Главные вкладки
Методы и принципы обучения детей ритмики и хореографии
Ритмика – является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры и др. всем трудовым процессам присущ определенный ритм. Человек, находящий правильный ритм своего действия, затрачивает только нужное количество энергии, и трудовой процесс протекает свободно, успешно, вызывает чувство удовлетворения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Ступникова Светлана Александровна
преподаватель по классу хореографии
МБОУДО «Федоровская ДШИ»
«Методы и принципы обучения детей ритмики и хореографии»
Ритмика – является базой для всякого искусства: музыки, поэзии, скульптуры, архитектуры и др. всем трудовым процессам присущ определенный ритм. Человек, находящий правильный ритм своего действия, затрачивает только нужное количество энергии, и трудовой процесс протекает свободно, успешно, вызывает чувство удовлетворения. Человек, владеющий чувством ритма, будут лучше играть, танцевать, петь. Занятия ритмикой положительно влияют на самочувствие, настроение учеников, исправляют недостатки физического и психического характера. Движение является биологической потребностью их организма. Дети подвижны, они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение, она побуждает у них светлые и радостные чувства. Ребенок получает огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания музыки с пластикой тела, у него повышается жизненный тонус. Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства.
2.Значение ритмического развития в дошкольный период.
В наше социально – ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребёнка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично – успешной личности ребёнка.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Предмет «Ритмика» с детьми дошкольного возраста входит в систему музыкального воспитания. На уроках ритмики происходит изучение тех элементов выразительности, которые естественно и логично могут быть отражены в движении, где развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание уроков «ритмика» создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.
3.Актуальность хореографического образования.
Хореографическое искусство - одно из универсальных средств всестороннего развития личности. Его специфика определяется многогранным воздействием на человека, так как хореография является синтетическим искусством и объединяет музыку, движение и театр.
Совершенствуя тело человека, влияя на становление эмоциональной сферы, воспитывая через музыку духовно, хореография способствует раскрытию творческого и познавательного потенциала, дает импульс к самосовершенствованию, постоянному личностному росту. Именно поэтому на различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела, духа и души человека.
Цели хореографического развития детей:
Развитие творческого потенциала ребёнка, воспитание национального самосознания к музыке через танец, воспитание музыкально-двигательной культуры. Дать учащемуся необходимые двигательные навыки, увлечь, заинтересовать, предоставить возможность почувствовать радость от ощущения своего тела, свободно двигающегося и подчиняющегося музыкальным ритмам. Это будет способствовать гармоническому развитию души и тела ребёнка.
Чтобы дети, к концу своих занятий могли сказать – не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения. Познакомить учащихся с хореографической лексикой, ритмическим рисунком разнообразного музыкального материала. Научить учащихся правильной постановке корпуса, позиции рук и ног, движению в ритм музыке. Развить: внимание, навыки и умения работать самостоятельно.
Задачи хореографического развития детей:
Развитие и сохранение здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание организованной, гармонически развитой личности, восприятия характера музыки, развитие музыкально-выразительных представлений и творческой активности, воспитание чувства ритма, музыкально-ритмической памяти и сознательное освоение детьми метроритмической структуры музыки.
1.Воспитательные задачи:
воспитать:
- творческую личность, ориентированную на активное познание мира и участие в жизни общества;
- стремление к здоровому образу жизни;
- чувство ответственности и дисциплину;
- самостоятельность, целеустремленность, инициативность;
- терпение и силу воли для достижения результатов;
- сформировать дружный коллектив и способствовать возникновению уважительных отношений между учащимися.
2. Развивающие задачи:
развивать физические качества и специальные навыки:
- Опорно-двигательного аппарата, постановки корпуса и стопы
- Чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовать движения с музыкой,
- силу,
- выносливость,
- развивать психологические и интеллектуальные качества:
- образное мышление;
- музыкальные способности;
- зрительную память и специфические виды памяти: моторную, слуховую и образную;
- эмоциональную выразительность;
- коммуникативные качества;
- общий уровень культуры (посещение художественных и музыкальных мероприятий);
Принципы обучения детей хореографии:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приёмы обучения детей хореографии.
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на уроке, а о том, чтобы пронизывать урок игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Наглядный метод - выразительный показ под счет, с музыкой.
Занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий на первом году обучения - 30 минут.
Обязательными условиями проведения занятий в хореографическом зале являются:
· соответствие зала и занятий санитарным нормам и правилам;
· наличие формы;
· наполняемость групп не более 15 человек.
В процессе изучения курса дети знакомятся с основами танцевального искусства, осваивают репертуар, показывают свое мастерство на детских праздниках и концертах.
Репертуар к программе подобран для каждого возраста детей и прописан в содержании программы.
Главным возбудителем фантазии ребенка является музыка. Поэтому музыкальный материал подбирается особенно тщательно, по следующим принципам:
· соответствие возрасту;
· художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;
· моторный характер музыкального произведения, побуждающий к движениям;
· разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен, музыки из мультфильмов.
На основе подобранного музыкального материала создается танцевальный репертуар.
Важно, чтобы в процессе занятий по хореографии, приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а развивало музыкально-танцевальные и общие способности, творчество, формировало основы духовной культуры детей.
Главный ожидаемый результат: овладение детьми навыками искусства танца, способности и желание продолжать занятия хореографией.
3.Особенности образовательного процесса.
Подготовительный класс имеет важное значение в процессе обучения предмета ритмики, поскольку именно в подготовительном классе закладывается та основа, на которую в дальнейшем будет опираться вся учебно-воспитательная и образовательная деятельность. Это касается как навыков, которым ребята будут обучаться, так и заинтересованности детей в процессе обучения, их мотивации. Педагогу крайне важно увлечь учащихся, создать в классе особую творческую атмосферу сотрудничества и взаимо поддержки, а также показать заинтересованность и ожидание творческой активности от каждого учащегося.
При построении урока преподавателю следует учитывать степень психофизического развития учащихся, а также опираться на общий уровень хореографической подготовки класса, группы в целом. Задача каждого урока должна быть по силам учащимся, иначе у детей быстро снижается интерес к занятиям. Также следует учитывать и рационально дозировать физическую нагрузку, избегая перенапряжения детей. Важно помнить, что положительные ожидания от каждого учащегося производят огромный развивающий эффект.
Учитывая возрастные особенности учащихся, в построении урока следует избегать монотонности, чередовать различные по характеру движения, периодически включать развивающие игры, творческие задания и импровизацию.
4.Рекомендуемые игры:
«Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Дети расходятся, образуя круг.
Он становится большой. Вот какой!
Показываем руками большой шар.
друг шар лопнул: «с-с-с».
Сужаем круг к центру.
Воздух вышел.
Поднимаем ручки вверх.
Стал он тонкий и худой.
Показываем ручками, какой стал шарик.
Мы не станем горевать.
Качаем головой.
Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик.
Дети расходятся, образуя круг.
Он становится большой. Вот какой!
Показываем ручками, какой стал шарик.
«Шел король по лесу»
Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
(Все вместе весело прыгаем.)
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
(Трясем правой и левой ногой.)
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
(Хлопаем в ладоши.)
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
(Топаем ногами.)
Головкой покачаем.
Качаем головой из стороны в сторону.
Сначала начинаем!
Игра начинается сначала.
«Заинька»
Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так походи.
Вот так походи.
(Топаем ногами и идем на месте.)
Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так покружись.
Вот так покружись.
(Кружимся вокруг себя несколько раз.)
Заинька, топни ножкой.
Серенький, топни ножкой.
Вот так топни ножкой,
Вот так топни ножкой.
(Топаем.)
Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так попляши,
Вот так попляши.
(Танцуем вприсядку.)
Заинька, поклонись
Серенький, поклонись.
Вот так поклонись,
Вот так поклонись.
(Кланяемся всем.)
«Как – то рано поутру»
Как – то рано по утру я вскричал: «кукареку!», «квак-квак» (присесть колени в стороны и прыгаем), «му-му-му» (показываем рога), проскакала кенгуру (скачем), зарычали волки (рычим) и упали мишки с полки (ножки согнуть и упасть на спину).
«Еду на танке»
Еду на танке «ду-ду-ду) 2р» (руки согнутые перед собой поочерёдно работают вперёд рывками, шагаем на месте по 2 позиции, слова повторить исполняя поворот вокруг себя). Вижу корову (показать ладонь ко лбу и рога). В шапке ушанке (изобразить круг двумя руками вокруг головы, развести руки в стороны).
