конструкции дома.  

Придумывать  и  изображать

фантазийные дома (в виде  букв  алфавита,

различных бытовых предметов  и др.), их вид снаружи и внутри  (работа восковыми

мелками, цветными карандашами или

фломастерами по акварельному фону).  

24.02-27.02

6.«Строим город»

Рассматривать  и  сравнивать

реальные здания разных форм.  

Овладевать  первичными навыками

конструирования из бумаги.  

Конструировать  (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные

дома,  создавать  коллективный макет игрового городка.

02.03-06.03

7.«Все имеет свое строение».

Анализировать  различные предметы с точки зрения  строения их  формы, их

конструкции.

Составлять,  конструировать  из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения  животных  в

технике аппликации.

09.03-13.03

25,

26,

8,9.«Строим вещи».

Понимать, что в создании  формы предметов быта принимает участие

художник-дизайнер, который

придумывает,  как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать  (строить) из бумаги  различные  простые бытовые предметы,

упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

16.03-20.03

30.03-03.04

27,

28.

10, 11«Город, в котором мы живем».

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который  придумывает,  каким

быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.  

Делать  зарисовки  города по

впечатлению после экскурсии.

Участвовать  в создании

коллективных панно-коллажей  с изображением городских (сельских) улиц.  

Овладевать  навыками коллективной

творческой деятельности  под

руководством учителя.

Участвовать в обсуждении  итогов совместной практической деятельности.

06.04-10.04

13.04-17.04

Итого:

11 часов

Тема 4. Тема 4. «Изображение, украшение и постройка всегда помогают друг другу»(5ч.) 1 час в неделю

29.

1.«Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе»

Различать  три вида художественной деятельности  (по цели деятельности и как

последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения,  Мастера Украшения и

Мастера Постройки, их «участие» в создании  произведений искусства

(изобразительного, декоративного,

конструктивного).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура,

постройки, украшения),  выделять  в них

знакомые средства выражения,

определять задачи, которые решал автор в своей работе.

20.04-24.04

30.

2.«Праздник весны». Праздник птиц.

Наблюдать  и  анализировать

природные формы.

Овладевать  художественными

приемами работы с  бумагой

(бумагопластика), графическими

материалами, красками.

Фантазировать,  придумывать  декор на основе алгоритмически заданной

конструкции.  Придумывать,  как достраивать простые заданные формы,

изображая различных насекомых, птиц,

сказочных персонажей на  основе анализа

зрительных впечатлений, а также свойств

и возможностей заданных

художественных материалов.  

27.04-30.04

31.

3 «Разноцветные жуки».

К- уметь пользоваться языком изобразительного искусства

П-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Р- учиться работать по предложенному учителем плану.

04.05-08.05

32.

4 «Сказочная страна». Времена года.

Овладевать  навыками коллективной

деятельности,  работать  организованно в команде одноклассников под

руководством учителя.

Создавать  коллективное  панно-коллаж с изображением сказочного мира.

11.05-15.05

33.

5.«Здравствуй, лето!» Урок любования (обобщение темы)

Любоваться красотой природы.

Наблюдать  живую  природу  с точки зрения трех Мастеров, т. е.  имея в виду

задачи  трех видов художественной

деятельности. Характеризовать свои впечатления от

рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных

произведений в художественном музее

или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и

просмотра картин художников.

Создавать  композицию на тему

«Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

18.05-22.05

Итого:

5 ч.

Итого:

33 ч.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебники

  1. Л. А. Неменская   Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса начальной школы\ под редакцией Б. М. Неменского.-М.:Просвещение, 2011

Методические пособия для учителя

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству:1-4кл.\под редакцией Б. М. Неменского .-М.: Просвещение, 2010

Технические средства

  1. Классная магнитная доска с набором магнитов для крепления таблиц.
  2. Персональный компьютер (ноутбук)
  3. Фотокамера.
  4. МФУ

Учебно-практическое оборудование

  1. Краски гуашь, акварель не менее 9 цветов.
  2. Наборы цветных карандашей.
  3. Наборы фломастеров.
  4. Бумага
  5. Гуашь
  6.  Кисти
  7.  Ножницы
  8. Пастель
  9.  Клей
  10.  Цветная бумага
  11.  Фольга
  12.  Иллюстрации детских книг
  13. Методические пособия, выполненные учителем

Учебно-методическая литература:

  1. «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД», под ред. Б.М. Неменского, ФГОС, М., «Просвещение», 2012 год
  2. Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2009 г. Как проектировать универсальные учебные действия  в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2009.
  3. Проект. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго        поколения. М. «Просвещение» 2011
  4. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1—9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений; М.,«Просвещение» 2011.