«Что за птица в небе синем»
Что за птица в небе синем высоко)2р (руки вверх и релеве).Это мчаться самолёты далеко)2р (посмотреть, ладонь ко лбу, изображаем летающие самолёты).
«Зеркало»
Разбиться по парам, один человек показывает движения а другой его копирует.
«Ручеёк»
Дети встают друг за другом, взявшись за руки. Первый ребёнок делает какое либо движение соединённой рукой, а остальные по цепочке повторяют его. (рука либо в сторону, либо вверх, либо вперёд).
«Сигнал»
По сигналу дети изображают: зайчиков, птичек, рыбок, лягушек, мишек, лисиц.
Игра
«Новогодний карнавал»
Исполняем, взявшись за руки по кругу. Мелодия «жили у бабуси».
Идем по кругу, держась за руки – «Лесом по просёлку шли сюда на ёлку. Ну, давай, подпевай, шли сюда на ёлку».
Бег на носочках друг за другом, руки перед грудью, как лапки у зайчиков. – «Вот бегут зайчишки, зайчики-трусишки. Ушками задвигали, у ёлочки запрыгали».
Идём друг за другом, высоко поднимая колени, широкие маховые движения руками. – «Вот шагают петушки, золотые гребешки, красные сапожки на высоких ножках».
Мягкий пружинистый шаг, поочерёдно вытягивая перед собой мягкие руки – «лапки». – «Ну-ка, выходи-ка, серый кот мурлыка, бархатные лапки, на лапках ЦАП-царапки».
Шаги вразвалочку, раскачиваясь из стороны в сторону, слегка пружиня колени. – «Вышел из берлоги мишка на дорогу. Лапками захлопал, по снегу затопал».
Идем по кругу, держась за руки –«Лесом по просёлку шли сюда на ёлку. Ну, давай, подпевай, шли сюда на ёлку».
Игра
«Арам шим, шим»
Игроки идут по кругу, водящий – в центре круга, поворот вокруг себя в противоположную сторону: «Арам шим,шим. Арам шим, шим. Арамиядульсия покажи - ка на меня. И раз, и два, и три».
Игроки и водящий останавливаются. Тот человек, на кого указал пальцем водящий, выходит в центр и становится спиной к водящему. Остальные игроки говорят: «И раз, и два, и три».
Стоящие в центре, поворачивают голову в какую-либо сторону. Если они повернули голову в одну сторону, то – обнимаются, если в разные, то – жмут друг другу руки. Водящий меняется и игра повторяется.
Игра «Самолетики - вертолетики
Описание:
Дети делятся на две команды с одноименными игре названиями. Каждой команде определяется свой музыкальный фрагмент, и когда музыка той или иной команды звучит, то они начинают хаотично двигаться по залу и по окончании должны вернуться на исходное место и выполнить задания преподавателя. Например, прыжки на месте, полуприседания, исполнить хлопки или притопы. Если звучит музыка другой команды, то команда, чья музыка не звучит, стоит на месте («на аэродроме»).
Игра развивает:
- умение владеть танцевальной площадкой; быстроту движений, реакцию; музыкальный слух;
- память, так как ребенок запоминает задание и исполняет его спустя некоторое время.
Игра «Мыши и мышеловка»
Описание:
Дети становятся в один общий круг, держась за руки. Далее по команде преподавателя они производят расчет на «первый», «второй» (это делается затем, чтобы дети и преподаватель могли определить, кто будет являться «мышками», а кто - «мышеловкой»). Далее все участники, являющиеся «первыми», делают шаг в круг и смыкают его, взяв друг друга за руки, образовывая замкнутую «мышеловку». А «вторые», т.е. «мышки» становятся за пределы «мышеловки».
Начинается игра. Звучит музыка. На вступление «мыши» еще не двигаются и только потом, когда зазвучала основная мелодия «мыши» пробегают посередине «мышеловки» и проскакивают в воротца, которые образуют игроки «мышеловки», подняв сцепленные руки вверх. Как только музыка обрывается, игроки «мышеловки» опускают руки и закрывают «мышеловку». Оставшиеся «мышки» внутри, считаются пойманными. Они становятся в общий круг, присоединятся к «мышеловке». Игра продолжается. Можно провести игру 3-4 раза. А затем поменять игроков местами. «Вторые» становятся «мышеловкой», а «первые» - мышками.
Игра развивает и учит:
- координацию движения ребенка; умение ориентироваться в пространстве; формировать рисунок танца - круг;
- коллективной работе, находясь в роли «мышеловки»;
- развивает музыкальность (так как начало и окончание движения связано с музыкой).
Методические рекомендации:
· Занятия ритмикой необходимо проводить в танцевальном зале, оборудованном станками, зеркалами.
· Во время занятий педагогу следует периодически менять направление движения детей, с тем, чтобы, поворачиваясь то лицом, то спиной к зеркалу, они научились контролировать себя через ощущение. Постоянные занятия лицом к зеркалу не дадут возможности почувствовать свое тело и мышцы, а впоследствии затруднят ориентацию при выступлении на сцене.
· Следует, как можно чаще менять построение детей в зале, менять в последовательном порядке линии, по которым выстроены дети. В противном случае, дети, постоянно находящиеся в последних линиях, привыкнув смотреть на ноги впереди стоящих, никогда не научатся мыслить и работать самостоятельно.
· Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное объяснение может привести к потере внимания. Ограничиваться только практическим показом нельзя, в этом случае дети воспринимают материал подражательно, неосознанно.
· Для приобретения детьми навыков в системе классического танца и их закрепления требуется определенная повторяемость и последовательность. Исходя из этого, занятия надо составлять так, чтобы объем мышц нарастал пропорционально, не деформируя контуры ног и тела. Повторяемость движений должна быть умеренной и не слишком однообразной. Не следует требовать полной выворотности ног от детей дошкольного возраста, если только она не является природной особенностью ребенка.
· В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям, учитывая их возрастные особенности, творческие наклонности и физические данные, степень восприятия и усвоения материала.
· Овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться положительным эмоциональным настроем. На занятиях можно использовать стихотворения, сказочные сюжеты, скороговорки, считалки. Это обогатит образную речь детей, разнообразит эмоциональный фон общения.
· В хореографии, как и в любом искусстве, нет художественных приемов, хороших и годных на все времена. Художественный прием, естественно и органично вошедший в общую танцевальную палитру, служит раскрытию выразительной природы танцевальной образности. Современность хореографического искусства, прежде всего современность его хореографического образного мышления, в котором изобразительность и выразительность всегда существуют в единстве.
· В работе с детьми дошкольного возраста важно «не стремиться к высоким исполнительским достижениям, как самоцели, а использовать навыки, знания и умения, полученные на занятиях по ритмике для раскрытия и развития индивидуальности каждого ребенка в атмосфере доброжелательности, любви и уважения к своим воспитанникам и профессиональному делу».
Дополнительные методические рекомендации преподавателям.
Программные требования. Прослушав музыку, педагог предлагает детям самостоятельно отобразить её характер в движениях. Это даёт ему возможность выявить детей отношение к данному произведению, а также определить их творческие возможности. Педагог обращает внимание детей на более удачное исполнение. Иногда лучшие варианты повторяются всеми детьми. Так создаются сочиненные детьми и совместно с педагогом игровые упражнения, танцы.
Творческий процесс способствует развитию познавательного интереса. Важно уметь подбирать такие упражнения, игры, пляски, которые формировали бы у детей отношение к окружающему миру, углубляли их представления о жизни, труде, природе.
После прослушивания музыки и определения её характера (спокойный, бодрый, веселый и т.д.) педагог показывает детям зафиксированные движения (гимнастические, танцевальные), стараясь добиться правильной реакции на музыку и выразительности исполнения движений. Выразительное исполнение музыки должно способствовать созданию ярких художественных образов, близких и понятных детям и легко поддающимся передаче средствами движения.
Стимулировать проявления активности и самостоятельности детей в передаче характера музыки своего отношения к музыкальному произведению через движение.
Темп.
Методические рекомендации.
При исполнении музыкального произведения точно соблюдать предложенный композитором темп. Воспитывать у детей умение удерживать нужный темп, что положительно скажется и на занятиях по специальности, сольфеджио, хоровом классе.
Программные требования.
1. Уметь двигаться в темпе исполняемого произведения.
2. Узнавать темпы: медленный, быстрый, умеренный.
3. Уметь ускорять и замедлять темп.
4. Выполнять по памяти ходьбу, бег, ритмические рисунки в заданном темпе после временного прекращения музыки (в знакомых музыкальных произведениях и упражнениях «эхо»).
5. Сохранять заданный темп в речевых упражнениях (произнесение текста в заданном темпе во время ходьбы или бега равными длительностями).
Динамика.
Методические рекомендации.
Характер музыки, темп и динамика неотделимы друг от друга, и работа над ними осуществляется в тесном единстве, часто на одном и том же музыкальном материале. Этим темы находят своё выражение в творчестве детей, в импровизациях различных движений под музыку, в свободных танцевальных движениях, а также упражнениях, играх и танцах с фиксированными движениям.
Программные требования.
1. Ознакомиться с динамическими контрастами в связи со смысловым содержанием прослушиваемого произведения.
2. Обращать внимание на связь между динамикой и изменением силы мышечного напряжения. На f – движения энергичней, мышечное напряжение больше, затрата энергии значительней, чем на p. На p –легкий бег, на f – бег широким шагом Упражнение для рук: «покачаемся с лентами», «маленькие и большие», «крылья бабочки».
Метроритм.
Методические рекомендации.
Ритм является одним из важных выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых музыкально-ритмических заданий, преследующих дидактические цели, следует так же учить детей выполнять их в характере музыки. В процессе занятий, дети, двигательно реагируя на музыку, подчеркивают метрические доли. Отмечать их можно хлопками, шагами.
Например, на сильную долю сделать хлопок, на слабую – развести руки в стороны; топать одной ногой на сильную долю, или при ходьбе делать акцент одной ногой; бросать мяч на сильную долю. Эти упражнения даются в размере 2/4 и ¾. Предлагая исполнить упражнение «эхо», педагог – концертмейстер проигрывает на фортепиано 2-4 такта пьесы или придумывает ритмы сам, а дети повторяют ритмические рисунки, выполняя их хлопками или шагами. Иногда для этой цели можно использовать удары в бубен, барабан или ударные инструменты. Можно предложить детям самим придумывать ритмические рисунки (один ребенок прохлопывает придуманный им ритмический рисунок, другой его повторяет).
Можно подобрать пьесы, в которых ритмический рисунок фраз повторяется (1-2, 3-4, 5-6 и т.д.). Затем первая фраза проигрывается громко, вторая – тихо.
Дети, прослушав первую фразу, отстукивают пальцем о палец ритм второй фразы или прохлопывают её в ладоши. При повторении упражнения дети шагают под музыку четных фраз. Затем четные фразы не проигрываются на инструменте, и дети отмечают ритмический рисунок фразы без музыкального сопровождения хлопками или шагами по памяти. Овладение дирижерским жестом помогает ощутить двухдольность и трехдольность музыкального произведения, передать его характер и жанр (марш, вальс, полька, колыбельная и т.д.).
Заключение.
Подготовительный класс имеет важное значение в процессе обучения предмета ритмики, поскольку именно в подготовительном классе закладывается та основа, на которую в дальнейшем будет опираться вся учебно-воспитательная и образовательная деятельность. Это касается как навыков, которым ребята будут обучаться, так и заинтересованности детей в процессе обучения, их мотивации. Педагогу крайне важно увлечь учащихся, создать в классе особую творческую атмосферу сотрудничества и взаимоподдержки, а также показать заинтересованность и ожидание творческой активности от каждого учащегося.
При построении урока преподавателю следует учитывать степень психофизического развития учащихся, а также опираться на общий уровень хореографической подготовки класса, группы в целом. Задача каждого урока должна быть по силам учащимся, иначе у детей быстро снижается интерес к занятиям. Также следует учитывать и рационально дозировать физическую нагрузку, избегая перенапряжения детей. Важно помнить, что положительные ожидания от каждого учащегося производят огромный развивающий эффект.
Учитывая возрастные особенности учащихся, в построении урока следует избегать монотонности, чередовать различные по характеру движения, периодически включать развивающие игры, творческие задания и импровизацию.
Список литературы.
1.Барышникова Т. К., Азбука хореографии; С. — П.: «Респекс» «Люкси», 1996.
2. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов ВУЗа / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
3. Пуртова Т. В., Беликова А. П., Кветная О. В. Учите детей танцевать.- «Владос», — М.:2004.